Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемВиктор Ипутатов
1 « Дошкольное детство как социокультурный и педагогический феномен »
2 Понятие « детство ». Философско - педагогические концепции детства. Понятие « детство ». Философско - педагогические концепции детства. Что мы знаем о детстве ? Как самостоятельное понятие образовалось к началу XVIII века ( Ллойд Де Моз – психогенная теория истории ) Основные типы отношения взрослых к детству : - первобытный инфантицид - бросание взрослыми детей - восприятие детей как материала, пригодного для любых взрослых преобразований детской природы - преувеличение роли правильно организованного воспитания в эпоху Просвещения - социализация ребенка из « верхов » и « низов » общества XIX века - помощь и поддержка детства при сохранении индивидуальности ребенка – XX век
3 Что такое ДЕТСТВО ? Что такое ДЕТСТВО ?
4 Почему важно знать современные концепции самоценности детства и их роль в решении задач воспитания и развития ребенка - дошкольника ? Анализ авторских концепций детства позволяет : - определиться в понимании феномена детства и его самоценности, то есть ответить на вопрос : ради чего каждому человеку дается детство ? - выбрать наиболее привлекательную интерпретацию детства и в соответствии с ней оформить смысл и стиль предстоящей или реальной профессионально - педагогической деятельности, то есть ответить на вопрос : зачем я педагог и для чего я в жизни ребенка ? Что для меня и моих воспитанников станет удовлетворительным результатом профессиональной деятельности и каким образом этого достичь ?
5 Какие современные концепции будут рассмотрены ? Даниил Борисович Эльконин Давид Иосифович Фельдштейн Шалва Александрович Амонашвили Владимир Товиевич Кудрявцев Моисей Самойлович Коган Александр Борисович орлов Виктор Иванович Слободчиков Евгений Иванович Исаев Василий Васильевич Зеньковский Раиса Михайловна Чумичева
6 Концепция Д. Б. Эльконина Детство – социально - психологическое явление в жизнедеятельности человека ; необходимое условие для приобретения личностью человеческих способов удовлетворения органических. Социальных, духовных потребностей. Сила детства заключается в овладении ребенком человеческой культуры с помощью взрослых и во взаимосвязи с ними. Ценность феномена детства заключается в присвоении богатств родовой культуры. Посредством которой осуществляется развитие человека
7 Концепция Д. И. Фельдштейна Рассматривает детство как особое явление социального мира ; определяет функционально. Содержательно, сущностной. Функционально детство – это объективно необходимое состояние в динамической системе общества. Состояние процесса вызревания подрастающего поколения к воспроизводству будущего общества. Содержательно детство – это процесс постоянного физического роста, накопления психических новообразований, освоения социального пространства, рефлексии всех отношений в этом пространстве, определения в нем себя, собственной самоорганизации, которая происходит в постоянно расширяющихся и усложняющихся контактах ребенка со взрослым сообществом и другими детьми. Сущностно детство представляет собой особое состояние социального развития, когда биологические закономерности. Связанные с возрастными изменениями ребенка, в значительной степени проявляют свое действие, « подчиняясь » во все большей степени регулирующему и определяющему действию социального.
8 Концепция Ш. А. Амонашвили Детство – это безграничность и неповторимость, это особая миссия для себя и для людей
9 Концепция Т. В. Кудрявцева Уникальность человеческого детства заключается в особом его месте в социокультурной системе ; детство определяет бытие культурного целого и судьбу отдельного индивида. Ценность детства заключается в развивающей взаимодетерминации культуры и детства как сферы самой культуры => задачи, которые решает ребенок : культура освоение и культура созидание. Эти же задачи решает и взрослый, поддерживающий и обогащающий уникальный опыт взаимодействия ребенка с культурой. Результатом их решения для детей и для педагога будет субкультура детства
10 Детская субкультура М. С. Коган : в природе культуры детства рассматривает два слоя - непосредственно субкультура детства : среда, окружение, культурные формы, создаваемые взрослыми для ребенка ; - проявление детской субкультуры, то есть формы собственной деятельности ребенка. Детская субкультура в широком смысле – это все, что создано человеческим обществом для детей и детьми ; в узком – это смысловое пространство ценностей, установок, способов деятельности и форм общения, осуществляемых в детских сообществах в той или иной конкретно - исторической социальной ситуации развития
11 Детская субкультура Содержанием детской субкультуры по мнению В. В. Абраменковой становятся : игры, фольклор, детский правовой кодекс, юмор, магия и мифотворчество, религиозные представления, философствование, словотворчество, эстетические представления детей. По Р. М. Чумичевой – детство – это целый мир, в котором наиболее остро, ярко и « по - справедливому », « по - правильному » функционируют нормы, правила, законы, ценности, которые дети демонстрируют взрослым посредством знаков, символов, слов, эмоционально - речевых восклицаний, воспоминаний и переживаний прошлого и настоящего, размышлений, надежд и чувств.
12 Концепция А. Б. Орлова Мир детства, наряду с миром взрослости – совершенно равноправные части, аспекты мира человека. Мир детства обладает своим собственным содержанием, представляющим несомненную ценность для мира взрослости : концентрированной, интегрированной, гармонизированной субъектностью ( сущностью ), то есть духовностью и нравственностью. Мир детства – это разомкнутый в человечество и вечно обновляющийся мир природы.
13 Концепция развития субъективности человека В. И. Слободчикова и Е. И. Исаева Самоценность детства заключается : - в становлении человеческого тела в единстве его сенсорных, двигательных, коммуникативных функциональных органов ; - развитии субъектных средств регуляции поведения : эмоций воли и способностей ; - оформлении личностного способа бытия, свободного и ответственного отношения к себе и другим людям.
14 Концепция В. В. Зеньковского Функция детства заключается в том, чтобы дать развиться ребенку не входя в прямое общение с действительностью, но в то же время не удаляя его от действительности. Основная функция фантазии заключается в обслуживании эмоциональной сферы ребенка в соответствии с « законом двойного выражения чувств » Ради чего каждому из нас дано детство ? Ради фантазии. А работа фантазии – ради игры, а игра – ради выражения нашей эмоциональной жизни, раскрытия и осознания чувств, а чувство – ради души, в которой отражается истинный смысл нашего бытия, человеческого существования.
15 Чем отличается мир ВЗРОСЛОГО и мир РЕБЕНКА ? Чем отличается мир ВЗРОСЛОГО и мир РЕБЕНКА ?
18 Выход в мир Выход в мир
19 Детская практика посещения « страшных мест » Детская практика посещения « страшных мест »
20 Детские « секреты » Детские « секреты »
21 Освоение общественного транспорта
22 Ребенок на прогулке
23 Ведущие виды деятельности и развитие психических процессов в дошкольном детстве От рождения до года Естественная социальная ситуация: взрослый ухаживает и общается с ребенком, удовлетворяет и вместе с тем контролирует его потребности. Тесная связь жизни ребенка с деятельностью взрослого, жизнеобеспечивающая зависимость от взрослых. Ведущий вид деятельности: непосредственное эмоциональное общение ребенка со взрослыми Психические новообразования: потребность в общении; хватание как основа манипулятивных и предметных действий; физическая самостоятельность (овладение ходьбой); овладение речью (звукоподражанием)
24 Ведущие виды деятельности и развитие психических процессов в дошкольном детстве От 1 года до 3 лет Естественная социальная ситуация: Взаимодействие со взрослыми и сверстниками обусловлено эмоциональной импульсивностью ребенка, быстрым переходом от одного эмоционального состояния к другому и индивидуализмом. Появление конкретных страхов. Зарождение потребности в признании и уважении. Начинает перестраиваться социальная позиция ребенка по отношению к людям, к авторитету матери и отца. Ребенок ищет свое место в пространстве социальных отношений. Доминирует совместная деятельность со взрослыми, при этом возникает интерес к детям, к общению с ними Ведущий вид деятельности: предметно-манипулятивная деятельность Психические новообразования: опыт освоения предметного мира и простейших манипуляций с предметами; развитие наглядно- действенного мышления; возникновение новых социальных мотивов – войти в жизнь взрослых, пользоваться их предметами, действовать с ними как взрослые; образование системы «Я» и развитие потребности действовать самому
25 Ведущие виды деятельности и развитие психических процессов в дошкольном детстве От 3 до 5,5 лет Естественная социальная ситуация: Появление круга элементарных обязанностей. Изменение характера взаимодействия со взрослыми: самостоятельное выполнение просьб и указаний взрослого, переход к самостоятельной деятельности. Интерес к миру взрослых, их деятельности и взаимоотношениям. Возникновение взаимоотношений со сверстниками, образование «детского сообщества». Возрастающее осознание образа «Я» и значения своих поступков. Ориентация на положительное подкрепление и поддержку со стороны взрослых. Ведущий вид деятельности: игровая деятельность (сюжетно-ролевая игра) Психические новообразования: освоение социальных ролей и связей, социальных отношений; развитие наглядно-образного мышления; развитие способности к замещению и пространственному моделированию; развитие познавательных интересов; развитие произвольности в эмоциональной сфере; появление новых социальных мотивов – заниматься общественно значимой и общественно оцененной деятельностью
26 Ведущие виды деятельности и развитие психических процессов в дошкольном детстве От 5,5 до 7 лет Естественная социальная ситуация: самосознание и представление о целостной картине мира все больше сближают детей друг с другом, зарождается самобытная детская субкультура. Для ребенка важна не только оценка взрослого. Но и признание в группе сверстников, личная успешность и достижения. Ориентация на самопрезентацию «Я» и высокий результат в предпочитаемых видах деятельности. Углубление и систематизация познавательных интересов. Возникновение интереса к будущему обучению в школе, осознание необходимости учебной деятельности, ценности образования и в связи с этим будущих жизненных перспекив Ведущий вид деятельности: игровая и продуктивная полидеятельность; переход к учебной деятельности Психические новообразования: опыт осознания своей внутренней жизни, своих чувств и переживаний (самолюбие и самооценка. Самосознание); стремление к разностороннему общению; развитие логического и понятийного мышления; самоподчинение мотивов деятельности и начало формирования индивидуальной мотивационной сферы; компетентность; освоение новой социальной позиции
27 Развитие ребенка «Веер развития» Оптимальная среда «Драма развития» Развитие не есть простая функция, полностью определяемая X единицами наследственности плюс Y единицами среды. Развитие есть непрерывный самоорганизующийся процесс, а не марионетка, управляемая дерганьем ниточек. Все стадии развития вытекают одна из другой, подобно действию драмы Эпигенетический ландшафт Уоддингтона
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.