Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемЖанна Шукшина
1 Лекция 5. Литературный язык. Стили речи. Тенденции современной речевой моды Литературный язык и функциональные стили 2. Тенденции современной речевой моды 3. Интерес к родному языку и культуре речи
2 1. Литературный язык – высшая форма развития национального языка. Не все языки имеют литературную форму. Иногда чужой язык выступает в роли литературного. Как формируется национальный язык?
3 Восточнославянск. = древнерусский) Русскийукраинскийбелорусский 6-14 вв. Киевская Русь. Христианство, письменность вв. Московская Русь, объединение княжеств и говоров вв. Формируется нация и нац. язык, создаются единые нормы и стили 19 в. А.С.Пушкин синтезировал различные яз. течения на основе литературно обработанной народной речи Этапы становления русского языка:
4 Признаки литературного языка 1. Наличие письменной формы 2. Наличие норм 3. Общепринятость 4. Многофункциональность (много стильность)
5 В русском языке литературная и нелитературная разновидности различаются минимально.
6 Стиль – исторически сложившаяся разновидность речи, функционирующая в определённой сфере человеческой деятельности и использующая определённый набор языковых средств.
7 Ломоносов создал учение о 3-х стилях: Высокий стиль – для обращения к царю, богу, для воспевания побед Средний стиль, «коим благородные люди обращаются к благородным людям» Низкий стиль, «коим неблагородные люди разговаривают»
8 Литературные стили Нелитературные стили научный публицистический Официально- - деловой художественный разговорный Общенациональный русский язык просторечие жаргоны диалекты Диалектвкс. Традиционное представление стилей.
9 Художественный стиль Цель – Цель – передать отношение к изображаемому, нарисовать словами картину. Сфера реализации – художественная литература
10 Публицистический стиль Сфера использования – общественные отношения. Цель – оказать воздействие на разум и чувства адресата
11 Научный стиль Сфера. Сфера использования – научное познание. Цель – Цель – передать информацию
12 Официально-деловой стиль Сфера использования – деловые отношения. Цель – передать информацию, побудить к действию
13 Разговорный стиль Сфера использования – все сферы жизни – Цель – передать информацию, эмоции, побудить к действию, установить контакт и т.д.
14 Батон колбасы Палка колбасы Чё? Шта? Га? Диалекты
15 - - территориальные разновидности речи Проявляются: особенностями произношения, словарным набором. Причины умирания диалектов; образование, миграция СМИ
16 Жаргон = сленг = арго – это социальная разновидность речи, своеобразный знак принадлежности к определённой группе
17 Виды жаргона Молодежный (вырубился, пересеклись) Профессиональный (клава, мать, железо, комп Ас, Алкоголь) Криминальный = феня (стрелка, на шухере, разборка, маслята)
18 Просторечие – речь подчёркнуто грубая (до нецензурной включительно) или просто неправильная зв Онит (вместо звон Ит) ш Офер (вместо шофЁр) ехай (вместо поезжай) обратно (вместо опять)
19 Нецензурная Непечатная Табуированная Мат, матерщина
20 Причины «У кого что болит…» Колдуют… Пугают…
21 Литературные стили Нелитературные стили научный публицистический Официально- - деловой художественный разговорный Общенациональный русский язык просторечие жаргоны диалекты Диалектвкс
23 Художественный стиль Научный стиль Публицисти- ческий стиль Официально- деловой стиль Разговорный стиль Нелитературные типы речи
24 2. Тенденции современной речевой моды Язык меняется, но очень медленно. Именно поэтому. возможно взаимопонимание поколений.
25 Тенденции современной речевой моды:
26 1). Внутренние заимствования - - употребление в речи публичной и официальной языковых средств, свойственных речи бытовой.
27 : Причины : для кого-то - единственная разновидность речи, которой он владеет, для кого-то - способ создать имидж человека из народа, а кто-то, владеющий недостаточно развитым речевым вкусом, – просто рад речевой свободе, отсутствию цензуры
29 2). Внешние заимствования - неуместное и неумеренное употребление иностранных слов.
30 : Причины : исчезновение «железного занавеса», открытие границ, поток импортных товаров вместе с их названиями, поток информации (ТВ, ИНТЕРНЕТ, газеты, журналы и пр.).
31 3. Интерес к родному языку, к культуре речи.
32 : Причины : 1) 1) развитие демократии; 2) 2) развитие торговли, рекламы; 3) 3) конкуренция на рынке труда.
33 «Общество, смеясь, расстается со своим прошлым».
34 изменения в семантике слов Меняется эмоциональная окраска – капитализм, коммерсант, ленинизм, оппозиция, партком, Устаревают – народный контроль, обком, Воскрешаются – господин, частник, оппозиция, гувернантка, гимназия, лицей, губернатор, Бог, рождество, храм Приобретают переносные значения – челнок, периферия, мышка
35 Новая фразеология богатенькие буратино, процесс пошёл, вопрос, конечно, интересный, с точностью до наоборот, не факт,
36 активизация словообразования бюджетник, ужастик, гайдаровец, долларизация, горбачёвщина, Смотримость, чернуха, видуха, омоновец, эсэнговский, Верхсуд, комбанк, заксобрание, нал, безнал
37 Языковые игры Использование старой орфографии
41 Языковые игры макаронизмы – т.е. использование иноязычных букв
48 Языковые игры математические и пр. знаки
52 Большие буквы выделяют часть слова
53 ДА
56 обыгрывание компьютерных терминов и приёмов программы «Вечер.ком», «Не_пеш.ком», команда КВН «Иркутск. ру», сайты Gepatitu. net и Ctanku. net),
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.