Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 5 лет назад пользователемeupz1.narod.ru
2 «Экономика предприятия и предпринимательства» Автор - доц., к.э.н. Зябриков Владимир Васильевич 2009
3 Экономика предприятия и предпринимательства2 Финансы фирмы Бухгалтер- ский учет Общий менеджмент Психоло- гия Теория управления Управлен- ческий учет Финансовый менеджмент Теория организации Экономика фирмы Экономичес- кая теория Сфера экономики Сфера управлени я Разграничение дисциплин
4 Экономика предприятия и предпринимательства3 Содержание курса Введение Тема 1. Экономические структуры и их деятельность Тема 2. Классификация экономических организаций Тема 3. Интеграция экономических организаций Тема 4. Классификация экономических объединений Тема 5. Доходы и расходы организации Тема 6. Активы организации
5 Экономика предприятия и предпринимательства4 Литература 1.Бойко И.П. Лекции по курсу «Экономика предприятия и предпринимательства». Лекции 1-7. Изд.центр ЭФ СПбГУ, – 292 с. 2.Природа фирмы: Пер.с англ.(Сборник материалов научной конференции) – М: Дело, с.
6 Экономика предприятия и предпринимательства5 Дополнительная литература: 3.Гритас Я.М. Корпоративные отношения: Правовое регулирование организационных форм. - M: Волтерс Клувер, – 160 с.
7 Экономика предприятия и предпринимательства6 Определение предмета «Экономика предприятия» (И.П.Бойко): Экономика предприятия – наука о воспроизводственном процессе, обособленном внутри предприятия, методах обеспечения его непрерывности и эффективности.
8 Экономика предприятия и предпринимательства7 Тема 1. Экономические структуры и их деятельность Основные виды экономической деятельности Предприятия, коммерческие организации и фирмы Основные роли бизнесмена Основные концепции фирмы
9 Экономика предприятия и предпринимательства8 Факторы производства на макро и микроуровне Земля Труд Капитал Информация Предприни- мательские способности Макроуровень Микроуровень Менеджмент Материальные ресурсы Персонал Капитал Информация
10 Экономика предприятия и предпринимательства9 «Богато то общество, в котором материальные блага, включая капитал, дешевы, а люди дороги». Р.Х.Тони ( ), английский историк
11 Экономика предприятия и предпринимательства10 «Конфликт между трудом и капиталом – всего лишь иллюзия. Настоящий конфликт – это конфликт между производителем и потребителем». Стэнли Джевонс ( ), британский экономист.
12 Экономика предприятия и предпринимательства11 Экономические показатели США и России: NПоказательСШАРоссияПроцент 1 Нац.богатство (на 1 чел) 1,2 млн.$2,3 млн.$200% 2 Продолжительность работы 227 дней228 дней100% 3 ВВП на душу населения (паритет покуп. способн.) 41,7 тыс.$11,9 тыс.$29%29% 4 Производительность труда 60,7 тыс.$12,0 тыс.$20% 5Зарплата (в месяц)2 800 $590$21% 6 Средняя продолж. жизни МУЖЧИН 74 года59 лет80% 7 Средняя продолж. жизни ЖЕНЩИН 80 лет72 года90% 8Процент оптимистов 34%23%67%
13 Экономика предприятия и предпринимательства12 «Америка – самая богатая страна в мире, потому что половину ее населения составляют сбежавшие из Европы кассиры и их потомки». Казимер Бартошевич ( ),польский писатель.
14 Экономика предприятия и предпринимательства13 Виды производственных единиц: Manufacture – мануфактура. Каретная мануфактура объединяла кузнецов, столяров, медников, седельников и портных. Предприниматель объединял под одной крышей ранее разобщенных самостоятельных ремесленников, организовывал их снабжение сырьем и материалами, а также сбыт готовой продукции.
15 Экономика предприятия и предпринимательства14 Factory – фабрика (fabricate – подделывать). Фабрика отличается от мануфактуры использованием в производстве машин, углубивших разделение труда и увеличивших масштабы производства на предприятии. Plant (works, mill – мельница, молоть, дробить) – завод.
16 Экономика предприятия и предпринимательства15 Основные виды деятельности: Коммерция – торговое дело. Во Франции в 1807 г. при содействии Наполеона I был принят Code de Commerce, который содержал нормативное описание акционерных обществ, создаваемых как с участием государства, так и без него.
17 Экономика предприятия и предпринимательства16 Коммерческая деятельность – перепродажа товаров (торговля), а также продажа собственной продукции или предоставление имущества в аренду с целью получения прибыли.
18 Экономика предприятия и предпринимательства17 Хозяйственная (операционная) деятельность - это деятельность, связанная с преобразованием ресурсов (материальных и информационных) в продукцию – (товары, работы и услуги), предназначенную для реализации на рынке.
19 Экономика предприятия и предпринимательства18 Предприятие Ресурсы Факторы производства Продукция Факторная схема предприятия Услуги Предприниматели (участники) АрендаТоварыРаботыМатериальные ресурсы Информационные ресурсы Менеджмент P Капитал E Персонал S Информация T P – politic, E – economics, S – social, T – technology.
20 Экономика предприятия и предпринимательства19 Предприятие Основные составляющие предприятия Менеджмент P Капитал E Персонал S Информация T 5.Технологическая 3.Социальная 2.Экономическая 1.Управленческая 4.Юридическая L L - legal
21 Экономика предприятия и предпринимательства20 Основные составляющие предприятия: 1.Управленческая – организация производственного процесса. 2.Экономическая – часть народного хозяйства, обеспечивающая производство продукции для удовлетворение потребностей населения 3.Технологическая – реализация и совершенствование технологий
22 Экономика предприятия и предпринимательства21 4.Социальная – предоставление рабочих мест, отражение общественных интересов 5.Юридическая составляющая – объект купли-продажи, залога и т.д.
23 Экономика предприятия и предпринимательства22 Определение термина предприятие: Предприятие – это субъект хозяйственной деятельности, ведущий ее во имя реализации целей собственников предприятия, представляющий собой планомерно организованный автономный производственно-технический комплекс, включающий в себя факторы производства (персонал, капитал, менеджмент и информацию).
24 Экономика предприятия и предпринимательства23 Enterprise, business - предприятие (рискованное дело, уверенность в себе, энергичность и успешность в практических делах). Undertaking – промышленное предприятие (осуществлять, совершать). Venture – авантюра, рискованное предприятие, открывающее новые возможности и перспективы, связанные с риском и опасностью потери инвестиций.
25 Экономика предприятия и предпринимательства24 Предприятие – как имущественный комплекс (юрид.) Статья 132 ГК РФ. Предприятие. «Предприятием как объектом прав признается имущественный комплекс, используемый для осуществления предпринимательской деятельности». Предприятие признается объектом недвижимости и может быть объектом купли - продажи, залога, аренды.
26 Экономика предприятия и предпринимательства25 В состав предприятия входят имущество, предназначенное для его деятельности: земельные участки, здания, сооружения, оборудование, инвентарь, сырье, продукция, права требования, долги, права на обозначения, индивидуализирующие предприятие, его продукцию, работы и услуги (фирменное наименование, товарные знаки, знаки обслуживания).
27 Экономика предприятия и предпринимательства26 На самом деле фирменное наименование – это средство индивидуализации коммерческой организации (п.4 ст.54 ГК РФ). Лицензии на ведение деятельности к покупателю предприятия не переходят (ст.559 ГК РФ).
28 Экономика предприятия и предпринимательства27 «Юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, выступает в гражданском обороте под своим фирменным наименованием, которое определяется в его учредительных документах и включается в единый государственный реестр юридических лиц при государственной регистрации юридического лица» (ст.1473, п.1 ГК РФ).
29 Экономика предприятия и предпринимательства28 Профессор Гарвардской школы бизнеса Майкл Портер (род г.) предложил рассматривать фирму не как отдельную единицу, а как «ценностную цепочку» отдельных действий – разработка – производство – продвижение на рынок и т.д.
30 Экономика предприятия и предпринимательства29 Цепочка создания ценности Развитие технологий (разработка новых изделий, исследование материалов, тестирование и т.д.) Управление человеческими ресурсами (найм на работу, мотивация персонала, система компенсаций и т.д.) ЦЕННОСТЬЦЕННОСТЬ Вспомогательные виды деятельности: Основные виды деятельности. Управление финансами (финансирование основных видов деятельности, инвестирование и т.д.) Сервис Логистика Маркетинг Снабжение Производ- стенная деятель- ность Сбыт
31 Экономика предприятия и предпринимательства30 Воспроизводственный процесс предприятия: 3.Воспроизводство ресурсов 2.Реализация продукции 1.Производство продукции Предприятие
32 Экономика предприятия и предпринимательства31 Предпринимательская деятельность (юрид., Гражданский кодекс РФ, статья 2, пункт 1) это деятельность направленная на систематическое извлечение прибыли от продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг, использования имущества, самостоятельных физических и/или юридических лиц, принимающих на себя связанный с этой деятельностью риск.
33 Экономика предприятия и предпринимательства32 Предпринимательская деятельность (экон.) - особый вид экономической деятельности лиц, склонных к повышенному риску и реализующих предпринимательские идеи на основе самозанятости и/или стратегического управления собственным капиталом.
34 Экономика предприятия и предпринимательства33 3.Инвестицион- ная деятельность Риск Схема видов деятельности 1.Коммерческая деятельность Прибыль 2.Хозяйственная деятельность Ресурсы - Продукция 4.Предприни- мательская деятельность
35 Экономика предприятия и предпринимательства34 Предприниматель - физическое или юридическое лицо, ведущее предпринимательскую деятельность. Виды предпринимательства: ПБОЮЛ, от своего имени, на свой риск и под свою ответственность. ЮЛ, от имени и под имущественную ответственность юридического лица ТРАСТ, по контракту с собственником имущества или уполномоченным им лицом.
36 Экономика предприятия и предпринимательства35 Мотивы предпринимателей 1.Получение максимальной прибыли в краткосрочном или долгосрочном периоде. 2.Получение нормальной (приемлемой) прибыли. 3.Рост стоимости предприятия. 4.Удовлетворение предпринимательского азарта, жажды успеха, получение «психического дохода» (Г.Саймон)
37 Экономика предприятия и предпринимательства36 Функции предпринимателей: 1. Инновационная (И.Шумпетер): выдвижение новых предпринимательских идей и их развитие, поиск новых источников сырья, создание и внедрение новых технологий, создание и внедрение новой продукции, создание новых коммерческих организаций.
38 Экономика предприятия и предпринимательства37 2. Системообразующая (организаторская): воплощение предпринимательской идеи в жизнь в условиях неопределенности и на свой риск путем объединения вокруг нее сотрудников, мобилизация и соединение факторов производства в единую экономическую систему.
39 Экономика предприятия и предпринимательства38 3. Оптимизирующая: комбинирование факторов производства (подбор их оптимальных сочетаний) и, соответственно, цен на продукцию. Это приводит к перемещению экономических ресурсов из областей низкой эффективности в области более высокой эффективности, оптимизация системы мотивации менеджмента и персонала и т.д.
40 Экономика предприятия и предпринимательства39 4. Стратегического управления: выбор направления стратегического развития, контроль реализации выбранной стратегии и при необходимости коррекция стратегии (в частности, реинжиниринг и реструктуризация фирмы), реализация остаточных прав управления (за рамками Устава и договоров) и т.д.
41 Экономика предприятия и предпринимательства40 Личные качества успешного предпринимателя 1.Глубина экономического мышления 2.Стратегическое видение, способность находить нужную стратегию 3.Готовность к взвешенному риску 4.Поиск новых деловых возможностей, чутье на выявление потребностей клиентов 5.Логика и системность мышления
42 Экономика предприятия и предпринимательства41 6.Независимость и уверенность в себе 7.Способность убеждать, умение оказывать на людей влияние, использовать связи 8.Ответственность 9.Дар вдохновлять людей на достижение целей, умение координировать их работу 10.Деловое чутье на нужных людей.
43 Экономика предприятия и предпринимательства42 Существенные признаки организации: совокупность участников и наличие доступных определению границ организации, наличие у участников общих целей, коллективное достижение которых по их мнению более эффективно, чем индивидуальное, сознательная координация их действий.
44 Экономика предприятия и предпринимательства43 «В мире бизнеса, полном неопределенности и отчуждения, сообщества обеспечивают чувство принадлежности и сопричастности». Лейф Эдвинссон (2002).
45 Экономика предприятия и предпринимательства44 Коммерческая организация – это союз собственников, коллективный предприниматель, которому принадлежит предприятие. Организационно-правовые формы организаций, а не предприятий Устав организации, а не предприятия Баланс организации, а не предприятия.
46 Экономика предприятия и предпринимательства45 «Юридическое лицо – это искусственное образование, невидимое, неосязаемое и существующее только в глазах закона». Маршал, член Верховного суда США
47 Экономика предприятия и предпринимательства46 Юридическое лицо (ГК РФ,ст.48, п.1) : - это организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество, имеет права, в том числе может от своего имени приобретать имущество, несет обязанности, в том числе отвечает по обязательствам своим имуществом, может быть истцом и ответчиком в суде.
48 Экономика предприятия и предпринимательства47 Хозяйствующие субъекты – это индивидуальные предприниматели и юридические лица, ведущие хозяйственную деятельность.
49 Экономика предприятия и предпринимательства48 Национальные модели фирмы Подход: Субъект хозяйственной деятельности Субъект предприни- мательской деятельности Фирма 1. Советский ПредприятиеГосударство 2.Американски й ПредприятиеОрганизация 3. Российский ПредприятиеОрганизацияОрганизации + Предприятия
50 Экономика предприятия и предпринимательства49 ФИРМА Коммерческая организация Предприятие 1 Лаборатория Магазин Завод Предприятие 2 Завод Лаборатория Магазин Завод Офис Завод, предприятие, организация, фирма. Предприятие 1 Лаборатория Магазин Завод Коммерческая организация Офис Предприятие 2 Завод Лаборатория Магазин Завод Офис Предприятие принадлежит коммерческой организации.
51 Экономика предприятия и предпринимательства50 Фирма – «есть система отношений, возникающих когда направление ресурсов начинает зависеть от предпринимателя» (Р.Коуз).
52 Экономика предприятия и предпринимательства51 Фирма Firm (лат.) – подпись. Firm (англ.) – жесткий, твердый (terra firma – твердая почва). Термин фирма попал в другие языки из английского языка. Если предприятие – это производственная структура, то фирма – это важнейший институт рыночной экономики, представляющий собой образ экономической единицы в глазах потребителя.
53 Экономика предприятия и предпринимательства52 Определение термина фирма: Фирма- предпринимательская структура, которая обладает границами, в которых подписи руководителя фактически (а не юридически) достаточно для распоряжения факторами производства и приобретения внешних ресурсов,
54 Экономика предприятия и предпринимательства53 объединяет предпринимателей для ведения предпринимательской деятельности и включает принадлежащие им предприятия, имеет собственное фирменное наименование, однозначно ее идентифицирующее.
55 Экономика предприятия и предпринимательства54 4.Объединение – несколько юридических лиц (фирма, компания, корпорация, группа) 3.Организация – союз собственников (одно юридическое лицо, фирма, компания, корпорация) 2.Предприятие – производственно- технический комплекс, который находится собственности юридического лица 1.Завод, фабрика – производственная единица (часть предприятия).
56 Экономика предприятия и предпринимательства55 В российском законодательстве термин в основном используется «фирменное наименование», а термин «фирма» используется исключительно в отношении организаций западного типа: российских аудиторских, лизинговых и консультационных организаций (иногда в отношении нефтяных организаций, торговых, строительных и т.д).
57 Экономика предприятия и предпринимательства56 Строго говоря, термин фирма в российском законодательстве вообще не определен. «Искусственное отлучение фирмы от экономической первоосновы, сознательная размытость дефиниций не случайны:
58 Экономика предприятия и предпринимательства57 возникла возможность даже не упоминать в государственных программах и официальных документах правительства слово «фирма» («компания» и т.д.), а вместе с ней микроэкономику, оперируя исключительно категориями макроэкономики». А.А.Демин (1999).
59 Экономика предприятия и предпринимательства58 Советские предприятия не вели маркетинговые исследования, не ориентировались на полную самоокупаемость, не разрабатывали собственной стратегии, а выступали лишь как объекты стратегического управления со стороны центра. «От советских предприятий к российским фирмам» Л.С.Бляхман (1999).
60 Экономика предприятия и предпринимательства59 Современные концепции фирмы: Фирма Экономика Менеджмент Юриспруденция Ресурсная, трансакционная концепции Контрактная концепция Организационная, информационная, стратегическая концепции Институциональная концепция
61 Экономика предприятия и предпринимательства60 1.Ресурсная концепция фирмы. Э.Пенроуз (1959) (аналог факторной модели предприятия). Фирма – пучок производственных материальных, информационных, человеческих ресурсов, сбалансированный набор которых и обеспечивает ее уникальность. Умелая координация этих ресурсов обеспечивает фирме конкурентные преимущества.
62 Экономика предприятия и предпринимательства61 2.Трансакционная концепция фирмы (Р.Коуз, 1937г.) Фирма – плановый механизм минимизации трансакционных издержек, пространство административного регулирования
63 Экономика предприятия и предпринимательства62 3.Институциональная концепция фирмы Фирма – универсальная структура предпринимательства, важнейший элемент рыночной экономики, дополнительный по отношению к рынку и государственным институтам. Фирма – «есть система отношений, возникающих когда направление ресурсов начинает зависеть от предпринимателя» (Р.Коуз).
64 Экономика предприятия и предпринимательства63 Институты (Д.Норт) – это укорененные специальные «правила игры», которым подчиняются экономические организации, а также органы власти которые поддерживают соблюдение этих правил. Институты (О.Уильямсон) – это альтернативные друг другу механизмы координации хозяйственной деятельности: фирмы, рынки и долгосрочная контрактация.
65 Экономика предприятия и предпринимательства64 Фирма обладает «остаточными правами контроля», то есть правом распоряжения ресурсам и факторами производства при непредусмотренных контрактами и Уставом обстоятельствах.
66 Экономика предприятия и предпринимательства65 4. Контрактная концепция фирмы Фирма - способ управления сделками, сплетение контрактов сопровождающих изготовление продукции, заключенных контрактным центром - юридическим лицом с собственниками материальных, трудовых и капитальных производственных ресурсов.
67 Экономика предприятия и предпринимательства66 Контракт – это соглашение, направленное на установление, изменение или прекращение правоотношений юридических или физических лиц в области хозяйственной, коммерческой или предпринимательской деятельности, заключаемое путем обмена обязательствами
68 Экономика предприятия и предпринимательства67 Классификация контрактов Письменный, устный Явный (формальный), подразумеваемый По типу сделки: купли-продажи, аренда и т.д.
69 Экономика предприятия и предпринимательства68 Принципы контрактации: 1.Взаимный интерес сторон 2.Подлинное согласие сторон (отсутствие принуждения или обмана) 3.Легитимность контракта, то есть его соответствие законодательным ограничениям 4.Компетентность сторон, означающая способность к исполнению условий контракта
70 Экономика предприятия и предпринимательства69 Фундамент законодательного обеспечения предпринимательской деятельности 1.Конституция РФ от Гражданский Кодекс РФ ч.1 от N 51-ФЗ, ч.2 от N 14-ФЗ, ч.3 от N 146-ФЗ, ч.4 от N 230-ФЗ.
71 Экономика предприятия и предпринимательства70 3.Законы РФ об организационно- правовых формах: 1)«Об акционерных обществах» от N 208-ФЗ, 2)«Об обществах с ограниченной ответственностью» от N 14-ФЗ, 3)«О производственных кооперативах» от N 41-ФЗ, 4)«О некоммерческих организациях» от N 7-ФЗ.
72 Экономика предприятия и предпринимательства71 4.Законы РФ об условиях ведения деятельности 1)«О развитие малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от N 209-ФЗ, 2)«О коммерческой тайне» от N 98-ФЗ, 3)«О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» от N )«О защите конкуренции» от N 135-ФЗ.
73 Экономика предприятия и предпринимательства72 5)«О несостоятельности (банкротстве)» от N 127-ФЗ, 6)«Об инвестиционной деятельности в РСФСР» от N , 7)«Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» от N 39-ФЗ, 8)«Об иностранных инвестициях» от N 160-ФЗ.
74 Экономика предприятия и предпринимательства73 5.Информационная концепция фирмы (Х.Демсец, 1993). Фирма - это хранилище знаний, включающее: институциональную память, специфические навыки и знания, специализированное оборудование, необходимое для того, чтобы задействовать эти навыки и знания
75 Экономика предприятия и предпринимательства74 «…фирмы дополняют рынки для того, чтобы более эффективно действовать в условиях технологической неделимости». Армен Алчян, Харольд Демсец (1972)
76 Экономика предприятия и предпринимательства75 «На фабрике будущего будут заняты только двое служащих: человек и собака. Человек будет нужен для того, чтобы кормить собаку. Собака нужна будет для того, чтобы не позволять человеку прикасаться к оборудованию». Уоррен Беннис (р.1925), американский экономист
77 Экономика предприятия и предпринимательства76 Основные вопросы теории фирмы (В.С.Катькало): 1.Почему фирмы существуют? (Р.Коуз) 2.Почему фирмы отличаются одна от другой? 3.Что определяет успех или провал фирмы? 4.В чем состоят конкурентные преимущества фирмы? 5.Чем определяется выбор бизнес- модели фирмы?
78 Экономика предприятия и предпринимательства77 Четыре роли бизнесмена: ПРОФЕССИОНАЛ МЕНЕДЖЕР ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ ПОРТФЕЛЬНЫЙ ИНВЕСТОР П М Проф. Корпоратизация ПМПМ П М П М Проф. 4 ПМ ПМПМ 1.«Портфельные работники» 2.Индивидуальные предприниматели 3.Единоличные общества 4.Товарищества 5.Некорпорированные общества 6.Корпорации 1 2 3
79 Экономика предприятия и предпринимательства78 Корпоратизация – это отделение собственности от текущего управления. Профессионал и Менеджер являются владельцами интеллектуального капитала, который предприниматель как бы «берет в аренду». Такой подход опрокидывает классические «затратные» теории вознаграждения за труд, поскольку рассматривает наемного работника как капиталиста.
80 Экономика предприятия и предпринимательства79 Профессионал Признаки профессионала: обладание знаниями, значимыми для организации, образование, финансовая самостоятельность, независимое поведение. Примеры: врач, адвокат, консультант, профессор.
81 Экономика предприятия и предпринимательства80 «Работник, обладающий знаниями, относится к себе как к профессионалу. Так и прежде относились к себе адвокаты, учителя, проповедники, врачи и государственные служащие. …Такой работник не менее отчетливо знает: организация в той же степени зависит от него, что и он от нее». П.Друкер «Age of Discontinuity».
82 Экономика предприятия и предпринимательства81 «Работник, обладающий знаниями, в обществе, умеющем ценить знание, одновременно и капиталист, и наемник. Вместе такие специалисты представляют собой наемный образованный средний класс современного общества, коллективно владеют средствами производства через пенсионные фонды, инвестиционные трасты и тому подобные институты». П.Друкер «Age of Discontinuity».
83 Экономика предприятия и предпринимательства82 Определение термина «менеджер»: Менеджер (manager) – это субъект менеджмента, специалист, самостоятельно принимающий решения по управлению объектами менеджмента (работником, группой, фирмой, процессами), обеспечивающий реализацию этих решений, работающий в организации по найму и занимающий в ней должность, связанную с управлением.
84 Экономика предприятия и предпринимательства83 Портфельный инвестор Портфельный инвестор решает проблему вложения собственных временно свободных средств в уставные капиталы организаций разных рыночных сегментов с целью надежного получения «нормальной» прибыли.
85 Экономика предприятия и предпринимательства84 Ему требуется чутье, чтобы разбираться в предпринимателях, и знать, кому из них доверить свои средства. Тем не менее, он должен заранее смириться с мыслью, что часть своих денег он потеряет.
86 Экономика предприятия и предпринимательства85 Использование схемы ролей Кооператив Товарищество ПредпринимателиМенеджеры Наемные рабочие Корпорация
87 Экономика предприятия и предпринимательства86 Организационно-правовые формы ведения бизнеса в США: 1.Индивидуальная фирма 2.Кооператив – объединение трудовых усилий 3.Партнество (товарищество, компания) – объединение усилий по ведению и управлению бизнесом 4.Корпорации (общество) – объединение капиталов
88 Экономика предприятия и предпринимательства87 1.Много формальностей 2.Двукратное обложение прибыли (есть налог на прибыль корпораций) 3.Опасность потери контроля над фирмой через скупку акций 1.Ограничение ответственности участников по долгам бизнеса 2.Высокая устойчивость 3.Легкий доступ к капиталу (акции, облиг.) Корпорация (общество) 3 1.Полные товарищи несут всю ответственность по долгам бизнеса 2.Низкая устойчивость по отношению к выходу партнера 1.Легко создать 2.Немного формальностей 3.Можно разделить работу по управлению фирмой Партнерство (товарищество, компания) 2 1.Полная ответственность по долгам бизнеса. 2.Отсутствие средств для расширения бизнеса 1.Легко создать и контролировать. 2.Мало формальностей. 3.Свобода действий Индивиду- альная фирма 1 НедостаткиДостоинстваВид фирмы N
89 Экономика предприятия и предпринимательства88 N Вид фирмы Нет формаль- ностей Нет двукрат- ного налого- обложения Ограни- чение ответ- ственности Доступ к капита- лу 1 Индивиду- альная фирма Партнерство (товарище- ство, компания) +/- - 3 Корпорация (общество) --++ Двукратное налогообложение прибыли - расплата за ограничение ответственности собственников.
90 Экономика предприятия и предпринимательства89 Корпорации США составляют лишь 20% общей численности фирм (16 млн.), но дают примерно 80% выпускаемой продукции. 20% 80% Принцип Парето
91 Экономика предприятия и предпринимательства90 Компания Cumpanis – (лат., com – вместе с, panis – хлеб, итал. – «совместное потребление хлеба членами семьи») – группа лиц, объединенных общими интересами и проводящих вместе время.
92 Экономика предприятия и предпринимательства91 Термин «компания» используется и в значении организационно- правовой формы ведения предпринимательской деятельности - товарищество, партнерство (США, Великобритания). и как синоним слова «фирма» (например, компания Лукойл), и в значении «организация» (например, «управляющая компания»).
93 Экономика предприятия и предпринимательства92 В США и Великобритании компания (company) – это предпринимательская (коммерческая) организация. Так, например, Limited Liability Company (LLC) – товарищество с ограниченной ответственностью в штате Калифорния (США).
94 Экономика предприятия и предпринимательства93 Членом компании (компаньоном) становился в XII-XVI в.в. в Италии, Франции, Германии каждый совершеннолетний член семьи, а во главе компании стоял старший член семьи. В то время уже существовали торговые, ремесленные, финансовые и смешанные компании.
95 Экономика предприятия и предпринимательства94 В России XVIII века компания – это товарищество с признаками юридического лица - обособлением капитала участников (артели, объединение артелей). K o – символ, который добавляют к официальному имени главы фирмы, чтобы обозначить партнерство (товарищество). Например, Торговый дом Филиппова и K o.
96 Экономика предприятия и предпринимательства95 Корпорация Corpus (лат.) – тело, плоть, единое целое, община. Сorporare (лат.) – воплощать, облекать плотью, связывать, объединять, создавать единое целое. Corporatio (лат.)- группа лиц, объединяемая общими профессиональными, «цеховыми» или сословными интересами и компетенциями (союз, объединение, сообщество).
97 Экономика предприятия и предпринимательства96 Корпорация – группа лиц, действующих как одно лицо. Например, корпорация врачей, объединяемых «Клятвой Гиппократа», риэлтеров, соблюдающих «Кодекс профессиональной этики риэлтеров» и т.д. На основании общности интересов и партнерских отношений участники создают корпорацию для реализации своих целей.
98 Экономика предприятия и предпринимательства97 Первые корпоративные организации – Universitas появились в системе частного права Древнего Рима (III в. до н.э.-V в.н.э.), наряду с существовавшими тогда товариществами – Societas.
99 Экономика предприятия и предпринимательства98 Universitas были прообразом современных акционерных обществ: владели имуществом, были наряду с физическими лицами правоспособными, не зависели от выхода отдельных физических лиц и т.д.
100 Экономика предприятия и предпринимательства99 2.Разделение функций собственности и текущего управления Выбор формы ведения предпринимательской деятельности Да 1.Обособление имущества Нет Индивидуальный предприниматель Нет Да 4.Обезличен- ность участников Нет Некорпорированное общество Да Корпорация 3.Более 1-го собственника Партнерство Да Нет Индивидуальная фирма А).Ограничение ответственности. Б).Свобода передачи прав собственности. В).Принцип большинства.
101 Экономика предприятия и предпринимательства100 Существенные признаки корпорации: 1.Обособление имущества (капитала), используемого ради достижения единой цели (общего интереса), от личного имущества участников корпорации 2.Разделение функций собственности и текущего управления, обособленного от воли участников и профессионализация управления
102 Экономика предприятия и предпринимательства101 3.Обезличенность участников корпорации, которые проявляют себя только как владельцы акций или долей в уставном капитале корпорации и появление «лица» у корпорации.
103 Экономика предприятия и предпринимательства102 1.Принцип большинства, при котором в исключительных случаях может учитываться и мнение меньшинства 2.Свобода передачи прав собственности на акции или долю в уставном капитале 3.Ограничение ответственности собственников по долгам корпорации Свойства корпорации
104 Экономика предприятия и предпринимательства103 Типы корпораций: 1.Цели (коммерческие, некоммерческие) 2.Характер участия (добровольный, принудительный) 3.Степень участия (полная, частичная) 4.Форма участия (с правом голоса, без права голоса) 5.Способ контроля участников (на основе договора, через уставный капитал)
105 Экономика предприятия и предпринимательства104 6.Степень доминирования участников (с контрольным пакетом, без него) 7.Принципы интеграции - «без ядер»- кооперация, перекрестное владение - «с одним ядром» - классическая иерархия «сверху-вниз», инверсная иерархия «снизу-вверх», - «с несколькими ядрами» - сетевой.
106 Экономика предприятия и предпринимательства105 8.Форма собственности 9.Тип интеграции (горизонтальный, вертикальный, смешанный) 10.Отраслевая принадлежность
107 Экономика предприятия и предпринимательства106 Менеджеры Местные сообщества Собственники Наемные работники Покупатели и клиенты Поставщики, партнеры, ассоциации Государство и политические группы Корпора- ция Стэйкхолдерская модель корпорации (Стиглиц, 2002)
108 Экономика предприятия и предпринимательства107 Определение термина «стейкхолдер» Стейкхолдер – «любая группа или индивидуум, которые могут влиять на достижение фирмой своих целей либо испытать на себе влияние последствий ее действий». Р.Фримен (1984)
109 Экономика предприятия и предпринимательства108 Экологические требования, поддержка местной общественной деятельности, проведение благотворительных акций, общественное признание Местные сообщества 7 Выплата налогов, обеспечение занятости и социальной стабильности, соблюдение законов, вклад в экономический рост региона Государство и политические группы 6 Стабильность заказов, оплата в срок, максимизация своей прибыли Поставщики5 Качественные безопасные продукты в достаточном количестве по приемлемым ценам в достаточном ассортименте Покупатели и клиенты 4 Стабильность рабочего места, уровень реальной заработной платы, продвижение по службе, удовлетворение содержанием и условиями работы Наемные работники 3 Размер личного дохода, статус, личный рост Менеджеры2 Рост стоимости корпорации, размер годовых дивидендов Собственники1 Типичные интересыГруппа влиянияN
110 Экономика предприятия и предпринимательства109 Конкурентоспособность фирмы
111 Экономика предприятия и предпринимательства110 Конкуренция – соперничество между фирмами, заинтересованными в достижении одной цели (например, за возможность удовлетворить ограниченный объем платежеспособного спроса). COO peration (кооперация) + Com PETITION (конкуренция) COOPETITION (коопетиция)
112 Экономика предприятия и предпринимательства111 Факторы успеха модели Маккинси «7S»: Стратегия ШтатСистемы и процедуры Стиль управления Структура Организацион- ная культура Ключевые компетенции Совместные ценности Совокупность навыков
113 Экономика предприятия и предпринимательства112 Конкурентное преимуществo фирмы – способность фирмы создавать распознаваемую потребителями более высокую ценность для них, чем это делают конкуренты, измеряемая более высоким уровнем прибыли
114 Экономика предприятия и предпринимательства113 1.Относительность. Конкурентные преимущества фирмы всегда относительны состава конкурентов на арены конкуренции (отраслевой или географической), поскольку предполагают сравнение результатов фирмы с результатами конкретных конкурентов. Свойства конкурентных преимуществ
115 Экономика предприятия и предпринимательства114 2.Уникальность - использование редких ресурсов и организационных способностей, которые одновременно не могут быть реализованы никакой другой фирмой-конкурентом. 3.Устойчивость. Копирование конкурентных преимуществ должно быть затруднено.
116 Экономика предприятия и предпринимательства115 Конкурентоспособность фирмы - обладание конкурентными преимуществами. «В долгосрочной перспективе конкурентоспособность основывается на способности создавать с более низкими издержками и быстрее, чем конкуренты, ключевые компетенции, на основе которых рождаются непредвиденные ранее продукты». Прахалад, Хамел (2003)
117 Экономика предприятия и предпринимательства116 Компетенции как корни конкурентных преимуществ Корни - компетенции Ствол - ключевые продукты Ветви – бизнес-подразделения Плоды – конечные продукты К.Прахалад, Г.Хэмел, 2003
118 Экономика предприятия и предпринимательства117 3 «твердых» (легкоформализуемых)«S»: 1.Strategy (Стратегия), 2.Structure (Структура), 3.Systems (Системы и процедуры).
119 Экономика предприятия и предпринимательства118 4 «мягких» (трудноформализуемых) «S»: 1.Staff (Сотрудники, штат), 2.Skills (Способности, навыки), 3.Styles (Стили управления), 4.Shared values (Совместные ценности).
120 Экономика предприятия и предпринимательства119 «Счастливый атом «Маккинси 7S» Авторы: Т.Питерс, Р.Уотерман, П.Уотерман (1980) Стратегия Способности Стиль Система Структура Сотруд- ники Совместные ценности
121 Экономика предприятия и предпринимательства120 Местона- хождение Форма ведения бизнеса Струк- тура КультураПроцеду- ры Стиль управ- ления 3 уровень В КАКОЙ ФОРМЕ? Техноло- гии КапиталКоманда менед- жеров ПерсоналКлюче- вые компетен- ции 2 уровень КАКИМИ СРЕДСТВА- МИ? Стратегия 1 уровень НАПРАВЛЕ- НИЕ ДВИЖЕНИЯ 12 факторов конкурентоспособности современной российской фирмы
122 Экономика предприятия и предпринимательства121 Миссия HP «Миссия HP – предлагать технологии и услуги, которые повышают эффективность бизнеса, способствуют благополучию общества и улучшению качества жизни клиентов. Кроме того, компания стремится предоставить свою продукцию максимальному количеству людей».
123 Экономика предприятия и предпринимательства122 СТРАТЕГИИ: лучшие сотрудники, высокая мотивация, инженерное превосходство, разработка новой продукции. СОВМЕСТНЫЕ ЦЕННОСТИ: хорошим людям надо много места, неформальные отношения, реализация творческих способностей – высшая цель каждого человека, забота - сила, брать взаймы – признак слабости. СТИЛЬ И НОРМЫ ПОВЕДЕНИЯ: управление методом оценки эффективности, управление методом "прогулок по фирме", открытые двери, работа в команде, коллегиальность, не брать взаймы. Миссия hp КРЕДО: уважение клиентов, служащих и общества.
124 Экономика предприятия и предпринимательства123 Классификация конкурентных стратегий: По отношени юк продукту Стратегия низких издержек (концентрации) - усилия фирмы сосредотачиваются на одном продукте, снижении удельной себестоимости и увеличении объема его продаж для выигрыша соревнования в ценовой конкуренции Стратегия дифференциации – направлена на придание продукции специфических черт, отличающих их от продукции фирм- конкурентов для увеличения объема их продаж при неценовой конкуренции По отношени ю к выбору сегментов рынка Стратегия фокусирования (специализации) – сосредоточение всей деятельности фирмы на производстве продуктов для одного сегмента рынка Стратегия диверсификации (рассредоточения) - выпуск продуктов для независимых сегментов рынка с целью повышения устойчивости фирмы, то есть увеличения вероятности ее выживания при условии «провала» того или иного рыночного сегмента
125 Экономика предприятия и предпринимательства124 Типы конкурентных стратегий П Р О Д У К Т СЕГМЕНТРЫНКАСЕГМЕНТРЫНКА Низкие издержки (концентрация) Дифференциа- ция (особые свойства, качество) Фокусирование (специализация) 1.Сфокусированн стратегия низких издержек 4.Сфокусирован- ная стратегия дифференциации Диверсифика- ция (рассредоточение) 2.Несфокусирован- ная стратегия низких издержек 3.Стратегия широкой дифференциации Стратегия оптимальных издержек
126 Экономика предприятия и предпринимательства125 1.Сфокусированная стратегия низких издержек 1)Рынок. Узкая рыночная ниша 2)Основа конкурентного преимущества. Поиск путей снижения себестоимости и близость к клиенту 3)Качество. Качество выше, чем у конкурентов и ограниченный ассортимент продукции при высоком уровне обслуживания 4)Цена. Цена ниже, чем у конкурентов
127 Экономика предприятия и предпринимательства126 2.Несфокусированая стратегия низких издержек 1)Рынок. Ориентация на весь рынок 2)Основа конкурентного преимущества. Постоянный поиск путей снижения издержек производства без потери качества 3)Качество. Приемлемое качество и ограниченный ассортимент продукции 4)Цена. Высокое соотношение цена/качество
128 Экономика предприятия и предпринимательства127 3.Стратегия широкой дифференциации 1)Рынок. Ориентация на весь рынок 2)Основа конкурентного преимущества. Поиск путей повышения ценности продукции за счет придания ей уникальных свойств, отличающих ее от продукции конкурентов. Создание имиджа товара. 3)Качество. Качество от приемлемого до высочайшего при широком ассортименте продукции, дающем возможность выбора товара с разнообразными свойствами 4)Цена. Высокая цена за особые свойства продукции (покрытие издержек дифференциации)
129 Экономика предприятия и предпринимательства128 4.Сфокусированная стратегия дифференциации 1)Рынок. Узкая рыночная ниша с особыми требованиями покупателей 2)Основа конкурентного преимущества. Поиск путей придания особых свойств продукции, соответствующих специфическим требованиям и ожиданиям покупателей рыночной ниши, в том числе за счет хорошего имиджа фирмы 3)Качество. Качество выше, чем у конкурентов и высокий уровень обслуживания 4)Цена. Высокая цена за особые свойства продукции
130 Экономика предприятия и предпринимательства Стратегия оптимальных издержек 1)Рынок. Узкий или широкий рынок 2)Основа конкурентного преимущества. Особые свойства товаров при низких издержках. Клиент принимает ценности фирмы 3)Качество. Качество товаров от хорошего до отличного на основе системы тотального управления качеством (TQM) 4)Цена. Высокое соотношение цена/качество
131 Экономика предприятия и предпринимательства130 0 t S 2.Стратегия умеренного роста 3.Стратегия активного роста 5.Стратегии сокращения 4.Стратегия сбора «урожая» 1.Внедрение на рынок Изменение стратегий по стадиям жизненного цикла организации
132 Экономика предприятия и предпринимательства131 Организационная культура Организационная культура – «корпоративный клей», который «прикрепляет «мышцы» бизнес- процессов» к «костям» организационной структуры. Эндрю Петтигрю
133 Экономика предприятия и предпринимательства132 Организационная культура - это устойчивая уникальная система передаваемая ее новым членам в качестве правильной, образующая общий контекст всего, что происходит в организации и включающая
134 Экономика предприятия и предпринимательства133 - явно выраженные или подразумеваемые разделяемые большинством работников и глубоко укорененные ценности, убеждения, ожидания, -определяемые ими и накопленным опытом традиции и паттерны (схемы, образцы и правила осуществления деятельности, стереотипы и общие рамки поведения работников), -внешние проявления культуры – артефакты.
135 Экономика предприятия и предпринимательства134 A. А ртефакты и этикет B. Стереотипы поведения ( B ehaviour) и принятия решений Азбука (ABC) организационной культуры (У.Холл) C. Убеждения (Conviction), совместные ценности
136 Экономика предприятия и предпринимательства135 Легенды и мифы (рассказы об учредителях организации, появлении идеи ее создания, ее лидерах и руководителях) Символы (логотип, эмблема, вид офиса, флаг, гимн) Атрибуты (форма одежды, сувениры и т.д.). Артефакты:
137 Экономика предприятия и предпринимательства136 Определение понятия «паттерн» Pattern (англ.) – образец, модель, выкройка. Паттерн – устойчивая принципиальная схема поведения фирмы. Стратегия по Г.Минцбергу – это «паттерн в потоке управленческих решений», он рассматривал стратегию как развивающуюся саму по себе (независимо от планов) в противоположность «преднамеренной» стратегии.
138 Экономика предприятия и предпринимательства137 Патерны: Обычаи, традиции, обряды и ритуалы, табу (корпоративные праздники, собрания) Язык неформального общения (жаргон, шутки, слухи, корпоративный фольклор)
139 Экономика предприятия и предпринимательства138 Совместные ценности Внутренний микроклимат Исполнительность Новаторство и инициатива Способность идти на компромисс Трудовая и профессиональная этика
140 Экономика предприятия и предпринимательства139 Ценности китайской предпринимательской культуры 1.Иерархия. 2.Организация – семья. 3.Взаимообмен благами. 4.Обучаемость. 5.Трудолюбие. 6.Бережливость. 7.Терпение. 8.Настойчивость. (А.Михайленко, Н.Фей. Top-manager, C.113).
141 Экономика предприятия и предпринимательства140 Человеческие отношения, бесконфликтность Социальная ответственность, этика Социальные S 3 Власть, признаниеКрупные масштабы предприятия (капитал, объем продаж и т.д.) Политические P 1 Рациональность, удобство и комфорт Качество и долговечность изделия, его привлекательность Технологические T 4 Полезность, практичность Прибыльность, накопление богатства Экономические E 2 Совместные ценности ЦельТип ценности N Связь «цель – совместная ценность»
142 Экономика предприятия и предпринимательства141 Примеры совместных ценностей: Интернет компания Amazon.com: Ориентация на клиентов Чувство собственности по отношению к фирме Бережливость Пристрастие к решительным действиям Высокие требования при найме новых работников Инновации.
143 Экономика предприятия и предпринимательства142 Примеры совместных ценностей: Финансовая компания Scandia Система 5 «F»: Fast – быстро, Fun – весело, Flexible – гибко, Freedom – свободно, Friendly – дружелюбно.
144 Экономика предприятия и предпринимательства143 Брокерская фирма Charles Schwab: Честность Эмоциональная сопричастность Командная работа Готовность действовать для того, чтобы оправдывать доверие своих клиентов. Примеры совместных ценностей:
145 Экономика предприятия и предпринимательства144 Организационная, корпоративная и предпринимательская культура Организационная культура Организация Корпоративный центр Корпорация Корпоративная культура Предпринимательская культура Макроуровень Мезоуровень Микроуровень
146 Экономика предприятия и предпринимательства145 1.Стратегия Совместные ценности Культура труда Культура управления 6.Организаци- онная структура 4.Регламенты3.Персонал5.Стиль управления 2.Организационная культура Культура в цепи оргпроектирования
147 Экономика предприятия и предпринимательства146 КУЛЬТУРА УПРАВЛЕНИЯ – часть организационной культуры, отражающая механизм воспроизведения социального и управленческого опыта фирмы
148 Экономика предприятия и предпринимательства147 КУЛЬТУРА ТРУДА – часть организационной культуры, относящаяся непосредственно к процессу труда и включающая: передовые приемы труда, отношение работников к труду, порядок на рабочем месте и т.д.
149 Экономика предприятия и предпринимательства148 Факторы, определяющую культуру Философия организации: миссия, видение, религия Стратегия Организационная культура: 1.совместные ценности, 2.культура труда, 3.культура управления Стержневые квалификации Организационное поведение и поведение работников Организационная структура, регламенты и процедуры, система мотивации
150 Экономика предприятия и предпринимательства149 Концепции организационной культуры: Анри Файоль впервые отметил важность «корпоративного духа» - прототипа корпоративной культуры Сегодня развитая организационная культура – важное стратегическое конкурентное преимущество фирмы, которое невозможно украсть или скопировать, обеспечивающее ее устойчивое развитие
151 Экономика предприятия и предпринимательства150 «Чем сильнее культура организации, тем меньше менеджменту нужно уделять внимания развитию формальных правил и положений для управления поведением работника». Б.З.Мильнер
152 Экономика предприятия и предпринимательства151 Негативное влияние культуры : Организационная культура – источник сопротивления стратегическим изменениям. Успех реинжиниринга невозможен без «культурной революции» Вывод: необходимо привести организационную культуру в соответствие с новой стратегией фирмы.
153 Экономика предприятия и предпринимательства152 Власть и культура Г.Минцберг: «Организационная культура – есть зеркальное отражение власти». Власть Организацион- ная культура
154 Экономика предприятия и предпринимательства153 МАКСВЕБЕРМАКСВЕБЕР Типы власти (Дж.Френч и Б.Рейвен, 1959): ПоощрительнаяВознаграждение1 «УСЛОВНЫЙ РЕФЛЕКС» ТрадиционнаяПривычка4Нормативная (легитимная) «ПРАВИЛА УЛИЧНОГО ДВИЖЕНИЯ» Законы, инструкции 5Экспертная «САДОВНИК» Знание6 НазваниеДоктринаИсточникN «КНУТ И ПРЯНИК» Принудительная Насилие и страх 2 Эталонная (референтная) «ДЕЛАЙ КАК Я» Харизма и инстинкт подражательства 3
155 Экономика предприятия и предпринимательства154 Рыночная власть (АФИНА) Проекты Эдхократия (ДИОНИС) Сеть Идеальная бюрократия (АПОЛЛОН) Пирамида Профессиональные навыкиУправленческие навыки Личность лидера Обезличен- ность Типы организационной культуры Автократия (ЗЕВС) Звезда Источники власти: 0 Степень формализации власти Профильность власти
156 Экономика предприятия и предпринимательства155 «Часть любой административной машины не служит решительно ничему – это красота в чистом виде». Жорж Элгози, французский менеджер и литератор
157 Экономика предприятия и предпринимательства156 «Иерархическая структура к председателю правления обращена лицом, а к потребителю – задом». Джек Уэлч (Президент фирмы «Дженерал электрик») «Гигантские компании порождают бюрократическую волну, а гигантские заводы – разобщенность простых рабочих». Дж.Миклтуэйт, А.Вулдридж
158 Экономика предприятия и предпринимательства157 Профессионал Освобождающая культура. Постоянные коллективы, ведомые интеллектуалами Лидер Культура клубного типа. Доверие, сопереживание и лидеру, личное общение с ним Предприниматель «Квазирынок», самоокупаемость. Проектные группы «партизанского типа». Бюрократ Культура ответственности. Четкое распределение прав и обязанностей Профессиональные навыкиУправленческие навыки Личность лидера Обезли- ченность Описание организационных культур:
159 Экономика предприятия и предпринимательства158 Профессионал И 3 = Интеллект х Информация х Идеи Лидер «Фирма- это Я» Традиции и преемственность Предприниматель «Клиент – король» Бюрократ «Люди являются частями машин». Профессиональные навыкиУправленческие навыки Личность лидера Обезли- ченность 1.Девиз
160 Экономика предприятия и предпринимательства159 Профессионал Компетентность, талант, творческие способности, свобода и независимость Лидер Фирменный патриотизм, личность лидера и преданность ему Предприниматель Командный дух, энтузиазм, предприимчивость, космополитизм Бюрократ Служение, справедливость, порядок стабильность и предсказуемость будущего Профессиональные навыкиУправленческие навыки Личность лидера Обезли- ченность 2.Совместные ценности
161 Экономика предприятия и предпринимательства160 Профессионал «Детерминирован- ный хаос», хаордизм Лидер Интуитивное целостное мышление, иррациональ- ное принятие решений Предприниматель Интуитивный и рациональный, коллективный Бюрократ Рационализм, анализ и оптимизация операций Профессиональные навыкиУправленческие навыки Личность лидера Обезли- ченность 3.Способы мышления и принятия решений
162 Экономика предприятия и предпринимательства161 Профессионал Либеральный Лидер Авторитарный Предприниматель Демократический (стиль продаж) Бюрократ Административ- ный Профессиональные навыкиУправленческие навыки Личность лидера Обезли- ченность 4.Стиль управления
163 Экономика предприятия и предпринимательства162 Профессионал Сетевая Лидер Линейная Предприниматель Проектная, матричная Бюрократ Линейно- функциональ- ная, дивизио- нальная Профессиональные навыкиУправленческие навыки Личность лидера Обезли- ченность 5.Организационная структура
164 Экономика предприятия и предпринимательства163 Профессионал Свободное расписание работы, самореализация и участие в управлении Лидер «Кнут и пряник», «делай как я», ответственность и доверие, близость к лидеру Предприниматель Премирование и самореализация Бюрократ Планирование карьеры и повышение по служебной лестнице Профессиональные навыкиУправленческие навыки Личность лидера Обезли- ченность 5.Мотивация персонала
165 Экономика предприятия и предпринимательства164 Профессионал Самоконтроль Лидер Неформализо- ваный личный контроль Предприниматель Неформализован- ный контроль по результатам Бюрократ Формализован -ный контроль через коми- теты и комис- сии Профессиональные навыкиУправленческие навыки Личность лидера Обезли- ченность 6.Формы контроля
166 Экономика предприятия и предпринимательства165 Закон Мунча. Ничто так не способствует успешному внедрению новшеств, как отсутствие проверок.
167 Экономика предприятия и предпринимательства166 Предприниматель- ская культура Профессиональные навыкиУправленческие навыки Культура профессионалов Культура лидера Личность лидера Бюрократическая культура Обезличен- ность Эволюция организационной культуры
168 Экономика предприятия и предпринимательства167 Переход от иерархии к рынку тем вероятнее, чем 1.Меньше специфичность активов. 2.Меньше неопределенность на рынке. 3.Лучше развито контрактное право. 4.Выше репутация фирмы О.Уильямсон
169 Экономика предприятия и предпринимательства168 «Государственный служащий – это тот, кто нанимает других для выполнения работы, на которую наняли его». Герберт Прокноу, американский литератор «От бюрократического государства к государству предпринимательского типа». Бил Клинтон (1992)
170 Экономика предприятия и предпринимательства169 Вопрос Как называется кризис, который приводит к замене предпринимательской культуры интеллектуальной? а). кризис идентичности,кризис идентичности б). кризис бюрократии,кризис бюрократии, в). кризис индивидуального управления,кризис индивидуального управления, г). инвестиционный кризис.инвестиционный кризис.
171 Экономика предприятия и предпринимательства170 Тема 2. Классификация экономических организаций По формам собственности По организационно-правовым формам По размеру
172 Экономика предприятия и предпринимательства171 кроме того выделяют классификации по отраслевому признаку (промышленность, строительство, торговля и т.д.), по типу продукции (товар, работа или услуга), по типу реализуемой технологии (мелкосерийная, крупносерийная, непрерывная), транснациональные и работающие на внутренний рынок, по структуре себестоимости (материалоемкие, трудоемкие, капиталоемкие).
173 Экономика предприятия и предпринимательства172 Право собственности Право собственности - признанное и защищаемое обществом право владеть, использовать и распоряжаться объектом собственности при известных условиях и ограничениях, налагаемых институтами общества.
174 Экономика предприятия и предпринимательства173 Собственность – от слов «собь» - пожитки и «собность» - обладание вещью как личным достоянием.
175 Экономика предприятия и предпринимательства174 Cтатья 209 ГК ч.1: 1. Право владения - предоставляемая законом возможность фактического обладания имуществом и удержания его. 2. Право пользования - основанная на законе возможность эксплуатации имущества и получения от него доходов и плодов.
176 Экономика предприятия и предпринимательства Право распоряжения - предоставленная законом возможность по своему усмотрению совершать действия, определяющие юридическую судьбу имущества. Это право на продажу, безвозмездную передачу (дарение), передачу в аренду, уничтожение имущества и т.д.
177 Экономика предприятия и предпринимательства176 «Счастье не в том, что ты владеешь чем-либо на правах собственности, а в том, что ты это используешь и извлекаешь из этого пользу». Аристотель
178 Экономика предприятия и предпринимательства177 Формы собственности (статьи ГК ч.1) Частная (private property) (индивидуальный и ассоциированный вид). Муниципальная (городских и сельских поселений). Государственная (РФ и субъектов РФ). Общая (совместная) - неделимая собственность 2 - ух или более лиц
179 Экономика предприятия и предпринимательства178 Формы собственности в РФ (2008 г.) (статьи ГК ч.1):
180 Экономика предприятия и предпринимательства179 «Общая собственность – мать раздоров». Латинское изречение. «Частный сектор – это часть экономики, контролируемая правительством, а государственный сектор – это часть экономики, не контролируемая никем». Джеймс Голдсмит (р.1928), британский бизнесмен.
181 Экономика предприятия и предпринимательства180 Формы ведения бизнеса 1.Индивидуальный предприниматель (ПБОЮЛ) 2.Кооператив – объединение трудовых усилий 3.Партнерство (товарищество) – объединение усилий по управлению бизнесом 4.Корпорация (общество) – объединение капиталов.
182 Экономика предприятия и предпринимательства181 «Хорошим средством обогащения являются товарищества, если иметь дело с людьми надежными». Ф. Бэкон ( ), английский философ. «Корпорация- хитроумное изобретение для получения личной прибыли без личной ответственности». А. Бирс ( ), американский писатель.
183 Экономика предприятия и предпринимательства182 Комманд.товар. Societe en Commandite Simple Limited Partnership (LP), Liabilities Limited Company (LLC) Limited Partnership (LP) 3 Полное товар. Societe en nom collectif, SNC General Partnership Unlimited Partnership (Smith & Co) 2 ПБОЮЛ. Entrepris indiviship Individual proprietor Sole proprietor (Smith) 1 Россия, Франция (континенталь- ная система) США (правовая система) Велико- британия (островная система) N
184 Экономика предприятия и предпринимательства183 ОАО. Societe Anonyme (S.A.) Corporation (Corp., Inc.), Joint stock company (JSC) Public limited company (PLC) 5 ООО, ЗАО. Societe a responsibilite limitee (S.A.R.L., S.r.l.) Close corporation, private company Private Limited company (Ltd), Co 4 Россия,Франция (континентальная система) США (правовая система) Велико- британия (островная система) N
185 Экономика предприятия и предпринимательства184 Организационно-правовые формы: 4. Потребительский кооператив 4. КООПЕРАТИВЫ 4.Производственный кооператив 3.1. Фонд 3.2.Общественная или религиозная организация 3.3 Государственная корпорация 3.4. Объединение юридических лиц (ассоциация, союз) 3. ОБЩЕСТВА 3.1. Общество с ограниченной ответственностью (ООО) 3.2. Общество с дополнительной ответственностью (ОДО) 3.3. Закрытое акционерное общество (ЗАО) 3.4. Открытое акционерное общество (ОАО) 2.1. Некоммерческое партнерство(НП) 2.2. Автономная некоммерческая организация (АНО) 2.3 Товарищество собственников жилья 2. ТОВАРИЩЕСТВА 2.1. Полное товарищество 2.2.Товарищество на вере (коммандитное) 1. Учреждение 1.УНИТАРНЫЕПРЕДПРИЯТИЯ (ГУП и МУП). Некоммерческие организацииКоммерческие организации
186 Экономика предприятия и предпринимательства185 Cлово «акционерный» происходит от латинского термина «actore», обозначающего «особого представителя». Таким образом, предполагается, что акционерным обществом будет управлять не сам собственник, а его агент, за действия которого собственник не несет полной ответственности.
187 Экономика предприятия и предпринимательства186 Субсидиарная (лат.subsidiarius – резервный, вспомогательный) - ответственность дополняющая основную ответственность. Ответственность полных товарищей и участников ОДО дополняет ответственность юридического лица по своим обязательствам.
188 Экономика предприятия и предпринимательства187 Структура коммерческих организаций по численности ( ) N Коммерческие организации Процент 1ООО и ОДО80,50% 2АО (ЗАО и ОАО)10,20% 3ПК1,50% 4УП0,90% 5Товарищества0,07% 6Прочие6,83% Итого100,00%
189 Экономика предприятия и предпринимательства188 Диаграмма структуры коммерческих организаций по численности ( )