Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемЖанна Евлампиева
2 Самое основное и необходимое в развитии речи – учить говорить ребёнка правильно! Эта задача включает в себя не только тренировку правильного звукопроизношения, но и расширение словарного запаса детей, обучение их грамотному употреблению слов и предложений, обучение рассказыванию. В работах Р.Е.Левиной, Н.С. Жуковой, Л.Ф. Спировой, Т.Б. Филичевой, С.Н. Шаховской выделены следующие нарушения лексико-грамматической стороны речи у детей: Это неправильное употребление: - окончаний имен существительных, местоимений, прилагательных; - предложно-падежных конструкций. - неправильное согласование слов в предложении, словосочетании ( существительные и прилагательные, существительные и числительные, существительные и глаголы, ); - затруднения в подборе определений, синонимов и антонимов; - ошибки в словообразовании (в образовании уменьшительной формы существительных, ошибки на образование относительных, притяжательных прилагательных) - Ошибки в словоизменении (изменение существительного по падежам, преобразование существительного единственного числа во множественное, образование форм существительного родительного падежа единственного и множественного числа)
3 Так что же такое семантическое поле? И Зачем оно нужно? З. А. Репина, Т. В. Васильева представляют семантическое поле как комплекс ассоциаций, возникающих вокруг слова. Ключевое слово называют ядерным, а ассоциации – реактивными словами. В центре «семантического поля» помещается ядерное слово (картинка с изображением предмета или сам предмет, или карточка с написанным названием предмета). На основе ассоциаций, которые вызывает данное слово, ребенок создает периферию «семантического поля» (рис.1). Включение взрослово в процесс построения и функционирования семантических полей открывает колоссальные возможности для коррекции недостатков и развития речевых способностей детей, в том числе и в развитии связной речи.
4 Рис. 1 «Семантическое поле» ребенка процессе обучения и развития
5 В структуру семантического поля входят два слоя: смыслонаполняющий (I) и формообразующий (II), взаимоотношения которых можно определить как отношения, хозяина и слуги. Смыслонаполняющий слой семантического поля можно структурировать в виде последовательно сменяющих друг друга концентрических окружностей. Наполнение определенного слова содержанием происходит сначала в пяти пространствах внешней речи: 1 – коренной смысл или суть понятия; 2 - родственный смысл (образование однокоренных слов, изменение по числам, временам) 3 – противоположный смысл (образование антонимов) 4 – близкий смысл (создание синонимов, образных выражений) 5 – смежный смысл (словоизменение по типу согласования) Освоение содержания слова заканчивается во внутренней речи: 6 – обобщенный смысл (конкретное понятие в значениях слов) 7 – осознанный смысл (осмысленное понятие в информационном поле личности). Формообразующий слой включает в себя три категории слов, создаваемых от корней с помощью приставок, суффиксов и окончаний: 1 предметные (существительные, местоимения) 2 действенные (глаголы, деепричастия) 3 признаковые (прилагательные, наречия, причастия).
6 Данная структура семантического поля может быть представлена определенным алгоритмом, который позволяет наиболее полно раскрыть суть изучаемого понятия и определяет последовательность осознания смысла. Ядерные – однокоренные – антонимичные – синонимичные – ситуативные – мысли образные лексемы в изменяющихся категориальных формах. Аналогичная закономерность проявляется при формировании разных уровней общения ребенка: самоощущаемость (сущность) – родные (семья, родственники) – неродные (чужие, незнакомые, враги, антипатии) – близкие (друзья, соседи, знакомые, одногруппники по детскому саду, симпатии) – ситуативные встречи с разными людьми (горожане, иногородцы, сограждане, иностранцы).
7 Адекватное восприятие и освоение звуков, слов и предложений происходит не изолированно и хаотично, а через общую тему (опосредованную словом ситуацию со всеми ее ближайшими и отдаленными взаимосвязями). Поэтому любой вид работы по развитию речи (звуковая культура, лексико-грамматический строй, связная речь, грамота, ознакомление с художественной литературой) следует проводить на обще тематической основе, т.е. в структуре семантического поля как целостного. Таким образом занятие, этапы которого объединены одной темой, усваивается ребенком лучше, чем просто подбор упражнений, не связанных общей тематикой.
8 Итак, мы подробно разобрали что такое семантической поле и почему важна работа по его расширению. Но как же провести занятие или беседу, тем более в домашних условиях? Приведу пример. На дворе лето и большинство родителей проводят большую часть свободного времени на дачах, в садах, поэтому возьмем слово «малина». Во-первых, малина есть почти в каждом саду. Во-вторых, Вам не нужны будут предметные карточки, у Вас уже есть куст малины в качестве прекрасного наглядного материала. Подведите ребенка, рассмотрите этот куст, рассмотрите спелые красные ягоды и задайте несколько наводящих вопросов. Помните, чтобы связная речь ребенка развивалась быстрее, просите от него полных ответов на свои вопросы. То есть не односложный ответ, например, «Что это за ягода? - Малина», а полный ответ «Что это за ягода? - Это ягода малина».
9 Ход беседы В: Какие ягоды растут у нас в саду? Р: У нас в саду растут ягоды: клубника, малина, смородина, вишня. В: А как называется вот эта ягода? (показать на ягоду малины) Р: Это ягода малина. В: Правильно. А малина она какая? Давай подберем красивые слова к слову «малина». Р: Малина: розовая, крупная, сладкая, сочная, мелкая, твердая, красная, мягкая, вкусная. В: А как ласково назвать эту ягодку? Р: Малина, а ласково малинка. В: Посмотри, вот это одна ягода малина, но в нашем саду их много, давай посчитаем ягодки на этом кусте? Р: Одна ягода малина, две ягоды малины, три ягоды малины, четыре ягоды малины, пять ягод малин и т.д. В: Ты молодец, и считать умеешь, и слова правильно изменяешь. А давай скажем теперь, чего много в саду? Одна ягода малина, а много? Р: Много ягод малины.
10 В: Что надо сделать человеку, чтобы у него в саду росла такая ягода? Р: Посадить малину, полить малину, ухаживать за малиной, полоть малину, подвязать малину, собрать малину (Если ребенок не может подобрать действия, то помогаем ему наводящими вопросами). В: Давай немного разомнемся, повторяй за мной (действия выполнять по тексту): С веток ягоды снимаю. И в лукошко собираю. Ягод - полное лукошко! Я попробую немножко. Я поем еще чуть-чуть – Легче будет к дому путь. А потом еще малинки. Сколько ягодок в корзинке? Раз, два, три, четыре, пять… Снова буду собирать.
11 В: Давай прохлопаем слово «малина» ( три хлопка, три слово: ма-ли-на) В: Назови первый звук в слове малина? Последний? Сколько всего звуков в этом слове? В: А расскажи, что делает малина, чтобы вырасти такой вкусной и радовать ребят? Р: Малина: растет, приживается (если куст только посадили), зеленеет, спеет, краснеет, радует. В: Правильно.А теперь выполним трудное задание. Куст малины просто так не вырастет на даче, его нужно посадить. Давай придумаем как можно больше родственных слов к слову садить, изменяем только начало слова. Например: садить малину, отсадить малину, пере-,вы-,под-,за-,на-, по-, до-. В: Здорово у нас получилось. А теперь давай поиграем в игру, я буду говорить предложения, а тебе нужно их закончить словом «малина».
12 Рассказ «Малина» Света посадила в своем саду (что?)________ (малину). Она каждый день хаживала она за (чем?) __________ ( малиной). Спели и краснели ягоды (чего?)________ (малины). Света оказалась умелым садоводом. Все лето заботилась о (чем?)________ (малине) и вот пора собирать урожай. Девочка собрала целое лукошко (чего?) ________ (малины). Дома она сделает варенье из малины, которое называется (как?) _________ (малиновое). Ох и вкусная же ягода – малина! В: Какой ты молодец! Вот как Много всего мы узнали о малине!
13 1. Игры с ядерными словами Задача ядерных игр – согласование звучащей формы слова с его содержанием и закрепление их совместного образа. Знакомые слова предполагают уточнение или углубление его смысла. Сюда входят игры : Логические игры - поиск истоков словообразования (подберезовик – под березой) ; - наполнение смыслом звукового состава слова в соответствии с его содержанием (по ассоциациям детей). В слове жук звук [ж] жужжит при взлете, [у] – гудит в полете, [к] – хлопок крыльев, жук сел на ветку. Ритмические игры - отработка рисунка слова с, ударным молоточком, - деление слова на слоги с ним же.
14 Повторы с обыгрыванием - игры с кулачками. Дети должны, бросить, слово в кулачок, отпустить в любом направлении, опять, поймать, в кулачок, поднести кулачок со словом к ушку, одновременно проговаривая данное слово. - формирование телесности слова. Дети произносят строку из слов, в то же время проводя мелом линию на доске. 2. Игры с однокоренными словами (это родные слова). Задача однокоренных игр – поиск корневого смысла и добавочных значений путем изменения формы слова с помощью приставок, суффиксов и окончаний. 3. Игры со словами – антонимами (слова наоборот). Задачи антонимических игр – осознание смысла и оттенков значений через противопоставлений; привлечение внимания к звуковому составу и структуре противоположных слов. - Я вижу не, …. а наоборот, - Третий (четвертый, пятый) лишний, - - Игры – мостики (подбор промежуточных слов для постепенного перехода от одного антипода к другому : жара – тепло- холод.
15 4. Игры со словами – синонимами (разные слова об одном и том же). Задача синонимичных игр – поиск общности значений в лексемах, различных формах. Сюда входят игры: Игры с образными выражениями - определение переносного значения слов (руки – это ветви деревьев) - придумывание сравнений (руки – лапы, вилы, крылья). Игры с загадками, пословицами, поговорками. - отгадывание загадок, синонимичных слову – отгадке - подбор разных высказываний об одном и том же - (пословицы) - -истолкование своими словами фраз, пословиц, - поговорок. Игры на звуковые связи слов - Подмена значений слов, близких по звучанию - (дом- дым, вошел- вышел).
16 5. Игры с ситуативными словами (связанные слова) Задача ситуативных игр – состыковка отдельных слов, выражаю щих относительно законченную мысль, в виде словосочетаний и предложений. - «Дополнялки», подбор эпитетов, действий, признаков к предложенному слову). - загадки с перечислением предметов, свойств или действий (серый, зубастый, злой – волк) - «Цепочки слов», (кошка лакает молоко. Молоко дает корова. Корова пасется на лугу и т. д.) - «Посиделки – повязалки», раскрутка сюжета по одному слову или группе слов, составление рассказа). - «Сочинение», придумывание общего сюжета на основе слов из смежных (трамвай – автобус, далеких (трамвай – лес, противоположных (день – ночь) семантических полей. 6. Игры с мыслеобразными словами Задачи мыслеобразных игр – мысленный подбор слов, формулировка ответов, составление рассказов.
17 Т. о. вы увидели усложнение лексико – грамматических игр, которые способствуют приобретению детьми умений и навыков по созданию семантических полей. Работа началась со слов, далее работа с предложениями и пришли к составлению рассказов. Наличие семантического поля позволяет ребенку более быстро производить отбор слов в процессе общения. Но ребенок не способен сразу смоделировать объемное семантическое поле. Формирование семантических полей слов идет постепенно. Сначала моделируется небольшое поле, связанное с определенными ситуациями, затем оно расширяется. Организация семантических полей и лексических систем включает задания по формированию словообразования и словоизменения, закрепление их в словосочетаниях, предложениях и связной речи. В результате такой работы ребенок запоминает большее количество новых слов. При этом происходит систематизация значений слов и между словами возникают ассоциативно связи. Все это создает основу для развития речи детей естественным путем, как в онтогенезе.
18 Спасибо за внимание!!! внимание!!!
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.