Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемБорис Чекмасов
1 МДОБУ «ДСКВ 6» г. Всеволожска Дополнительная коррекционно-развивающая программа «Предупреждение оптической дисграфии у воспитанников 5-7 лет с тяжёлым нарушением речи» Автор-составитель: учитель-логопед Рябова В.Б.
2 Актуальность программы. В последнее время дисграфия стала довольно распространенной проблемой начальной школы, и с каждым годом данное явление имеет тенденцию к росту. Актуальность вызвана тем, что среди детей с речевыми нарушениями очень высок процент, имеющих в дальнейшем нарушения письменной речи.
3 Новизна. Несмотря на то, что многие авторы уделяли внимание вопросам профилактики оптической дисграфии, до сих пор не существует коррекционно-развивающей программы для дошкольников с нарушениями речи по предупреждению оптической дисграфии.
4 Целесообразность Так как в процессе коррекционной работы с детьми с ОНР особое внимание уделяется формированию фонематической, грамматической и лексической сторонам речи, что и является профилактическими мерами предупреждения артикуляторно- акустической, акустической, аграмматической дисграфий и дисграфии на почве нарушений анализа и синтеза( классификация РГПУ им. Герцена), то хотелось бы остановиться на профилактике оптической дисграфии. Оптическая дисграфия связана с недоразвитием зрительного гнозиса, анализа и синтеза, пространственных представлений. У детей нечетко формируются графические образы букв. Дети затрудняются соотнести звук с буквой, не различают буквы, сходные по написанию, отмечается зеркальное письмо букв, пропуски элементов, лишние и неправильно расположенные элементы.
5 У детей с отставанием в речевом развитии пространственные представления, зрительный анализ и синтез формируются значительно позднее, чем в норме, что во многом связано с трудностью усвоения этими детьми их словесных обозначений, это говорит о необходимости специальной и целенаправленной работы с детьми с ОНР в этом направлении. Основой для разработки данной учебной программы явилась «Программа коррекционного обучения и воспитания детей с ОНР» Т.Б. Филичевой и Г.В. Чиркиной.
6 Цель программы: выявление и устранение предпосылок оптической дисграфии у дошкольников с общим недоразвитием речи.
7 Задачи программы: Выявление предпосылок оптической дисграфии. Развитие зрительного восприятия(восприятие цвета, формы, размера и величины предметов), внимания, памяти. Формирование пространственного восприятия и развитие пространственных представлений (ориентировка в схеме собственного тела и ориентировка в окружающем пространстве); Развитие операций зрительного анализа и синтеза; Развитие речевых средств, отражающих зрительно- пространственные отношения. Развитие тактильных ощущений.
8 Развитие конструктивного праксиса путём моделирования букв из палочек, природного материала и т.п.; из элементов букв, реконструирование букв и геометрических форм. Развитие мелкой моторики. Развитие буквенного гнозиса, дифференциация смешиваемых букв.
9 Формы работы: В процессе обучения используются различные формы организации коррекционной работы: как часть индивидуального, подгруппового и фронтального занятия в игровой форме; игры в свободной деятельности. Выявление степени усвоения коррекционно- развивающей программы осуществляется посредством мониторинга: первичного и повторного, обработки и анализа полученных знаний.
10 В основу программы положены принципы современной педагогики и психологии: Единство диагностики и коррекции. Коррекционно-развивающая работа по предупреждению оптической дисграфии проводится после диагностики уровня развития зрительного восприятия, ориентации в пространстве и зрительно-моторной координации, т.к. данные мониторинга определяют направления коррекционно-развивающей работы. А также по завершению коррекционно-развивающей работы проводится повторный мониторинг с целью выявления результативности работы и определения направлений дальнейшей коррекционной-развивающей работы. Учёт «зоны ближайшего развития» (по Л.С. Выготскому). Каждое последующее задание немного сложнее предыдущего; Учёт возрастно-психологических и индивидуальных особенностей ребёнка. Задания в программе предлагаются с учётом возраста детей, особенностей их психического развития.
11 Учёт ведущей деятельности и мотивации. Ввиду того, что в дошкольном возрасте у ребёнка ведущей является игровая деятельность, упражнения проводятся в форме игры. Соблюдение необходимых условий для развития личности ребёнка: создание комфортной среды, поддержание положительного эмоционального фона. Принцип активного привлечения социального окружения к участию в коррекционной работе. Программа рассчитана на взаимодействие учителя-логопеда и родителей. Учитывая требования к организации режима дня и учебных занятий, максимально допустимый объём недельной образовательной нагрузки не должен превышать допустимые нормы.
12 В начале учебного года с целью выявления предпосылок оптической дисграфии было проведено исследование уровня развития зрительного восприятия, ориентации в пространстве и зрительно-моторной координации. Среди известных тестовых методик мной была выбрана «Методика оценки уровня развития зрительного восприятия детей 5 – 7,5 лет» М.М.Безруких, Л.В. Морозовой.
13 После анализа полученных результатов была составлена коррекционно-развивающая программа по предупреждению оптической дисграфии. В ней я выделяю два этапа. Первый этап – подготовительный – это работа с картинками в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР. Второй этап – основной - работа с буквами в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ТНР.
14 Содержание работы по профилактике дисграфии. Примерное календарное планирование.
15 М-ц Нед.Буквы. Звуки. Лексическая тема. Содержание работы по профилактике оптической дисграфии Развитие зрительного внимания, восприятия, памяти Развитие пространственных представлений Автоматизация зрительных представлений графических образов букв СЕНТЯБРЬ СЕНТЯБРЬ 1 Выявление предпосылок оптической дисграфииу дошкольников с ОНР 2 Выявление предпосылок оптической дисграфии у дошкольников с ОНР 3 А У УА Здравствуй, детский сад «Определи предмет» (соответствие по форме) «Соедини стрелками» (домики из геометрических фигур) Игра «Назови части тела» Знакомство с тетрадью в крупную клетку. Раскрась только буквы У (среди других букв) «Допиши букву У, А» «Обведи игрушку» «Зачеркни неправильно написанную букву» 4 И АУИ П-ПЬ Осень«Геометрическое лото» Соотнесение предметных картинок с геометрической фигурой. Положить ладони справа от себя, слева. Приложить ладони к контуру, назвать. Выкладывание букв из палочек, «написание» букв в крупе, песке. Нахождение пройденных букв в геометрических фигурах.
16 НОЯБРЬ НОЯБРЬ 1 Н Н-НЬ Человек Игра « Придумай мордашку и нарисуй рядом». «Найди похожего человечка». Обыгрывание заданий: определи, где находится карандаш по отношению к книге, тетради (справа, слева, на, между, под) Выкладывание букв из палочек, реконструирование букв: из буквы П можно сделать букву Н и т.п. 2C С-Сь Одежда. Головные уборы. Срисовывание серии полукругов и линий (по методике Борель-Мезони). Схема тела, стоящего напротив: лицом к детям – поднять правую руку – дети повторяют. Ощупывание букв из наждачной бумаги, ощупывание объёмных букв. Лепить букву С из пластилина, теста. 3З З-ЗЬ Обувь. «Найди все правые сапоги, левые сапоги» «Подбери пару тапочкам». Стоя попарно друг к другу, определить сначала у себя, затем у товарища левую руку, правое плечо… «Дописать букву» «Нарисовать букву» «Определи букву в неправильном положении» 4Х Х-ХЬ Перелётные птицы. «Найди пару» «Колумбово яйцо» «Что изменилось?» «Фотографирование» (посмотри, запомни, нарисуй). По картинке определить какой рукой действует человек. «Определи след» Найди «спрятавшиеся буквы». Собрать разрезную картинку с изображением буквы. «Сложи букву на фланелеграфе»
17 Игры: Игра «Божья коровка» Цель: ориентировка на плоскости.
18 Игра «Составь букву»
19 Игры в свободной деятельности: «Буквы – модницы»
21 Авторская игра «По секрету…»
22 Авторская игра «Найди дорожку»
24 Игры на развитие зрительного восприятия и ориентировку в пространстве.
25 Использование математического планшета и палочек Кюизенера для запоминания графического образа буквы.
26 Игры: «Найди буквы», «Зашифруй букву».
27 Игры с буквами.
32 Для закрепления графического образа буквы родителям предлагались задания для совместного выполнения с детьми в игровой форме.
33 Результаты. Анализ проделанной работы показал, что работа по профилактике оптической дисграфии явилась результативной. У всех детей высокий уровень зрительного восприятия и памяти, все дошкольники ориентируются в левой и правой сторонах пространства. Дети с успехом освоили пространственные предлоги, знают все буквы (правильно располагают элементы букв). Всё это является хорошими предпосылками для дальнейшего обучения чтению и письму. А самое главное, работа по профилактике оптической дисгрфии в игровой форме способствовала повышению интереса детей к чтению и письму, а значит успешному обучению в школе.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.