Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемВиталий Ревякин
1 Тема: «Культура Руси XIV-XV вв.»
2 План темы: 1. Архитектура XIV-XV вв. 1) Крестово-купольный храм. 2) Архитектурные школы Руси XIV-XV вв. 3) Шедевры архитектуры XIV-XV вв. 2. Живопись XIV-XV вв. 1) Фресковая живопись. 2) Иконопись в) Андрей Рублев. г) Даниил Черный. д) Феофан Грек.
3 Цель урока: 1. Охарактеризовать уровень изобразительного искусства древней Руси. 2. Сформировать представления об особенностях русской культуры изучаемого периода. 3. Охарактеризовать главные достижения культуры XIV-XV вв.
4 Ход урока: I.Повторение изученного материала Ответить на вопросы: 1. Что изображено на этой картинке? 2. Где было найдено? 3. Какие знания о письменности и грамотности древней Руси мы можем получить на основе этой находки?
5 1. Что изображено на этой фотографии? 2. Для чего использовался этот предмет?.
6 План крестово-купольного храма Такой тип постройки был создан в XII в. Он сохранялся на протяжении веков. Это крестово-купольный храм: четырехстолпный, с одной полукруглой главой на высоком барабане и тремя выступающими полуцилиндрическими апсидами с восточной стороны. Как называется такая постройка храма?
7 Крестово-купольные храмы XII в. Церковь Покрова́ на Нерли. (1165 г.) Белокаменный храм во Владимирской области России, По преданию, церковь была построена в память о рано умершем сыне Андрея Боголюбского - Изяславе Андреевиче. Церковь освящена в честь праздника Покрова Богородицы, установленного на Руси в середине XII века по инициативе Андрея Боголюбского. Вероятно, это первая церковь Покрова на Руси.
8 Дмитриевский собор (1194-7) города Владимира - придворный храм, возведенный Всеволодом Большое Гнездо на княжеском дворе. Храм одноглавый, четырех- столпный, трехапсидный. Собор знаменит своей белокаменной резьбой - его стены украшают около 600 рельефов, изображающих святых, мифических и реальных животных. Большинство рельефов сохранилось в первоначальном виде, некоторые были заменены при реставрации XIX.
9 Успенский собор ( ) во Владимире - кафедральный православный храм Владимирской епархии на Соборной площади города Владимира; также государственный музей. Исторически, до возвышения Москвы, был главным (кафедральным) храмам Владимиро-Суздальской Руси. Храм поражает своей красотой и высотой внутреннего пространства, общей гармонией и изяществом, обилием украшений из золота: не только внутри, но и снаружи.
10 Шедевры архитектуры XIV-XV вв. В разных частях Руси предпочитали различные строительные материалы, по- особому украшали здания, в конструкции которых также появились отличия. Иными словами, древнерусская архитектура XIV-XV вв. представляла собой объединение нескольких зодческих школ отдельных земель.
11 Архитектурные школы Руси XIV-XV вв. Западная и юго-западная Основной строительный материал – «белый камень». Фасады богато украшали резьбой, цветным камнем, скульптурами, расписанными красками или позолоченными Сильное влияние романской западноевропейской архитектуры (наличие «романских стекол» - витражей Южная Киевская, Черниговская, Переяславская Кирпичная кладка стен Капители и колонны из белого известняка Новый тип крестово- купольного храма, в котором центральная часть здания приобретает башнеобразную форму Большое внимание к внешней отделке
12 Владимиро-суздальская Кладка из плит белого известняка Резьба по камню на растительно-звериные сюжеты Устремленность к небу глав с большими крестами Внешняя легкость здания Искусство вписывать постройки в пейзаж Влияние деревянного зодчества и западноевропейской готики Новгородская Кладка из камня-плитняка простота и герметичность форм (отсутствие резьбы, аркатурных поясов и т.д.) Строгое и простое внутреннее убранство Небольшие храмы, часто приземистые, словно демонстрирующие свою прочность - «храмы- крепости».
13 Храмы Новгорода Церковь во имя Иоанна Предтечи на Опоках была построена в XII в. по инициативе князя Всеволода Мстиславича - внука Владимира Мономаха. Это шестистолпная, трехапсидная церковь с одной главой. В конструкции храма проявились новые тенденции новгородского храма- строительства: сокращение масштабов постройки и упрощение архитектурных форм.
14 Георгиевский собор Юрьева монастыря - православный храм в Юрьеве монастыре, построен в 1119 г. Собор стал усыпальницей настоятелей монастыря, ряда русских князей и новгородских посадников. В 1830-е годы была проведена реставрация собора, в ходе которой практически полностью были уничтожены фрески XII века. Оригинальная фресковая живопись сохранилась только на откосах окон и в верхней части лестничной башни. Собор был полностью расписан заново
15 Церковь Спаса Преображения на Ильине улице - храм в Великом Новгороде, построенный в 1374 году и знаменитый тем, что в нем одном сохранились фрески кисти Феофана Грека. Роспись сделана в 1378 году. Роспись храма сохранилась не полностью. Большая ее часть погибла, однако то что сохранилось - единственные сохранившиеся в мире монументальные работы Феофана Грека.
16 Сравните постройки XII в. и XIV в.
17 Храмы Московского княжества Успенский собор Московского Кремля православный храм, расположенный на Соборной площади Московского Кремля. Сооружен в под руководством итальянского зодчего Аристотеля Фиораванти. Главный храм Московского государства. Храм шестистолпный, пятиглавый, пятиапсидный. Построен из белого камня в сочетании с кирпичом.
18 Архангельский собор православный храм, расположенный на соборной площади Московского Кремля. Храм пятиглавый, шести- столпный, пятиапсидный, восьми-придельный с узким, отделённым от него стеной помещением в западной части на втором ярусе. Выстроен из кирпича, декорирован белым камнем. В обработке стен широко использованы мотивы зодчества итальянского Возрождения.
19 Московский кремль Московский Кремль древнейшая часть Москвы, главный общественно-политический, духовно-религиозный и историко-художественный комплекс столицы. Расположен на высоком, левом берегу Москвы-реки Боровицком холме, при впадении в неё р. Неглинной. Веками складывался редкий по красоте и своеобразию архитектурный ансамбль Московского Кремля. Эти мощные стены и башни стоят уже 500 лет. Они были возведены в течение десятилетия: в годах, во время интенсивного строительства, которое вёл великий князь "всея Руси" Иван III. Для этой работы в Москву были приглашены лучшие мастера из древнерусских городов и итальянские архитекторы.
20 Васнецов. Московский Кремль при Иване Калите
21 Васнецов. Московский Кремль при Дмитрии Донском
22 Красный Кремль
23 Троицкая башня Кремля Спасская башня Кремля
24 Кремль в Великом Новгороде
25 Кремль в Нижнем Новгороде
26 Кремль в Суздале
27 Фресковая живопись. В Древней Руси получила распространение фресковая роспись по сырой штукатурке. Замечательный памятник фресковой живописи - Софийский собор в Киеве. Многие из фресок посвящены бытовым сюжетам: изображение семьи Ярослава Мудрого, борьба ряженых, охота на медведя и т.д. Во внутренних помещениях собора сохранились и великолепные мозаики - изображения, составленные из мельчайших кусочков смальты. Первая фресковая живопись появляется на Руси во второй половине XI века, а массовое распространение фрески происходит в XII веке. Живопись XIV-XV вв.
28 Иконопись. Икона - в христианстве, изображение лиц или событий священной или церковной истории, являющееся предметом почитания. Иконы XII в. еще находятся в зависимости от греческого искусства. Колорит их сдержан и сумрачен. Однако уже в XIII веке этот сумрачный колорит начинает сменяться характерно русскими яркими красками. В XIV в. иконы приобретают русский характер. Появляется больше внутренней и внешней динамики, склонность к большей плоскостности. Иконы этого периода отличаются свежестью и непосредственностью выражения, яркими красками, чувством ритма и простотой композиции.
29 Андрей Рублев Андрей Рублев (ок.1430) - наиболее известный и почитаемый мастер московской школы иконописи, книжной и монументальной живописи XV века, преподобный. Произведения Андрея Рублева принадлежат к высшим достижениям русского и мирового духовного искусства, воплотившего возвышенное понимание духовной красоты и нравственной силы человека Св. Руси. Икона «Троица»
30 Самая известная и хорошо сохранившаяся фреска Андрея Рублева и Даниила Черного - «Страшный суд»
31 Даниил Черный Даниил Черный - русский живописец. Совместно со своим другом Андреем Рублевым и другими мастерами работал в Успенском соборе (во Владимире и Троицком соборе Троице-Сергиевой лавры в Загорске. Ему приписывается участие в выполнении некоторых икон для этих соборов (иконы владимирского Успенского собора ныне в Третьяковской галерее в Москве и в Русском музее в Ленинграде). Икона «Апостол Павел»
32 Андрей Рублев и Даниил Черный Богородица с предстоящими ангелами. Успенский собор г.
33 Феофан Грек Феофан Грек (1340 (?)- 1410(?)) - великий византийский и русский иконописец, миниатюрист и мастер монументальных фресковых росписей. В творчестве Феофана Грека нашли свое идеальное воплощение два полюса византийской духовной жизни и ее отражения в культуре - классическое начало и устремление к духовной аскезе, отвергающей внешнее, эффектное, красивое. Икона «Преображение»
34 Фреска «Троица»
35 Подведение итогов урока 1. Что нового вы узнали о культуре Руси? 2. Какие постройки вам наиболее запомнились? 3. Назовите имена выдающихся русских живописцев XIV-XV вв.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.