Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемАлла Черносвитова
2 Интеграция науки и искусства Выполнил Ученик 8 класса Карасев А.А. Учитель: Виноградова А.А год Негосударственное Частное Общеобразовательное Учреждение «Средняя Общеобразовательная Школа имени Николая Ивановича Лобачевского»
3 Что есть искусство и наука? Что есть искусство и наука? В нашей повседневной жизни многие часто спрашивают: Что есть искусство и наука? Что между ними общего, и какие между ними различия? На эти вопросы чётко ответить смогут лишь единицы. И всё это из-за незнания или непонимания сущности этих вещей, как они возникли и развивались, их разницы и сходств. Каждый из нас воспринимает эти вещи по-разному и каждый готов отстаивать своё мнение. Но, тем не менее, именно это разобщает всех людей между собой и мешает им достичь полного понимания сути главного на столь значимые вопросы для всего человечества. Ведь именно на них строится фундамент понимания и гармонии человека с окружающим миром и природой, его осмысления тех знаний, которые были им, добыты за всё то время, которое он существовал. Для каждого из нас эта тема всегда была и будет актуальной, поэтому ответы на эти вопросы будут бесконечно бесценны для каждого, живущего в этом мире. Данный реферат является попыткой представления человеку этих ответов, которые столь долго являлись для него недоступными и будут, несомненно, оценены.
4 Основные понятия терминов «наука» и «искусство» На сегодняшний день считается, что наука – это деятельность человека по выработке, систематизации и проверке знаний, а искусство – образное осмысление действительности; процесс или итог выражения внутреннего или внешнего мира творца в художественном образе; творчество, направленное таким образом, что оно отражает интересующее не только самого автора, но и других людей.
5 Значение и особенности науки на протяжении жизни человека В современном мире влияние науки на все сферы человеческой жизни – от производства и техники до экономики и политики – очень значительно. ХХ век можно справедливо назвать «золотым веком науки», ведь открытия ученых и технические достижения коренным образом изменили жизнь каждого из нас и судьбы цивилизации в целом. В то же время перед человечеством сегодня стоят серьезные проблемы: глобальный экологический кризис, отчуждение человека от природы, дегуманизация общества. Часть ответственности несет за это наука. Появляется насущная необходимость пересмотра основ своего мировоззрения, понимания своего места в природе, своей цивилизационной парадигмы.
6 Научное мышление рационально, критично и аналитично. Это вовсе не означает отказа от художественной и религиозной картин мира. Научная рациональность важна потому, что она приучает людей к осознанию относительности и ограниченности суждений, к поиску решений, к построению моделей наших представлений о мире, к стремлению к объективности знаний.
7 Наука отделилась от обыденного знания в глубокой древности. Началом развития науки можно считать процесс накопления единичных эмпирических фактов, происходивший в течение длительного времени. Уже в древнем Египте, Месопотамии, Индии стали появляться первые признаки становления научного знания: возникли древняя медицина, астрология, математика. Благодаря появлению философии в древней Греции и Риме стали возникать научные (а не мифологические) теории, пытавшиеся объяснить накопленные к тому времени факты. Однако отсутствие методологии и опоры на опыт не позволило развиться большинству естественных наук (за исключением разве что математики). В то же время многие гуманитарные науки уже в античную эпоху достигли больших успехов. Основой для античного мировоззрения являлся космоцентризм, т.е. природа понималась как космос – вечный и неизменный порядок, где все имеет свое естественное место и подчиняется космическому закону.
8 В эпоху средневековья на развитие науки огромное влияние оказывала христианская религия. Космоцентрическое мировоззрение не исчезло, но космос стал представляться как творение Бога; соответственно, основным опытом средневекового человека был Бог, а не природа. Влияние средневековых телоцентрических представлений на науку было неоднозначным. С одной стороны, всегда существовала опасность недооценки практических сторон бытия и недоверия к разуму, ведь человек мыслился лишь странником на этой земле. С другой стороны, не стоит противопоставлять веру и разум, религию и науку. В системе культуры многие ее функции распределены между всеми ее подсистемами: как религия несет в себе элементы познавательной информации, так и наука содержит в себе моменты ценностного отношения к миру. Поскольку же религия выполняет познавательные функции, то она является знанием. Конечно, это знание не научное и зачастую бездоказательное, но по результату воздействия на человека и общество оно может превосходить научные теории, история многих религий – тому подтверждение.
9 Лишь в эпоху Возрождения и особенно в Новое время ситуация стала кардинально меняться: центр культуры смещается от Бога к человеку (антропоцентризм). Именно тогда происходит рождение современной науки. Физическая природа понимается уже не как некая вечная данность и не как творение Бога, но как объект человеческого исследования и господства при помощи науки и техники. Природа становится материалом, используемым человеком для своей пользы, а сам человек решительно противопоставляет себя природе. Одним из решающих факторов, повлиявших на культуру того времени, стала научная революция.
10 Довольно часто история науки излагается как простой перечень фактов и открытий, а прогресс в науке сводится к простому накоплению и росту научного знания (кумуляции), вследствие чего не раскрываются внутренние закономерности происходящих в процессе познания изменений. Мы же полагаем, что современная наука была бы невозможной без научной (а точнее – общекультурной) революции Нового времени. Для подтверждения этого тезиса обратимся к знаменитой книге Томаса Куна «Структура научных революций». Согласно Куну, развитие науки происходит неравномерно. Старые теории, опровергаются новыми фактами, не укладывающимися в эти теории, и тогда появляются новые теории, на тот момент объясняющие практически все факты. То есть в развитии науки заметны две фазы: фаза спокойного развития науки и фаза научной революции. При этом научные революции в истории развития науки происходят достаточно редко, а основное время приходится на фазу «нормальной науки».
11 Очевидно, что научное знание как таковое – это во многом результат разного рода процедур обоснования (определения, объяснения, индукции и дедукции, проверки на непротиворечивость и т.д.). Именно поэтому можно говорить о научной рациональности.
12 В современном обществе не только наука, но и техника занимает одно из ведущих мест. Более того, техника и наука в их тесной взаимосвязи являются приметой нашего времени, без которых наша техногенная цивилизация была бы невозможной. Последствия технического развития современной цивилизации в условиях драматических социально- экологических изменений ставят нас перед необходимостью переосмысления самого понятия научно-технического прогресса и, соответственно, места техники в современной культуре.
13 Технические устройства и орудия, которые окружают нас в повседневной жизни, – это лишь предметы технической деятельности человека, материальные результаты его технических усилий и размышлений. Приобщение же к технической цивилизации прививается воспитанием, обучением, передачей технических знаний. Техника относится к сфере материальной культуры. Но материальная культура связана с духовной культурой самыми неразрывными узами. Поэтому техника должна быть понята как совокупность технических устройств, различных видов технической деятельности по созданию этих устройств, а также технических знаний.
14 Таким образом, наука и техника занимают важное место в современной культуре. Благодаря развитию науки и техники стала возможна информатизация и глобализация, но именно развитие этих процессов и привело науку к современному кризису.
15 Искусство за всё время существования человека В последнее время на мировом культурном небосклоне всё чаще возникают ситуации, порочащие традиционное представление о русской культуре. И причиной этого является не только то, что в мировоззрении современных 23 людей забыты принципы традиционализма и присутствует устремление к новым формам искусства. Глубокая причина всех споров и разногласий в конкретных ситуациях на современном поприще искусства заключается в отсутствии реального и официального понимания, что есть искусство. Искусство является одним из четырёх направлений познания мира. И как всякое познание, оно должно нести определённую, чёткую информацию, соответствующую его задаче, и нейтрализовать всевозможные неясности и неопределённости в своей области познания.
16 В настоящее время нет однозначного понимания задачи и роли искусства в жизни человека и тем более нет общепринятых критериев оценки, как произведений искусства, так и самого искусства как феномена жизни человека. По этой причине существует огромная масса мнений, различных воззрений на то, что есть искусство и как оценивать его результаты. Но количество мнений не приближает к пониманию вопроса, а наоборот, отводит от понимания его сути и вносит разделительные моменты между людьми, приводя к конфронтации.
17 По своей сути человек имеет внутри себя всё необходимое для познания мира в этом направлении. И это, прежде всего, полевая составляющая человека, его душа, которая по своей природе ощущает гармонию и легко отзывается на неё. Она определяет чувствительное восприятие человека, влияя на степень принятия, качество ощущений и глубину про чувствования. Иррациональная способность человека находится в основе познания мира через искусство. А к этому относится образное восприятие, способность видения какого-либо процесса в целостности и динамике, интуитивное предвидение. Также важную роль в этом оказывает дух человека (его суть), который определяет характер и направленность всего процесса и является мотивационным импульсом для всей деятельности человека.
18 Таким образом, в познании мира при помощи искусства участвует весь внутренний мир человека, все его составляющие. И естественным образом это влияет на качество этого процесса и отражается в его видимых и осязаемых результатах. Исходя из всего этого, можно сделать очень важный вывод, что все произведения искусства являются отражением внутреннего мира их автора, его душевных и духовных качеств, а также его мыслительного и психо-эмоционального состояния в момент творчества.
19 Синтез науки и искусства * Различие между наукой и искусством не в различии результатов их деятельности актуализации тех или иных упорядоченных полей знаковых структур (произведений искусств, закономерностей и т.д.), а в использовании различных структур процедур их создания. Философия занимает промежуточное положение между искусством и наукой. Наука и философия исходят из неуверенности рационального толкования вида, необходимости и неизбежности его пересмотра. Искусство исходит из уверенности в окончательности каждого своего творения, в уникальности и вечности его бытия. * Наука слабо связана со своим «истоками», являясь «сиюминутно» историческим явлением. Искусство, простираясь на всю глубину своей истории, становится внеисторическим.
20 Вывод В этой работе сделана попытка представить разъяснения на такие вопросы, как: Что есть искусство и наука? Что между ними общего, и какие между ними различия? Ответы на данные вопросы являются ключом к пониманию человеком своего места в окружающем его мире и гармонии с природой. С их помощью каждый человек сможет лучше понять свою уникальную личность, свои творческие способности и свою связь с природой.
21 Спасибо за внимание!
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.