Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемФедор Лимарев
2 «Организация психолого- педагогического сопровождения подготовки и адаптации детей к школьному обучению в период реализации ФГОС»
3 Основная цель российского образования Стратегия 2020 Наша новая школа Общественный договор Общественный договор Новые образовательные запросы семьи, общества и государства Инновационная экономика Экономика знаний Новые технологии Инновационная экономика Экономика знаний Новые технологии Широкое внедрение новых технологий во все сферы жизни Новая цель образования Воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России Воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России
4 Основы школьного стандарта Общественный договор (запрос семьи, общества и государства) Общественный договор (запрос семьи, общества и государства) Идеологическая и методологическая основа Идеологическая и методологическая основа Концепция духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Концепция социокультурной модернизации Концепция духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Концепция социокультурной модернизации Научная основа Фундаментальное ядро содержания общего образования и системно-деятельностный подход Фундаментальное ядро содержания общего образования и системно-деятельностный подход Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования
5 патриотизм (любовь к России, к своему народу, к своей малой родине; служение Отечеству); гражданственность (правовое государство, гражданское общество, долг перед Отечеством, старшим поколением и семьей, закон и правопорядок, межэтнический мир, свобода совести и вероисповедания) труд и творчество (творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость, трудолюбие, бережливость) социальная солидарность (свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества; справедливость, милосердие, честь, достоинство) семья (любовь и верность, здоровье, достаток, почитание родителей, забота о старших и младших, забота о продолжении рода); человечество (мир во всем мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество).
6 наука (познание, истина, научная картина мира, экологическое сознание); искусство и литература (красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие); традиционные российские религии (в виде культурологических представлений о религиозных идеалах) природа (жизнь, родная земля, заповедная природа, планета Земля);
7 В ОСНОВЕ НОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ НОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ Смена «знаниевой» парадигмы образования на системно – деятельностную. Задача школы – не дать объем знаний, а научить учиться. Стандарт фиксирует не само содержание образования, а результаты образования, результаты деятельности и требования к этим результатам.
8 СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД является основой ФГОС и обуславливает изменение общей парадигмы образования, которая находит отражение в переходе к определению цели школьного обучения как формирование умения учиться, формирование у обучающихся готовности к саморазвитию и непрерывному образованию. от изолированного изучения учащимися системы научных понятий к включению содержания обучения в контекст решения жизненных задач от предметной разобщенности к интеграции школьных дисциплин от стихийности учебной деятельности ученика к стратегии ее целенаправленной организации и планомерного формирования, к развитию активной учебно-познавательной деятельности учащихся от индивидуальной формы усвоения знаний к признанию решающей роли учебного сотрудничества в достижении цели
9 Основная педагогическая задача – создание и организация условий, инициирующих детское действие Как учить? обновление средств обучения Ради чего учить?ценности образования Чему учить?обновление содержания Системно-деятельностный подход Вектор смещения акцентов нового стандарта Основной результат – развитие личности ребенка на основе универсальных учебных действий формирование универсальных способов действий
10 Дидактические принципы деятельностного подхода Принцип целостного представления о мире формирование единой картины мира Принцип непрерывности преемственность между всеми ступенями обучения на уровне методологии, содержания и методики Принцип минимакса ученику предлагается содержание образования по максимальному уровню, а ученик усваивает это содержание по минимальному уровню Принцип психологической комфортности снятие стресс о образующих факторов учебного процесса, создание доброжелательной атмосферы Принцип вариативности развитие способности к систематическому перебору гипотез и выбору оптимального варианта Принцип творчества максимальная ориентация на творческое начало в учебной деятельности Принцип деятельности самостоятельное «открытие» детьми нового знания
11 Требования к результатам освоения основной образовательной программы ЛИЧНОСТНЫЕ МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ ПРЕДМЕТНЫЕ Самоопределение: внутренняя позиция школьника; Самоидентификация; самоуважение и самооценка Самоопределение: внутренняя позиция школьника; Самоидентификация; самоуважение и самооценка Смыслообразование: мотивация (учебная, социальная); границы собственного знания и «незнания» Смыслообразование: мотивация (учебная, социальная); границы собственного знания и «незнания» Ценностная и морально-этическая ориентация: ориентация на выполнение морально-нравственных норм; способность к решению моральных проблем; оценка своих поступков Ценностная и морально-этическая ориентация: ориентация на выполнение морально-нравственных норм; способность к решению моральных проблем; оценка своих поступков Регулятивные: управление своей деятельностью; контроль и коррекция; инициативность и самостоятельность Регулятивные: управление своей деятельностью; контроль и коррекция; инициативность и самостоятельность Коммуникативные: речевая деятельность; навыки сотрудничества Коммуникативные: речевая деятельность; навыки сотрудничества Познавательные: работа с информацией; работа с учебными моделями; использование знаково-символических средств, общих схем; выполнение логических операций сравнения, анализа, обобщения, классификации, установления аналогий, подведения под понятие Познавательные: работа с информацией; работа с учебными моделями; использование знаково-символических средств, общих схем; выполнение логических операций сравнения, анализа, обобщения, классификации, установления аналогий, подведения под понятие Основы системы научных знаний Основы системы научных знаний Опыт «предметной» деятельности по получению, преобразованию и применению нового знания Опыт «предметной» деятельности по получению, преобразованию и применению нового знания Предметные и метапредметные действия с учебным материалом
12 Изменение роли участников образовательного процесса В традиционной системе образовательного процесса Ученик Получает готовую информацию Учитель Транслирует информацию Осуществляет: поиск выбор анализ систематизацию и презентацию информации Организует деятельность ученика в инновационной образовательной среде Новое качество образования Новое качество образования Новый образовательный результат Новый образовательный результат «Компетентности к обновлению компетенций» и мотивация к обучению на разных этапах развития личности обучающихся «Компетентности к обновлению компетенций» и мотивация к обучению на разных этапах развития личности обучающихся
13 Понятие УУД совокупность действий учащегося, обеспечивающих социальную компетентность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса, культурную идентичность и толерантность. умение учиться, т.·е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
14 Условия развития УУД цель методика текст Передача готовых знаний Объяснить все так, чтобы ученик запомнил и пересказал знания Репродуктивные вопросы – повторение и запоминание чужих мыслей Необходимо исключить Нужно стремиться Развитие умений по применению знаний Учитель-режиссер. Ученик сам открывает новые знания через содержание УМК. Продуктивные задания – получение нового продукта – своего вывода, оценки. Применение знаний в новых условиях. Перенос знаний.
15 У У Д
16 ЛИЧНОСТНЫЕ внутренняя позиция; мотивация; нравственно-этическая оценка.
17 Личностные УУД проявлять интерес к учебному материалу; понимать значение полученных конкретных знаний в жизни человека; иметь первоначальные представления о знании и незнании; осуществлять оценку работы и ответов одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности.
18 РЕГУЛЯТИВНЫЕ целеполагание; планирование; прогнозирование; контроль; коррекция; оценка; волевая саморегуляция.
19 Регулятивные УУД Обучающийся научится: принимать и сохранять учебную задачу; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале; принимать установленные правила в планировании и контроле способа решения; в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи; осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя; вносить необходимые коррективы в действия на основе принятых правил;
20 адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами; принимать роль в учебном сотрудничестве; выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане. контролировать и оценивать свои действия при сотрудничестве с учителем, одноклассниками; на основе результатов решения практических задач делать теоретические выводы о свойствах изучаемых языковых фактов и явлений в сотрудничестве с учителем и одноклассниками; самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение в конце действия.
21 ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ общеучебные логические постановка и решение проблем
22 Познавательные УУД кодировать информацию в знаково- символической форме в простейших случаях; проводить сравнение; осуществлять поиск необходимой информации в открытом информационном пространстве; строить сообщения в устной и письменной форме; проводить под руководством учителя классификацию изучаемых объектов; устанавливать под руководством учителя отношения между понятиями.
23 Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных). Синтез – составление целого из частей. Выбор оснований и критериев для сравнения, классификации. Подведение под понятие, выведение следствий. Установление причинно-следственных связей. Построение логической цепи рассуждений. Доказательство. Выдвижение гипотез и их обоснование. Логические УУД
24 УУД Коммуникативные УУД умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли управление поведением партнёра разрешение конфликтов постановка вопросов планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками
25 проявлять интерес к общению; воспринимать мнения одноклассников об изучаемом предмете; принимать участие в работе парами и группами; высказывать свою точку зрения, рассуждать, делать выводы и обобщения; использовать простейшие речевые средства для передачи своего мнения; проявлять интерес к учебному материалу; давать оценку работам и ответам одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности.
26 Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Любознательный, активно и заинтересованно познающий мир; Владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности; Любящий свой народ, свой край и свою Родину; Уважающий и принимающий ценности семьи и общества; Выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни; Готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом; Доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение.
27 Формы адаптации: 1. Адаптация организма к новым условиям жизни и деятельности, физическим и интеллектуальным нагрузкам. 2. Адаптация к новым социальным отношениям и связям. 3. Адаптация к новым условиям познавательной деятельности.
28 Параметры Высокий уровень адаптации Средний уровень адаптации Низкий уровень адаптации Отношение к школе Положительное и требования воспринимаются адекватно. Положительное, нет отрицательных переживаний. Отрицательное или индифферентное, частые жалобы на здоровье, подавленное настроение, нарушение дисциплины. Усвоение учебного материала Усваивается легко, полно и глубоко, решает усложненные задачи. Понимает материал, если учитель излагает его подробно и наглядно, усваивает основное содержание. Сам решает типовые задачи. Материал усваивает фрагментарно. Возникают трудности с решением типовых задач. Самостоятельная работа Прилежен, внимателен, проявляет большой интерес к самостоятельной работе, не нуждается во внешнем контроле, готовится ко всем урокам. Сосредоточен и внимателен, но при контроле взрослых или интересном задании, почти всегда учит уроки. Интереса не проявляет, самостоятельная работа затруднена, к урокам готовится нерегулярно, сохраняет работоспособность при длительном отдыхе. Статусное положение Благоприятный статус в классе. Поручения выполняет добросовестно, дружит со многими одноклассниками. Близких друзей нет. Обращается по именам и фамилиям лишь с частью одноклассников. Уровни адаптации детей к школе (А. Л. Венгер)
29 Познавательная сфера Предмет исследования Методы 1. Произвольность психических процессов: -высокий уровень активности, самостоятельности в учебной работе; - способность самостоятельно спланировать, осуществить и проконтролировать результат учебных действий; -совершение учебных действий по образцу и правилу, установленному взрослым; -сосредоточение и поддержание внимания на учебной задаче; -наличие собственных усилий для преодоления трудностей в решении задачи. «Графический диктант» Д. Б. Эльконина; «Рисование по точкам» А. Л. Венгера; «"Да" и "Нет" не говорите» Н. И. Гуткиной. 2. Развитие мышления: - высокий уровень развития наглядно-образного мышления: вычленение существенных свойств и отношений предметов окружающего мира; использование схем; способность к обобщению; - начальный уровень развития логического мышления: способность к умозаключениям и выводам на основе имеющихся данных. Тест Керна - Йрасека «Рисунок человека»; тест Векслера «Лабиринт»; методика «Последовательность событий» Н. И. Гуткиной; методика Л. И. Переслени, Л. Ф. Чупрова; методика Равена (модиф. Л. А. Ясюковой); методика А. 3. Зака «Интеллектуальная рефлексия» и «Задачи»; «Действия общего приёма решения задач» А. Р. Лурия, Л. С. Цветковой. 3. Сформированность важнейших учебных действий: -умение выделить учебную задачу и превратить её в цель деятельности; -сформированность внутреннего плана умственных действий; -умение выполнять задание взрослого. «Методика заучивания десяти слов» А. Р. Лурия; «Кодирование» - тест Векслера в версии А. Ю. Панасюка; сформированность УУД (Г. В. Репкина, Е. В. Заика, Г. А. Цукерман); методика «Задачи» А. Г. Гуружапова; «Выкладывание узора из кубика» П. Я. Гальперина. 4. Развитие речи: -понимание смысла текста или простых понятий; - использование речи как инструмента мышления (владение сложноподчиненными конструкциями в устной речи); - развитие фонематического слуха. «Звуковые прятки» ГГ. И. Гуткиной. 5. Развитие тонкой моторики: - способность к сложной двигательной активности при обучении письму и рисованию. «Домик» ГГ. И. Гуткиной.
30 Предмет исследования Методы 1. Владение приёмами и навыками эффективного межличностного общения со сверстниками: -установление дружеских отношений; -готовность к коллективным формам деятельности; -умение самостоятельно разрешать конфликты мирным путём. «Прямые и косвенные задачи» Г. А. Цукерман; целенаправленное наблюдение за поведением детей; «Оцени поступок» Э. Туриеля; опрос родителей. 2. Взаимодействие с педагогами: - установление адекватных ролевых отношений с педагогами на уроках и вне их; - проявление уважения к учителю. Целенаправленное наблюдение за поведением детей; экспертная оценка Г. А. Цукерман; 3. Соблюдение социальных и этических норм: - принятие и соблюдение классных и школьных социальных и этических норм. «Рисунок семьи» Т. Хоментаускас. 4. Поведенческая саморегуляция: -произвольная регуляция поведения и естественной двигательной активности в учебных ситуациях и во внеурочном взаимодействии со сверстниками и взрослыми; -сдерживание непроизвольных эмоций и желаний; -способность к ответственному поведению. «Рукавички» Г. А. Цукерман; Методика «Зеркало»; «Социометрия» Дж. Морено. 5. Активность и независимость: - активность и самостоятельность в познавательной и социальной деятельности. «Активность-догадливость» Г. А. Цукерман; метод наблюдения за детьми в процессе учебной работы и внеучебных ситуациях. Особенности поведения и общения школьников
31 Предмет исследования Методы Отношение к себе: - позитивная «Я-концепция», устойчивая положительная самооценка; -«внутренняя позиция» школьника; -аффективно-потребностная сфера ребёнка; -уровень школьной мотивации. «Беседа о школе» Т. А. Нежновой; «Лесенка» Т. В. Дембо - С. Я. Рубинштейн; «Несуществующее животное» М. 3. Друкаревич; «Определение мотивов учения» М. Г. Гинзбург; «Анкета для изучения школьной мотивации» Н. Г. Лускановой; «Школа зверей» Т. А. Нежновой.
32 УУДПоказатели сформированности УУД Личностные Проявляет самостоятельность в разных видах деятельности. Оценивает себя и свои поступки. Открыто относится к внешнему миру и чувствует уверенность в своих силах. Соблюдает правила гигиены и ухода за телом. Взаимодействует со сверстниками и взрослыми через участие в совместных играх. Обсуждает возникающие проблемы, правила. Доброжелательно относится к окружающим. Умеет уважать достоинство других. Положительно относится к себе. Коммуникативные Активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх, организует их. Проявляет любознательность, задаёт вопросы, касающиеся предметов и явлений. Обладает способностью договариваться, учитывать интересы других, сдерживать свои эмоции. Может поддержать разговор на интересную для него тему. Познавательные (общеучебные) Умеет слушать, понимать и пересказывать тексты. Проявляет самостоятельность в учебной деятельности, выбирая тот или иной способ её осуществления. Умеет использовать предметные заместители, а также понимать изображения и описывать изобразительными средствами увиденное и своё отношение к нему. Познавательные (логические) Умеет следовать образцу, правилу, инструкции. Умеет увидеть целое раньше его составляющих. Задаёт вопросы: как, почему, зачем? Интересуется причинно-следственными связями. Регулятивные Проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности. Умеет обсуждать возникающие проблемы, правила. Умеет выбирать себе род занятий. Способен выстроить внутренний план действия в учебной деятельности. Проявляет умения произвольности предметного действия. Показатели сформированности УУД будущего пятиклассника
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.