Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемЯн Карамышев
1 Тема Родины в творчестве М.Ю.Лермонтова Материал для подготовки к сочинению 2015 Нет, я не Байрон, я другой, Ещё неведомый избранник, Как он, гонимый миром странник, Но только с русскою душой. М.Ю.Лермонтов г. Шевелева В.С., учитель вечерней школы 12, с.Заозерное Хабаровского района Хабаровского края
2 «Русская душа» Лермонтова К чему бы ни обращался поэт, какие бы картины ни рисовало его художественное видение, - все они проникнуты пониманием и сочувствием всему человечеству, что так свойственно русской натуре. Поэтому так душевны произведения, рисующие незнакомый, казалось бы, поэту мир: «Ветка Палестины», «Венеция», «Три пальмы»; поэтому с таким интересом воспринимает поэт иноплеменников, с любовью рисуя сынов Кавказа и природу этой чудесной страны: «Черкесы», «Кавказский пленник», «Мцыри» и др.
3 Тема России и исторической судьбы русского человека Образы Родины – от первых стихов, запечатлевших картины русской осени («Осень» 1828), до проникнутого как бы молитвенным настроением стихотворения «Родина» и полного мучительных раздумий над судьбою целого поколения романа «Герой нашего времени»- становятся определяющими в творчестве М.Ю. Лермонтова.
4 «Простые повести» «былых времен» «Тени сильных», древние герои волнуют Лермонтова уже в пятнадцатилетнем возрасте: Я зрел их смутною душой, Я им внимал неравнодушно. На мне была тоски печать, Бездействие терзало совесть, И я решился начертать Времен былых простую повесть. («Олег») Уже здесь мы видим характерное для зрелого Лермонтова противопоставление деятельного героического прошлого России и бездеятельности современного ему поколения.
5 Захваченный русской тематикой, поэт обращается к народному творчеству и приходит к убеждению, что поэзию народную нужно искать нигде «как в русских песнях». «Как жаль, - сетует он,- что у меня была мамушкой немка, а не русская…» И вместе с тем как удивительно тонко передаёт Лермонтов мелодику и характерную особенность русской песни («Русская песня», «Атаман», «Воля», «Песня» и др.), как проникновенны его стихотворения о родном крае! Прекрасны вы, поля земли родной, Еще прекрасней ваши непогоды; Зима сходна в ней с первою зимой, Как с первыми людьми её народы!.. Туман здесь одевает неба своды, И степь раскинута лиловой пеленой, И так она свежа, и так родня с душой, Как будто создана лишь для свободы… Прекрасны вы, поля земли родной… 1831
6 Россия Лермонтова… Образы России вновь и вновь возникают в его поэзии: то «Кремль в час утра золотой» («Кто видел Кремль..» 1831), то «утро зимнее» («Кто в утро зимнее…» (1831), то «солнце осени» («Солнце осени» 1831), наконец, исполненные патриотического подъема картины Москвы («Панорама Москвы» 1834). Несколько времени спустя, в поэме «Сашка», Лермонтов напишет стихи, словно вырвавшиеся из самого сердца в горячем патриотическом порыве: Москва, Москва!.. люблю тебя, как сын, Как русский, сильно, пламенно и нежно! Люблю священный блеск твоих седин И этот Кремль зубчатый, безмятежный. Напрасно думал чуждый властелин С тобой, столетним русским великаном, Померяться главою... и обманом Тебя низвергнуть. Тщетно поражал Тебя пришлец: ты вздрогнул он упал! Вселенная замолкла... Величавый, Один ты жив, наследник нашей славы. Ты жив!.. Ты жив, и каждый камень твой Заветное преданье поколений.
7 Картины исторического прошлого В его поэзии предстают во весь рост героические русские люди, вроде богатыря из «Двух великанов» (1832), героев Бородина (1837) и «Песни про царя Ивана Васильевича…(1837). В стихотворении о двух великанах отчетливо проступают черты национального характера: спокойное ощущение силы, основанной на сознании своей правоты. Горькое воспоминание об отступлении под Москвой («Бородино») сливается с грустной мыслью о том, что среди современников нет подобных героям прошлого; отсюда сами собой вытекают слова лермонтовской «Думы»: «Печально я гляжу на наше поколенье…» Это тоже о России, но с горечью.
8 Герой «Песни…» Степан Парамонович Калашников – носитель замечательных черт национального характера, ибо до последнего защищает свою честь, не изменяя чувству долга. Пафос справедливости, придающий силу защитнику правды-совести, торжествует в финале произведения. Однако судьба героя сурова и трагична.
9 «Родина» В стихотворении «Родина» Россия предстала во всей полноте своего духовного содержания. В нем значительно все, начиная от названия и кончая последним звуком… «Люблю отчизну я…»- эта фраза прежде всего нуждается в осознании. «Отчизна», «отечество», «отчина», «отчество», «отец»… По отцу называют на Руси детей, и отчество как указание на связь с предками. Это ясно. Но далее речь идет о странной любви, «непобедимой» рассудком, и вслед за тем возникает действительно, на первый взгляд, непонятное утверждение: Ни слава, купленная кровью, Ни полный гордого доверия покой, Ни темной старины заветные преданья Не шевелят во мне отрадного мечтанья. Нет, Лермонтов не отрицал значимости былого величия России. Но «не отрадное мечтанье», а чувство смущения и стыда возникает у истинного сына отечества, сравнивающего героические деяния предков и постыдное бездействие поколения людей «глухой» николаевской поры, их равнодушие к добру и злу. Отсюда – смущенная безотрадность в воспоминании о былом величии. Отсюда – трепетное лермонтовское отношение к родной природе, тому, что является родным и близким с детства.
11 Вера поэта в Россию «У России, - писал М.Ю.Лермонтов в 1841 году, - нет прошедшего: она вся в настоящем и будущем. Сказывается сказка: Еруслан Лазаревич сидел сиднем 20 лет и спал крепко, но на 21 году проснулся от тяжелого сна – и встал и пошел… и встретил он 37 королей и 70 богатырей и побил их и сел над ними царствовать… Такова Россия». Такова вера поэта. Таков и сам Лермонтов. Он с Россией в настоящем и будущем, как и те глубокие образы, что созданы его гением.
12 Используемые источники: Лермонтов М.Ю. Собр.соч.: в 4 томах. – М., Л., Щеблыкин И.П. Лермонтов: Жизнь и творчество. – Саратов, – с.98.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.