Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемПетр Чмутов
2 Введение Тема исследования: «Библейские образы и мотивы в творчестве Анны Андреевной Ахматовой». Цели исследования. Показать, как через творчество поэтесса отражала своё православное вероисповедание. Задачи исследования: Изучение и анализ мотивно-образной структуры стихов Выделение и анализ религиозной лексики в лирике
3 Основная часть «Религиозность Анны Ахматовой». Религиозность Анны Андреевны Ахматовой - в свете опубликованных в последнее десятилетие воспоминаний, ее собственных дневниковых и мемуарных заметок - бесспорный факт. Чтобы не быть голословными, приведем некоторые свидетельства.
4 Отец Михаил Ардов: «Больше всего написанного на свете Ахматова любила Библию. Она великолепно знала Ветхий и Новый Завет. К цитатам из Писания она часто прибегала как в жизни, так и в творчестве...»
5 В воспоминаниях Ахматовой о Н.С.Гумилеве - следующая знаменательная запись: «Когда в 1916 году я как-то выразила сожаление по поводу нашего, в общем, несостоявшегося брака, он сказал: «Нет - я не жалею. Ты научила меня верить в Бога и любить Россию».
6 2.2. «Религиозные символы в лирике Ахматовой» Достаточно бегло полистать томик Ахматовой, чтобы заметить, что образный «фон» многих ахматовских стихотворений насыщен православно- христианской символикой и церковной атрибутикой.
7 Прежде чем обратиться к ахматовскому творчеству, следует определить понятие религиозной веры. Но чтобы избежать смысловой полисемии, приведем обобщающую дефиницию С.С.Аверинцева, который определяет веру как «мировоззренческую позицию» и в то же время как «психологическую установку».
8 В атеистической России тех лет «Библейские стихи» Ахматовой критика обходила. Как Ахматова знает упоение молитвы, можно судить по описанию молящихся перед мощами святой: «И согнувшись, бесслёзно молилась Ей о слепеньком мальчике мать, И кликуша без голоса билась, Воздух силясь губами поймать».
9 Острую боль переживания за судьбу России мы видим в стихотворении «Молитва». «А юность была – как молитва воскресная…». Ахматова готова на все ради России, она готова принести в жертву себя, свой «песенный дар», близких, друзей, даже ребенка, только бы «туча над темной Россией стала облаком во славе лучей».
10 В «Белой стае» появляется тема Родины. Ахматова воспринимает первую мировую войну как страшную национальную трагедию. «И ранней смерти так ужасен вид, что не могу на Божий мир глядеть я», - пишет она в стихотворении «Майский снег».
11 Образ Богородицы, расстилающий «широкий покров» «над скорбями великими», возникает в финале стихотворения «Июль 1914»: «Богородица белый расстелет Над скорбями великими плат».
12 Библейские образы и мотивы в поэме «Реквием» «Реквием» - это заупокойное католическое богослужение, траурная месса по усопшему; более общий смысл этого слова - поминовение умерших, поминальная молитва. С этой точки зрения в высшей степени символичным представляется сделанное однажды Ахматовой признание: "Реквием" - четырнадцать молитв"
13 Знаком Апокалиптического мира является здесь и образ застывшей, остановившей течение своих вод "великой реки". Несмотря на то что в поэме появляются и образ Дона, и образ Енисея, "великая река" - это, конечно, Нева. Тихо льётся тихий Дон, Жёлтый месяц входит в дом, Входит в шапке набекрень, Видит жёлтый месяц тень. Эта женщитна больна, Эта женщина одна…
14 Заключение Таким образом, переоценить роль «библейского» пласта в творчестве Ахматовой невозможно. Этот краткий обзор источников жизни и творчества Анны Ахматовой показывает религиозность ее мироощущения. Представленная мною работа доказывает присутствие религиозных аспектов мировоззрения, христианских основ художественного мира в лирике этого поэта.
15 ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Словарь религиозных терминов Таинство ср. 1. Церковный обряд, обладающий чудодейственной силой и сообщающий верующим особую благодать (крещение, бракосочетание и т.п.) Исповедь ж. 1. Обряд покаяния в своих грехах перед священником (у христиан). 2. перен. Откровенное признание кому-л. в чем-л Молитва ж. 1. Хвалебное, благодарственное или просительное обращение к Богу, святым. // устар. Мольба, горячая просьба о чем-л. 2. Установленный текст, читаемый или произносимый верующим при обращении к Богу, к святым Богородица ж. 1. Дева Мария, мать Иисуса Христа, Богоматерь Крест м. 1. Предмет христианского культа, представляющий собою длинный вертикальный стержень с поперечной перекладиной в верхней половине, на котором - по евангельскому преданию - был распят Иисус Христос. // Молитвенный жест в виде перекрестного движения правой руки с особо сложенными пальцами у христиан, изображающий такой предмет; крестное знамение. 2. перен. Тяжелая доля, судьба, испытания, страдания. 3. Фигура из двух пересекающихся под углом линий. // Предмет, метка, знак в виде такой фигуры. // разг. Техника вышивки перекрещивающимися стежками. 4. Орден в форме такой фигуры как знак отличия
16 Сатана м. ж. разг. 1. Тот, кто является воплощение зла. 2. Употр. как бранное слово по отношению к такому человеку Грех м. 1. Нарушение действием, словом или мыслью воли Бога, религиозно- нравственных предписаний, правил. 2. Предосудительный поступок, ошибка; недостаток. 3. перен. устар. Беда, несчастье Конец Света В большинстве религий мира представление о предстоящем прекращении существования человечества. Как правило, конец света представляется в виде окончательной битвы между силами добра и зла, в результате которой человечество погибнет. Наиболее наглядно идея конца света развита в иудаизме и христианстве, в которых после конца света должен состояться Страшный суд Иисуса Христа над всеми живыми и мертвыми, воздающий каждому по его вере (с точки зрения протестантов) или его делам (с точки зрения остальных христиан). Обоснованием и изучение вопросов, относящихся к концу света, занимается эсхатология. Пророчество ср. 1. Предсказание, являющееся - по религиозным представлениям - откровением Бога. 2. Предсказание, предвидение Смерть (mors; сон. смерть биологическая) необратимое прекращение жизнедеятельности организма, являющееся неизбежной заключительной стадией его индивидуального существования.
17 Вера ж. уверенность, убеждение, твердое сознание, понятие о чем- либо, особенно о предметах высших, невещественных, духовных; верование; отсутствие всякого сомнения или колебания о бытии и существе Бога; безусловное признание истин, открытых Богом; Религия ж. 1. Одна из форм общественного сознания - совокупность представлений, основанных на вере в существование высших сил и существ (Бога и богов), которые являются предметом поклонения. 2. Каждое из существующих направлений такого общественного сознания, та или иная вера, то или иное вероисповедание (христианство, буддизм, ислам и т.п.). 3. перен. То, что основано на вере Ангел м. 1. Сверхъестественное - по религиозным представлениям - существо, вестник и исполнитель воли Бога на Земле (изображаемый обычно в виде крылатого юноши). 2. перен. Тот, кто является идеалом, воплощением, олицетворением чего-л. положительного. 3. Употр. как поэтический символ благой вести
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.