Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемТарас Петюшкин
1 ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ ИЯ НА РАЗНЫХ СТУПЕНЯХ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ. доц. к.п.н. Бурлакова И.И.
2 НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА Раннее обучение\начальное обучение - неоднозначность термина
3 Польза обучения ИЯ: развитие психических функций (памяти, внимания, мышления, воображения стимулирующее влияние на общие речевые способности воспитательная и познавательная ценность
4 Цели обучения ИЯ в начальных классах: формирование умения общаться на иностранном языке на элементарном уровне с учётом речевых возможностей и потребностей младших школьников в устной и письменной форме приобщение детей к новому социальному опыту с использованием иностранного языка: знакомство с миром зарубежных сверстников, с зарубежным детским фольклором и доступными образцами художественной литературы, воспитание дружелюбного отношения к представителям других стран
5 развитие речевых, интеллектуальных и познавательных способностей младших школьников, а также их общеучебных умений; развитие мотивации к дальнейшему овладению ИЯ воспитание и разносторонне развитие младшего школьника средствами ИЯ формирование у младших школьников элементарных черт вторичной языковой личности, делающих их способными к межкультурной коммуникации на элементарном уровне
6 Изучение ИЯ направлено на решение следующих задач: формирование представлений об ИЯ как средстве общения, позволяющим добиваться взаимопонимания с людьми, узнавать новое через звучащие и письменные тексты расширение лингвистического кругозора младших школьников обучение коммуникативно - психологической адаптации младших школьников к новому языковому миру
7 развитие личностных качеств младшего школьника, его внимания, мышления, памяти и воображения в процессе участия в моделируемых ситуациях общения, ролевых играх развитие эмоциональной сферы детей в процессе обучающих игр развитие познавательных способностей, овладение умением координированной работы с разными компонентами УМК, умением работы в паре, в группе
8 При безусловном значении коммуникативных целей на начальном этапе доминируют воспитательные и развивающие цели. А.А. Леонтьев: Изучение ИЯ с самого начала должно быть открытием нового мира, а не просто освоением некоего коммуникативного орудия.
9 Воспитательное воздействие на учащихся осуществляется в процессе реализации коммуникативной цели как через содержание образования, так и через используемые приёмы и технологии обучения. Тщательный отбор содержания позволяет выделить предметы речи (тематику общения), языковые и речевые единицы, а также социокультурные знания, интересные и доступные младшим школьникам.
10 Воспитанию также способствует аутентичность используемого материала для обучения общению на ИЯ (реальные письма зарубежных сверстников, сказки, детские рассказы, песни, иллюстрации, видеосюжеты).
11 Воспитательное значение на младших школьников оказывается и в ходе непосредственного общения, организуемого учителем с целью формирования коммуникативных умений в устной речи, чтении и письме. Напр., при разыгрывании диалогов этикетного характера в ситуациях повседневного характера, школьники: приобретают жизненный и социальный опыт за счёт расширения спектра проигрываемых ими социальных ролей;
12 учатся соблюдать нормы этикета в устной речи, принятого в странах изучаемого языка (приветствовать и отвечать на приветствие, знакомиться, представляться, вежливо попрощаться, поздравить, поблагодарить за поздравление, извиняться, обращаться с просьбой, выражать готовность и вежливо отказываться её выполнять; знакомятся с элементами культуры письменной речи, принятыми в стране изучаемого языка (написание поздравительной открытки)
13 учатся оценивать в процессе общения поступки персонажей после чтения и прослушивания произведений детского фольклора, получая уроки нравственного воспитания Большое внимание на воспитание младших школьников оказывают формы и приёмы работы, используемые в начальной школе на уроках ИЯ. Любовь к предмету в данном возрасте связана с ощущением психологического комфорта, чувством радости, потребности и готовности к общению, которое создаётся на уроке
14 В уроки следует включать такие формы воспитания, как: эстетическое воспитание за счёт приобщения детей к разным видам творческой деятельности (пение, рисование, инсценировка и т.п.) физическое воспитание за счёт разминок, физкультминуток, динамических игр, соревнований трудовое воспитание за счёт выполнения поделок, игрушек с использованием инструкций учителя на ИЯ, приобщение школьников к доступным им формам организации учебного труда, таким, как умение сочетать в процессе подготовки заданий по ИЯ разные компоненты УМК, использование двуязычного словаря
15 Содержание обучения ИЯ в начальной школе состоит из тех же компонентов, что и на последующих ступенях: коммуникативных умений, языковых знаний и навыков, предметного содержания речи, социокультурных знаний и навыков на самом элементарном уровне, общеучебных и специальных учебных умений (сравнивать языковые умения родного и иностранного языков: звуки, буквы, их сочетания, предложения; соотносить графический образ слова с его звуковым образом в процессе чтения и письма; списывать слова, предложения,
16 выписывать, вставлять слова и буквы, изменять форму слов в процессе выполнения орфографических, лексических и грамматических упражнений, действовать по образцу при выполнении упражнений; пользоваться опорами, планом при создании собственных высказываний; группировать лексические единицы изучаемого языка по тематическому признаку; применять усвоенные грамматические правила в процессе общения в устной и письменной формах; пользоваться двуязычным словарём, справочным материалом.
17 ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ ИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
18 К возрастным особенностям учащихся начальной школы относятся способности: без усилий запоминать большое количество слов ( запоминание материала целыми «блоками») на основе имитации овладевать произношением и интонацией
19 При этом НЕдостаточно развиты: Произвольное внимание, Логическая память, Эмоционально - образная память, Ассоциативная память, Кинестетическая (моторная) память.
20 Названные виды памяти активизируются с помощью специальных приёмов: ролевых игр, соревнований, конкурсов, использования иллюстративно - изобразительной наглядности, музыки, ритмических приёмов, движения, рисования и т.д.
21 Логическая память развивается с помощью приёмов, требующих сознательной работы с материалом, например, группировки, классификации, сравнения, сопоставления. Поэтому необходимо комплексно использовать в обучении приёмы и сознательные, и интуитивные, заставляющие работать все каналы восприятия и закрепления в памяти учащихся новой информации.
22 Кратковременная память (оперативная) слабо развита. В процессе занятий иностранным языком объём оперативной памяти у детей расширяется, вырабатывается произвольное внимание, обогащаются приёмы восприятия, вырабатываются стереотипы вербального поведения (напр., привычка вслушиваться в речь собеседника, употреблять «вежливые» слова при просьбе, обращении, извинении и т.д.)
23 Необходимо соблюдать разумный баланс между сознательным и имманентным, произвольным и непроизвольным в процессе обучения ИЯ, широко использовать виды игровой деятельности, позволяющие усилить мотивацию и расширить спектр опоры на непроизвольные механизмы
24 КУРС ИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ ЯВЛЯЕТСЯ В ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ РАЗВИВАЮЩИМ И МОТИВИРУЮЩИМ, ОРИЕНТИРОВАННЫМ НА ПОДГОТОВКУ К ОБУЧЕНИЮ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ
25 Важными принципами обучения ИЯ являются: 1. Коммуникативная направленность обучения, проявляющаяся в отборе содержания, в выборе приёмов обучения и в организации речевой деятельности. 2. Соблюдение деятельностного характера учебного процесса (преимущество отдаётся ролевой игре, проектной деятельности и др.). Деятельностный характер обучения предполагает разные формы работы (индивидуальные, парные, групповые, коллективные) как способ подготовки к условиям реального общения
26 3. Личностно - ориентированный характер обучения, проявляющийся в осознании школьниками их личного участия в образовательном процессе как субъектов обучения, в постановке целей обучения, соответствующих реальным потребностям учеников, в отборе содержания, отвечающего интересам и уровню психофизиологического и нравственного развития учащихся данного возраста, в осознании учащимися их причастности к событиям, происходящим в мире, в формировании умения высказать свою точку зрения, в развитии умения побуждать партнёров по общению к позитивным действиям.
27 4.Учёт ведущей деятельности (игровой) учащихся начальных классов. Игровая деятельность позволяет удовлетворить естественную тягу детей к игре как способу познания мира и даёт возможность моделировать условия реального общения, позволяя ребёнку одновременно получать удовольствие и учиться, расслабляться и работать 5. Динамика продвижения от лёгкого к трудному 6. Доступность и посильность изучаемого материала по содержанию и объёму.
28 7. Использование различных видов наглядности (зрительной, моторной, слуховой, кинестетической 8. Социокультурная направленность процесса обучения ИЯ 9.Учёт опыта в родном языке при изучении аналогичных явлений ИЯ, что подразумевает познавательную активность учащихся по отношению к явлениям родного и иностранного языков, сравнение и сопоставление двух языков на разных уровнях: языковом, речевом, социокультурном.
29 10. Преобладание аутентичного материала. 11. Разумный баланс между игровой, учебной и речевой деятельностью. 12. Сбалансированное обучение устным и письменным формам общения 13. Широкое использование эффективных современных технологий обучения.
30 Формирование языковых навыков в младшей школе.
31 Произношение: простая имитация осознанная имитация на основе объяснения артикуляции звуков (в форме сказки, с привлечением различных героев Mr.Tongue/ мистер Язычок, V\Miss Chatter/ мисс Болтушка) имитация, основанная на осознании различий в произношении звуков в изучаемом языке и сопоставлении их со звуками родного языка
32 !!! Фонетические ошибки, сформировавшиеся в начальных классах, на последующих этапах корректируются с большим трудом.
33 Лексические навыки сначала через речь учителя все новые слова через полтора года можно из текстов для чтения; на среднем этапе обучения эта тенденция становится ведущей
34 Значение лексической единицы раскрывается с помощью: a)предметной наглядности или ситуативной b)показа действия c)перевода на родной язык
35 На этапе знакомства с новой лексикой важно сформировать её правильный звуковой и графический образ. Для этого - многократное повторение изолированно, в словосочетаниях, во фразе. К концу курса начальной школы планируется овладение не менее чем 500 лексическими единицами.
36 Грамматические навыки: Два разных подхода 1.Имитативный, подражательный путь, при котором учащимся не объясняется суть грамматического явления, а предлагаются готовые образцы с последующей тренировкой в употреблении этих образцов с подстановкой разных лексических единиц (Do you speak English/French/German?) 2. Сознательный путь, при котором учащимся раскрывается суть нового грамматического явления, даётся правило(модель, алгоритм), где объясняются принципы выполнения соответствующих грамматических действий\ операций с последующей их автоматизацией.
37 Второй путь является более надёжным и позволяет формировать более прочные и гибкие навыки. Но при овладении некоторыми грамматическими конструкциями использование приёмов сознательного формирования грамматических навыков является нецелесообразным. Овладение ими происходит лексическим путём, т.е. также, как при обучении отдельным лексическим единицам ( напр.,How do you do? )
38 Обучение коммуникативным навыкам.
39 Знакомство с иностранным языком начинается с аудирования На первом же году обучения ставится задача научиться понимать речь учителя по ходу ведения урока и речь одноклассников в процессе диалогического общения с ними.
40 Последовательно формируются умения различать на слух: звуки звукосочетания слова предложения интонацию и эмоциональную окраску
41 Работе над аудированием нужно уделять внимание на каждом уроке. Это не только речь учителя, но и аутентичная речь со звуконосителей. К концу обучения в начальной школе учащиеся должны полностью понимать сообщения на знакомом языковом материале, основное содержание с опорой на наглядность (иллюстрации, фото, жесты, мимику) и языковую догадку сказок, рассказов, соответствущих возрасту и интересам младших школьников.
42 Умения говорения развиваются динамично с некоторым преобладанием умений диалогический речи: диалог этикетного характера; приветствие и ответ на приветствие; благодарность; извинение; приглашение; отказ диалог - расспрос (с вопросительными словами) диалог побудительного характера
43 В процессе овладения монологической речью млашие школьники учатся: описывать ( картинку, предмет и т.п.) кратко высказываться о себе, своей семье, друге и т.д передавать содержание прочитанного\услышанного текста с опорой на иллюстрацию, план, ключевые слова
44 К умениям устной речи условно можно также отнести воспроизведение стихов, песен, рифмовок, которые на самом деле не несут большой коммуникативной нагрузки, а служат одним из способов формирования произносительных навыков и развития памяти.
45 Чтение в начальной школе трудоёмкий процесс, поскольку подразумевает овладение техникой чтения и формирование умения читать про себя и понимать прочитанное. Обучение чтению про себя должно происходить в процессе овладения техникой чтения, параллельно, чтобы учащиеся своевременно осознавали коммуникативную функцию текста, не превращая его в простое озвучивание печатного текста.
46 Приёмы обучения технике чтения различны: с опорой на правила чтения (для тех языков, в которых большинство слов читаются по правилам) с опорой на цветовую сигнализацию (напр., красный цвет символизирует гласную в открытом слоге, зелёный – в закрытом, чёрный - нечитаемую гласную или согласную) методом целых слов (узнавание слов по внешним признакам) чтение по транскрипции с последующим переходом к алфавитному чтению
47 Письмо подразумевает работу над графическими, орфографическими навыками, а также общеучебными умениями и навыками, связанными с письменной фиксацией необходимой информации.
48 В начальных классах школьники учатся: писать буквы иностранного алфавита списывать текст и выписывать из него слова, словосочетания, простые предложения восстанавливать слово, предложение, текст заполнять таблицы по образцу записывать слова, предложения под диктовку учителя отвечать письменно на вопросы к тексту, картине заполнять простую анкету писать поздравления с Новым годом, Рождеством, днём рождения с опорой на образец писать короткое личное письмо зарубежному другу, правильно оформлять конверт.
49 Осуществляя контроль учебных достижений учащихся следует помнить о том, что характер и форма проверочных заданий должны быть хорошо знакомы детям Достигаемая выпускниками начальных классов иноязычная подготовка закладывает базу для обучения ИЯ на среднем этапе обучения.
50 ОБУЧЕНИЕ ИЯ В СРЕДНЕМ ЗВЕНЕ.
51 К началу обучения в среднем звене у школьников: существенное расширение кругозора и общих представлений о мире сформированы основные общеучебные умения, а также специальные умения, необходимые для изучения ИЯ как учебного предмета накоплены некоторые знания о правилах речевого поведения.
52 В то же время у школьников средней школы: начинают ослабевать мотивация и интерес к ИЯ, ярко выраженные прежде, поскольку учащиеся не ощущают быстрого продвижения в овладении ИЯ и начинают осознавать трудоёмкость процесса становится очевидным процесс забывания изученного материала и необходимость постоянного его повторения для поддержания уже достигнутого уровня владения ИЯ
53 Наблюдаются очевидные изменения в психологическом развитии: всё явственнее становится стремление к самоутверждению проявляется негативное отношение к прямым требованиям со стороны учителя, к принуждению, острая реакция на нарушение учителем нейтрального стиля общения явный познавательный интерес перемежается с его спадами, формальным отношением к учёбе, неровным отношением к одному и тому же предмету в разные годы.
54 Для организации образовательного процесса, связанного с ИЯ, на данном этапе важно учесть, что: усиливается значимость принципов когнитивной направленности учебного процесса, индивидуализации и дифференциации обучения возрастает роль опоры на вербальную (ситуация, контекст) и зрительную наглядность (документальные фото- и видеоматериалы, коллажи, таблицы, диаграммы) усиливается роль регулярного повторения, обобщения и систематизации ранее изученного языкового и речевого материала
55 достигается баланс между коммуникативными умениями в устной речи, чтении и письме, усиливается взаимосвязь с ними создаются благоприятные условия для формирования самоконтроля и самооценки в деятельности учащихся, в том числе и через такие технологии, как портфолио ученика большее значение приобретает использование современных педагогических и информационных технологий обучения, таких, как разноуровневое обучение, проектная методика, обучение в сотрудничестве и др.
56 В результате иной характер приобретают связи ИЯ с другими учебными предметами, появляется реальная возможность приобщаться к ценностям мировой культуры средствами предмета «Иностранный язык» в процессе школьного образования.
57 Всё названное выше находит выражение в метапредметных результатах обучения, достижение которых возможно только при тесном взаимодействии различных предметов.
58 К метапредметным результатам изучения ИЯ в среднем звене относят умения: планировать своё речевое и неречевое поведение взаимодействовать с окружающими, выполняя различные социальные роли работать с информацией, осуществляя поиск, выделение, обобщение и фиксацию нужной информации; определять тему, прогнозировать содержание текста по заголовку\ключевым словам, выделять основную мысль и др. осуществлять самонаблюдение, самоконтроль, самооценку в процессе коммуникативной деятельности на ИЯ.
59 Значительные возрастные и индивидуальные различия, наблюдаемые у школьников на данной ступени языкового образования, позволяют выделить два этапа: обучение ИЯ в 5 – 7 классах обучение ИЯ в 8 – 9 классах
60 В 8 – 9 классах реальной становится предпрофильная подготовка учащихся средствами ИЯ. К завершению обучения в среднем звене учащиеся, которые изучали ИЯ с начальных классов, достигают общеевропейский допороговый уровень подготовки по ИЯ ( уровень А – 2)
61 Содержание обучения ИЯ в основной школе определяется тремя линиями: коммуникативные умения в основных видах речевой деятельности языковые средства и навыки оперирования ими социокультурные знания и умения
62 Предпрофильная подготовка - это необходимый компонент введения профильного обучения, поскольку учащиеся 9 - ого класса испытывают серьёзные затруднения в выборе профиля обучения в старшей школе.
63 В основе предпрофильной подготовки лежит профориентационная работа, нацеленная на самоопределение учащихся. Она предполагает три этапа: выявление образовательного запроса учащихся (конец 8 ого - начало 9 - ого класса) моделирование видов образовательной деятельности, востребованных в профильной школе и принятие решения в различных образовательных ситуациях оценка готовности школьника к принятию решения о выборе профиля обучения в старшей школе.
64 Предпрофильную подготовку по ИЯ целесообразно начать с анкетирования учащихся в конце 8-ого класса с целью определения сферы их интересов в области филологии
65 В 9-ом классе рекомендовать следующие курсы предпрофильной подготовки: 1. Предметно - ориентированный курс «Иностранный язык», который предоставит учащимся возможность расширить свой кругозор в области филологии, реализовать свой интерес к предмету, проверить свои профориентационные устремления, утвердиться в сделанном выборе. Курс предусматривает углубление и расширение тем базовой программы за счёт выделения следующих модулей: лингвистический, включающий практикумы по лексике и грамматике коммуникативный модуль, включающий практикумы, в каждом из которых доминирует один из видов речевой деятельности
66 2. Межпредметный (ориентационный) курс, имеющий целью в научно - популярной форме познакомить учеников с таким уникальным явлением, как язык, его ролью в жизни и культуре, ориентировать учеников в мире современных профессий, связанных с владением ИЯ, познакомить учащихся со спецификой типичных видов деятельности с использованием ИЯ, интегрировать процесс овладения ИЯ с процессом овладения знаниями по ряду предметов, соответствующих наиболее распространённым профессиям. Напр., «ИЯ и \ введение в лингвистику\основы зарубежной литературы\ введение в переводческую деятельность\ международная журналистика\ туристический бизнес\ основы страноведения и т.п.
67 ОБУЧЕНИЕ ИЯ НА СТАРШЕЙ СТУПЕНИ ШКОЛЫ.
68 На этом этапе обучения у школьников происходит дальнейшее развитие их интеллектуальной сферы, растёт сознательное отношение к учению и труду, познавательные интересы приобретают более устойчивый и действенный характер.
69 Мыслительная деятельность, процессы анализа и синтеза, теоретического обобщения и абстрагирования приобретают такой уровень развития, который стимулирует самостоятельную творческую деятельность старшеклассников, побуждают их к поиску причинно - следственных связей между явлениями, развивают критическое мышление, умения доказывать, аргументировать.
70 Психологи утверждают, что главное психологическое приобретение этого возраста - открытие своего внутреннего мира. Это завершающий этап созревания и формирования личности, когда наиболее полно выявляется ценностно - ориентировочная деятельность школьников. В этом возрасте на основе стремления школьника к автономии у него формируется полная структура самосознания, развивается личностная рефлексия, осознаются жизненные планы, перспективы, формируется уровень притязаний (Зимняя)
71 Состав учащихся на старшей ступени обучения часто бывает очень неоднородным. Учесть разнородные потребности и возможности школьников можно только на основе дифференцированного подхода к учащимся. Решению названных задач может способствовать двухуровневое обучение. 1-ый уровень – общеобразовательный базовый (при 3 часах в неделю); 2-ой уровень - углублённое профильное (при шести часах в неделю)
72 На базовом уровне иноязычная подготовка школьников будет соответствовать пороговому уровню, а на профильном – приближаться к достижению порогового продвинутого уровня
73 Цели профильного обучения ИЯ отличаются от целей общеобразовательного базового уровня благодаря тому, что: 1. расширяется компонентный состав развиваемой иноязычной коммуникативной компетенции за счёт формирования самых элементарных основ лингвистической компетенции, то есть элементарных знаний о языковедческих науках. Более систематизированы представления о категориях языка, речи и элементарных теоретических основах конкретного языка
74 2. в качестве целевого профессионально - ориентированного умения рассматривается перевод с иностранного языка на родной.
75 Основные принципы профильного обучения ИЯ 1. Принцип коммуникативно - когнитивной социокультурной\культуроведческой\межкультурной направленности обучения, обеспечивающий речевое и культурное развитие личности средствами ИЯ, формирование человека с развитыми ценностными ориентациями, осознающего ценности своей культуры и способного приобщиться к иной национальной культуре, умеющего взаимодействовать с представителями других народов и культур, добиваться взаимопонимания, проявлять толерантность к необычным проявлениям иной ментальности и иной культуры. Это должно способствовать социальной адаптации старшеклассников в условиях рыночных отношений и всё расширяющихся всесторонних международных, экономических и межкультурных связей нашего государства.
76 2. Принцип дифференциации и индивидуализации обучения 3. Принцип учёта и развития профессиональной ориентации старшеклассников, в том числе за счёт представления им возможности углублённого изучения ИЯ, исходя из их профессиональных устремлений
77 4. Принцип возрастания удельного веса самостоятельности школьников, развития их автономии, сознательного отношения к организации своей учебной деятельности, вплоть до планирования своей индивидуальной образовательной траектории 5. Принцип интенсификации речевого и социального взаимодействия школьников средствами ИЯ, ориентирующий на широкое использованиесовременных педагогических технологий
78 6. Принцип опоры на уже имеющийся опыт учения, развитие самообразовательных потребностей в изучении ИЯ 7. Принцип реализации реальной преемственности языкового образования между всеми звеньями системы образования
79 8. Принцип продуктивности, нацеливающий на совершенствование как материальных продуктов учебной деятельности старшеклассников (речевых высказываний в форме устной и письменной речи), интегрированных продуктов проектной деятельноси (таблиц, схем, альбомов, коллажей, так и на совершенствование нематериальных продуктов - в форме принятия смыслового решения в результате прослушивания или чтения текста, а также в форме прироста знаний, навыков, умений и других духовных приращений в плане образования, воспитания, развития (мировосприятие, ценностные ориентации и т.д.)
80 Спасибо за внимание.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.