Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемЗинаида Шитикова
2 РАЗРАБОТКА ЦЕЛЕЙ И РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИН ( МОДУЛЕЙ ), ПРАКТИК
3 Стивен Адамс: на большом семинаре в Эдинбурге (2004 г.) посвящен применению результатов образования Болонский семинар « Высшее образование на базе результатов обучения – Шотландский опыт » ( Эдинбург. 21– ); 2. Болонский семинар « Выработка общего понимания результатов обучения и ECTS» ( Порту, Португалия, 19– ).
4 1. Основные понятия РЕЗУЛЬТАТ ОБРАЗОВАНИЯ это формулировка того, что, как ожидается, будет знать, понимать и / или в состоянии продемонстрировать студент по окончании образовательного процесса ( лекции, дисциплины, модуля или ООП в целом ) характеризует конкретные измеряемые достижения Назначение : рассматривать обучение с точки зрения студентов, а не преподавателей, и тем самым обогатить качество учебного опыта, получаемого студентами – от ориентации на преподавателя к ориентации на студента
5 И.А.Гончаров «Обыкновенная история»: Дядюшка : Скажи, что ты знаешь, к чему чувствуешь себя способным ? Александр : Я знаю богословие, гражданское, уголовное, естественное и народное права, дипломатию, политическую экономию, философию, эстетику, археологию … Дядюшка : Постой, постой ! А умеешь ли ты порядочно писать по - русски ? Теперь пока это нужнее всего.
6 И.А.Гончаров «Обыкновенная история»: Александр : Вот начало другого проекта. Дядюшка : Отобедай у меня дважды, да только не дописывай другого проекта. Александр : Почему же ? Дядюшка : Да так, ты теперь хорошего ничего не напишешь, а время уйдет. Александр : Как ! Слушавши лекции ? Дядюшка : Они пригодятся тебе со временем, а теперь смотри, читай, учись да делай, что заставят. ( Собр. соч.: В 8 т. Т. 1. С , 54)
7 Результаты обучения представляют собой базовые строительные блоки для обеспечения прозрачности систем и квалификаций высшего образования Традиционно разработка модулей и программ начиналась с содержания курса. Преподаватели выбирали содержание программы, планировали методы его преподавания, а затем это содержание оценивали. Данный подход фокусируется на вкладе преподавателя и на оценивании с точки зрения того, насколько хорошо преподаваемый материал усвоен студентами. В описании курса говорится, главным образом, о содержании, освещаемом в лекциях. Такой подход к преподаванию называют центрированным на преподавателе
8 Особое значение придается переходу от содержания дисциплины ( чему преподаватель должен учить ) к результатам ( что студент должен делать после успешного окончания дисциплины )
9 Различие понятий : Компетенция – результат образования РО описывают компетенции, которые должны быть сформированы в процессе изучения модуля ( уровень модуля ) Компетенции являются комбинацией свойств, способностей и взглядов ( уровень личности ) РО формируются преподавателем, а компетенции приобретаются студентами Сумма компетенций, приобретенных выпускником, больше суммы, вытекающей из РО
10 Зачем вводятся РО ? обеспечение прозрачности систем и квалификаций высшего образования стремление к большей точности рассмотрения того, что именно в терминах «знаний» и «навыков» приобретает студент Теперь основным вопросом студенту или выпускнику будет уже не " что вы делали, чтобы получить степень ?", а " что вы можете делать сейчас, когда получили степень ?" повышение ясности и точности: что должно быть достигнуто – как это будет достигнуто – как будет оценено
11 1. Основные понятия ЦЕЛЬ МОДУЛЯ ИЛИ ПРОГРАММЫ это широкая общая формулировка учебных намерений преподавателя. Она указывает, что именно преподаватель планирует охватить в блоке обучения. Обычно цели описываются с точки зрения преподавателя с тем, чтобы показать общее содержание и направленность модуля. Пример цели : " познакомить студентов с основными принципами атомной структуры " " дать общее представление об истории России ХХ века ".
12 1. Основные понятия ЗАДАЧА МОДУЛЯ ИЛИ ПРОГРАММЫ это, как правило, конкретная формулировка учебных намерений. Она относится к одной из конкретных областей, которую преподаватель намерен охватить в блоке обучения. Пример : " студенты будут понимать влияние поведения и образа жизни на локальную и глобальную окружающую среду ".
13 Проблема формулирования задач изучения дисциплины Описание задач : в терминах учебных намерений преподавателя в терминах ожидаемого результата
14 РЕЗУЛЬТАТЫ ОБРАЗОВАНИЯ Описание результатов образования на «языке компетенций Описание результатов образования на «языке компетенций результаты образования - цели результаты образования - цели результаты образования – оценивание результаты образования – оценивание результаты образования – задачи результаты образования – задачи результаты образования – компетенции результаты образования – компетенции Цель и задачи представляют собой общую формулировку учебных намерений преподавателя, (что преподаватель планирует охватить в блоке обучения и какое общее содержание и направленность программ он описывает). Оценка результатов образования связана с деятельность преподавателя, задача которого состоит в обеспечении соответствия методов обучения, процедур и критериев оценивания результатов образования. Компетенция - «динамическая комбинация способностей и позиций студента», носит межпредметный характер.
15 14 При компетентностном обучении важными становятся: - компетенции как результат образования; - образовательные технологии как способ их формирования; - оценочные средства как инструмент доказательства достижения заявленных результатов образования (в терминах компетенций)
16 Последовательность стратегий преподавателей и студентов по поводу результатов обучения и их оцениванием Стратегия преподавателя (преподавание) задачи желаемые результаты образования обучающая деятельность оценивание Стратегия студента (обучение): оценивание учебная деятельность результаты образования Для преподавателя оценивание находится в конце последовательности этапов преподавание- обучение Для студентов оценивание находится в начале последовательности этапов преподавание-обучение
17 Пример : Формулировка задачи изучения дисциплины В терминах учебных намерений преподавателя В терминах ожидаемого результата обучения Изучение способов применения электронных устройств для контроля и управления технологическими процессами Научить : -описывать состав, назначение элементов электронных устройств ; -составлять технические требования, функциональные блок - схемы, алгоритмы управления ими ; -формулировать технические требования к разработке электронных устройств
18 « Требования к уровню подготовки » - прообраз результатов образования Иметь представление: Знать: Уметь: ОДНАКО эти требования: -не всегда однозначны, диагностичны! - часто отражают не то, что демонстрирует студент, а какое содержание должно быть освоено
19 Особенности проектирования нового поколения рабочих программ : Необходимо осмыслить : В чем требуется серьезная перестройка ? В чем необходимо уточнение формулировок ? ПЕРЕХОД ОТ ЛОГИКИ СОДЕРЖАНИЯ К ЛОГИКЕ РЕЗУЛЬТАТА
20 Варианты обновления программ дисциплин ( модулей, практик ) Если задачи ориентированы на намерения преподавателя Под каждую задачу требуется написать соответствующие результаты образования Обсудить актуальные проблемы обеспечения и улучшения качества образования в вузах РФ в контексте мировых, европейских и отечественных тенденций По окончании дисциплины успешные студенты умеют : -Характеризуют сущность, предпосылки и следствия основных тенденций в высшем образовании РФ с учетом мировых, европейских и отечественных тенденций ; - ….
21 Если задачи и Требования в уровню подготовки по дисциплине ориентированы на ожидаемые результаты Проверить корректность формулировки : диагностичность, однозначность понимания и пр. Знать и понимать основные понятия семинара « компетенция », « результаты образования » По окончании семинара успешные слушатели должны уметь : Воспроизводить определения понятий семинара « компетенция », « результаты образования » Объяснять : в чем различие и взаимосвязь этих понятий. Варианты обновления программ, учебных дисциплин (модулей), практик
22 В результате преподавания данной дисциплины могут быть решены следующие задачи : - познание закономерностей и общих принципов методов исследования структуры и свойств органических и высокомолекулярных соединений ; - изучение важнейших химических, физико - химических и физико - механических методов исследования, применяемых в области синтеза органических и высокомолекулярных соединений и переработки полимеров ; - ознакомление с современным уровнем приборного обеспечения науки и промышленности. Рабочая программа дисциплины « Исследование структуры и свойств органических и высокомолекулярных соединений » Вопрос: На что ориентированы задачи: на намерения преподавателя? На ожидаемый результат?
23 В результате изучения дисциплины студент должен знать : особенности методов исследования органических соединений и полимерных материалов, физическую сущность и практические основы применения различных методов исследования и интерпретацию получаемых результатов измерений …. Студент должен уметь : правильно сформулировать конкретную задачу исследования ; обоснованно выбрать подходящий метод для решения поставленной задачи ; установить физико - химические параметры для проведения надлежащего исследования и способ подготовки образца для него ; пользоваться на уровне потребителя современными приборами отечественного и зарубежного производства, наиболее широко применяемыми в отрасли, знать возможности этих приборов и принципы их взаимозаменяемости. Рабочая программа дисциплины « Исследование структуры и свойств органических и высокомолекулярных соединений »
24 Уровни сформированности компетенции Структура компетенции Основные признаки уровня Пороговый уровень ( как обязательный для всех студентов - выпуск ников вуза по завершении освоения ООП ВПО ) Знает основы математических дисциплин дает определения основных понятий воспроизводит основные математические факты, идеи распознает математические объекты понимает связи между различными математическими понятиями имеет представление о математических структурах имеет представление об основных математических методах ( аксиоматический, метод математического моделирования ) Умеет доказывать математические утверждения применяет основные методы доказательства утверждений ( от противного, математической индукции и др.) умеет корректно выражать и аргументированно обосновывать положения предметной области знания демонстрирует доказательства теорем и объясняет их ход Умеет решать математические задачи знает основные методы решения типовых задач и умеет их применять на практике аргументирует выбор метода решения задачи ; составляет план решения задачи графически иллюстрирует задачу оценивает достоверность полученного решения задачи Владеет профессиональным языком предметной области знания владеет терминологией предметной области знания способен корректно представить знания в математической форме владеет разными способами представления математической информации ( аналитическим, графическим, символическим, словесным и др.) интерпретирует знания предметной области Планируемые уровни сформированности компетенции
25 НАЧАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ Знания и умения, необходимые и достаточные для применения эффективных методов и моделей при решении типовых и профессиональных задач Знания и умения, необходимые и достаточные для применения эффективных алгоритмических методов и моделей при решении типовых задач Знания и умения, необходимые и достаточные для понимания, постановки проблемы и ее практического решения УГЛУБЛЕННЫЙ УРОВЕНЬ БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ УРОВНИ СФОРМИРОВАННИСТИ КОМПЕТЕНЦИЙ
26 Повышенный уровень Знает основы математических дисциплин понимает широту и ограниченность применения математики к исследованию процессов и явлений в природе и обществе устанавливает связи между математическими идеями, теориями, дисциплинами и т. д. оценивает математическую корректность различной информации в СМИ, научно - популярной литературе и др. Умеет доказывать математические утверждения понимает границы использования математических методов выделяет главные смысловые аспекты в доказательстве распознает ошибки в рассуждениях понимает различие требований, предъявляемых к доказательствам в математике, естественных, социально - экономических и гуманитарных науках, на практике Умеет решать математические задачи применяет методы решения задач в незнакомых ситуациях разрабатывает математические модели реальных процессов и ситуаций оценивает различные методы решения задачи и выбирает оптимальный метод применяет компьютерные математические программы при решении задач Владеет профессиональным языком предметной области знания корректно переводит информацию с одного математического языка на другой критически осмысливает полученные знания способен проявить математическую компетентность в различных ситуациях ( работа в междисциплинарной команде ) способен передавать результат проведенных исследований в виде конкретных рекомендаций в терминах предметной области знания
27 Вводный курс математики Информационные технологии Компьютерные сети и Интернет Модуль «Математический анализ» Элементарная математика Практикум по решению задач Модуль «Алгебра и теория чисел» Модуль «Геометрия» Математическая логика Теория алгоритмов Дискретная математика Знать основы математических дисциплин Х ХХХХХХХ Уметь доказывать математические утверждения; ХХХХХХХХ решать математические задачи ХХХХХХХХХХХ Владеть профессиональным языком предметной области знания Х ХХХХХХ Матрица сопряжения дескрипторов компетенции и учебных дисциплин
28 Сосредоточился ли я на результатах, а не на процессе, Другими словами, сосредоточился ли я на том, что студенты способны продемонстрировать, а не на том, что я сделал в процессе преподавания? Начинается ли описание каждого результата с активного глагола? Используется ли только один активный глагол на каждый результат обучения? Исключены ли такие термины, как знать, понимать, учить, быть знакомым, быть информированным, быть в курсе? Поддаются ли результаты обучения наблюдению и измерению? Можно ли оценить написанные результаты обучения? Включают ли результаты обучения различные уровни таксономии Блума? Соответствуют ли результаты целям и содержанию модуля? Соблюдается ли рекомендация по числу результатов (максимум девять для одного модуля)? Реально ли добиться данных результатов обучения с имеющимися временем и ресурсами?
29 Большую помощь при написании результатов обучения может оказать работа Б. Блума « Таксономии образовательных задач ». Эта классификация или категоризация мыслительного поведения предоставляет готовую структуру и список глаголов, что облегчает написание результатов обучения. Большинство результатов обучения описывают наличие обученности в таких областях как знание, понимание, применение, анализ, синтез и оценка. Это так называемая когнитивная сфера. Две другие важнейшие сферы – аффективная ( отношения, чувства, ценности ) и психомоторная ( физические навыки ).
30 Определить цели и задачи модуля Написать результаты обучения с помощью стандартных принципов Разработайте стратегию преподавания и обучения, позволяющую студентам достичь результатов обучения Спроектируйте метод оценивания для проверки того, были ли достигнуты результаты обучения Если необходимо, скорректируйте содержание модуля и оценивание с учетом обратной связи СХЕМА ЭТАПОВ РАЗРАБОТКИ, ДЕТАЛИЗАЦИИ И ОЦЕНИВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.