Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемСергей Чекмасов
1 Наталья Юрьевна Синягина, доктор психологических наук, профессор, директор ФГБНУ «Центр исследования проблем воспитания, формирования здорового образа жизни, профилактики наркомании, социально- педагогической поддержки детей и молодежи» cipv.ru Москва, 2014 Поликультурное воспитание: от поликультурного шока к конструктивному диалогу
2 «Национальные черты нельзя преувеличивать, делать их исключительными. Национальные особенности сближают людей, заинтересовывают людей других национальностей, а не изымают людей из национального окружения других народов, не замыкают народы в себе» Д. Лихачев Национальный вопрос для России болезненен потому, что существует проблема массового притока мигрантов, ведущего к изменению этнического состава, обострению проблем национального характера. Приток мигрантов как таковой имеет 2 стороны: позитивную – решает проблему занятости рабочих мест и обогащает российскую культуру, и негативную - провоцирует ксенофобию и экстремизм. Современная Россия, являющаяся многонациональным государством, в котором проживает более 130 национальностей, характеризуется тенденцией межэтнического расслоения, которое нередко переходит в национальную нетерпимость и непримиримость.
3 Недоброжелательные высказывания о своем народе слышали или читали все 100% опрошенных школьников всех национальностей. «Есть ли национальности, к которым вы испытываете неприязнь?» школьниками было сказано «да». 83% 61,4% в перечне национальностей, к которым испытывается предубеждение,назвали национальности народов Кавказа. Мнение современного подростка в значительной степени отражает состояние массового сознания взрослых. Одним из серьезных препятствий на пути стабилизации межэтнических отношений в образовательной среде является отсутствие позитивного образа этнических отношений в общественном сознании. Свою национальность почти половина детей осознает к шести годам, к девяти годам о ней знают все дети.
4 Предотвращение проявлений межнациональной розни казалось ! бы возможно средствами образования ! Однако педагогам также присущ высокий уровень ксенофобии 54,3% и негативизма по отношению к ряду национальностей. и негативизма по отношению к ряду национальностей. 65% Важно поликультурное образование - формирование уважения и сохранения культурного многообразия; - поддержка равных прав на образование и воспитание; - формирование и развитие в духе общенациональных, политических, экономических, духовных ценностей. Данные Синягиной Н.Ю., 2009 г.
5 Поликультурное воспитание - психолого-педагогический процесс, предполагающий учет культурных и воспитательных интересов разных национальных и этнических меньшинств. Оно предусматривает: - адаптацию человека к различным ценностям в ситуации существования множества разнородных культур; - адаптацию человека к различным ценностям в ситуации существования множества разнородных культур; - взаимодействие между людьми разных традиций; ориентацию на диалог культур; - отказ от культурно-образовательной монополии в отношении других наций и народов. Воспитанность - реальный уровень сознания и поведения человека, отвечающий менталитету, духовно-нравственным нормам сосуществования людей. По отношению к ребенку – наиболее общий, интегративный результат воспитательного взаимодействия семьи, школы, общества.
6 Основная идея поликультурного воспитания: вне зависимости от расовой, этнической, конфессиональной принадлежности все граждане России должны осознавать себя единой гражданской нацией, которая вместе с тем является неотъемлемой частью великой российской нации. Взаимоотношения, поведение и установки людей – это, прежде всего, элемент культуры, которая представляет собой традиции, нормы, ценности, взгляды, убеждения, привычки, правила, проявляющиеся в поведении и отношениях. Мощным инструментом воспитания являются традиции - набор представлений, обычаев, привычек и навыков практической деятельности, передаваемых из поколения в поколение, выступающих регуляторами общественных отношений. Другим инструментом воспитания являются нормы - регулирующие правила, указывающие границы своего применения. Поликультурное воспитание – это комплексный разносторонний процесс социализации личности, основанный на преемственности культуры, традиций и норм. Одним из основных направлений поликультурного воспитания является формирование социального стандарта - модели ожидаемого социальной общностью поведения со стороны ее членов.
7 Миссия Поликультурное воспитание на основе наполнения ценностями общечеловеческой, национальной и индивидуальной культуры обеспечивает единство и преемственность отечественных и мировых культурных традиций. Содержание Поликультурного воспитания определено с учетом факторов: свободный выбор учащихся в соответствии с их склонностями и интересами; Поликультурного воспитания определено с учетом факторов: свободный выбор учащихся в соответствии с их склонностями и интересами; необходимость гармоничного включения процесса передачи уникального этнокультурного наследия в систему освоения личностью общечеловеческих нравственных, эстетических и культурных ценностей, что обеспечено следующей логикой: от восприятия культуры собственного народа к культуре соседних народов, затем к пониманию мировой культуры.
8 Поликультурное воспитание предполагает учет возрастных особенностей и ориентировано: - в дошкольном и младшем школьном возрасте - формы и методы, направленные на чувственное познание жизни и узнавание ценностей культуры, эстетическое и нравственное сопереживание; - в подростковом возрасте – это технологии формирования нравственных основ и выбор жизненных ориентиров, воспитания социальной зрелости, гражданская идентификация, включения подростков в ситуации выбора ценностей, их осмысления, определения нравственно-мотивированного отношения к ним, помощь в оценке и самооценке своих действий, поступков, вовлечения в культурное творчество. - в старшем школьном возрасте - воспитательные технологии, имеющие ценностно-ориентационный и рефлексивно-творческий характер.
9 6-7 лет 4-6 лет 3-4 года Программа поликультурного воспитания в дошкольном учреждении предусматривает реализацию следующих основных разделов: «Ты и твое имя», «Хороший-плохой поступок», «Семья», «Дом», «Общие игры и игрушки» и др. «Твои друзья», «Дружба», «Честность», «Добро и зло», «Родина» и др. «Человек и природа», «Человек и общество», «Человек и история», «Человек и мир» и др. Рекомендуются занятий по программам «Мир вокруг», «Иностранный язык», «Родной язык», «Язык большой страны», «Развивающие игры и упражнения», «Информационная культура» и др. Реализация поликультурного компонента осуществляется через: обогащение базовых образовательных дисциплин поликультурной проблематикой, путем включения, в учебный процесс дополнительных материалов, способствующих поликультурному просвещению всех учащихся (вне зависимости от их национальной принадлежности); обогащение базовых образовательных дисциплин поликультурной проблематикой, путем включения, в учебный процесс дополнительных материалов, способствующих поликультурному просвещению всех учащихся (вне зависимости от их национальной принадлежности); введение спецкурсов, отражающих национальную духовную культуру и историю представленных в школе этнических групп: «Введение в этнологию»; «Культура и искусство народов мира». введение спецкурсов, отражающих национальную духовную культуру и историю представленных в школе этнических групп: «Введение в этнологию»; «Культура и искусство народов мира». организацию воспитательной работы в образовательном учреждении. организацию воспитательной работы в образовательном учреждении. обеспечение деятельности системы дополнительного образования в образовательном учреждении. обеспечение деятельности системы дополнительного образования в образовательном учреждении.
10 1-3 (4) классы (начальная школа). Реализация Программы поликультурного воспитания в данном возрасте направлена на: расширение кругозора учащихся; расширение кругозора учащихся; выработку умения видеть взаимосвязь взаимовлияние культур, определять общность и различия в историческом, научном, культурном развитии разных народов; осознание ценности самобытности этнокультур; выработку умения видеть взаимосвязь взаимовлияние культур, определять общность и различия в историческом, научном, культурном развитии разных народов; осознание ценности самобытности этнокультур; воспитание личности в духе мира, взаимопонимания и взаимо- уважения между представителями различных этносоциумов. воспитание личности в духе мира, взаимопонимания и взаимо- уважения между представителями различных этносоциумов. Рекомендуются занятия гуманитарного характера: «История народа», «Национальный язык», «Национальная литература»,«Искусство», «Введение в этнологию». 5-8 классы (среднее звено). формирование умения анализировать и сопоставлять взгляды на социальные процессы и явления; формирование умения анализировать и сопоставлять взгляды на социальные процессы и явления; развитие навыков конструктивного общения и взаимодействия; развитие навыков конструктивного общения и взаимодействия; формирование духовно-нравственных ценностей в структуре личности. формирование духовно-нравственных ценностей в структуре личности. Рекомендуются продолжение и расширение тематики спецкурсов гуманитарного цикла: «История российских народов», «Национальные языки России», «Национальная литература», «Искусство», «Введение в этнологию», введение нового курса «Основы нравственности».
11 9-11 классы (старшая школа). формирование всесторонне и гармонически развитой личности, способной к творческому саморазвитию и осуществляющей этнокультурное и гражданское самоопределение на основе национальной традиции, ценностей российской и мировой культуры; формирование всесторонне и гармонически развитой личности, способной к творческому саморазвитию и осуществляющей этнокультурное и гражданское самоопределение на основе национальной традиции, ценностей российской и мировой культуры; формирование российской гражданской идентичности развивающейся личности в условиях социально-политического многообразия Российской Федерации, поликультурности и полилингвальности многонационального народа России; формирование российской гражданской идентичности развивающейся личности в условиях социально-политического многообразия Российской Федерации, поликультурности и полилингвальности многонационального народа России; эффективная подготовка выпускников школы и вуза к жизни в условиях федеративного государства и современной цивилизации, расширение возможностей самореализации, социального роста, повышения качества жизни. эффективная подготовка выпускников школы и вуза к жизни в условиях федеративного государства и современной цивилизации, расширение возможностей самореализации, социального роста, повышения качества жизни. Программа поликультурного воспитания и её отдельные разделы могут быть реализованы в системе дополнительного образования дошкольников: специалистами и руководителями кружков и другими специалистами, учитывающими в воспитательном процессе поликультурный компонент в условиях работы дошкольных образовательных учреждений.
12 В реализации поликультурного воспитания значительную роль играет кадровый аспект, обусловленный необходимостью специальной подготовки педагогов, профессионально и личностно пригодных к работе по реализации поставленных задач. Важное значение имеет включение в разные направления реализации Программы родителей и прародителей воспитанников. Существенным моментом реализации программы поликультурного воспитания выступает прогнозирование и минимизация педагогических рисков. К наиболее значимым рискам следует отнести кадровые риски, содержательно-методические, организационно-финансовые и технологические риски, связанные со степенью готовности образовательных учреждений к реализации поликультурной образовательной модели на этапах организации, планирования и координации работ.
13 Данные апробации модели поликультурного образования и воспитания Необходимость реализации поликультурного образования одобрило 57,4%педагогов 62,2%родителей 75% учащихся К трудностям внедрения поликультурной образовательной модели в образовательный процесс отнесены: Загруженность учебно-воспитательного процесса: отметили - 32% педагогов, 43% родителей и 17% учащихся (цифры здесь и далее округлены). Загруженность учебно-воспитательного процесса: отметили - 32% педагогов, 43% родителей и 17% учащихся (цифры здесь и далее округлены). Отсутствие компетентных специалистов: отметили 21% педагогов. Отсутствие компетентных специалистов: отметили 21% педагогов. Отсутствие необходимых содержательных материалов: отметили 23% педагогов. Отсутствие необходимых содержательных материалов: отметили 23% педагогов.
14 Литература: 1. Абульханова - Славская К.А. Стратегия жизни.- М.: Мысль, С Асмолов А.Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров. -М.:Институт практической психологии, с. 3. Асмолов А.Г. Образование как расширение возможностей развития личности.// Вопросы психологии –2.- С.-7– Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года - shtml shtml 5. Синягина Н.Ю. Сущность, причины и профилактика этнических кон- фликтов.- «Акмеология» С Солдатова Г.У. Психология межэтнической напряженности. - М.: «Наука», – 315 с. 7. Тишков В. А. Культурная мозаика и этническая политика в России // Межкультурный диалог: Лекции по проблемам межэтнического и межконфессионального взаимодействия / Под ред. М. Ю. Мартыновой, В. А. Тишкова, Н. М. Лебедевой. – М., Фельдштейн Д.И. Психология взросления: структурно- содержательные характеристики процесса развития личности: Избранные труды. - 2-е изд. - М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, с.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.