Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемЛюбовь Троегубова
1 Программа подготовки группы высокого профессионального потенциала в Череповецком государственном университете Татьяна Шахова – начальник Центра развития профессиональных компетенций преподавателей ЧГУ Конференция «Кадровые резервы университетов» НИУ ВШЭ, г.Москва, 31 октября – 1 ноября 2014 г.
2 Актуальность Программы Внешние вызовы Демократизация знаний и доступность высшего образования Конкуренция вузов Развитие цифровых технологий Глобальная мобильность Интеграция с отраслями Изменение требований к обучению в вузе со стороны законодательства (ФГС) Цели создания группы высокого профессионального потенциала – закрепление в университете перспективных молодых преподавателей, их, профессиональный рост и академическое развитие Конференция «Кадровые резервы университетов» НИУ ВШЭ, г.Москва, 31 октября – 1 ноября 2014 г. Внутренние вызовы Рост среднего возраста ППС в университете среднего возраста Новые требования потребителей (студентов) Проявления профессиональной некомпетентности преподавателей Сбои в системе развития преподавателей 2
3 Цели и этапы работы Цели Развитие у преподавателей компетенций, необходимых для успешной и эффективной научно-педагогической деятельности. Подготовка агентов изменений образовательного процесса в университете. Конференция «Кадровые резервы университетов» НИУ ВШЭ, г.Москва, 31 октября – 1 ноября 2014 г. Этапы работы ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ БЛОК ПРОЕКТИРОВАНИЕ 3
4 Подготовительный этап Отбор участников в Программу Конференция «Кадровые резервы университетов» НИУ ВШЭ, г.Москва, 31 октября – 1 ноября 2014 г. 4 Целеполагание. Разработка регламентирующих документов Разработка модели компетенций преподавателя ЧГУ Формирование содержания и методического обеспечения Программы
5 5 Преподаватель – автор и разработчик содержания образовательной программы 1. Профессиональная подготовленность 2. Умение работать с информацией 3. Клиентоориентированность Преподаватель управляет процессом обучения 4. Направленность на прикладной характер знаний 5. Владение современными образовательными методиками 6. Владение информационно-коммуникационными технологиями в образовании Преподаватель – инноватор, отвечающий на вызовы динамично развивающейся среды 7. Направленность на развитие и совершенствование организации 8. Ориентация на собственное развитие и совершенствование 9. Инновационность и креативность Преподаватель выстраивает эффективные взаимоотношения с людьми 10. Межличностное понимание и уважение 11. Работа в команде 12. Развитие профессиональных контактов Модель компетенций преподавателя
6 Образовательный блок – виды деятельности 1. Учебные занятия 2. Саморазвитие 3. Открытые занятия участников Конференция «Кадровые резервы университетов» НИУ ВШЭ, г.Москва, 31 октября – 1 ноября 2014 г. 6
7 Образовательный блок – содержание Наименование раздела Количество часов Аудиторная работа Самостоятельная работа Преподаватель вуза в XXI веке 4- Саморазвитие 1416 Современные образовательные техники и технологии 3622 Эффективные коммуникации 84 Клиентоориентированность в образовании 2 - Развитие профессиональных контактов 2- Проектная деятельность в вузе 1834 Итого:8476 7
8 Оценка компетенций участников 1. Метод «270º» (самооценка, оценка заведующим кафедрой и коллегами). 2. Компьютерное тестирование. 8
9 9 Оценка компетенций методом «270º» Шкала оценки 9 – данные качества стабильно проявляются в поведении в различных по степени сложности ситуациях. Для своей должности нет необходимости повышать уровень развития по данному направлению 7 – данные качества часто проявляются в поведении, но есть области для улучшения. В сложных ситуациях необходимое поведение не всегда наблюдается 5 – удовлетворительное проявление качеств в поведении. Необходимое поведение наблюдается только в стандартных ситуациях 3 – неудовлетворительное проявление качеств. Даже в обычной стандартной ситуации не всегда наблюдается необходимое поведение. Необходимы улучшения 1 – имеет место постоянный низкий уровень проявления данных качеств 0 – необходимое поведение не наблюдается ни в каких ситуациях Чётные цифры от 2 до 8 означают промежуточные оценки.
10 Компьютерное тестирование (пример) РИ – Умение работать с информацией КО – Клиенториентированность ИК – Инновационность и креативность МПУ – Межличностное понимание и уважение ХарактеристикиРИКОИКМПУ Рассудительный 2 Добросовестный 1 Аккуратный 3 Смелый 2 Гибкий 23 Изобретательный 4 Доверяющий людям 2 Уважительный 24 Заботливый 4 Деликатный 3 Миролюбивый 2 Этичный 3 Правдивый 2 Проницательный 22 10
11 Проектирование Разработка и защита концепции образовательного проекта образовательного проекта Конференция «Кадровые резервы университетов» НИУ ВШЭ, г.Москва, 31 октября – 1 ноября 2014 г. 11 Реализация проектов Итоговые презентации участников о ходе и результатах реализации проектов
12 Образовательные проекты участников 1. Реализация индивидуального подхода в обучении физической культуре студентов специальной медицинской группы 2. Разработка и реализация курса обучения деловым коммуникациям на русском и английском языке 3. Внедрение дистанционных технологий в процесс обучения иностранных граждан русскому языку 4. Реализация практико-ориентированного подхода в обучении студентов по дисциплине «Деньги. Кредит. Банки» через вовлечение работодателя («Сбербанк») 5. Английский коммуникативный клуб (English Communicative Club) 6. Внедрение интерактивных методов в процесс обучения студентов поведению в чрезвычайных ситуациях 7. Обновление образовательного ресурса по дисциплине «Практикум по решению профессиональных задач» для студентов, обучающихся по профилю подготовки «Психология и педагогика дошкольного образования» 8. Интерактивные образовательные техники в вузе: case-study, игровые методы, метод проектов (курс для развития профессиональных компетенций преподавателей университета) 12
14 ПРИЛОЖЕНИЯ 14
15 Возрастная структура ППС Череповецкого государственного университета Конференция «Кадровые резервы университетов» НИУ ВШЭ, г.Москва, 31 октября – 1 ноября 2014 г. 15
16 Традиционная модель образования, в которой преподаватель обладал монополией на знание, а задача образования сводилась к трансляции этого знания, более не актуальна Отлично владеет базовыми ИТ компетенциями Не видит необходимости в записи лекционного материала Студент сейчас: Создавать новые знания Направлять студента на изучение необходимых знаний Обучать его с использованием уже привычных ему ИТ- технологий Студент в прошлом: Вынужден был посещать занятия преподавателя для записи материала, т.к. единственный источник знаний – лекции и книги Что нужно студенту? Способен сам находить требующуюся ему информацию. Нуждается в «путеводителе» по миру знаний Способен сам находить требующуюся ему информацию. Нуждается в «путеводителе» по миру знаний Конференция «Кадровые резервы университетов» НИУ ВШЭ, г.Москва, 31 октября – 1 ноября 2014 г. 16
17 Проблемные характеристики процесса развития преподавателей в ЧГУ Мероприятия по повышению уровня профессиональной компетентности преподавателей фрагментарны, отсутствует непрерывность и преемственность (отдельный сотрудник, кафедра, институт, университет) в развитии. Образовательная деятельность кафедр редко опирается на научные исследования преподавателей этих кафедр. Деятельность учебно-методических структур университета носит, скорее, административный и организационный характер, а условия для методической поддержки и психолого-педагогического сопровождения преподавателей в ней зачастую присутствуют лишь формально. В существующем процессе развивающей деятельности не заложена оценка потребностей в развитии отдельного преподавателя с целью оказания ему соответствующей поддержки. Отсутствует систематическая практика обмена информацией с коллегами после КПК. Лучший образовательный опыт и педагогические практики не описываются и не аккумулируются. Не проводится мониторинг современных образовательных методов и технологий (как общепедагогических, так и относящихся к преподаванию отдельных дисциплин). 17
18 Критерии отбора в Программу -Возраст до 40 лет (включительно) на момент представления документов; -работа в должности НПР в университете не менее 3-х лет; -готовность кандидата к продолжению работы в ЧГУ в должности НПР на полной ставке; -высокий уровень качества преподавания; -участие в научно-исследовательской работе; -наличие ученой степени кандидата / доктора наук или рекомендации к защите кандидатской / докторской диссертации; -знание иностранных языков (желательно). Конференция «Кадровые резервы университетов» НИУ ВШЭ, г.Москва, 31 октября – 1 ноября 2014 г. 18
19 19 Преподаватель – автор и разработчик содержания образовательной программы Компетенция Индикаторы поведения Профессиональная подготовленность Проводит учебные занятия, основываясь на знании современных достижений в предметной области и психолого-педагогической науке. Умение работать с информацией Использует различные источники информации: литература, интернет, СМИ и пр. Анализирует, систематизирует, структурирует материал в соответствии с целями и логикой учебной дисциплины, занятия. Клиентоориентированность Умело определяет образовательные потребности клиентов. Разрабатывает (корректирует) программу по дисциплине (модулю) и учебно-методические материалы с учетом потребностей и опыта слушателей. Конференция «Кадровые резервы университетов» НИУ ВШЭ, г.Москва, 31 октября – 1 ноября 2014 г.
20 20 Преподаватель управляет процессом обучения Компетенция Индикаторы поведения Направленность на прикладной характер знаний Излагает учебный материал, опираясь на опыт слушателей. Демонстрирует возможности и способы использования теории в практической деятельности и наоборот – учит слушателей анализировать, обобщать, систематизировать и структурировать их практический опыт с целью создания новых знаний. Участвует в образовательных программах для предприятий, организаций. Взаимодействует с предприятиями и организациями на предмет внедрения (взаимообновления) технологий. Владение современными образовательными методиками Удерживает внимание аудитории, используя эффективные приемы устной и письменной речи. Использует в учебном процессе формы и методы, активизирующие познавательную деятельность слушателей. Поощряет слушателей к активному участию в дискуссиях. Владение информационно- коммуникационными технологиями в образовании Использует для проведения занятий средства информационно-технической поддержки. Разрабатывает и использует online-курсы по своему направлению. Создает и активно использует интернет-ресурсы для коммуникаций со слушателями. Конференция «Кадровые резервы университетов» НИУ ВШЭ, г.Москва, 31 октября – 1 ноября 2014 г.
21 21 Преподаватель – инноватор, отвечающий на вызовы динамично развивающейся среды Компетенция Индикаторы поведения Направленность на развитие и совершенствование организации Выстраивает свою деятельность, ориентируясь на видение будущего и изменения во внутренней и внешней среде. Инициирует совершенствование образовательной, воспитательной, научно-исследовательской и другой деятельности в организации. Участвует в реализации проектов, направленных на развитие университета и его структурных подразделений. Ориентация на собственное развитие и совершенствование Определяет потребности и цели собственного развития. Умеет критически оценивать себя и вносить изменения в собственную деятельность и поведение. Умело выбирает способы удовлетворения потребностей в развитии (литература, интернет-ресурсы, стажировки на предприятиях и в организациях, опыт коллег и т.п.). Инновационность и креативность Предлагает нестандартные решения поставленных задач. Ищет новые направления и способы работы, не останавливаясь на достигнутом. Конференция «Кадровые резервы университетов» НИУ ВШЭ, г.Москва, 31 октября – 1 ноября 2014 г.
22 22 Преподаватель выстраивает эффективные взаимоотношения с людьми Компетенция Индикаторы поведения Межличностное понимание и уважение Прислушивается к мнению других людей, признает их значимые качества и достижения, терпим к их индивидуальным особенностям. Критикует и делает замечания конструктивно. Корректно высказывает свое мнение. Выстраивает долгосрочные партнерские отношения с окружающими. Работа в команде При работе на общую цель выполняет свои обязательства и умело сочетает собственные интересы с интересами других людей. Завоевывает авторитет и доверие у коллег, при необходимости может стать наставником и поделиться своим опытом. Учитывает потенциал каждого участника команды, способен принять помощь от других. Поддерживает открытый обмен информацией и идеями. Развитие профессиональных контактов Развивает профессиональное взаимодействие с коллегами с других кафедр, из других организаций и учреждений. Инициирует в реальном и виртуальном пространстве формирование объединений профессионалов вокруг актуальных тем и проблем. Публикуется в зарубежных журналах, выступает на международных конференциях с презентациями на иностранном языке. Участвует в грантовых конкурсах. Конференция «Кадровые резервы университетов» НИУ ВШЭ, г.Москва, 31 октября – 1 ноября 2014 г.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.