Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемПолина Вереитинова
1 РЫНОЧНЫЙ МЕХАНИЗМ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КООРДИНАЦИИ Тема 3
2 План лекции 1. Рынок и его элементы. 2. Спрос, закон рыночного спроса. 3. Предложение, закон рыночного предложения. 4. Рыночное равновесие, не- равновесные состояния.
3 5. Цена и ее функции. 6. Эластичность спроса по цене. 7. Другие показатели эластичности. 8. Рыночные структуры (формы рынка).
4 ВВЕДЕНИЕ В современной экономике рынок – основной механизм координации решений по размещению ограниченных ресурсов.
5 Рынок не производит товаров. Рынок передает – посредством рыночных цен – информацию о них. Фридрих Август фон Хайек
9 Уникальные черты рыночного механизма: 1. Децентрализация экономических решений. 2. Спонтанный экономический порядок.
10 Адам Смит: «невидимая рука рынка»
14 Цель лекции – понять,как рыночный механизм справляется со сложнейшей задачей координации действий тысяч производителей и миллионов потребителей.
17 Вопрос 1. РЫНОК И ЕГО ЭЛЕМЕНТЫ
18 Где торговля, там и нравы кротки. Монтескье Монтескье
20 рынок В первом приближении рынок – любая форма регулярных контактов между продавцами и покупателями.
26 На более глубоком уровне рынок – множество симметричных избирательных обменов, пропорции которых регулируют-ся системой цен, а также правила их совершения.
27 рынок как процесс как механизм
28 Если бы люди не заключали друг с другом сделки и общество жило бы как большая семья, то изрядную долю своего валового продукта такое общество теряло бы только на разбитой посуде. автор афоризма неизвестен
29 Элементы рынка: покупатели и параметры спроса; покупатели и параметры спроса; продавцы и параметры предложения; продавцы и параметры предложения; товары; товары; цены (тарифы); цены (тарифы);
30 Товар – продукт, предназначенный для продажи.
31 формы торга; формы торга; формы контрактов; формы контрактов; формы оплаты; формы оплаты; входные барьеры; входные барьеры; нормативно–правовая база рынка. нормативно–правовая база рынка.
38 классификация рынков в микроэкономике: рынок конечных (потребительских) товаров; рынок конечных (потребительских) товаров; инвестиционный рынок инвестиционный рынок факторные рынки; факторные рынки; финансовые рынки. финансовые рынки.
39 виды рынков товарные рынки факторные рынки финансовые рынки
40 Ключевые элементы рыночного механизма – система цен и механизм рыночного равновесия.
41 Вопрос 2. СПРОС, ЗАКОН РЫНОЧНОГО СПРОСА
42 разграничение понятий потребность спрос
43 Потребность – желание иметь товар в своем распоряжении.
44 Спрос ( D ) – платежеспособная потребность, готовность по- купать товар.
45 Спрос индивиду-альный рыночный
46 Все что-то покупают: автомобили, квартиры, яхты... Пойти, что ли, за хлебом сходить? Сергей Довлатов Сергей Довлатов
47 Объем (величина) спроса ( Q d ) – Объем (величина) спроса ( Q d ) – физическое количество товара, которое покупатели готовы приобрести за определенный промежуток времени.
48 общая функция спроса: Q d = f ( P, N, I,…)
49 принцип с eteris р aribus
50 Если неценовые факторы спроса постоянны: Q d = f ( P, N, I,…) const
51 частная функция спроса: Q d = f ( P )
52 Закон рыночного спроса: при прочих равных условиях чем выше цена P, тем меньше объем спроса Q d, и наоборот.
53 Схематично: P Q d
54 Кривая рыночного спроса D – графическая интерпретация закона спроса.
55 Кривая спроса D – общий вид: P P – цена товара Q d – объем спроса D О Q d
56 Кривая спроса D – построение: P QdQd О. В D А.
57 Увеличение спроса – смещение кривой D вправо P QdQd О D D`
58 Уменьшение спроса – смещение кривой D влево P QdQd О D`D
59 Разграничение спроса и объема (величины) спроса – к кк ключевой момент анализа
60 эффект замещения эффект дохода
61 Товары Гиффена Товары Гиффена – группа товаров, для которых закон спроса «не действует» (низкокачественные товары, имеющие качественные и дорогие заменители).
62 Неценовые факторы спроса величина спроса Q d качество товаров цены на заменители и комплементы ценовые и дефицитные ожидания количество покупателей доходы покупателей вкусы и предпочтения потребителей
63 Нефункциональные детерминанты спроса Нефункциональные детерминанты спроса: эффект соседа; эффект сноба; эффект Веблена.
64 Вопрос 3. ПРЕДЛОЖЕНИЕ, ЗАКОН РЫНОЧНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ
65 разграничение понятий производственные возможности предло-жение
66 Предложение ( S ) – добровольная готовность поставлять товар на рынок, предлагать его к продаже.
67 предложение индивиду-альное рыночное
68 Рынок позволяет оказывать другому человеку услугу, не чувствуя к нему ис- тинного расположения и даже не зная его. Давид Юм
70 Объем предложения ( Q s ) – Объем предложения ( Q s ) – физическое количество товара, которое продавцы готовы произвести и поставить на рынок за определенный промежуток времени.
72 общая функция предложения: Q = f ( P, N,Т,…) Q S = f ( P, N,Т,…)
73 Если неценовые факторы предложения постоянны: Q s = f ( P, N, T,…) const
74 частная функция предложения: Q s = f ( P )
75 Закон предложения: при прочих равных условиях чем выше цена P, тем выше объем предложения Q s, и наоборот.
76 Схематично: P Q s
77 Кривая рыночного предложения S – закон предложения в графической форме.
78 Кривая предложения S– построение: Кривая предложения S – построение: P QsQs О. A S B.
79 Изменение предложения – смещение кривой S : P QsQs О S` S S``
80 Неценовые факторы предложения величина предложения Q s количество продавцов цены на альтернативные товары ценовые и дефицитные ожидания цены на ресурсы налоги и субсидии технология производства
81 Закон предложения действует только в условиях совершенной конкуренции и только в коротком периоде.
82 Вопрос 4. РЫНОЧНОЕ РАВНОВЕСИЕ И НЕРАВНОВЕСНЫЕ СОСТОЯНИЯ
83 Торговля древнее государства. Торговля не разрушила еще ни одну страну. Торговля не разрушила еще ни одну страну. Бенджамин Франклин Бенджамин Франклин
87 График рыночного равновесия: «крест Маршалла» P QО D S. PеPе QеQе
92 Рыночное равновесие – ситуация, когда планы продавцов и покупателей в максимальной степени совпадают и заключается наибольшее количество сделок: Q d = Q s = Q е, P d = P s = P е.
93 Ни у одного продавца или покупателя нет стимулов менять свое поведение.
94 параметры рыночного равновесия: Равновесная цена P e – цена, при которой объем спроса равен объему предложения. Равновесный объем Q e – количество товара, которое реализуется по равновесной цене: Q e = Q d = Q s
95 «Крест Маршалла»: анализ P Q О D S. PеPе QеQе зона излишков зона прибыльности зона убытков зона дефицитов
96 Восстановление рыночного равновесия при затоваривании рынка P Q О D S.. P PеPе QdQd QеQе QsQs излишек товара снижение цены Qs > QdQs > Qd.
97 Восстановление рыночного равновесия при товарном дефиците P Q О DS. P PеPе QdQd QеQе QsQs дефицит товара. повышение цены. Qd > QsQd > Qs
98 Задание на дом к семинару 1: Показать на графике, что происходит с равновесием при различных изменениях спроса ( D ) и предложения ( S ) при: увеличении спроса; уменьшении спроса; увеличении предложения; уменьшении предложения.
99 При заключении рыночных сделок возникают излишки продавца и излишки покупателя.
100 P Q О D S. PеPе QеQе излишек покупателя излишек продавца
101 Вопрос 5. ЦЕНА И ЕЕ ФУНКЦИИ
102 Рынки, как парашюты, срабатывают только если они открыты. Рынки, как парашюты, срабатывают только если они открыты. Милтон Фридмен
106 Система цен – ключевой элемент рыночного механизма.
107 Экономическая ценность – степень редкости блага и ее количественная оценка.
108 экономическая ценность субъективная меновая
109 – Меновая ценность блага – преобладающая пропорция его обмена на другое благо.
110 Цена – денежный эквивалент меновой ценности блага. Цена – денежный эквивалент меновой ценности блага.
111 Цены отражают степень редкости благ.
112 функции цены в любой экономике лимити-рующая учетная
113 Система цен – Система цен – квази- автоматический механизм распределения ресурсов и координации экономических решений, когда совокупность свободных, конкурентных, взаимосвязанных
114 товарных и факторных цен передает рыночным агентам информацию об условиях производства и потребления благ и создает стимулы для соответствующих действий.
115 Аллокационная роль системы цен в рыночной экономике выражается в нескольких функциях.
118 В коротком периоде рыночная цена выполняет трансах- ционную (равновесную) функцию балансирования спроса и предложения.
119 функции цены в длинном периоде информационная распределительная стимулирующая
122 Общее экономическое равновесие: одновременное равновесие на всех товарных и факторных рынках
123 Теорема Вальраса: Теорема Вальраса: для любой экономики всегда существует «набор» цен (и только один), при котором наблюдается общее равновесие на всех рынках.
126 Леон Вальрас: рынок – это «невидимый аукционист».
127 Вопрос 6. ЭЛАСТИЧНОСТЬ СПРОСА ПО ЦЕНЕ
128 Не выходите замуж за мужчин с кошельком для мелочи. Коко Шанель
129 Разная степень зависимости величины спроса от цены P QdQd О D1D1 D2D2
130 Эластичность – степень реакции одной величины (зависимой переменной) на определенное изменение другой величины (независимой переменной).
131 Y = f (X) X Y X Y
132 Коэффициент эластичности – дефиниционная формула:
133 Qd = f (P) P Q d
134 Эластичность спроса по цене – – отношение процентного изменения объема спроса на товар к заданному процентному изменению его цены.
135 коэффициент эластичности спроса по цене (в первом приближении)
136 Типы ценовой эластичности спроса: эластичный спрос; спрос с единичной эластичностью; неэластичный спрос; абсолютно неэластичный спрос; абсолютно эластичный спрос.
137 – Е > 1 – эластичный спрос. – Е < 1 – неэластичный спрос. – Е =1 – единичная эластичность спроса.
138 Крайние типы эластичности – Е – абсолютно эластичный спрос. – Е=0 – абсолютно не- эластичный спрос.
139 Домашнее задание к семинару 2: самостоятельно начертить кривые спроса с разными типами ценовой эластичности.
140 Если продавец поднимает цену на свой товар, то его выручка увеличивается?
141 TR=P×Q выручка от продаж:
142 Закон спроса: P Q d P Q d
143 Если в этом Лесу кто-то должен думать – а когда я говорю «думать», я имею в виду думать по- настоящему – то это наше с тобой дело! Если в этом Лесу кто-то должен думать – а когда я говорю «думать», я имею в виду думать по- настоящему – то это наше с тобой дело!
144 Если спрос неэластичен по цене: P TR P TR
145 TR= P× Q
146 Если спрос эластичен по цене: P TR P TR
147 TR= P× Q
148 Спрос с единичной эластичностью: P TR =const P TR =const
149 эластичность точечная дуговая
150 Основные факторы ценовой эластичности спроса: 1. Степень необходимос- ти в товаре. 2. Близость товаров– заменителей. 3. Доля расходов в бюджете покупателя.
151 Вопрос 7. ДРУГИЕ ПОКАЗАТЕЛИ ЭЛАСТИЧНОСТИ
152 Qd = f (I) I Q d
153 Эластичность спроса по доходу – – отношение процентного изменения объема спроса на товар к заданному процентному изменению дохода потребителей.
154 коэффициент эластичности спроса по доходу в первом приближении:
155 Е < 0 – низшие (инфе- риорные) товары. 0 < Е < 1 – нормальные товары. Е > 1 – высшие товары (товары роскоши).
156 Кривые Энгеля - графическая интерпре тация частной функ- ции спроса Q d = f ( I ) для низших, нормальных и высших товаров.
157 Кривые Энгеля Q d III II I О I
158 NO MONEY – – NO FUNNY
159 QА = f (РВ) Р В Q А
160 Перекрестная эластичность спроса на товар А по цене товара В – отношение процентного изменения объе- ма спроса на товар А к процентному измене- нию цены товара В.
161 коэффициент перекрестной эластичности спроса в первом приближении:
162 Е > 0 – для взаимозаменяе- мых товаров (субститу-тов) Е < 0 – для взаимодополняе- мых товаров (комплемен- тов). Е =0 – товары А и В неза- висимы в потреблении.
163 Эластичность предложения по цене – отношение процентного изменения объема предложения товара к заданному процентному изменению его цены. Разобрать самостоятельно по аналогии.
164 Типы эластичности предложения: P
165 Что еще может быть непонятным ???
166 Вопрос 8. РЫНОЧНЫЕ СТРУКТУРЫ (ФОРМЫ РЫНКА)
167 Рыночная структура – ус- ловия, в кото- рых протекает конкуренция. Рыночная структура – ус- ловия, в кото- рых протекает конкуренция.
168 Рыночная структура (форма рынка) – степень конкурентности рынка, определяемая возможностью отдель- ных продавцов и/или покупателей влиять на рыночную цену.
169 Конкуренция – состояние рынка, при котором свободные действия всех участни-ков ограничивают возможность каждого влиять на параметры рыночного равновесия.
170 конкуренция ценовая неценовая
171 конкуренция добросовестная недобросовестная
172 конкуренция статическая динамическая
173 конкуренция совершенная (чистая) несовершенная (рынки с монопольной властью)
174 виды фирм конкурентнаяфирма фирма–несовершенныйконкурент
175 Признаки совершенной конкуренции: большое количество продавцов и покупателей; эффект отдачи от масштаба выражен слабо; межотраслевая мобильность ресурсов;
176 информационная симметрия; одновременность техни- ческого прогресса; однородность продукции; свободный вход и выход с рынка.
177 Как природа не про- вела резких линий на шкале времени, так же точно «природа» не соз- дала резкого разграниче- ния между монополией и конкуренцией. Эдвард Чемберлин Эдвард Чемберлин
178 формы несовершенной конкуренции монополистическая конкуренция с дифференциацией продукта олигопсониямонопсония олигополия монополия
179 монополия открытая (временная) монополия естественная монополия закрытая (искусственная) монополия
180 индекс Герфиндаля–Хиршмана X i – доля i–ой фирмы на рынке (%); n – количество продавцов в отрасли.
181 ЗАКЛЮЧЕНИЕ При всех достоинствах конкурентного рыночного (ценового) механизма его возможности далеко не беспредельны. Универсального механизма распределения ресурсов не существует.
182 Все, отмучились… Лекция закончилась !!!
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.