Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемВиктор Дорожкин
1 Организация деятельностного подхода в обучении учащихся Хардина Г.А., методист МБОУ ДПО «ЦНМО » 2012 г.
2 Надо учить не содержанию науки, а деятельности по ее усвоению В.Г.Белинский
3 Что такое «Системно – деятельностный подход»? В основе стандарта лежит системно-деятельностный подход, который предполагает: - воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества; - переход к стратегии социального проектирования и конструирования в системе образования на основе разработки содержания и технологий образования; - ориентацию на результаты образования (развитие личности обучающегося на основе УУД);
4 ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД позиция, взгляд, точка зрения на способ преподавания, при котором учащийся осваивает культуру не путем простой передачи информации, а в процессе собственной учебной деятельности. СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД деятельностный подход, основывающийся на общих законах теории деятельности. Теория учебной деятельности В.В. Давыдова Теория деятельности Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева и др. (психологическая версия ) Теория деятельности Г.П. Щедровицкого (социотехническая версия) Общая теория деятельности Г.П. Щедровицкого, О.С. Анисимова СД-педагогика «Школа » (Л.Г. Петерсон)
5 Что значит "деятельность"?
6 УНИВЕРСАЛЬНОЕ УЧЕБНОЕ ДЕЙСТВИЕ учебное действие, имеющее надпредметный характер. УЧЕБНОЕ ДЕЙСТВИЕ структурная единица учебной деятельности; представляет собой процесс, направленный на достижение некоторой учебной цели. УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ процесс самоизменения человека на основе рефлексивного метода, результатом которого становится приобретение им новых знаний, умений и способностей. УМЕНИЕ УЧИТЬСЯ умение самостоятельно осуществлять учебную деятельность (то есть знание ее структуры, всех составляющих ее УУД, и умение их выполнять). Концептуальная идея формирования УУД Умение выполнять УУД формируется тем же способом, что и любое умение
7 Развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть этого собственной деятельностью, собственными силами, собственным напряжением. Ф.Дистервег.
8 Деятельностный подход – это подход к организации процесса обучения, в котором на первый план выходит проблема самоопределения ученика в учебном процессе..
9 Цель деятельностного подхода воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности. Быть субъектом – быть хозяином своей деятельности: · ставить цели, · решать задачи, · отвечать за результаты.
10 Какие дидактические принципы знаете? Принцип деятельности Принцип непрерывности Принцип целостности Принцип минимакса Принцип психологической комфортности Принцип вариативности Принцип творчества
11 Система дидактических принципов «Школа » Принцип целостного представления о мире означает, что у ребенка должно быть сформировано обобщенное, целостное представление о природе – обществе – самом себе Принцип деятельности заключается в такой организации обучения, когда ученик не получает готовое знание, а добывает его сам в процессе собственной учебной деятельности Принцип непрерывности предполагает преемственность между всеми ступенями обучения на уровне технологии, содержания и методики Принцип минимакса заключается в том, что школа предлагает каждому ученику содержание образования на максимальном (творческом) уровне, и обеспечивает его усвоение на уровне, не ниже социально безопасного минимума (ФГОС) Принцип психологической комфортности предполагает снятие стресс о образующих факторов учебного процесса, создание доброжелательной атмосферы, основанной на реализации идей педагогики сотрудничества Принцип творчества предполагает максимальную ориентацию на творческое начало в учебной деятельности, приобретение учащимися собственного опыта творческой деятельности Принцип вариативности предполагает формирование у учащихся способности к систематическому перебору вариантов и выбору оптимального варианта на основе заданного критерия Принцип минимакса заключается в том, что школа предлагает каждому ученику содержание образования на максимальном (творческом) уровне, и обеспечивает его усвоение на уровне, не ниже социально безопасного минимума (ФГОС) Принцип психологической комфортности предполагает снятие стресс о образующих факторов учебного процесса, создание доброжелательной атмосферы, основанной на реализации идей педагогики сотрудничества
12 Какие типы уроков знаете? уроки «открытия» нового знания; уроки рефлексии; уроки общеметодологической направленности; уроки развивающего контроля
13 Типология уроков 1. Урок «открытия» нового знания. Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия. Образовательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов. 2. Урок рефлексии. Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднения и т.д.). Образовательная цель: коррекция и тренинг изученных понятий, алгоритмов и т.д.
14 Типология уроков 3. Урок общеметодологической направленности. Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия, связанному с построением структуры изученных понятий и алгоритмов. Образовательная цель: выявление теоретических основ построения содержательно-методических линий. 4. Урок развивающего контроля. Деятельностная цель: формирование способности учащихся к осуществлению контрольной функции. Образовательная цель: контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов.
15 Каким образом можно получить новый результат? Организовать деятельность учеников: способность к самоорганизации в решении учебных задач. прогресс в личностном развитии умение решать учебные задачи на основе сформированных предметных и универсальных способов действий
17 Реализация деятельностного метода обучения опирается на методы
18 Из представленных алгоритмов, указывающих выявленный в методологии путь формирования любого умения, выберите правильную, с Вашей точки зрения, последовательность шагов. Голосование 2 Приобретение знаний о способе действия Контроль Тренинг, самоконтроль, коррекция Представление о действии и мотивация 1 2 Приобретение знаний о способе действия Тренинг, самоконтроль, коррекция Представление о действии и мотивация Контроль 3 Представление о действии и мотивация Приобретение знаний о способе действия Тренинг, самоконтроль, коррекция Контроль
19 Как сформировать у ребенка умение переходить через дорогу? Контроль Тренинг в применении знаний, самоконтроль и коррекция Приобретение знаний о способе выполнения действия Представление о действии. первичный опыт и мотивация
20 Моделирование урока с позиции СДП 1. Самоопределение к деятельности начинается с мотивации. 2. Актуализация, фиксация затруднений и определение проблемного поля. 3. Совместная с учащимися постановка цели. 4. Постановка проекта выхода (совместный поиск путей решения проблемы). 5. Закрепление во внешней речи (с монологическим или диалогическим оформлением решения). 6. Самостоятельная работа с самопроверкой, самооценкой и взаимооценкой. 7. Включение в систему знаний и повторение (неоднократность познавательных действий, практическое закрепление опыта). 8. Рефлексия.
21 Поработаем с уроком Практика
22 Критерии результативности урока Цели урока задаются с тенденцией передачи функции от учителя к ученику. Учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений и т.п.) Используются разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности учащихся в учебном процессе. Учитель владеет технологией диалога, обучает учащихся ставить и адресовать вопросы. Учитель эффективно (адекватно цели урока) сочетает репродуктивную и проблемную формы обучения, учит детей работать по правилу и творчески. На уроке задаются задачи и четкие критерии самоконтроля и самооценки (происходит специальное формирование контрольно-оценочной деятельности у обучающихся).
23 Критерии результативности урока Учитель добивается осмысления учебного материала всеми учащимися, используя для этого специальные приемы. Учитель стремиться оценивать реальное продвижение каждого ученика, поощряет и поддерживает минимальные успехи. Учитель специально планирует коммуникативные задачи урока. Учитель принимает и поощряет, выражаемую учеником, собственную позицию, иное мнение, обучает корректным формам их выражения. Стиль, тон отношений, задаваемый на уроке, создают атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта. На уроке осуществляется глубокое личностное воздействие «учитель – ученик» (через отношения, совместную деятельность и т.д.)
24 Системно – деятельностный подход Формирование универсальных способов деятельности
25 Как получить новый образовательный результат? 1. Подробно описать новый результат в виде конкретных задач : Зачем учить? (ЦЕЛЬ) Подобрать средства получения нового результата, ответить на вопросы: 2. Чему учить? (изменение СОДЕРЖАНИЯ) 3. Как учить? (изменение МЕТОДИКИ)
26 Что важно знать и уметь учителю начального образования? · знать принципы деятельностного подхода; · уметь реализовать его на практике; · освоить новую систему оценивания – критериальную; · освоить принципы организации диалога на уроке.
27 Деятельностный подход обусловливает изменение общей парадигмы образования, которая находит отражение в переходе от определения цели школьного обучения как усвоения знаний, умений, навыков к определению этой цели как формирования умения учиться; от стихийности учебной деятельности ученика к стратегии ее целенаправленной организации и планомерного формирования;
28 · от изолированного изучения учащимися системы научных понятий, составляющих содержание учебного предмета, к включению содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач; · от индивидуальной формы усвоения знаний к признанию решающей роли учебного сотрудничества в достижении целей обучения.
29 Деятельностный метод обучения предполагает: наличие у детей познавательного мотива и конкретной учебной цели; выполнение учениками определенных действий для приобретения недостающих знаний; выявление и освоение учащимися способа действия, позволяющего осознанно применять приобретённые знания; формирование у школьников умения контролировать свои действия – как после их завершения, так и по ходу; включение содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач.
30 Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я понимаю. Китайская пословица Структура деятельности Структура деятельности: 1. Цель 2. Мотив 3. Действие 4. Средства 5. Результат 6. Оценка Если отсутствует хотя бы один из указанных компонентов, это явление нельзя назвать деятельностью.
31 «Среди многих боковых тропинок, сокращающих дорогу к знанию, нам нужнее всего одна – одна, которая бы научила нас искусству приобретать знания с затруднениями» Ж.-Ж. Руссо
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.