Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемНадежда Лексикова
1 Авторы- составители: Косенович Г. Р. КрангоИ.Л. ( учителя русского языка и литературы МБОУ «СОШ 4» )
3 1)Я понял что человек может знать великое множество слов может совершенно правильно писать их и так же правильно сочетать их в предложении. 2) Всему этому учит нас грамматика 3) Но никакая грамматика не в силах заранее определить какие именно слова должен выбрать человек и в каком порядке он должен расположить их для того чтобы речь его была красочной веской убедительной точной 4) Основная моя цель сводилась к тому чтобы научиться пользоваться языком как можно лучше разнообразней чтобы уметь из огромного количества слов и выражений выбирать именно то что нужно. 5) Мне трудно сейчас хоть сколько-нибудь подробно рассказать какими методами я пользовался в своей работе. 6) Я например читал стихи Пушкина и Некрасова стараясь понять как при помощи самых обычных слов эти поэты достигают в своих произведениях такой огромной силы и убедительности. (отрывок из статьи М. Исаковского) Задания к тексту: 1. Расставить и объяснить знаки препинания в выделенных предложениях. 2. Определить группу сложного предложения по союзам и значению. 3. В чём особенность 3 предложения? 4. Сколько союзов в тексте и союзных слов? 5. Меняем части сложного предложения( 4 и 5 предложения) 6. Вернёмся к 3 предложению.Можно ли считать слова: красочный, веской, убедительной, точной синонимами? (контекстуальными) 7. Сформулируйте основные правила постановки знаков препинания в ССП и СПП.
4 1)Я понял, что человек может знать великое множество слов, может совершенно правильно писать их и так же правильно сочетать их в предложении. 2) Всему этому учит нас грамматика. 3) Но никакая грамматика не в силах заранее определить, какие именно слова должен выбрать человек и в каком порядке он должен расположить их для того, чтобы речь его была красочной, веской, убедительной, точной 4) Основная моя цель сводилась к тому, чтобы научиться пользоваться языком как можно лучше, полней, разнообразней; чтобы уметь из огромного количества слов и выражений выбирать именно то, что нужно. 5) Мне трудно сейчас хоть сколько-нибудь подробно рассказать, какими методами я пользовался в своей работе. 6) Я, например, читал стихи Пушкина и Некрасова, стараясь понять, как при помощи самых обычных слов эти поэты достигают в своих произведениях такой огромной силы и убедительности. (отрывок из статьи М. Исаковского) Задания к тексту: 1. Расставить и объяснить знаки препинания в выделенных предложениях. 2. Определить группу сложного предложения по союзам и значению. 3. В чём особенность 3 предложения? 4. Сколько союзов в тексте и союзных слов? 5. Меняем части сложного предложения( 4 и 5 предложения) 6. Вернёмся к 3 предложению.Можно ли считать слова: красочный, веской, убедительной, точной синонимами? (контекстуальными) 7. Сформулируйте основные правила постановки знаков препинания в ССП и СПП.
5 Работаем над ошибками пробного экзамена 1. Каждый кто любит театр знает, что только здесь происходит великое таинство живого общения со зрителем, только здесь можно достучаться до сердца. 2. Между прочим эти тревожные слова долетают с каждого космического корабля потому, что космонавты видят в(…)низу на зеленом бархате леса страшные пятна дыма; горит тайга, пылают джунгли. 3. Живут эти птицы высоко в горах и о них мало кто знает даже для ученых – орнитологов далеко не все ясно. 4. Держатся эти птицы на высоте трех (…)пяти тысяч(?) метров, если горы более высокие, то эти птицы живут и выше ибо они всегда держатся у ск…листых гор. 5. По (…) моему бабочки самые загадочные создания на Земле, потому, что как в настоящей сказке они испытывают полное пр…вращение.
6 Предложения самостоятельные, не зависят друг от друга, связаны сочинительными союзами, отделяются запятыми. Союзные сложные предложения. Сложносочиненные Сложноподчиненные Помни!!! запятая- разделяет, союз и союзное слово соединяет. Ставь запятую, отделяя простые предложения в сложном, придаточное от главного. Есть главное и придаточное предложение, соединяется союзными словами и союзами, разделяются запятой. 3 группы по союзам и значению: Соединительные : и, да (и) ни-ни, тоже, также. Разделительные: то-то, не то- не то, то ли- то ли, либо, или (иль) Противительные: а, но, да(но), однако, зато Союзы: чтобы, если, так как, потому что, словно, как будто и др. Союзные слова: кто, какой, который, чем, куда, где, куда, зачем и т. д. Группы сложноподчинённых предложений по значению: определительные, изъяснительные, обстоятельственные.
7 Вернёмся к тексту Задания: 1. Из предложения 1-4 найдите слова с чередующейся безударной гласной в корне (сочетать, предложение, расположить, выбирать) 2. Определить количество грамматических основ в 3 предложении. (4) 3. Указать способ связи словосочетаний: совершенно правильно, основная цель, читал стихи (примыкание, согласование, управление) 4. В каком значении употребляется слово веский?(предл.3) (убедительный) 5. Из предложений 1-3 назовите слово, правописание приставки в котором определяется правилом : « на конце приставки пишется С, если после неё следует буква, обозначающая глухой согласный». (расположить) 6. Подбери синоним к слову красочный (3 пред.) (яркий) 7. Найди предложение с вводным словом. (6)
8 Памятка: «Как правильно понять исходный текст» 1. Определите ТЕМУ текста (о чём текст?). 2. Сформулируйте ОСНОВНУЮ МЫСЛЬ (чему учит текст?) 3. Определите СТИЛЬ текста и ТИП речи, особенности построения текста.
9 Задание: 1. В каком предложении содержится основное утверждение автора (подчеркните его) 2. Какие вопросы волнуют автора, в каких предложениях они изложены? 3. О чем пишет автор? 4. Назовите, какие средства речевой выразительности использованы в тексте. Вывод: - утверждение автора-это позиция автора (ПА); - вопросы, волнующие автора-это проблема текста (П); - о чем- это тема текста (Т) - моя позиция (МП)
10 Задание части С Справка. Задание части С выполняется на отдельном бланке. Тему задания С можно выбрать. С2.1-сочинение-рассуждение на лингвистическую тему, а С2.2-сочинение-рассуждение на морально-этическую тему. Сравните вопросы С2.1 и С2.2. Подумайте, какой вопрос кажется вам доступным и интересным. Не забудьте привести примеры из текста. При написании сочинения опирайтесь на текст. Выделяйте абзацы. Не выходите за поля бланка. Пишите разборчиво. Объём сочинения должен быть не менее 70 слов.
11 Типичные ошибки при написании сочинения учащимися 9 кл п/п Пример Тип ошибки 1. Я считаю, что русский язык проходит путь своего естественного развития, так как и в бытовой, и в официальной сфере используется много иноязычных слов, причём нередко неоправданно. Зачем употреблять слово «консенсус», когда есть русское слово «согласие»; «электорат» – «народ». Наше слепое подражание Западу наносит непоправимый вред русской речи. Логическая ошибка (ученица утверждает, что русский язык развивается, а сама приводит пример, подтверждающий гибель языка) 2. В настоящее время многие учёные уделяют заботу вопросу экологии русского языка. Речевая ошибка – нарушение лексической сочетаемости 3. Как известно в русской пунктуации выделяют девять знаков препинания: точка, запятая, точка с запятой, вопросительный знак, восклицательный знак, тире, двоеточие, кавычки, скобки. Фактическая ошибка – десять знаков препинания (ещё многоточие). 4. Мой любимый вид спорта – это футбол. Быв (1) маленьким, я очень любил вместе с папой смотреть футбольные матчи по телевизору. Тогда я не очень понимаю(2) правила игры, но знал одно: нужно капнуть (3) гол в ворота недруга(4) Для меня раньше иностранными казались слова: пенальти, голкипер и др. 1. Грамматическая ошибка – ошибка в образовании форм глагола (вместо «быв» нужно употребить «когда я был»).2. Речевая ошибка – нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм (надо – пони мал).3. Речевая ошибка – неудачное употребление слова (нужно «забить»)4. Речевая ошибка – (надо «противника» или «соперника»)
12 Итог урока: Каким образом грамматика помогает человеку владеть языком?
13 Использованная литература. Бабайцева В.В., Максимов Л.Ю. Современный русский язык. Синтаксис. Пунктуация. – М., «Просвещение», Крючков С.Е., Максимов Л.Ю. Современный русский язык. Синтаксис сложного предложения. Учебное пособие для студентов пед. институтов. – М., «Просвещение», Лосева Л.М. Как строится текст: Пособие для учителя. (под ред. Солганика. – М., 1980). Львова С.И., И.П. Цыбулько, Ю.Ю. Гостева. Настольная книга учителя русского языка и литературы 5-11 классы. – М.: Эксмо, Сборник упражнений по синтаксической стилистике и культуре речи. Пособие для учителей. Под редакцией профессора Бондалетова В.Д. – М., «Просвещение», Текст. Семантика и структура. – М., Чупашева О.М. Русский язык. Трудности синтаксического анализа. Учебное пособие. – М.: Русский язык. – Медиа, 2004.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.