Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемМарина Завадовская
1 Отдел психологического сопровождения и мониторинга социальной среды ПМС-центра Дети с отклонениями поведения: общая характеристика и психологическая помощь Сочи 2015
2 Девиантное поведение это специфический способ изменения социальных норм и ожиданий посредством демонстрации ценностного отношения к ним. Подростковый возраст это возраст «социального импринтинга» повышенной впечатлительности ко всему тому, что делает человека взрослым. Динамизм психической деятельности подростка в одинаковой мере делает его податливым как в сторону социально-позитивных, так и в сторону социально-негативных влияний.
3 Типичные черты подростков: стремление к новизне, к оригинальности поведения (и отклоняющегося), желание понимать, бороться, достигать, утверждаться, пытаться изменить существующую систему оценок и взглядов, принятых в среде ближайшего окружения (Мудрик, 1976; Кон, 1987). потребность в аффиляции не исключает любви и тяготения к одиночеству; доверительность в общении с друзьями сочетается со скрытностью в общении с родителями; тенденции к самоутверждению, постоянный интерес к оценке своих качеств другими переплетается с напускным равнодушием к оценке себя взрослыми и сверстниками. высокая аффективная заряженность поведенческих реакций; импульсивный характер реагирования на фрустрирующую ситуацию; кратковременность реакций с критическим выходом, низкий уровень стимуляции; недифференцированная направленность реагирования; высокий уровень готовности к девиантным действиям.
4 Особенности поведения подростков с девиантным поведением: недостаточность жизненного опыта, низкий уровень самокритики, отсутствие всесторонней оценки жизненных обстоятельств, повышенная эмоциональная возбудимость, импульсивность, двигательная и вербальная активность, внушаемость, подражательность, обостренность чувства независимости, стремление к престижу в референтной группе, негативизм, неуравновешенность возбуждения и торможения.
5 Проявления в эмоциональной сфере у девиантных подростков: импульсивны, раздражительны, вспыльчивы, агрессивны, конфликтны, трудности общения с окружающими, тревожность, дефектность ценностной системы (особенно в области целей и смысла жизни). При неблагоприятных социальных условиях эти особенности «катализируют» вредные влияния, приобретают негативную направленность.
6 Различают «первичную» и «вторичную» девиацию (К.Мак Кэгни, Д.Миллер, С.Смит, Р.Мейер). Первичная девиация это собственно ненормативное поведение, имеющее различные причины («бунт» подростка; стремление к самореализации, которое почему- либо не осуществляется в рамках «нормативного» поведения). Вторичная девиация подтверждение (вольное или невольное) того ярлыка, которым общество отметило ранее имевшее место поведение. Самоутверждение подростка может иметь социально- полярные основания от подвига до правонарушения. Стремление к лидерству и престижности может нанести серьезный урон самосознанию, порождать честолюбие, неадекватность самооценки личностных свойств, противоречивость во взаимоотношениях с окружающими.
7 Приемы самовыражения у девиантных подростков: сленг, стиль, символика, мода, манера, поступок и т.п.
8 Факторы, влияющие на поведение подростка: «система отношений» (Мясищев, I960), особенности взаимоотношений с учителями, положение в классе, психологическая атмосфера в школе, отношение учащихся, к обучению, классу, самой школе, своим сверстникам, своему будущему, жизненным целям (Личко, 1983).
9 Факторы значимые для подростка: принадлежность к неформальным группам, к асоциальным и антисоциальным компаниям, руководимым правонарушителями, социально-статусное положение в микросоциальных, социометрических взаимоотношениях (Я.Л.Коломинский (1986),
10 Роль девиантных действий у подростков: средство достижения значимой цели; способ психологической разрядки, замещения блокированной потребности и переключения деятельности; самоцель, удовлетворяющая потребность в самореализации и самоутверждении.
11 Первые практические шаги психолога и социального педагога, выявление причин отклоняющегося поведения подростка, в первую очередь выделить случаи девиантного поведения, имеющие патосоциальную природу. особенности ближайшего социального окружения семьи, дворовых компаний, неформальных групп и др., определить и зафиксировать участие подростка в неформальном объединении, выяснить, какие потребности он удовлетворяет при этом:
12 хочет ли самоутвердиться, получить социальную защищенность в группе, реализовать мотивацию дружеского общения, удовлетворить потребность в алкоголе, наркотиках и др. путь, который привел подростка именно в эту группу, субъективное отношение подростка к себе, своему поведению, социальному окружению (среди факторов, влияющих на прогноз будущего поведения несовершеннолетних девиантов, наиболее весомым оказывается фактор самопознания.
13 Приемы коррекционно-воспитательного воздействия: 1. Снижение требований к участнику взаимодействия до достижения социальной и психологической адаптации. 2. Вовлечение в коллективные, виды деятельности, стимулирование развития творческого потенциала и самовыражения. 3. Организация ситуаций, в которых ребенок может достичь успехов, разработка мер поощрения. 4. Демонстрация и разъяснение позитивных образов поведения (личный пример, художественная литература, периодика, биография и др.).
15 Спасибо за внимание!
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.