Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемНина Чикомасова
1 Как пополнять словарный запас у детей Мастер – класс для родителей Учитель-логопед Нагорная М.А.
2 Ребенок старшего дошкольного возраста существенным образом отличается от ребенка 4 – 5 лет. Самым главным является то, что развивается его личность в целом, растет и развивается сознание. Ребенок начинает мыслить на основе общих представлений, его внимание становится более целенаправленным, более устойчивым. Расширяется круг интересов, совершенствуется деятельность. На этой основе происходят дальнейшее расширение и углубление круга представлений и рост словаря. В возрасте 5 – 6 лет запас слов ребенка увеличивается до 3000 единиц.
3 При недоразвитии могут проявляться тревожащие родителей моменты (то. На что необходимо обратить Ваше внимание): - ребенок неактивен в речевом общении; - он не может связно рассказать о происходящих событиях; - наблюдается низкий уровень осведомленности об окружающем мире. Для дошкольников с ОНР характерно резкое расхождение объема активного и пассивного словаря, неточное употребление слов. Для успешного решения этих проблем нужно постоянно проводить с ребенком специальные игры и упражнения на подбор смысловых оттенков, синонимов, антонимов, многозначных слов, игры на словоизменение и словообразование.
4 Игра «Наоборот» («Спорщики»). Упражнение на подбор антонимов. Взрослый называет слова, а ребенок подбирает слова с противоположным значением. Высоко – низко Потерял – нашел Пришел - ушел Сухой – мокрый Далёкий - близкий
5 Игра «Закончи фразу» Взрослый называет ребенку словосочетания, делая паузы, делая паузы. Ребенку нужно назвать слово, которое пропустил взрослый, закончить фразу. Сахар сладкий, а лимон … Река широкая, а ручей …
6 Игра «Сравни» Взрослый предлагает ребенку сравнить. Например: по вкусу: горчицу и мёд по цвету: снег и сажу по высоте: дерево и цветок по возрасту: юношу и старика
7 Игра «Скажи по-другому» (подбор синонимов к заданному слову). Взрослый предлагает ребенку подобрать слова, близкие по смыслу. Отыскать – найти; зябнуть – мерзнуть; шалить – баловаться.
8 Игра «Продолжи цепочку» Взрослый называет одно – два слова, а ребенку нужно подобрать как можно больше близких по значению слов. Пища – еда, корм, продукты Жилище – дом, квартира, здание Игра «Кто больше?» Взрослый предлагает ребенку как можно больше: - названий предметов к названию действия: Кто бежит? (Человек, зверь) Что бежит? (время, ручей, река, молоко) - действий к предмету: Человек что делает? (живет, идет, поет, спит, ест, учится и т.д.) - Признаков к предмету: Зима какая? (белая, снежная, холодная, вьюжная и т.д.)
9 Игра для родителей «Такие старые слова» Устаревшие слова редко используются нами, однако встречаются, особенно в классической литературе. Зачастую объяснить их значение не каждому по силам. Я предлагаю вам выбрать один из вариантов толкования устаревшего слова: Отопки – несгоревшие дрова или стоптанные башмаки? Книгочей – любитель чтения или библиотекарь? Вертун – вертлявый человек (непоседа) или ветряная мельница? Каракуль – ценный мех или непонятная запись? Сирый – волк или сирота? Хмарь – темнота, пелена тумана или преступник? Тараторка – тот, кто много говорит или сорока? Карла – ворона или человек маленького роста? Шамкать – есть не спеша или говорить невнятно? Катанки – санки или валенки?
10 Как выражают мысли наши дети. Что такое «Беседка»? Беседка – это запасной домик! Беседка - … там комары и туда еще можно ходить. Беседка – у меня только от комаров есть СЕТКА, а БЕ– СЕТКИ у меня нет!
11 Что такое Ракета? – Чтобы летать на луну к бабушке! Что такое спутник? – Спутник – это магазин такой! Ты летала когда-нибудь на самолете? – У меня нет самолёта! Сколько ног у собаки? – По две с каждой стороны! У тебя есть друзья? – Да! Соня – подружка, и еще Полина – двоюродная подружка!
12 Игра с родителями «Пойми меня». Подбор синонимов к заданному слову. Слова: аппетитный, ложь, крупный, верный, наслаждение, отчизна, глупый, собрание, печаль. исцеляет, ласковая, корм, тревога, смелый.
13 И еще насколько рекомендаций.. Загадывайте ребенку загадки, выраженные своими словами (упоминая признаки и действия к этому предмету) об овощах, фруктах, одежде, животных домашних и диких, о посуде, мебели, транспорте и т.д. Отгадку ребенок пусть дает с объяснением того, как он догадался. Одно из любимейших упражнений на наших занятиях – самостоятельное составление загадок-описаний детьми по определенному плану. Например, об одежде. Пусть ребенок опишет цвет, величину, форму, материал, из которого сделана одежда, времени года, когда ее носят.
14 Ребенка следует приучать воспринимать, понимать, запоминать и использовать в речи простые по содержанию и доступные ему народные выражения, в том числе устойчивые словосочетания, пословицы и поговорки. Попросите ребенка объяснить что значат выражения «золотые руки», «теплая встреча», «мастер на все руки» и тому подобные. Уважаемые родители! Будьте терпеливы и, самое главное, доброжелательны. Если вы сами будете проявлять интерес к подобным занятиям, ребенок будет стремиться возвращаться к ним. Обсуждайте увиденное после посещения спектаклей, музеев, парков, зоопарка и других событий в вашей жизни. Интересуйтесь мнением ребенка и высказывайте своё!
15 Спасибо за внимание! Учитель-логопед Нагорная М.А. МАДОУ ЦРР д/с 77 г. Калининград 2014 год
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.