Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемВсеволод Худанин
1 Введение ФГОС в дошкольных образовательных организациях: проблемы и риски Тарасова Н.В., руководитель центра ФГАУ «ФИРО», к. п. н., доцент
2 ФГОС - новые задачи и условия деятельности ДОО 2 Мотивационно- смысловой уровень РАДИ КОГО? РАДИ ЧЕГО ? Целевой уровень ЧТО ДОЛЖНО БЫТЬ ДОСТИГНУТО? Технологичес- кий уровень КАК И КАКИМ ОБРАЗОМ, КАКИМИ СПОСОБАМИ БУДУТ ДОСТИГАТЬСЯ? Ресурсный уровень КАКИМИ РЕСУРСАМИ ?
3 Стандарт дошкольного образования – обеспечение качества образования обновление дошкольного образования Качество основной образовательной программы дошкольного образования Качество образовательного процесса Качество условий реализации Программ, включая качество развивающей предметно-пространственной среды Профессионализм педагогических работников 3
4 (проблемы и пути решения) 1. Качество основной образовательной программы дошкольного образования (проблемы и пути решения) - Отсутствие реестра примерных ООП и критериев экспертизы ПООП. -Отсутствие методических комплектов, соответствующих требованиям ФГОС ДО! 4
5 (проблемы и пути решения) Качество основной образовательной программы дошкольного образования (проблемы и пути решения) Учебно-методическое обеспечение введения ФГОС дошкольного образования: методические рекомендации для дошкольных образовательных организаций по составлению основной образовательной программы дошкольного образования на основе ФГОС дошкольного образования и примерной ООП ДО; методические рекомендации для родителей по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования на основе ФГОС дошкольного образования и примерной ООП ДО; методические рекомендации для родителей по организации предметно- развивающей среды дошкольников; программа повышения квалификации работников системы дошкольного образования. 5
6 2. Качество образовательного процесса индивидуализация ребенка; позитивная социализация ребенка; активность ребенка и способность его к самообучению; поддержка детской инициативы; самостоятельная деятельность детей; творчество; совместная (партнерская) деятельность взрослого с детьми; насыщение и использование развивающей предметно- пространственной среды « от детей», «вместе с детьми» или «следуя за детьми» 6
7 Модели образовательного процесса Учебная; Комплексно-тематическая (реализация темы в разных видах детской активности); Предметно-средовая (содержание образования проецируется на предметную среду); Оптимальная (два блока): 1)совместная партнёрская деятельность взрослого с детьми; 2)свободная самостоятельная деятельность самих детей. 7
8 Рабочее пространство и позиции участников при разной форме организации занятия Партнерская форма занятия Школьно-урочная форма занятия Взрослый партнер, рядом с детьми (вместе), в круге Взрослый учитель, отделен от детей (над/против) Разрешено свободное размещение детей За детьми жестко закреплены рабочие места Разрешено свободное перемещение детей в процессе деятельности Запрещено перемещение детей Разрешено свободное общение детей (рабочий гул) Запрещено свободное общение детей; вводится дисциплинарное требование тишины Позиция взрослого динамична; при этом все дети в поле зрения воспитателя (и друг друга), могут обсуждать работу, задавать друг другу вопросы и т. п. Позиция взрослого либо стабильна, либо он перемещается для контроля и оценивания.
9 ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЙ В ФОРМЕ ПАРТНЕРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЗРОСЛОГО С ДЕТЬМИ: включенность взрослого в деятельность наравне с детьми; добровольное присоединение детей к деятельности (без психологического и дисциплинарного принуждения); свободное общение и перемещение детей во время занятия (при соответствующей организации рабочего пространства); открытый временной конец занятия (каждый работает в своем темпе).
10 Партнёрская деятельность взрослого с детьми строится на основе культурных практик (п.2.7 ФГОС ДО): чтение художественной литературы, игра, продуктивная деятельность, познавательно-исследовательская деятельность 10
11 Планирование – как нахождение разумного баланса педагоги соблюдают баланс между групповыми занятиями и самостоятельной деятельностью детей; теплые отношения между взрослыми и детьми ( эмоциональное благополучение детей, педагоги относятся позитивно реагируют на поведение детей, учитывают потребности и интересы детей и выстраивают свои предложения в соответствии с ними); баланс между занятиями, организованными взрослыми и занятиями, инициированными самими детьми ( участие детей в планировании своего времени, возможность задумать и реализовать свои собственные планы) баланс между обучением и свободной игрой; Баланс взрослой и детской инициативы достигается не за счет свободы ребенка, а за счет гибкого проектирования партнёрской деятельности, обе стороны выступают как центральные фигуры образовательного процесса..
12 Планирование – как нахождение разумного баланса баланс между подражанием и творческим действием; планировать свою деятельность, следуя за ребенком, наблюдая за его развитием. При таком планировании несравненно возрастает роль фактически непрерывного наблюдения, изучения развития каждого ребенка и значение, а самое главное, качество аналитической работы педагога. 12
13 Что меняется? От возможности развития с помощью обученного взрослого – к поддержке детской инициативы взрослым, сотрудничеству со взрослыми ( доверие активности самого ребенка). От накопления и «изобилия» к созданию стимулирующей и способствующей поддержке детской инициативы предметно- развивающей среды ( гибкой и модифицируемой) От обучения – к пробуждению и поддержке детской любознательности, поддержке желания изучать и исследовать окружающий мир, к развитию воображения, фантазии ребенка От строгости и дисциплины – к эмоциональному благополучию ребенка, диалогу, комфортности отношений ( смещение акцентов: радостное обучение) От порядка и стабильности – к многообразию и вариативности 13
14 Функции взрослых Изменения в методах От подталкивания, наведения, подведения, включения в театрализованные представления взрослых, в которых главный «игрок» взрослый и методов дисциплинированная детей - к поддержке, помощи, вовлечению, демонстрации примеров. Взрослые (педагоги, воспитатели) готовят среду, представляют материалы, наблюдают за поведением ребенка, фиксируют наиболее важные моменты в его поведении, характеризующие развитие, поддерживают его инициативу, оказывают помощь, не делая ничего за ребенка, поощряют в нем самостоятельность и активность; учат на собственном примере, показывая образцы выполнения деятельности, передают свой опыт; делают вместе с ребенком; помогают планировать день или более далекие события, анализируют результаты дня. 14
15 3. Качество условий реализации Программ, включая качество развивающей предметно-пространственной среды Комплекс условий, обеспечивающих развитие детей в ДОО, в том числе РППС, взаимодействие между педагогами и детьми, детская игра, развивающее предметное содержание образовательных областей и др.- ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА Развивающая предметно-пространственная среда должна быть: содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной. мобильность, гибкость, соответствие возрасту ребенка!!! 15
16 основным компонентом предметно- пространственной среды была и остаётся игрушка!!! РППС должна : обеспечивать полноценное и своевременное развитие ребенка; побуждать детей к деятельности; способствовать развитию самостоятельности и творчества; обеспечивать развитие субъектной позиции ребенка; должна быть богатой, разнообразной и постоянно меняющейся. 16
17 4. Профессионализм педагогических работников Целевые ориентиры педагогической деятельности Обеспечение личностно-развивающего и гуманистического характера взаимодействия с ребенком; Обеспечение качества реализации основной образовательной программы дошкольного образования, в том числе, качества образовательных процессов; Обеспечение включения семьи в образовательный процесс, психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей. 17
18 в сознании педагогов не существует разрыва между «сущим и должным», а есть иллюзия, что требования стандарта в основном и так исполняются, и необходимо сделать лишь незначительные усилия, чтобы ему соответствовать… подавляющее большинство педагогов позитивно относятся к предъявленным образовательным результатам, однако какая же подавляющая часть считает, что в своей реальной деятельности они создают все необходимые условия, для их формирования… 75% опрошенных педагогов считают, что старшие дошкольники находятся на высоком уровне развития игры, а 73% утверждают, что создают для этого все необходимые условия. 18
19 Профессионализм педагогических работников Как научиться это делать? Профессиональная переподготовка и повышение квалификации; Регулярные обучающие мероприятия / методическая помощь ; Консультационная поддержка; Информационное сопровождение; Сетевое взаимодействие, в том числе, обмен опытом.
20 Акценты в образовательном процессе Традиционная академическая модель Личностно-ориентированная модель Интеллектуальное развитие Мотивация к обучению Грамотность, счет Креативность Самостоятельность Предметные знания Уверенность в себе Общие знания и навыки Инициативность Краткосрочные результаты Долгосрочные результаты 20 ПЕДАГОГ Приоритеты педагогической деятельности
21 Руководство педколлективом (условия мотивации инновационной деятельности) Педагог становится активным участником введения ФГОС, если уверен: - в достижимости результата; - в получении ожидаемых последствий при достижении этого результата; - в полезности (привлекательности) этих последствий. 21
22 ОТНОШЕНИЯ С РОДИТЕЛЯМИ От использования, обучения и просвещения родителей -к признанию ценности семейного опыта, установлению партнерских отношений с родителями детей; от противостояния и обвинений к объединению; от закрытости к доверию. 22
23 Общая ситуация, в которой происходит введение ФГОС ДО (риски) Снижение мотивации к инновационной деятельности значительной части педагогов (по сравнению с 90-ми годами), что негативно может отразиться на введении ФГОС ДО. Смена приоритетов в образовательной политике, внимание к федеральным инициативам (нередко на уровне «исполнение-отчет»)в ущерб поддержки региональных и муниципальных точек роста. В современной ситуации недостаточно только апробировать опыт, его необходимо создавать, выращивать, проектировать. 23
24 Трудности введения ФГОС ДО Психологические: неприятие идеологии ФГОС ДО; неготовность воспитателя к смене парадигмы поведения. Дидактические: неготовность педагогов организовать детскую деятельность Организационно-методические: отсутствие опыта проектирования и реализации ООП; сопротивление новым требованиям к созданию образовательной программы Материально-технические и кадровые: недостаточное материально- техническое обеспечение; неготовность педагогов использовать имеющиеся программно-аппаратные средства, электронные ресурсы 24
25 Спасибо за внимание! Тарасова Н.В.,
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.