Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемНиколай Чмарин
1 Методы восстановления невербальной коммуникации при афазии А.Ю. Чистобаева НГПУ
2 Общие методы восстановительного обучения Метод ритмико – мелодической структуры речи Метод введения в контекст Метод предметной и мотивированной деятельности Метод восстановления невербальной коммуникации при афазии Метод стимулирования активности больных
3 это целенаправленная система взаимообусловленных приемов, направленная на восстановление конкретного действия или умения. это способ реализации того или иного метода, выполнение которого ведет к выполнению действия.
4 В различные этапы развития учения об афазии, о путях и методах ее преодоления, многие исследователи обращали внимание не только на нарушение вербальной стороны коммуникации у больных, но и на состояние невербальной. Возникал ряд вопросов в проблеме невербальной коммуникации при афазии: нарушена ли она или остается сохранной, какие виды невербальной коммуникации нарушаются, имеется ли связь нарушения невербальной коммуникации с формами и степенью тяжести афазии, имеется ли при афазии (у взрослых) тенденция снижения, возвращения к более древним средствам коммуникаций, таким, как «мимико – жестовая», «превербальная» речь у детей. В настоящее время снова возрос интерес к этой стороне афазии, что связано не только с теоретической значимостью решения этого вопроса, но и с запросами практики реабилитационной работы.
5 Устная речь является наиболее развитым и эффективным способом коммуникации, но в ситуации общения речь обязательно протекает совместно и внутри разного вида невербальных форм коммуникации, таких как: жест, мимика, гримасы, манера себя держать, позы и другие. Жесты – различного рода телодвижения, сопровождающие или заменяющие вербальную речь. Мимика – совокупность движений мускулатуры лица, сопровождающих эмоции и являющихся их внешним выражением. Гримаса – вычурная мимика, не соответствующая внутренним переживаниям.
6 Функции жеста и мимики референтная (иллюстративная) коммуникативная познавательная регулирующая метаязыковая
7 В работе X. Seron, С. Lattere (1982) изучались жест, мимика, позы больных с афазией. Было обнаружено, что патология жестов поддается оценке с большим трудом. Однако авторы предполагают, что для жестов, как и для слов, существует феномен диссоциации произвольного и автоматизированного. Жесты, наиболее прочно связанные с определенными ритуализированными социальными ситуациями (жесты правил вежливости), остаются более сохранными. В работе говорится также о том, что нельзя однозначно говорить о сохранности или нарушении жеста и мимики при афазии. Ответ на этот вопрос связан как с формой и степенью ее тяжести, так и с личностью больного, а также и с различными функциями жеста и мимики. Однако можно сказать, что коммуникативная функция жеста и мимики у большинства больных остается сохранной, но она не используется ими для передачи информации.
8 В исследовании был получен ряд новых данных, которые имеют важное значение для представлений об афазии и методах ее преодоления. 1.Оказалось, что афазия снижает способность больных к точному распознаванию эмоциональных состояний партнера. 2. Эта способность зависит как от формы, так и от степени тяжести афазии: А) больные с поражением передней речевой зоны (эфферентная моторная и динамическая афазии) предпочитают интонационный способ распознавания (общения); Б) больные с поражением височных отделов левого полушария – мимический и речевой. 3. Получены данные и о различной роли левого и правого полушарий в этом виде коммуникации. Левое полушарие более связано с мимическими и речевыми компонентами в структуре процесса распознавания эмоций, а правое – с интонационными.
9 В исследованиях К. Серона и его сотрудников (1982) было обнаружено нарушение понимания (толкования) больными пантомимы. Еще Джексон и Хэд относили это за счет общего нарушения, повлиявшего и на вербальное и на невербальное общение. Зангивл, Алажунин и Лермит показали, что невербальное поведение при афазии не нарушается. Интересными оказались выводы из работ Вернея и др., в которых была показана связь нарушения понимания пантомимы с нарушением процесса чтения. Таким образом, пантомиму можно применять и как метод в терапевтических целях.
10 На индивидуальных занятиях проводится следующая методика: Педагог изображает пантомимой простейшее действие (состояние). Больной должен понять его и выбрать соответствующую картинку. Позже пантомиму предлагает больной, а педагог должен разгадать ее. На подгрупповых занятиях: Метод пантомимы становится хорошей игрой, в которой больные поочередно играют роли представляющих пантомиму и отгадывающих ее. Сюда же хорошо включить и «метод шарад».
11 Невербальные средства имеют общую зрительно – смысловую основу с изображаемыми предметами, действиями или понятиями. Нередко методы восстановления невербальных форм коммуникации на начальных стадиях обучения становятся средствами общения « безречевых» больных с окружающими их людьми, а позже – средствами восстановления речи, то есть уже вербальной коммуникации. Метод пиктограммы, на определенном этапе начинает воздействовать на растормаживание экспрессивной речи (устной и письменной).
12 Невербальные методы могут быть использованы не только при грубой афферентной моторной афазии, однако в иных целях и модификациях. При сенсорной афазии они используются как способ ограничения объема непродуктивной речи при логорее, для больных с амнестической афазией они являются дополнительной мнемонической опорой, облегчающей актуализацию слова.
13 Эффективность растормаживания устной экспрессивной речи невербальными средствами достигается, прежде всего включением правого полушария в процесс коммуникации, имеющего прямое отношение к деятельности с невербальными знаниями. Одновременное же оперирование вербальной фразой и ее материализованным эквивалентом («фишки»), а также образной формой слова и фразы (пиктограмма) и жестом, нередко замещающем речь, создает условия вербально – невербальной коммуникации.
14 Цветкова Л.С. Афазия и восстановительное обучение. – М.: Просвещение, – 207 с. Цветкова Л.С. Афазия и восстановительное обучение. – М.: Просвещение, – 207 с. Понятийно – терминологический словарь логопеда./Под ред. В.И. Селиверстова. – М., – 480 с. Понятийно – терминологический словарь логопеда./Под ред. В.И. Селиверстова. – М., – 480 с. Литература:
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.