Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемВладимир Евланин
1 ПРИМЕРНЫЕ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ : ТОЧКА ВЫБОРА. Шиян Ольга Александровна Ведущий научный сотрудник МГПУ
2 Первоочередные документы Федеральный закон об образовании от 29 декабря 2012 г. N 273- ФЗ " Об образовании в Российской Федерации » ФГОС дошкольного образования, Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155 Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г ( Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования ) Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 10 декабря 2013 г ( Об утверждении показателей деятельности дошкольной образовательной организации, подлежащей самообследованию ) Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации и Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки, / от 7 февраля, 2014 г. Комментарий ФГОС дошкольного образования от 28 февраля Проекты примерных основных программ дошкольного образования
3 Закон об образовании Ст. 12. П.6. Образовательные программы дошкольного образования разрабатываются и утверждаются образовательной организацией в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования и с учетом соответствующих примерных образовательных программ дошкольного образования Объем обязательной части Программы рекомендуется не менее 60% от ее общего объема ; части, формируемой участниками образовательных отношений, не более 40%.
4 Группы различной направленности ( общеразвивающей, компенсирующей, оздоровительной или комбинированной ) могут реализовывать различные программы РЕАЛИЗАЦИЯ ООП НЕ ОГРАНИЧИВАЕТ ПОЛУЧЕНИЕ ПЛАТНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ ВОСПИТАННИКОМ ДЕТСКОГО САДА
5 Возможна ли разработка собственной ООП образовательной организацией ? Нужна ли разработка собственной ООП образовательной организацией ? Бегство от свободы – вынужденное или добровольное
6 Что может инициировать проект ? Только осознание « зазора » НОРМАДЕЯТЕЛЬНОСТЬ цельРЕАЛЬНОСТЬ
7 Требования к дошкольному детству Ранний старт Эмоциональное благополучие
8 Развилки дошкольного образования Акселерация развития Амплификация развития
9 ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ обоснование Запорожец А. В.: амплификация развития Широкое развертывание и максимальное обогащение специфически детских форм деятельности
10 Особенности ФГОС ДО Ориентиры : Развитие личности и индивидуальности Самостоятельная ценность дошкольного детства
11 Что может инициировать проект ? Только осознание « зазора » НОРМАДЕЯТЕЛЬНОСТЬ цельРЕАЛЬНОСТЬ
12 Социальный навигатор 2014: рейтинг муниципальных садов России Основная масса детских садов во всех случаях соответствует оценке « удовлетворительно » – 96,2 % в 2012 году и 99,3% в 2013 году и 94,9% в 2014 году.
13 ориентироваться на стимулирование инициативы ребенка, создавать условия для его свободного развития через индивидуализацию образовательного процесса, организацию диалогических отношений с педагогами усиления образовательной составляющей в дошкольном возрасте. Определения нового качества дошкольного образования как образования развивающего ( амплифицирующего ), в равной степени избегающего рисков натаскивания к школе или невмешательства в процесс развития. Стандарт условий и стандарт детских достижений Основные тенденции
14 Образовательная среда ФГОС : 3.3. Важнейшим условием реализации программы является создание образовательной среды, и эмоционально комфортной и развивающей для ребенка. Пребывание в детском саду должно доставлять ребенку радость, а образовательные ситуации должны быть увлекательными. Предметно – пространственная развивающая среда ( насыщенная, полифункциональная, трансформируемая, вариативная, доступная, безопасная )
15 Образовательная среда - способ действия ребенка, задаваемый пространством, структурой программы и взаимодействием взрослого Синтетический характер предмета оценки : ПРИМЕР : НЕ НАЛИЧИЕ ИГРУШЕК, А ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ И ДОСТУПНОСТЬ Образовательная среда – « скрытое содержание образования »
16 Стандартизированные инструменты оценки образовательных условий. Шкалы оценки образовательной среды Early Childhood Environment Rating Scale-Revised (ECERS-R) Infant and Toddler Environment Rating Scale (ITERS-R) Family Day Care Rating Scale (FDCRS) Оценка образовательных практик в образовании детей раннего возраста (Assessment of Practices in Early Elementary Classrooms (APEEC)). Шкала детско - взрослых интеракций (Caregiver Interaction Scale (CIS)) Шкала наблюдений за взаимодействием детей в классной комнате (Classroom Assessment Scoring System (CLASS)). « Освоение речи грамотности в дошкольном возрасте : шкала наблюдений » (Early Language and Literacy Classroom Observation (ELLCO)).
17 Апробация шкал оценки среды : предварительные результаты Безопасность Гигиена Пространство Мебель Повышение квалификации Возможность уединения Возможность общаться с педагогом индивидуально Нерегламентированное общение Свободная игра Доступность материалов Готовность к культурному многообразию Вовлечение родителей Зоны благополучия Зоны неблагополучия
18 Проекты примерных программ « От рождения до школы » « Истоки » « Золотой ключик » « Открытия » « Программа Монтессори » « Березка » ( Вальдорфская педагогика ) « Тропинки » … Важно увидеть зазор, а не сходство !
19 Наименование программы по которым работают воспитатели % Количество « От рождения до школы » ( Н. Е. Веракса, Т. С. Комарова, М. А. Васильева ) %51 « Школа 2100» ( А. А. Леонтьев, Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева и др.) %3,4 « Развитие » ( Л. А. Венгер, О. М. Дьяченко и др.) %4 « Истоки » ( Центр Дошкольное детство им А. В. Запорожец %0,6 « Мозаика » %41
20 Критерии сравнения ПООП Плохо работающие Теоретические обоснования Авторы Основные разделы Характеристики возраста и целевых ориентиров Работающие Наличие или отсутствие нового содержания ( авторских программ ) организационной схемы Нового описания возрастных характеристик
21 « От рождения до школы » преимущества Риски Традиционность ( бывшая « Типовая » программа ) Большое методическое обеспечение ( в том числе « Школа 7 гномов », приложения ) От младенческого возраста Традиционность ( бывшая « Типовая » программа ) Формат « занятий » - основной Содержание традиционного типа ( программа В. В. Гербовой по развитию речи )
22 Библиотека « Программы воспитания и обучения в детском саду » под общей ̆ редакцией ̆ М. А. Васильевои ̆, В. В. Гербовои ̆, Т. С. Комаровои ̆ Александр Николаевич Веракса Николаи ̆ Евгеньевич Веракса Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждении ̆ _a_bibliotekaprog_proektnaya_deyatelnost_ doa4.pdf
23 « Истоки »: под ред. Л. А. Парамоновой преимущества Риски Традиция культурно - исторической психологии : « Центра Запорожца ». Авторские программы Л. А. Парамоновой по конструированию по условиям. Программа диалогической речи А. Г. Арушановой. Парциальные программы по второму языку, изо и экологии. Формат НОД - основной
24 « Золотой ключик »: Кравцова Е. Е. И Кравцов Г. Г. преимущества Риски Традиция культурно - исторического подхода Готовность к школе = развитие произвольности, в том числе в игре Детоцентричная программа. Семейный тип отношений Разновозрастные группы Парная педагогика Событийная организация жизни Ценность игры и время для игры Характеристика возраста и критерии по годам Дидактический материал Нет младенческого возраста Дополнительные кадровые ресурсы Подготовка педагога необходима
25 Тема ЗадачиУсловия реализации Таинственное послание Создание обстановки приключенческого события. Обеспечение появления таинственного послания с далекого острова с просьбой ̆ о помощи. Создание вербального образа Дракона- людоеда. Бутылка, «побывавшая долгое время в океане»; Состаренное послание, карта мира. Куклы-роботы Придумывание собственных кукол- роботов, наделенных характером и особенностями детей ̆. Программирование кукол- роботов. Обучение кукол роботов Подручные материалы для изготовления кукол- роботов. « Золотой ключик »: примеры планирования
26 Критерии оценки развития детей ̆ к концу второго года работы иметь представление о том, что такое фильм, как делают мультфильм, диафильм ; знать, что такое библиотека, для чего туда ходят. Иметь опыт посещения со старшими детской ̆ библиотеки ; иметь представление о будущем, связанное с полетами в космос, отнесение этого будущего на ось времени ( впереди от точки настоящего времени ).
27 « Золотой ключик »: взрослый – играющий волшебник
30 « Открытия »: под ред. Е. Г. Юдиной преимущества Риски Принципиально иная организация жизни : проекты, самоопределение. Внятная организационная структура : круг, самоопределение, проекты, обсуждение. Направленность на развитие самосознания детей. Можно использовать содержание других программ. Л. В. Свирская ̆ « Методика ведения педагогических наблюдении ̆ ». Необходимо специальное обучение педагогов
32 Я и мои произведения
33 Ситуации выбора
34 « Тропинки »: В. Т. Кудрявцев преимущества Риски Готовность к школе = развитие воображения. Проблема как основная единица развивающего программного содержания. Единство развивающей ̆ и оздоровительной ̆ работы с детьми. Авторские программы по развитию речи О. С. Ушаковой, по подготовке к чтению Л. Е. Журовой, по развитию знаково - символической деятельности Н. Г. Салминой. Нет программы для младенческого возраста. Необходима специальная подготовка педагогов.
35 Структура « Тропинок » 1) « Развитие культуры общения »: « Тропинка в мир людей ̆ », « Тропинка в мир труда »; 2) « Развитие культуры познания »: « Тропинка в мир свои ̆ ств и качеств предметов », « Тропинка в окружающий ̆ мир », « Тропинка в мир математики »; 3) « Развитие культуры речи »: « Тропинка в мир правильной ̆ речи », « Тропинка к грамоте »; 4) « Развитие художественно - эстетической ̆ культуры »: « Тропинка в мир художественной ̆ литературы », « Тропинка в мир музыки », « Тропинка в мир изобразительного искусства »; 5) « Развитие культуры движении ̆ и оздоровительная работа »: « Тропинка в мир движения », « Тропинка к здоровью ».
36 Программа М. Монтессори ( под редакцией ̆ Е. А. Хилтунен ). преимущества Риски Разработанные технологии взаимодействия с детьми. Подробный список материалов и пособий. Сенсорное развитие. Развитие самостоятельности. Необходимость приобретения материалов. Необходимость обучения педагогов.
37 Принципы программы Принцип сенситивных периодов. Принцип актуального и ближаи ̆ шего развития. Принцип свободнои ̆ работы детей ̆ в предметно - пространственнои ̆ развивающей ̆ среде. Принцип разновозрастности детской ̆ группы.
38 Риски программы Монтессори риск предубеждения, недоверия к Программе, вызванных недостаточнои ̆ осведомленностью со стороны работников органов управления образованием в регионах и на местах ; риск неэффективного управления процессом введения Программы ; риск недостаточного или, напротив, избыточного контроля над соблюдением ФГОС ДО ; риск несоблюдения требовании ̆ к условиям реализации Программы, где важнеи ̆ шими являются три условия : инвариантность в создании предметно - пространственнои ̆ образовательнои ̆ среды ( наличие и правильное использование базового набора автодидактического материала ); профессионализм педагогов в организации свободнои ̆ работы детей ̆ с этим материалом ; учет особенностеи ̆ здоровья и индивидуального темпа развития детей ̆ ; риск неготовности родителеи ̆ к принятию принципов Программы и продолжения линии их реализации в семье ; риск неготовности родителеи ̆ тесно сотрудничать с образовательнои ̆ организациеи ̆ в целях реализации Программы.
39 Ресурсы программы Монтессори Сообщества : Международный институт монтессори - педагогики Общественные ассоциации : Межрегиональная ̆ Монтессори Ассоциация и Ассоциация монтессори - педагогов России
40 « Березка »: вальдорфская педагогика ( под ред. В. Загвоздкина ). преимущества Риски Технология работы и взаимодействия с детьми. Акцент на развитии воображения и эмоциональной сферы. Принципы : Ритм и повторение Разновозрастные группы Опытное переживание мира Эстетическая среда Разновозрастные группы Вовлечение семьи Включение в традиционную культуру Необходима подготовка педагогов
41 Программа « Развитие » преимущества Риски Наглядное моделирование ( Леонид Венгер ) Средства – медиаторы – как основной механизм работы в зоне ближайшего развития ребенка. Не оформлена как проект примерной программы
42 Польша: «Vygotsky in action»
44 Авторские программы Детский сад школы А. Н. Тубельского 31/ « Медвежонок » Улан - Удэ « Аленушка » Улан - Удэ Детский сад 16 Красноярск kh_sobranij/0-28 …
48 Ресурсы Электронная газета « Вести образования » Журнал « Современное дошкольное образование » Журнал « Обруч »
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.