Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемЯрослав Михалычев
1 Составление рабочей программы по учебному предмету: разработка, экспертиза, утверждение (по материалам пособия А.А.Журина) г. Саратов ноябрь 2013 года
2 ФГОС второго поколения: системно- деятельностный подход ЦЕЛЬ: формирование готовности выпускника к саморазвитию и непрерывному образованию; СРЕДСТВО: активная учебно- познавательная деятельность обучающихся; МЕТОД: построение образовательного процесса с учётом индивидуальных, возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.
3 Предметные результаты – это цели обучения по предмету, которые не дают представления о материале, на котором они достигаются. Конкретизирует предметные результаты фундаментальное ядро содержания образования, назначение которого состоит в определении: - системы основных понятий; - состава ключевых задач, обеспечивающих формирование УУД
4 Реализация функций Фундаментального ядра (ФЯ) содержания обеспечивается фиксацией в нем - основополагающих элементов научного знания, как универсальных, так и относящихся к отдельным отраслям знаний и культуры; - универсальных учебных действий (УУД), как то: личностных, ориентировочных, конкретных способов преобразования учебного материала, коммуникативных. Формирование УУД создает возможность для дальнейшего самостоятельного успешного освоения новых знаний, умений и компетентностей
5 Фундаментальное ядро позволяет реализовать требования общества к образовательной системе: 1. С охранение единства образовательного пространства; 2. П реемственность ступеней образовательной системы; 3. Обеспечение равенства и доступности образования при различных стартовых возможностях; 4. Достижение социальной консолидации и согласия в условиях роста социального, этнического, религиозного и культурного разнообразия общества на основе формирования российской идентичности и общности всех граждан и народов России; 5. Формирование системы УУД, определяющих способность личности учиться.
6 Перечень единиц содержания обучения, приведенный в ФЯ не дает никакого представления о том, на каком уровне и с какой глубиной раскрывается содержание непосредственно в процессе обучения. Поэтому ФЯ содержания образования не может быть использовано учителем как рабочий документ, а только лишь для разработки рабочих программ.
7 Примерные программы по учебным предметам содержат следующие разделы: 1) пояснительная записка (определяет цели изучения предмета на данной ступени и особенности содержания обучения); 2) содержание образования (автор рабочей программы может при необходимости добавить единицы содержания исходя из целесообразности); 3) примерное тематическое планирование в двух вариантах; 4) рекомендации по оснащению учебного процесса
8 Пояснительная записка состоит из: 1) общей характеристики программы (см. Примерные программы основного общего образования. Любой учебный предмет г.г.); 2) описания вклада учебного предмета в достижение целей общего образования (указаны во ФГОС ООО – всего их четыре, но для каждого предмета они реализуются в различных объемах); 3) общей характеристики учебного предмета; 4) результатов изучения предмета (личностные, метапредметные, предметные) ; 5) места курса в учебном плане
9 Основное содержание курса содержит указание на единицы содержания, но не регламентирует глубины, последовательности и времени изучения. Учитель (автор рабочей программы ) создает такой вариант рабочей программы, который учитывает особенности его работы и деятельности учащихся.
10 Примерное тематическое планирование (в двух вариантах – база и профиль – только для старшей школы) дается в виде таблицы, состоящей из трех граф: 1) примерные темы, входящие в данный раздел программы, число часов, отводимых на данный раздел; 2) основное содержание по темам; 3) характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий) Примерное тематическое планирование не является документом «прямого действия», т.е. его нельзя использовать в качестве рабочей программы
11 Рекомендации по оснащению учебного процесса не совпадают с «Перечнем учебного оборудования» или «Бланком заказа учебного оборудования», т.к. содержат только рекомендации, а не приводят подробного перечня средств обучения и оборудования учебных кабинетов.
12 Примерные программы определяют базовые знания, умения и навыки, а рабочие программы конкретизируют образовательный стандарт с учетом специфики обучения в конкретном образовательном учреждении. Рабочая программа – это учебная программа, разработанная педагогом на основе примерной для конкретного образовательного учреждения и определенного класса (группы), имеющая изменения и дополнения в содержании, последовательности изучения тем, количестве часов, использовании организационных форм обучения и т.д.
13 Уровни разработки программ Примерная программа – справочный документ федерального уровня с общим описанием содержания обучения. Разрабатывается методистами высшей научной квалификации. Авторская программа – нормативно-справочный документ федерального уровня, конкретизирует описание содержания обучения. Разрабатывается методистами высшей научной квалификации. Рабочая программа – нормативный документ локального уровня с максимально конкретизированным описанием содержания обучения. Разрабатывается учителем.
14 Типичные ошибки в рабочих программах 1) не четко сформулированы цели обучения; 2) объем содержания не соответствует объему времени (чаще объем содержания превышает пропорциональный времени лимит); 3) не соответствие целей и задач обучения (цели прописаны для курса, а задачи – для ученика); 4) номенклатурные ошибки (противоречия в инструкциях и предписаниях, издаваемых Департаментами образования)
15 Структура рабочих программ ООО 1) Нормативная часть (пояснительная записка): - Нормативные ссылки. - Цели и задачи обучения. - Ведущие идеи. - Результаты (личностные, метапредметные, предметные). 2) Констатирующая – содержание обучения. 3) Информационно-методическая: - Тематическое планирование. - Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение (литература, средства обучения, оборудование).
16 Этапы разработки рабочих программ 1) анализ существующих программ по данному учебному предмету; 2) формулирование собственной точки зрения; 3) написание пояснительной записки; 4) отбор и структурирование содержания; 5) составление календарно-тематического планирования; 6) определение необходимого и достаточного перечня средств обучения; 7) оформление текста в соответствии с принятыми в конкретной частной методике требованиями, экспертиза, доработка и утверждение.
17 Анализ существующих программ Помимо анализа существующих программ необходимо проанализировать и соответствующие им УМК по предмету и обратить внимание на их особенности. 1. Макроструктура курса: линейная, концентрическая, спиральная. 2. Распределение учебной нагрузки по урокам (по содержанию параграфов учебника). 3. Формирование УУД (по системе деятельности, которой управляет система заданий учебника). 4. Экспериментальная составляющая (демонстрационный и фронтально-лабораторный эксперимент).
18 Формулирование собственной точки зрения (концепция программы) строится на описании того, что уже было сделано ранее другими авторами и критическом анализе их программ (начиная с положительных сторон изученного, переходят к научно обоснованным замечаниям). Далее следуют выводы о необходимости разработки оригинальной программы или модификации одной из имеющихся, например, так: «На основании проведенного анализа программ и учебников по физике для …класса мы пришли к выводу о необходимости… Эта необходимость вызвана тем, что…» Основу концепции составляет подробное обоснование ведущих идей, положенных в основу рабочей программы: методических, мировоззренческих, идей отбора и структурирования содержания.
19 Написание пояснительной записки Структура пояснительной записки включает в себя: 1) Нормативные ссылки. 2) Цели и задачи обучения. (см. стр. 40, 43, 44) 3) Ведущие идеи – концептуальные положения. 4) Результаты обучения. (см. стр ) * При выполнении 1) следует дать нормативную ссылку, например: «В основу настоящей рабочей программы положена программа [инициалы и фамилия автора(ов)]», после чего следует полная библиографическая ссылка.
20 Основное содержание Этот этап составления рабочей программы отражает не только часть учебного материала, но и указание видов деятельности обучающегося. Общий вид структуры: «Тема 1. Введение (5 ч) Виды деятельности обучающихся Работа с печатным текстом… Наблюдения и их фиксация Сравнение результатов наблюдений при изменении цели наблюдения Составление плана эксперимента по изучению… Изучение измерительных приборов и правил их использования Теоретическое содержание темы Объект и предмет физики… Эмпирическое содержание темы Место физики среди естественных наук…» Резерв времени!!!
21 Основное содержание Работа над основным содержанием программы включает в себя следующие этапы: - отбор содержания обучения для данной рабочей программы; - структурирование содержания обучения; - описание содержания обучения: а) должно быть отражено содержание обучения на конкретной ступени; б) содержание нужно структурировать по классам (годам обучения), разделам и темам; в) для каждого класса должно быть указано число недельных часов, общее число часов за год и объем резервного времени; г) для каждого раздела/темы указывается необходимое для изучения число часов; е) дополнительное содержание (модификация) выделяют в тексте программы.
22 Календарно-тематическое планирование Определение необходимого и достаточного перечня средств обучения Оформление текста в соответствии с принятыми в конкретной частной методике требованиями, экспертиза, доработка и утверждение
23 Уровни познавательной активности Репродуктивно- подражательная (воспроизводящая) Поисково- исполнительская (интерпретирующая) Творческая
24 Проблема выбора методов обучения Формы деятельности Фронтальная Групповая Индивидуальная Выбор программы Концентрическая Линейная Методы обучения Объяснительно- иллюстративный Эвристический Исследовательский Содержание В контексте Без контекста
25 Уровни познавательной активности и методы обучения Занимательность, физический эксперимент, Дидактические игры, Исторический, Художественный, Практический, Медиа- Межпредметный контекст, Принцип наглядности, Групповые формы Поэтапное введение физических понятий, проблемное обучение и проблемный эксперимент, эвристика, разноуровневые задачи, контекстные задачи, ситуативные задачи, игровые ситуации и дидактические игры, занимательные задачи Осознанное планомерное стремление учащихся к учебным достижениям Ведущие мотивы «интересно» и «полезно» Стремление к успеху познавательной деятельности рефлексия познавательных стратегий, формирование опыта творческой деятельности, исследовательская и проектная деятельность, подготовка к олимпиадам, конкурсам, конференциям
26 Мотивационный компонент деятельности Эмоции Личностные смыслы Успех «Интересно» и «Полезно» МОТИВЫ
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.