Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемЖанна Теплицкая
1 Изобразительно- выразительные средства языка Определения, примеры.
2 Теоретические сведения Выделяют следующие средства создания выразительного языка: Выделяют следующие средства создания выразительного языка: Тропы (ед. число – троп- муж род)- слова, сочетания слов,обороты речи, которые употребляются в переносном значении. Тропы (ед. число – троп- муж род)- слова, сочетания слов,обороты речи, которые употребляются в переносном значении. Фигуры речи - обороты речи, которые воспринимаются как отступления от некоторой языковой нормы и эмоционально воздействуют на читателя Фигуры речи - обороты речи, которые воспринимаются как отступления от некоторой языковой нормы и эмоционально воздействуют на читателя
3 Простые тропы 1) сравнение - образное определение предмета или явления при помощи сопоставления его с другими Как царство белого снега, Как царство белого снега, душа моя холодна. (В.Брюсов) душа моя холодна. (В.Брюсов) 2) эпитет - художественное определение, придающее образность и выразительность. Грозный звук (Лермонтов) Грозный звук (Лермонтов) Минуты роковые (Тютчев) Минуты роковые (Тютчев)
4 Простые тропы 3) ирония - отрицательная оценка предмета или явления через его осмеяние Откуда, умная, бредёшь ты, голова? (Крылов) Откуда, умная, бредёшь ты, голова? (Крылов)
5 Простые тропы 1) сравнение - образное определение предмета или явления при помощи сопоставления его с другими 2)эпитет - художественное определение, придающее образность и выразительность Как царство белого снега, душа моя холодна. (В.Брюсов) Грозный звук (М.Лермонтов) Минуты роковые (Тютчев)
6 Сложные тропы: 4) Метафора – скрытое или свёрнутое сравнение. Пчела за данью полевой Пчела за данью полевой Летит из кельи восковой. (Пушкин) Летит из кельи восковой. (Пушкин) 5) Олицетворение (персонификация) - наделение неодушевлённых предметов, явлений природы человеческими способностями и свойствами человека: даром речи, мыслями, чувствами.
7 Сложные тропы: 6) метонимия - замена в худ-ой речи название предмета, понятия, явления другим названием, связанным с ним внешними отношениями. В нашем представлении неразрывно связаны автор и его книга, человек и его характерная одежда. Театр уж полон; ложи блещут Партер и кресла - всё кипит. (Пушкин)
8 Сложные тропы синекдоха - разновидность метонимии, основанная на замене названия целого явления названием его части ли наоборот, называя целое, подразумевают какую-то часть. Иногда единств число заменяется множеств, или множестввенное - единстввенным. Ликовал француз…(Лермонтов) Три тарелки съел…
9 Сложные тропы: 7) антономазия – а) обозначение лица словом, имеющим отвлеченное значение: «нечистый» вместо чёрт. б) употребление собственного имени для обозначения лица, наделенного свойствами известного в литературе персонажа «отелло» вместо ревнивец.
10 Сложные тропы: 8) гипербола - образное выражение, состоящее в преувеличении размера, силы, значения того, о чём говорит автор: ест за семерых 9) литота - обратная гипербола; - художественное преуменьшение: с гулькин нос, мальчик-с-пальчик, - художественное преуменьшение: с гулькин нос, мальчик-с-пальчик, - двойное отрицание : небезынтересный - двойное отрицание : небезынтересный 10) Гротеск - фантастическое преувеличение
11 Сложные тропы: 11) символ - образные слова, которые замещают название жизненного явления, понятия, предмета условным его обозначением, напоминающим это явление, предмет и придающий ему глубинный смысл: Утро - это символ молодости, начала жизни. 12) аллегория - иносказание, условное изображение отвлечённого понятия, явления при помощи конкретного образа: Замок - собачка верная…Черное – смерть, траур.
12 СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ Стилистическими фигурами называют обороты речи, которые воспринимаются как отступления от некоторой языковой нормы и эмоционально воздействуют на читателя. Стилистическими фигурами называют обороты речи, которые воспринимаются как отступления от некоторой языковой нормы и эмоционально воздействуют на читателя. Синтаксические фигуры можно разделить между собой по степени сложности синтаксической структуры. Синтаксические фигуры можно разделить между собой по степени сложности синтаксической структуры.
13 Упрощенные стилистические фигуры 1.- риторический вопрос - это стилистическая фигура, состоящая в том, что вопрос ставится не с целью получить на него ответ, а чтобы привлечь внимание читателя к тому или иному явлению. «Знаете ли вы украинскую ночь?»; или «Где мне взять силы, чтобы вернуть утраченный покой?») 1.- риторический вопрос - это стилистическая фигура, состоящая в том, что вопрос ставится не с целью получить на него ответ, а чтобы привлечь внимание читателя к тому или иному явлению. «Знаете ли вы украинскую ночь?»; или «Где мне взять силы, чтобы вернуть утраченный покой?»)
14 Упрощенные стилистические фигуры 2- риторическое обращение - это стилистическая фигура, состоящая в подчеркнутом обращении к кому-нибудь или чему-нибудь для усиления выразительности речи. Оно служит не столько для называния адресата речи, сколько для того, чтобы выразить отношение к тому или иному объекту, дать его характеристику. «Человек! Будь осторожен: очень часто домашних уток ты принимаешь за небесных ангелов!»; «Родная земля! Прости и прими нас, твоих блудных сыновей!» «Человек! Будь осторожен: очень часто домашних уток ты принимаешь за небесных ангелов!»; «Родная земля! Прости и прими нас, твоих блудных сыновей!»
15 Упрощенные стилистические фигуры 3-эллипс(ис) - конструкции,в которых не хватает для законченной структуры некоторых членов предложения ; усечение фразы; пропуск подразумеваемого слова. Татьяна - в лес, медведь – за нею (Пушкин) Мы села - в пепел,грады - в прах, В мечи - серпы и плуги. В мечи - серпы и плуги.
16 Упрощенные стилистические фигуры Роль эллипсиса в тексте В зависимости от контекста создает эффект бытовой небрежности, мудрого лаконизма, «телеграфной» деловитости, лирической взволнованности, разговорного просторечия и т. д. В зависимости от контекста создает эффект бытовой небрежности, мудрого лаконизма, «телеграфной» деловитости, лирической взволнованности, разговорного просторечия и т. д. Эллиптические конструкции придают сжатость, энергию выражению. Обычно при эллипсисе опускается глагол. Эллиптические конструкции придают сжатость, энергию выражению. Обычно при эллипсисе опускается глагол.
17 Упрощенные стилистические фигуры 4 - парцелляция - дробление, фраза "дробится" "неоправданными" знаками препинания: Случалось ли, чтоб вы, смеясь? или в печали? Ошибкою? добро о ком-нибудь сказали? 5- асиндетон - бессоюзие; стилистическая фигура, заключающаяся в опущении союзов для оживления речи;повышается энергия фразы: Пришел, увидел, победил.
18 Упрощенные стилистические фигуры 6- умолчание - оборот речи,в котором мысль остается не до конца выраженной, но читатель догадывается о невысказанном : Но мне ли,мне ль,любимцу государя... Но смерть...но власть...но бедствия народны минус-прием (автология) - отсутствие каких-либо худ. средств, текст "оголяется".
19 Усложненные стилистические фигуры 8- градациия - (gradatio - постепенное повышение),. - стил. фигура, употребляемая для постепенного возвышения, усиления смысла или эмоциональности (прямая градациия) или понижения (обратная градации) Фу ты,пропасть, какие смушки! Описать нельзя: бархат! Серебро! огонь! Фу ты,пропасть, какие смушки! Описать нельзя: бархат! Серебро! огонь!
20 Усложненные стилистические фигуры Роль градациии в тексте этимология слова (gradatio - постепенное повышение) довольно прозрачно указывает на то, что в художественном тексте градациия используется для создания напряженно нарастающей интонации этимология слова (gradatio - постепенное повышение) довольно прозрачно указывает на то, что в художественном тексте градациия используется для создания напряженно нарастающей интонации
21 Усложненные стилистические фигуры. Повтор и его виды 9 повторы : одна из самых распространенных стилистических фигур. Существуют разнообразные виды повторов, но общее их значение состоит в том, что автор повторяет те звуки, те слова, те выражения, те предложения, которые он считает наиболее значимыми. Задача исследователя - выявить, какую художественную роль играет усиленный повтором компонент.
22 Усложненные стилистические фигуры виды повтора а) анафора -повторение начального слова: жди, когда снега метут, жди, когда жара,.. жди, когда снега метут, жди, когда жара,.. Жди, когда других не ждут, Жди, когда других не ждут, Позабыв вчера. Позабыв вчера. б) эпифора -повторение слов или выражений в конце отрезка речи.
23 Усложненные стилистические фигуры виды повтора в) анадиплосис - стык, подхват - стил. фигура, состоящая в повторе заключительного слова или словосочетания в начале очередной стихотворной строки: Папенька с маменькой спор спорили, Спор спорили об своей дочери. Спор спорили об своей дочери.
24 Усложненные стилистические фигуры виды повтора г) симплока - стилист. фигура, состоящая в том, что два отрезка речи имеют одинаковые начала и окончания, а серединка фразы меняется: Во поле береза стояла, Во поле кудрявая стояла. д) рефрен - повтор самостоятельного предложения, логически обособленного от основного текста, припев.
25 Усложненные стилистические фигуры 10 - параллелизм - (от греч. parallelos - находящийся или идущий рядом), тождественное или сходное расположение элементов речи в смежных частях текста, которые, соотносясь, создают единый образ параллелизм - (от греч. parallelos - находящийся или идущий рядом), тождественное или сходное расположение элементов речи в смежных частях текста, которые, соотносясь, создают единый образ.
26 Усложненные стилистические фигуры - синтаксический параллелизм - одинаковое синтаксическое построение соседних предложений или отрезков речи: «По небу (где?) плывут тощие тучи. Над рекой (где?) висят серые клочья тумана. В душе (где?) затаилась угрюмая боль». - синтаксический параллелизм - одинаковое синтаксическое построение соседних предложений или отрезков речи: «По небу (где?) плывут тощие тучи. Над рекой (где?) висят серые клочья тумана. В душе (где?) затаилась угрюмая боль». Анализируя текст, вы можете столкнуться с еще одним видом параллелизма - композиционным. Он основан на сходстве сюжетных линий, смысловой параллельности частей: например, описание осенней распутицы предваряет описание внутреннего состояния персонажа. Анализируя текст, вы можете столкнуться с еще одним видом параллелизма - композиционным. Он основан на сходстве сюжетных линий, смысловой параллельности частей: например, описание осенней распутицы предваряет описание внутреннего состояния персонажа.
27 Усложненные стилистические фигуры 11- полисиндетон - многосоозие: И пращ, и стрела, и лукавый кинжал полисиндетон - многосоозие: И пращ, и стрела, и лукавый кинжал аппликация - включение в текст общеизвестных пословиц, поговорок, хорошо известных выражений. 12- аппликация - включение в текст общеизвестных пословиц, поговорок, хорошо известных выражений.
28 Усложненные стилистические фигуры 13 - контаминация - соединение различных текстов в один: О вкусах хорошо или никак контаминация - соединение различных текстов в один: О вкусах хорошо или никак плеоназм - речевое излишество, но иногда может иметь худ. значение: 14 - плеоназм - речевое излишество, но иногда может иметь худ. значение:...старуха старая с клюкой... Или: За льдиной льдина вслед плывет...
29 Усложненные стилистические фигуры 15 - амплификация - стил. фигура, состоящая в нанизывании синонимических определений, сравнений и т.д. для усиления выразительности : Берет - как бомбу, берет - как ежа, как бритву обоюдоострую амплификация - стил. фигура, состоящая в нанизывании синонимических определений, сравнений и т.д. для усиления выразительности : Берет - как бомбу, берет - как ежа, как бритву обоюдоострую... Или несколько стил.фигур собраны воедино Или несколько стил.фигур собраны воедино
30 Усложненные стилистические фигуры 16 - перифраз - стил.фигура, применяемая для замены слова или группы слов, чтобы избежать повторения, придать повествованию большую выразительность: 16 - перифраз - стил.фигура, применяемая для замены слова или группы слов, чтобы избежать повторения, придать повествованию большую выразительность: вместо "Лев Толстой" - "автор "Войны и Мира", вместо "легкая атлетика" - "королева спорта", вместо "луна" - "небесная лампада".
31 Усложненные стилистические фигуры 17- инверсия - нарушение обычного порядка слов. Так, например, логика развития мысли требует, чтобы в повествовательном предложении на первом месте стояло подлежащее, а сказуемое - на втором. Если поэт меняет их местами, то, скорее всего, мы имеем дело с инверсией. Инверсия применяется для логического и эмоционального выделения слов. 17- инверсия - нарушение обычного порядка слов. Так, например, логика развития мысли требует, чтобы в повествовательном предложении на первом месте стояло подлежащее, а сказуемое - на втором. Если поэт меняет их местами, то, скорее всего, мы имеем дело с инверсией. Инверсия применяется для логического и эмоционального выделения слов.
32 Усложненные стилистические фигуры. Инверсивными считаются в русском языке следующие сочетания а)определение стоит после определяемого слова: Сижу за решеткой, в темнице сырой (сырая темница); б)обстоятельство (наречие) стоит после главного слова: На севере диком стоит одиноко (одиноко стоит); в)дополнения и обстоятельства, выраженные существительными, стоят перед главным словом: Часов однообразный бой (однообразный бой часов); г)сказуемое стоит перед подлежащим: Роняет лес багряный свой убор (лес роняет убор).
33 Усложненные стилистические фигуры, построенные по признаку контрастности рядов 18 - оксюморон - стилистическая фигура, состоящая в соединении двух понятий, противоречащих друг другу, логически исключающих одно другое: Горькая радость, звонкая тишина, красноречивое молчание) оксюморон - стилистическая фигура, состоящая в соединении двух понятий, противоречащих друг другу, логически исключающих одно другое: Горькая радость, звонкая тишина, красноречивое молчание) антитеза - это оборот, в котором для усиления выразительности речи резко противопоставляются противоположные понятия: Ученье - свет, а неученье – тьма антитеза - это оборот, в котором для усиления выразительности речи резко противопоставляются противоположные понятия: Ученье - свет, а неученье – тьма.
34 Усложненные стилистические фигуры, построенные по признаку контрастности рядов 20 - аллогизм (от греч. a - отрицат. частица и logismos - разум) – стилистический прием, основанный на сознательном нарушении логических связей в произведении, близкий оксиморону: Если б был я маленький, как великий океан...(В.В. Маяковский) аллогизм (от греч. a - отрицат. частица и logismos - разум) – стилистический прием, основанный на сознательном нарушении логических связей в произведении, близкий оксиморону: Если б был я маленький, как великий океан...(В.В. Маяковский).
35 Найдите известные вам изобразительно- выразительные средства языка 1.Тяжёлые тучи обложили горизонт. 1.Тяжёлые тучи обложили горизонт. 2. Холодный ветер рванул и со свистом понёсся по степи, беспорядочно закружился и поднял такой шум, что из-за него не было слышно ни грома, ни скрипа колёс. 2. Холодный ветер рванул и со свистом понёсся по степи, беспорядочно закружился и поднял такой шум, что из-за него не было слышно ни грома, ни скрипа колёс. 3. Он дул из-под чёрной тучи, неся с собой облака пыли, запах дождя и мокрой земли. 3. Он дул из-под чёрной тучи, неся с собой облака пыли, запах дождя и мокрой земли. 4. Лунный свет, бледный и дрожащий, стал как будто грязнее; звёзды ещё больше нахмурились, и видно было, как по краю дороги спешили куда-то назад облака пыли и их тени. 4. Лунный свет, бледный и дрожащий, стал как будто грязнее; звёзды ещё больше нахмурились, и видно было, как по краю дороги спешили куда-то назад облака пыли и их тени. 5. Теперь вихри, кружась и увлекая с земли пыль, сухую траву и перья, поднимались под самое небо. 5. Теперь вихри, кружась и увлекая с земли пыль, сухую траву и перья, поднимались под самое небо.
36 Найдите известные вам изобразительно- выразительные средства языка 1.Тяжёлые тучи обложили горизонт. 1.Тяжёлые тучи обложили горизонт. эпитет 1.Тяжёлые тучи Метафора устойчивая: тучи обложили
37 Найдите известные вам изобразительно- выразительные средства языка 2. Холодный ветер рванул и со свистом понёсся по степи, беспорядочно закружился и поднял такой шум, что из-за него не было слышно ни грома, ни скрипа колёс. 2. Холодный ветер рванул и со свистом понёсся по степи, беспорядочно закружился и поднял такой шум, что из-за него не было слышно ни грома, ни скрипа колёс. Олицетворение: ветер рванул Метафора: беспорядочно закружился и поднял такой шум Эпитет: холодный ветер
38 Найдите известные вам изобразительно- выразительные средства языка 4. Лунный свет, бледный и дрожащий, стал как будто грязнее; звёзды ещё больше нахмурились, и видно было, как по краю дороги спешили куда- то назад облака пыли и их тени. 4. Лунный свет, бледный и дрожащий, стал как будто грязнее; звёзды ещё больше нахмурились, и видно было, как по краю дороги спешили куда- то назад облака пыли и их тени. Эпитет: свет, бледный и дрожащий Сравнение: свет, бледный и дрожащий, стал как будто грязнее Олицетворение: звёзды ещё больше нахмурились; спешили куда-то назад облака пыли
39 Проанализируйте фонетический строй речи и найдите известные вам изобразительно- выразительные средства языка 2. Холодный ветер рванул и со свистом понёсся по степи, беспорядочно закружился и поднял такой шум, что из-за него не было слышно ни грома, ни скрипа колёс. 2. Холодный ветер рванул и со свистом понёсся по степи, беспорядочно закружился и поднял такой шум, что из-за него не было слышно ни грома, ни скрипа колёс. Повтор согласных Р, В,Т, Д в словах «ветер, рванул, беспорядочно, закружился, грома» помогают представить и услышать грохот, издаваемый ветром. А звуки и их сочетание «св, ст, сс, ст, сп, ся, с» передают свист ветра, помогает представить его силу и напор.
40 Проанализируйте фонетический строй речи и найдите средство выразительности языка. Как называется такой приём? 2. Холодный ветер рванул и со свистом понёсся по степи, беспорядочно закружился и поднял такой шум, что из-за него не было слышно ни грома, ни скрипа колёс. 2. Холодный ветер рванул и со свистом понёсся по степи, беспорядочно закружился и поднял такой шум, что из-за него не было слышно ни грома, ни скрипа колёс. Такой приём называется аллитерацией
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.