Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемГеннадий Бабаев
1 Вводная. «Краеведение». Ковалева С.Н. Учитель истории и обществознания МОУ Рассветовской СОШ Аксайского района Ростовской области.
2 Содержание. 1. Счёт лет в истории. 2. Источники комплексного изучения родного края. 3. Вспомогательные исторические дисциплины. 4. Народы, языковые семьи, языковые группы. 5. Направления краеведения. 6. Донские краеведы. 7. Археология. 8. Задания для проверки.
4 Счет лет в истории. Потребность в измерении времени возникла в глубокой древности. У разных народов было создано множество разнообразных календарей. Первой естественной единицей времени, которую выделили древние люди, были сутки, связанные со сменой дня и ночи, времени работы и отдыха. В более поздние времена люди обратили внимание на то, что Луна периодически изменяет свой внешний вид. Поэтому возникла более крупная единица времени – лунный месяц (29,5 суток). Позже в неделе было установлено 7 суток, а число дней в месяцах – 30 или 31 день. У древних народов число > считалось священным. Счет неделям применяли древние китайцы, вавилоняне и некоторые другие народы. Когда народы стали больше заниматься земледелием, то появилась необходимость определять сроки посева и жатвы. Это было связано со сменой времен года и видимыми движениями Солнца. Так постепенно возникла крупная единица измерения – год. Способы определения продолжительности года были весьма примитивны и не давали большой точности (от 300 до 400 суток), а для начала нового года выбиралось наиболее важное с их точки зрения событие или природное явление. Чаще всего год начинался с наступлением весны, лета, осени или зимы. Один из самых трудных вопросов хронологии – система отчёта. У древних египтян отчет шёл с момента начала разлива Нила. Постепенно было установлена годичная периодичность в явлениях природы и установлена продолжительность года в 360, а затем в 365 дней. Год делился на 12 месяцев, по 30 дней в каждом. Это было открытие, положившее начало одному из первых солнечных календарей. Древние греки вели счёт годами Олимпийских игр, которые проходили каждые 4 года. Например, первый год 24 олимпиады, второй, третий, четвёртый 24 Олимпиады. Затем шел первый год 25 Олимпиады и т. д. Для древних римлян точкой отчёта служил легендарный год основания города Рима – 753 г. до н.э. > существовала в нескольких вариантах: по древнееврейскому календарю сотворение мира произошло в 3761 г. до н.э., а по византийскому - в 5508 г. до н.э.
5 На Руси до принятия христианства счет лет вели по 4 сезонам года. Началом года была весна, а наиболее важным считалось лето. Древние славяне давали название месяцам в зависимости от климата тех территорий, где они жили. Январь – сечень (начинался сезон рубки леса) или студень (становилось холодно). Февраль – снежень или лютый. Март – березов, т.к. начинает цвести берёза, или сухий (в тех местах, где земля высыхала). Апрель - березов, цветень (цветение садов), дубень. Май – травень (зеленеет трава), цветень. Июнь – изок (кузнечик), червень (краснеют вишни). Июль – липец (липы цветут), серпень (время жатвы). Август – серпень, жнивень. Сентябрь – вересень (цветение вереска). Октябрь – листопад, жовтень (желтеют листья). Ноябрь – листопад, грудень (груда – мёрзлая колея на дороге). Декабрь – студень, грудень. Год начинался 1 марта. Лишь в 1492 году (в 7001 году >) начало года было установлено 1 сентября, а при Петре I был издан указ, по которому >. Началом года стали считать 1 января. Петр I сам дал сигнал к началу торжества. Дома горожан целую неделю стояли украшенные. И дан был указ >. Всё это было возложено на людей богатых, а людям бедным предлагалось >. Летосчисление от Рождества Христова было предложено римским монахом Дионисиям, жившим в VI веке. Христианское летосчисление, предложенное Дионисиям, было принято не сразу и не везде. Только в середине XV века во всех документах начинается постоянно указываться дата >.
6 Летосчисление от Рождества Христова было предложено римским монахом Дионисием, жившим в VI веке. Христианское летосчисление, предложенное Дионисиям, было принято не сразу и не везде. Только в середине XV века во всех документах начинается постоянно указываться дата >.
7 100 лет = один век. Века помечаются римскими цифрами. I – 1 IV – 4 VII – 7 X – 10 L - 50 II – 2 V – 5 VIII – 8 С – 100 D III – 3 VI – 6 IX – 9 М – 1000 Года обозначаются так называемыми арабскими цифрами. Современные цифры (т.н. арабские) были перенесены арабами в XIII веке из Индии и получили широкое распространение со второй половины XV века. Это цифры 0, 1, 2, 3,4,5,6,7,8,9,10. Их происхождение связывают с пальцевым счётом. Некоторые народы пользовались пятеричной системой счёта, а в Древнем Вавилоне была распространена шестидесятеричная система, следы которой сохранились в делении часа на 60 минут, минуты на 60 секунд. У ряда народов (древние греки, евреи, финикияне, сирийцы) цифрами служили буквы алфавита, аналогичная система применялась и в России до XVI века.
8 Древние греки считали, что всем областям жизни человека покровительствуют боги. А науками, поэзией и искусствами занимаются девять муз – дочери Зевса и Мнемозины (богини памяти). Евтерпа ведает лирической поэзией, Талия – комедией, Мельпомена – трагедией, Терпсихора – танцами, Эрато – любовной поэзией, Полигимния – гимнами, Урания – астрономией, Каллиопа – эпической поэзией, Клио – историей.
9 История – наука о прошлом человечества. Исторические источники – источники наших знаний о прошлом. Клио обычно изображали со свитком в одной руке и грифельной палочкой в другой. Рядом с ней всегда находилась корзина со свитками, на которых были записаны исторические события и деяния людей. Людям необразованным и невежественным богиня никогда не раскрывала свои тайны. Для любознательных же её > всегда были открыты. Вещественные: письменные: устные: орудия труда летописи предания домашняя утварь хроники сказания одежда грамоты легенды медали договоры былины монеты указы баллады оружие дневники пословицы жилища граффити поговорки и т.д. и т.д. и т.д.
10 Вспомогательные исторические дисциплины. Название. Предмет изучения. Палеография (греч. палайос - древний, графо – пишу) Исследует внешние признаки рукописных и печатных источников в их историческом развитии( почерки, знаки письма, особенности их начертания, орудия письма, материал, чернила и т.д.). Археология (греч. архайос – древний, логос – слово, учение) Наука, изучающая по вещественным источникам историческое прошлое человечества. Хронология (греч. хронос – время) Наука о системах счисления времени. Геральдика (лат. геральдус – глашатай) Изучает гербы как исторический источник. Ономастика (греч. омона – имя, название) Наука, изучающая имена собственные, историю их возникновения и преобразования. Имеет несколько разделов: Топономика – наука о географических названиях. Антропономика – изучает личные имена людей. Этнономика – изучает названия народов. Теономика – изучает имена богов и др. Нумизматика (греч. «номисма»-законное платёжное средство, монета. Наука о монетах, материалах и инструментах для их изготовления.
11 Вспомогательные исторические дисциплины. Сфрагистика (греч. сфрагис – печать) Наука о печатях. Метрология ( греч. «метрон» – мера) Наука о мерах веса, длины, объёма, площади. Генеалогия ( греч. «генеалогия» – родословная) Наука о происхождении и родственных связях отдельных и целых семейств.
12 Народы Языковые семьи Языковые группы восточно-европейская равнина Индоевропейская языковая семья: Германская группа Романская группа Балтийская группа Иранская группа Славянская группа. Урало-самодийская семья: Финно – угорская группа. Алтайская языковая семья: Тюркская группа. Тюркская : Узбеки, киргизы, татары, казахи. Германская: Немцы, англичане, шведы, норвежцы, датчане. Романская: Французы, итальянцы, испанцы, румыны. Балтийская: Латыши, литовцы. Славянская: Русская, украинцы, белорусы, чехи, словаки. Финно-угорская: Финны, эсты, венгры, ханты, манси.
13 Направления краеведения. Историческое. Географическое. Литературное. Музыкальное. Художественное.
14 ДОНСКИЕ КРАЕВЕДЫ. Краеведы это люди, посвятившие свою жизнь изучению родного края, бережному сохранению его достопримечательностей. Харитон Иванович ПОПОВ ( ) Родился в станице Остроуховской на реке Хопёр в казачьей семье. В девятнадцать лет он был призван на военную службу, отличился при защите Таганрога в Крымской войне. Но главным его призванием было краеведение. Современники вспоминали, что Харитона Ивановича не интересовали ни театры, ни клубы, ни какие-либо увеселения. Он всегда был погружён в работу, читал старинные бумаги, ездил по Донскому краю, разыскивая и собирая древние предметы. Его стараниями в 1899 году в Новочеркасске был торжественно открыт Донской музей, который имел большое собрание сведений о городищах и других остатках древностей. Фёдор Викторович ТУМИЛЕВИЧ ( ) Большинство его работ посвящено изучению устного народного творчества казаков - некрасовцев, получивших своё название по имени атамана Игната Некрасова. После поражения восстания под предводительством К. Булавина они не покорились царской власти, и ушли в Турцию. Почти двести пятьдесят лет жили казаки -некрасовцы на чужбине по своим казачьим законам, соблюдая из поколения в поколение старинные обряды, передавая песни о родном Доне, бережно храня особенности казачьей речи. В1962 году около тысячи казаков – некрасовцев возвратились на Родину. Федор Викторович Тумилевич собрал и записал сказки, песни, предания казаков - некрасовцев, сохранив их для потомков. Александр Михайлович ЛИСТОПАДОВ ( ) В Новочеркасской духовной семинарии он был певцом и дирижёром ученического хора. Красота и напевность казачьих песен покорили Александра Михайловича. В каждой станице песни исполняли по-своему, многие из них жили только в памяти людей и передавались устно от одного поколения другому. Чтобы песни Донского края не были утеряны, A.M. Листопадов начал их собирать. За долгие годы он записал и сохранил для потомков около 1800 народных песен, былин, напевов, в том числе и около 1300 донских казачьих песен. В 1936 году он стал создателем и руководителем xoрa донских казаков.
16 Археология. Археология – наука, изучающая вещественные исторические источники и восстанавливающая по ним историческое прошлое. Часто её называют >. Археологический памятник – остатки жилищ, поселения, погребения, камни с надписями и даже клады. Раскоп – место проведения археологических работ. Он делится на квадраты 10 на 10 метров. Культурный слой – отложения земли, в которых находят вещественные источники. В городах с многовековой историей культурный слой достигает несколько метров (в Новгороде- 9 метров, в Москве – 10 метров, один из холмов в Туркмении – 34 метра.) После окончания полевого сезона, когда уже тщательно сфотографированы и зарисованы находки, упакованы в ящики и коробочки, сделаны подробные записи обо всей проделанной работе, начинается работа в лабораториях. В период лабораторных работ проводятся разнообразные анализы, реставрация найденных вещей. Как вы понимаете слова: >.
18 Укажите, к какому виду исторических источников относятся изображения на фотографиях ?
20 О какой вспомогательной дисциплине идёт речь? 1. Кузнецы куют таганы На Таганской слободе, Кузнецы для печи банной Отливают медный чан. Старый пекарь на Басманной Выпекает хлеб – «басман». А в Калашном переулке Для бояр и для царя Выпекают пекаря Калачи, баранки, булки. На Рыбачьей на слободке, По названью Бережки, Рыбаки спускают лодки На простор Москвы – реки. Топоры на бойнях точат На Мясницкой слободе, В Сыромятнях кожи мочат В быстрой яузской воде. Н. Кончаловская. «Наша древняя столица». 2. В красном поле Лев на задних лапах, Жёлтый зверь с улыбкой на губах, Корпус мощи в теневых накрапах,- Как восстанье мысли,- На дыбах! Головы Спокойное величье И в глазах лукавства доброта, Львино – мужиковское обличье, Кольцами струится борода. Он не порешён огнём, Отравой, Не един был варваров наезд, Держит лев в передней лапе правой Длинный – длинный Серебристый крест. С. Поделков. « Герб города Владимира».
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.