Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемКлавдия Галанкина
1 Формы организации учебной деятельности учащихся на уроке математики Александрова Л.А г.
2 ФРОНТАЛЬНАЯ ГРУППОВАЯ ПАРНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ
3 Фронтальной формой организации учебной деятельности учащихся называют такой вид деятельности учителя и учащихся на уроке, когда все ученики одновременно выполняют одинаковую, общую для всех работу, всем классом обсуждают, сравнивают и обобщают её результаты. Предполагает совместные действия всех учащихся класса под руководством учителя.
4 учитель ведет работу со всем классом одновременно, общается с учащимися непосредственно в ходе своего рассказа, объяснения, показа, вовлечения школьников в обсуждение рассматриваемых вопросов и т.д учитель имеет возможность свободно влиять на весь коллектив класса, излагать учебный материал всему классу, достигать определенной ритмичности в деятельности школьников.
5 Способствует установлению доверительных отношений и общения между учителем и учащимися, а также учащихся между собой, воспитывает в детях чувство коллективизма, позволяет учить школьников рассуждать и находить ошибки в рассуждениях своих товарищей по классу, формировать устойчивые познавательные интересы, активизировать их деятельность. ДОСТОИНСТВА
6 может быть реализована в виде проблемного, информационного и объяснительно-иллюстративного изложения и сопровождаться репродуктивными и творческими заданиями. ДОСТОИНСТВА
7 Нацелена на некоего абстрактного ученика, в силу чего часто проявляются тенденции к нивелированию учащихся, побуждению их к единому темпу работы, к чему ученики в силу своей разной работоспособности, подготовленности, реального фонда знаний, умений и навыков не готовы. Ученики с низкими учебными возможностями работают медленно, хуже усваивают материал, им требуется больше внимания со стороны учителя, больше времени на выполнение заданий, больше различных упражнений, чем ученикам с высокими учебными возможностями. Сильные же ученики нуждаются не в увеличении количества заданий, а в усложнении их содержания, заданий поискового, творческого типа, работа над которыми способствует развитию школьников и усвоению знаний на более высоком уровне. НЕДОСТАТКИ
8 В качестве таких заданий может быть работа с учебником, решение задач, примеров; написание рефератов, докладов; проведение всевозможных наблюдений и т.д. Предполагает, что каждый ученик получает для самостоятельного выполнения задание, специально для него подобранное в соответствии с его подготовкой и учебными возможностями.
9 Виды индивидуальных форм обучения Характеризуется тем, что деятельность ученика по выполнению общих для всего класса заданий осуществляется без контакта с другими школьниками, но в едином для всех темпе. Предполагает учебно- познавательную деятельность учащихся при выполнении специфических заданий. Именно она позволяет регулировать темп продвижения в учении каждого школьника сообразно его подготовке и возможностям. ИНДИВИДУАЛЬНАЯИНДИВИДУАЛИЗИРОВАННАЯ
10 Пути реализации индивидуальной формы организации учебной деятельности дифференцированные индивидуальные задания; задания с печатной основой, которые освобождают учащихся от механической работы и позволяют при меньшей затрате времени значительно увеличить объем эффективной самостоятельной работы; для слабоуспевающих учащихся необходимо составлять такую систему заданий, которые бы содержали в себе образцы решений и задачи, подлежащие решению на основе изучения образца; различные алгоритмические предписания;
11 Пути реализации индивидуальной формы организации учебной деятельности контроль учителя за ходом выполнения заданий; его своевременная помощь в разрешении возникающих у учащихся затруднений. Причем для слабо успевающих учеников дифференциация должна проявляться не столько в дифференциации заданий, сколько в мере оказываемой помощи учителем.
12 Помогает выстроить индивидуальную траекторию обучения каждого учащегося. Способствует воспитанию самостоятельности учащихся, организованности, настойчивости в достижении цели. ДОСТОИНСТВА НЕДОСТАТОК Ограничивает деловое общение учащихся между собой, стремление передавать свои знания другим, участвовать в коллективных достижениях.
13 класс на данном уроке делится на группы для решения конкретных учебных задач; каждая группа получает определенное задание (либо одинаковое, либо дифференцированное) и выполняет его сообща под непосредственным руководством лидера группы или учителя; задания в группе выполняются таким способом, который позволяет учитывать и оценивать индивидуальный вклад каждого члена группы; по истечении выделенного времени каждая группа показывает результат своей работы, своего исследования, который заслушивается всем классом. Главные признаки групповой работы:
14 определение целей и задач урока; планирование числа групп, количества учеников в них и их размещения в классной комнате; определение формы проведения групповой учебной работы учащихся и исполняемых ими ролей; обеспечение необходимыми материалами; выбор способа оценки результатов работы учащихся. Подготовка к проведению групповой учебной работы:
15 Наиболее эффективна группа численностью 3–6 человек, поскольку ее можно быстрее организовать, в ней быстрее выполняются задания, и предоставляется больше возможностей каждому учащемуся внести свой вклад в общую работу. Состав группы может быть непостоянный, он подбирается с учетом того, чтобы с максимальной эффективностью для коллектива могли реализоваться учебные возможности каждого члена группы. Численность и состав групп
16 Группы могут быть и постоянного состава. При отборе школьников в группу постоянного состава следует учитывать их психологическую совместимость. В такую группу должны входить учащиеся разного уровня обученности. Можно создавать группы с учетом уровневой дифференциации. Но в этом случае задания необходимо подбирать таким образом, чтобы результат, который получен в группе уровня А, использовался для получения результата группой уровня В, а результат группы В – группой уровня С. Численность и состав групп
17 Однородная групповая работа предполагает выполнение небольшими группами учащихся одинакового для всех задания; дифференцированная - выполнение различных заданий разными группами. В ходе работы членам группы разрешается совместное обсуждение хода и результатов работы, обращение за советом друг к другу.
18 1. Подготовка к выполнению группового задания. Деление на группы. Постановка познавательной задачи (проблемной ситуации). Инструктаж о последовательности работы. Раздача дидактического материала по группам. Распределение ролей в группе. Элементы технологического процесса групповой работы
19 2. Групповая работа. Знакомство с материалом. Планирование работы в группе. Распределение заданий внутри группы. Индивидуальное выполнение задания. Обсуждение индивидуальных результатов работы в группе. Обсуждение общего задания группы (замечания, дополнения, уточнения, обобщения). Подведение итогов группового задания. Элементы технологического процесса групповой работы
20 3. Заключительная часть. Сообщение о результатах работы в группах. Анализ познавательной задачи, рефлексия. Общий вывод о групповой работе и достижении поставленной задачи. Дополнительная информация учителя. Элементы технологического процесса групповой работы
21 1 этап ОРГАНИЗАЦИОННО-ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ознакомление с инструкцией; принятие норм и правил работы. 2 этап СОБСТВЕННО ГРУППОВАЯ РАБОТА выдвижение гипотез; обсуждение гипотез; выработка группового решения. 3 этап ИТОГОВЫЙ Обсуждение работы (рефлексия).
22 1 этап ОРГАНИЗАЦИОННО-ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ Ознакомление с инструкцией Необходимо составить инструкцию для участника групповой учебной работы. Участникам полезно самим выработать правила-соглашения. Если правила определяют сами участники, им легче принимать ответственность за их соблюдение. Пример инструкции Мы активно слушаем, ведем переговоры, уважаем различные мнения, но отстаиваем свою точку зрения; разрешаем критические ситуации, самостоятельно решаем наши проблемы, спрашиваем сначала членов своей группы и только после этого учителя; мы стремимся к достижению общих целей, строим доброжелательные отношения и командный дух в группе, мы говорим так, чтобы нас слышали только члены нашей группы, а не соседи; при проведении групповой работы каждый из нас выполняет определенную роль.
23 1 этап ОРГАНИЗАЦИОННО-ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ Принятие норм и правил работы Составление учебного задания Характер учебного задания определяется педагогическими целями Требования к заданию задание должно иметь несколько решений; задание формулируется в увлекательной форме: интересно само по себе, заинтересовывало учащихся в поиске решения; задание предоставляет возможность для приложения идей, которые есть у членов группы; задание должно быть трудным, чтобы его решение требовало усилий всей группы.
24 2 этап СОБСТВЕННО ГРУППОВАЯ РАБОТА Первая ступень. Выдвижение гипотез. Каждый участник группы стремится к выдвижению своих гипотез, версий, изложению своей позиции по поводу задания. При этом от остальных участников требуется терпение, уважение к чужой точке зрения, безоценочное принятие всего сказанного. Вторая ступень. Обсуждение высказанных гипотез. Эффективнее сначала зафиксировать все существующие мнения, а затем обсудить их. Для грамотного обсуждения участникам необходимо самостоятельно выработать некоторые критерии оценки идей. Третья ступень - выработка группового решения. Решение рождается в процессе критической оценки предложенных вариантов и выбора общего, наиболее оптимального из них.
25 2 этап СОБСТВЕННО ГРУППОВАЯ РАБОТА Порядок работы в группе: 1)Знакомство с заданием (1 мин.) 2)Распределение заданий внутри группы (15-20 сек.) 3)Выполнение заданий (3-6 мин.) 4)Обсуждение результатов работы в группе (2-3 мин) 5)Ответы участников группы. 6)Оценка своей работы в личной карточке участника (20-30 сек.) 7)Общий вывод о групповой работе и достижении поставленной цели.
26 3 этап ИТОГОВЫЙ Первая ступень. Обсуждение итогов работы (рефлексия по результату). Группа выдвигает выступающего, который рассказывает о результатах ее работы. Результаты всех групп фиксируются на доске и затем обсуждаются. Вторая ступень. Обсуждение процесса работы (рефлексия по процессу). В процессе использования приемов групповой учебной работы обсуждается приобретаемый учащимися опыт. Обсуждение позволяет вывести участников на осознание способов групповой работы и тем самым развивать умение работать в группе.
27 Показатели эффективности: продуктивность деятельности группы, удовлетворенность членов группы совместной деятельностью. Эффективность групповой учебной работы
28 В результате групповой работы учащиеся приобретают личностно значимое, осмысленное знание. Поощрение учителя становится вторичным. Индивидуальная оценка на уроке складывается из самооценки, взаимной оценки результатов учебной работы учащихся, и оценивание работы каждого учащегося учителем. Оценка результатов учебной работы
29 Развитие коммуникативных универсальных учебных действий: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи. Результат учебной групповой работы
30 Учитель должен следить за соблюдением следующих условий: Каждый ученик должен иметь возможность высказываться. Каждый ученик должен говорить в порядке очереди. Продолжительность выступлений не должна превышать регламент. Учащиеся не должны отклоняться от темы и терять из виду обсуждаемую проблему. Беседу надо вовремя направлять в положительное русло. ИНСТРУКЦИЯ УЧИТЕЛЮ
31 Контролирует ход работы в группах. Отвечает на вопросы. Регулирует споры. Помогает отдельным учащимся. Следит за адекватностью поведения в группах. ФУНКЦИИ УЧИТЕЛЯ
32 Нельзя принуждать детей к групповой работе; совместная работа не должна превышать 1015 минут; не стоит требовать от детей абсолютной тишины, но необходимо бороться с выкрикиванием; требуются специальные усилия педагога по налаживанию взаимоотношений между детьми. Особенности групповой работы младших школьников
33 задачи с проблемным содержанием разного уровня сложности, проблемные вопросы и задания, ролевые и деловые игры, дискуссии, проектная деятельность. Виды групповой учебной работы
34 «Мозговой штурм» «Мозаика» «Дебаты» Дискуссия Групповой опрос Смотр знаний Формы групповой учебной работы
35 объясни товарищу; ответь товарищу; составь задание для друга; устная и письменная взаимопроверка; выполните задание вместе; обсудите решение и т. д. практические и лабораторные работы. Виды парной учебной работы
36 Углы Прямоугольник, квадрат, ромб Свойство углов треугольника Площадь треугольника Расстояние от точки до прямой Сложение и вычитание обыкновенных дробей с разными знаменателями Сравнение десятичных дробей Задачи на проценты Комбинаторные задачи Возможные темы уроков 5 класс
37 Поворот и центральная симметрия Осевая симметрия Координатная плоскость Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел Окружность, длина окружности Признаки делимости Диаграммы Задачи на подсчет вероятности Возможные темы уроков 6 класс
38 Что такое математический язык Что такое математическая модель Координатная прямая Координатная плоскость Взаимное расположение графиков линейных функций Системы двух линейных уравнений как математические модели реальных ситуаций Свойства степени с натуральным показателем Формулы сокращенного умножения Способ группировки Разложение многочленов на множители с помощью комбинации различных приемов Графическое решение уравнений Кусочная функция Возможные темы уроков 7 класс
39 Возможные темы уроков 8 класс
40 Множества и операции над ними Системы неравенств Методы решения систем уравнений Числовые функции Последовательности Арифметическая и геометрическая прогрессии Статистика – дизайн информации Возможные темы уроков 9 класс
41 Время; трудности комплектования групп и организации работы в них; учащиеся в группах не всегда в состоянии самостоятельно разобраться в сложном учебном материале и избрать самый экономный путь его изучения; в практических и лабораторных работах сложно оценить степень овладения учениками суммой практических навыков, на развитие которых нацелена работа; трудность объективного оценивания каждого участника при выполнении групповой работы. НЕДОСТАТКИ
42 1."Педагогика". Под редакцией Ю. К. Бабанского. "Просвещение", Москва, 1983 г. 2. Гузеев В.В. Групповая деятельность учащихся в образовательном процессе // Химия в школе. Глазкова А. Организация индивидуальной, групповой, коллективной деятельности / Глазкова А. // Начальная школа Гузеев В.В. Образовательная технология: от приема до философии / М.: Сентябрь, с. 4. Дьяченко В.К. Сотрудничество в обучении. - М.: Просвещение, Лийметс Х.Й. Групповая работа на уроке. - М.: Просвещение, Ляудис В. Я. Продуктивная совместная деятельность учителя с учениками как метод формирования личности // Активные методы обучения педагогическому общению и его оптимизации / Под ред. В. Я. Ляудис. М., С Носова И.В. Особенности работы в малых группах. – ж. ''Начальная школа плюс до и после'',6 – 2004 г., стр. 69
43 8. Перепелица И.В., И.И. Куксгаузен. Метод коллективного взаимообучения при работе по Образовательной системе ''Школа 2100''. - ж. ''Начальная школа плюс до и после'', 11 – 2003 г., стр Пустовойтов В.Н. Развитие познавательной самостоятельности учащихся старших классов (на материале математики и информатики). 10. Рубцов В. В. Организация и развитие совместных действий у детей в процессе обучения. М.: Педагогика, С.Танцоров. Групповая работа в развивающем образовании. Исследовательская разработка для учителя. – Рига: ПЦ ''Эксперимент'', Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, – 256 с. 13. Чередов И.М. Формы учебной работы в средней школе. - М.: Просвещение, Чиханова О.В. Групповая форма организации урока введения нового знания. - ж. ''Начальная школа плюс до и после'', 2 – 2003 г., стр.36
44 Технический редактор: Кривовязь Мария Владимировна Александрова Лидия Александрова
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.