Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемМария Панкратьева
1 ПРОМЫШЛЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ И УПРАВЛЕНИЕ РИСКАМИ. НАУЧНЫЙ ЦЕНТР ИЗУЧЕНИЯ РИСКОВ ТЕХНИЧЕСКОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И УПРАВЛЕНИЕ ПРОМЫШЛЕННЫМИ РИСКАМИ.
2 «… у образованных людей есть две философии: одна – подходить к выбору риска свободно, но ответственно, сознательно и профессионально; другая – отечески опекать и защищать от ошибок. Вторая философия привела к обратному эффекту – к анархии. Как показывают документы, такая рьяная опека со стороны властей не только неэффективна в управлении риском, но хуже – она подавляет свободную инициативу людей, не гарантируя их безопасность. Германский еженедельник «Время», 26 октября, 1984 г. ВЫБОР
3 ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО ДЛЯ ПЕРЕХОДА РЕШЕНИЕ СОВЕТА ЕВРОПЫ ОТ 7 МАЯ 1985 г. ПО НОВОМУ ПОДХОДУ К ТЕХНИЧЕСКОЙ ГАРМОНИЗАЦИИ И СТАНДАРТАМ (85/С 136/01) РЕШЕНИЕ СОВЕТА ЕВРОПЫ ОТ 21 ДЕКАБРЯ 1989 г. ПО ГЛОБАЛЬНОМУ ПОДХОДУ К ОЦЕНКЕ СООТВЕТСТВИЯ (90/С 10/01) РЕШЕНИЕ СОВЕТА ЕВРОПЫ ОТ 22 ИЮЛЯ 1993 Г. ПО МОДУЛЯМ ДЛЯ РАЗЛИЧНЫХ ЭТАПОВ ПРОЦЕДУР ОЦЕНКИ СООТВЕТСТВИЯ РУКОВОДСТВО ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ДИРЕКТИВ, БАЗИРУЮЩИХСЯ НА ПРИНЦИПАХ НОВОГО ПОДХОДА И ГЛОБАЛЬНОГО ПОДХОДА
4 Общим в этих подходах является то, что они ограничивают вмешательство государства по наиболее важным направлениям, оставляя производственно- хозяйственным органам самые выгодные возможности для выполнения своих обязательств перед населением. В Европейском Союзе разработаны оригинальные новейшие инструменты для снятия барьеров на пути свободного обращения товаров. Среди этих инструментов высокое положение занимают документы "Нового подхода« (или "Нового направления") по упорядочению товаров и "Глобального подхода" ("Глобального направления") – по оценке соответствия. «НОВЫЙ» И «ГЛОБАЛЬНЫЙ» ПОДХОДЫ
5 ПРИНЦИПЫ ТЕХНИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ 1. Законодательство ограничивается принятием основных требований по безопасности, которым должны соответствовать производство и продукция (технические регламенты и т.п.); 2. Устанавливаются Технические требования для производства и поставки на рынок продукции, соответствующей основным требованиям с учетом современного уровня развития техники (Стандарты, Св. правил);
6 ПРИНЦИПЫ ТЕХНИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ 4. Производитель может не производить продукцию в соответствии с требованиями этих документов, но в этом случае он обязуется представить доказательства, что его производство и продукция соответствует основным требованиям Законодательства (технических регламентов и т.п.). 3. Требования этих документов не являются обязательными и имеют статус стандартов, добровольных для выполнения;
7 ПРИНЦИПЫ ТЕХНИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ СЛЕДСТВИЕ: Предоставление права достигать регламентированных Законами обязательных требований безопасности с использованием иных решений (методов, способов, средств), чем те что предлагаются Стандартами (Правилами, РД и т.п.). Добровольность применения Стандартов (Правил, РД и т.п.) не означает освобождение от обязательного их применения, но означает, что ответственность (в том числе и юридическую) несет не тот, кто эти требования разработал, а тот, кто их применяет.
8 Требования технических регламентов не могут служить препятствием осуществлению предпринимательской деятельности в большей степени, чем это минимально необходимо для целей ТР. ПРИНЦИПЫ ТЕХНИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ Технический регламент не должен содержать требования к конструкции и исполнению, за исключением случаев, если из-за отсутствия требований к конструкции и исполнению с учетом степени риска причинения вреда не обеспечивается достижение целей 184-ФЗ.
9 В1985 г. одновременно с формированием описанных выше подходов в Европе, Госгортехнадзор СССР начал понимать, что существующая система жесткой регламентации сдерживает применение новых технологий для обеспечения безопасности производств. Появились новые правила, которые во многом напоминают принципы технического регулирования: критериальный подход к определению уровня безопасности; отсутствие требований к конструкции и исполнению; обоснование технических решения, обеспечивающих безопасность. Пример «ОБЩИЕ ПРАВИЛА ВЗРЫВОБЕЗОПАСНОСТИ ДЛЯ ВЗРЫВОПОЖАРООПАСНЫХ ХИМИЧЕСКИХ, НЕФТЕХИМИЧЕСКИХ И НЕФТЕПЕРЕРАБАТЫВАЮЩИХ ПРОИЗВОДСТВ» (ОПВ 88). ПРИНЦИПЫ ТР В НАШЕМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСВЕ
10 ПРОЕКТНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ МОЖЕТ ПРИНИМАТЬ ЛЮБЫЕ РЕШЕНИЯ, НО ДОЛЖНА ИХ ОБОСНОВЫВАТЬ. Примеры пунктов Правил 1.2. Проектной организацией производится оценка энергетического уровня каждого технологического блока и определяется расчетом категория его взрывоопасности (приложение 1), дается заключение (обоснование) эффективности и надежности мер и технических средств защиты, их способности обеспечивать взрывобезопасность данного блока и в целом всей технологической системы Для каждого технологического блока с учетом его энергетического потенциала проектной организацией разрабатываются меры и предусматриваются средства, направленные на предупреждение выбросов горючих продуктов в окружающую среду или максимальное ограничение их количества, а также предупреждение взрывов и предотвращение травмирования производственного персонала. Достаточность выбранных мер и средств в каждом конкретном случае обосновывается. ПРИНЦИПЫ ТР В НАШЕМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСВЕ
11 3.23. Вместимость специальной системы аварийного освобождения рассчитывается на прием продуктов в количествах, определяемых условиями безопасной остановки технологического процесса Для насосов и компрессоров определяются способы и средства контроля герметичности уплотняющих устройств и давления в них затворной жидкости Системы разделения газожидкостных смесей оснащаются фазоразделителями, предотвращающими попадание газовой фазы в жидкость и унос жидкости с парогазовой фазой. ПРИНЦИПЫ ТР В НАШЕМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСВЕ Прокладка трубопроводов должна обеспечивать наименьшую протяженность коммуникаций, исключать провисания и образование застойных зон. Определяются общие принципы решений без требований к конструкции и исполнению Примеры пунктов Правил
12 ПРИНЦИПЫ ТР В НАШЕМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСВЕ Автоматизированная система управления технологическими процессами (АСУТП) на базе средств вычислительной техники должна соответствовать требованиям технического задания и обеспечивать: постоянный контроль за параметрами процесса и управление режимом для поддержания их регламентированных значений; регистрацию срабатывания и контроль за работоспособным состоянием средств ПАЗ; постоянный контроль за состоянием воздушной среды в пределах объекта; постоянный анализ изменения параметров в сторону критических значений и прогнозирование возможной аварии; действие средств управления и ПАЗ, прекращающих развитие опасной ситуации; действие средств локализации аварийной ситуации, выбор и реализацию оптимальных управляющих воздействий; проведение операций безаварийного пуска, остановки и всех необходимых для этого переключений; выдачу информации о состоянии безопасности на объекте в вышестоящую систему управления.
13 ПРИНЦИПЫ ТР В НАШЕМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСВЕ Критерии для обоснования достаточности решений: Энергетический потенциал Риск Частные коэффициенты Энергетический потенциал косвенно характеризует последствия, но не оценивает возможность их реализации на основе анализа Риск как критерий до конца не принимался, но в двух случаях его пропустили (см. следующие 2 слайда). В п ссылка на ОНТП 24-86, которое допускает применение отсекателей с временем срабатывания 12 и 120 сек, но требования к их надежности таковы, чтобы ожидаемые последствия были одинаковы (принцип Фармера) Полагалось, что частные коэффициенты заменят риск, но впоследствии стало понятно, что их разработать невозможно.
14 ПРИНЦИПЫ ТР В НАШЕМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСВЕ Для максимального снижения выбросов в окружающую среду горючих и взрывопожароопасных веществ при аварийной разгерметизации системы в соответствии с ОНТП в технологических системах предусматриваются: для блоков I категории взрывоопасности - установка автоматических быстродействующих запорных и (или) отсекающих устройств с временем срабатывания не более 12 с; для блоков II и III категорий взрывоопасности - установка запорных и (или) отсекающих устройств с дистанционным управлением и временем срабатывания не более 120 с; для блоков с относительным значением энергетического потенциала Qв < 10 допускается установка запорных устройств с ручным приводом, при этом предусматривается минимальное время приведения их в действие за счет рационального размещения (максимально допустимого приближения к рабочему месту оператора), но не более 300 с. При этом должны быть обеспечены условия безопасного отсечения потоков и исключены гидравлические удары.
15 9.5. При необеспечении вероятности возникновения взрыва, указанной в п ГОСТ "Взрывобезопасность. Общие требования" и требований настоящих Правил, проектными организациями принимаются решения по осуществлению следующих дополнительных мероприятий: размещение зданий управления производством, в которых предусмотрено постоянное пребывание людей, с учетом устойчивости их к воздействию взрыва; рациональное взаимное расположение зданий и сооружений, технологических установок с учетом направления ветра и рельефа местности территории предприятия; максимальное ограничение количества рабочих мест и численности производственного персонала; исключение постоянных источников зажигания в зоне возможной загазованности, предупреждение контакта их с взрывопожароопасными смесями (облаками); исключение случайных источников зажигания взрывопожароопасных облаков; 9.6. Расчет массы вещества, участвующей во взрыве, производится в соответствии с приложением 2. ПРИНЦИПЫ ТР В НАШЕМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСВЕ
16 Методы расчета энергетического потенциала не регламентировались ПРИЛОЖЕНИЕ 1 ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ КОЛИЧЕСТВЕННОЙ ОЦЕНКИ ВЗРЫВООПАСНОСТИ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ОБЪЕКТОВ (СТАДИЙ, БЛОКОВ) ПРИЛОЖЕНИЕ 2 МЕТОДИКА РАСЧЕТА УЧАСТВУЮЩЕЙ ВО ВЗРЫВЕ МАССЫ ВЕЩЕСТВА 1.1. В расчетах принимаются общие приведенные массы парогазовых сред (m) и соответствующие им энергетические потенциалы (E), полученные при количественной оценке взрывоопасности технологических объектов (стадий, блоков) по методике, приведенной в приложении 1. Для конкретных реальных условий значения m и Е могут определяться другими методами с учетом эффекта диспергирования горючей жидкости в атмосфере под воздействием внутренней и внешней энергий, характера раскрытия технологической системы, скорости истечения горючего продукта в атмосферу и других возможных факторов. ПРИНЦИПЫ ТР В НАШЕМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСВЕ
17 РИСК, СВЯЗАННЫЙ С ИМЕЮЩЕЙСЯ НА ОБЪЕКТЕ И ВЫЯВЛЕННОЙ ПОТЕНЦИАЛЬНОЙ ОПАСНОСТЬЮ, ДОЛЖЕН БЫТЬ ПРИЕМЛЕМЫМ ПРИНЦИПЫ УПРАВЛЕНИЯ РИСКОМ ЛЮБАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, СОЗДАЮЩАЯ РИСК, ПРЕВЫШАЮЩИЙ ПРИЕМЛЕМЫЙ, ЯВЛЯЕТСЯ НЕДОПУСТИМОЙ НЕЗАВИСИМО ОТ ВЫГОДЫ, КОТОРУЮ ОНА ПРИНОСИТ ЗАТРАТЫ НА ДОСТИЖЕНИЕ И ПОДДЕРЖАНИЕ ПРИЕМЛЕМОГО РИСКА ДОЛЖНЫ БЫТЬ МИНИМАЛЬНЫМИ
18 ПРИЕМЛЕМЫЙ РИСК И ПРИНЦИП ALARP
19 НОРМАТИВНАЯ БАЗА УПРАВЛЕНИЯ РИСКАМИ СТАНДАРТЫ ОБЩЕГО НАЗНАЧЕНИЯ Менеджмент риска Надежность в технике СПЕЦИАЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ Функциональная безопасность систем электрических, электронных, программируемых электронных (E/E/PES), связанных с безопасностью Безопасность функциональная связанных с безопасностью зданий и сооружений систем Безопасность функциональная. Системы безопасности приборные для промышленных процессов Руководство по применению организационных мер безопасности и оценки рисков
20 СТАНДАРТЫ МЕНЕДЖМЕНТА РИСКА СЕРИИ ГОСТ Р 51901: 1. ГОСТ Р (МЭК :1995) Менеджмент риска. Анализ риска технологических систем. 2. ГОСТ Р (МЭК :2003) Менеджмент риска. Системы менеджмента надежности. 3. ГОСТ Р (МЭК :2004) Менеджмент риска. Руководство по менеджменту надежности. 4. ГОСТ Р (МЭК 62198:2001) Менеджмент риска. Руководство по применению при проектировании. 5. ГОСТ Р (МЭК :2003) Менеджмент риска. Руководство по применению методов анализа надежности. 6. ГОСТ Р (МЭК 61014:2003) Менеджмент риска. Программа повышения надежности. НОРМАТИВНАЯ БАЗА УПРАВЛЕНИЯ РИСКАМИ
21 7. ГОСТ Р /ISO/TS 16732:2005. Менеджмент риска. Процедуры управления пожарным риском на предприятии. 8. ГОСТ Р (МЭК 61882:2001) Менеджмент риска. Исследование опасности и работоспособности. Прикладное руководство. 9. ГОСТ Р (МЭК 61025:1990) Менеджмент риска. Анализ дерева неисправностей 10. ГОСТ Р (МЭК 61078:1991) Менеджмент риска. Метод структурной схемы надежности 11. ГОСТ Р (МЭК 61165:1995) Менеджмент риска. Применение Марковских методов. 12. ГОСТ Р (МЭК 61164:1995) Менеджмент риска. Повышение надежности. Статистические критерии и методы оценки. НОРМАТИВНАЯ БАЗА УПРАВЛЕНИЯ РИСКАМИ
22 СТАНДАРТЫ МЕНЕДЖМЕНТА РИСКА СВЯЗАННЫЕ С СЕРИЕЙ ГОСТ Р 51901: 1. ГОСТ Р Менеджмент риска. Термины и определения 2. ГОСТ Р Менеджмент риска проектов. Общие положения. 3. ГОСТ Р ИСО/МЭК Менеджмент риска. Применение в процессах жизненного цикла систем и программного обеспечения. 4. ГОСТ Р МЭК Группа Т59. Менеджмент риска. Формальный анализ проекта. 5. ГОСТ Р Аспекты безопасности. Правила включения в стандарты НОРМАТИВНАЯ БАЗА УПРАВЛЕНИЯ РИСКАМИ
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.