Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемИнесса Сикетина
1 Проектирование основной образовательной программы дошкольного образования. Н. М. Шадрина, заместитель директора АНО «Институт проблем образовательной политики «Эврика»
2 Нормативные акты, регламентирующие деятельность дошкольных образовательных организаций Федеральный закон об образовании от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации» ФГОС дошкольного образования, Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155 Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г (Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования) Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 1 октября 2013 г (Методические рекомендации по реализации полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по финансовому обеспечению оказания государственных и муниципальных услуг в сфере дошкольного образования.) Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 10 декабря 2013 г ( Об утверждении показателей деятельности дошкольной образовательной организации, подлежащей самообследованию) Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации и Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки, / от 7 февраля, 2014 г. Комментарий ФГОС дошкольного образования от 28 февраля
3 Требования к дошкольному детству Ранний старт Эмоциональное благополучие
4 Развилки дошкольного образования Акселерация развития Амплификация развития
5 ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ обоснование Запорожец А.В.: амплификация развития Широкое развертывание и максимальное обогащение специфически детских форм деятельности
6 Особенности ФГОС ДО Ориентиры: развитие личности и индивидуальности самостоятельная ценность дошкольного детства
7 Основные тенденции Ориентироваться на стимулирование инициативы ребенка, создавать условия для его свободного развития через индивидуализацию образовательного процесса, организацию диалогических отношений с педагогами Усиления образовательной составляющей в дошкольном возрасте. Определения нового качества дошкольного образования как образования развивающего (амплифицирующего), в равной степени избегающего рисков натаскивания к школе или невмешательства в процесс развития. Стандарт условий и стандарт детских достижений
8 Три уровня Ситуативная связанность наличным предметным полем, процессуальная мотивация; Появление замысла, не зависящего от наличной предметной обстановки, с частичным сохранением процессуальной мотивации; Четко оформленный замысел (цель), воплощающийся (реализующийся) в продукте, мотивация достижения определенного результата. Основание: концептуальные положения и фактическая картина сдвигов в интеллектуально – мотивационных характеристиках деятельности, обозначены в работах Л.С.Выготского (1966,1984), А.Н. Леонтьева (1983)), Д.Б. Эльконина (1989)
9 Образовательная среда Способ действия ребенка, задаваемый пространством, структурой программы и взаимодействием взрослого Синтетический характер предмета оценки: ПРИМЕР: НЕ НАЛИЧИЕ ИГРУШЕК, А ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ И ДОСТУПНОСТЬ Образовательная среда – «скрытое содержание образования»
10 Главным принципом создания образовательной среды детского сада является сочетание и чередование: Ситуаций, в которых ребенок осваивает и учится выполнять нормы и правила, заданные извне (воспитателем, правилами группы, другими участниками образовательного процесса и т.д.) – адаптивная составляющая. Ситуаций, в которых ребенок активен, и сам задает нормы и правила, выбирает материал, партнера, способ деятельности, придумывает правила игры и т.д. – пространство детской инициативы.
11 Проектируя события, необходимо учитывать следующие принципиальные моменты: В основе события лежит проблемная (игровая) ситуация, актуальная для детей и мотивирующая их на пробы, игры, исследования, открытие нового.. Событие не может быть сценировано и однозначно определено. Событие разворачивается в разнообразной деятельности, дети действуют в малых и больших группах, работают индивидуально. Часть событий в плане работы детского сада возникает спонтанно, для этого необходимо оставлять время. В основе события лежит совместная деятельность взрослых и детей, но не монологическая речь воспитателя. Событие содержит момент предъявления результатов деятельности групп детей, совместное обсуждение, проговаривание достижений и трудностей.
12 Ключевые требования при планировании образовательной деятельности – баланс между обучением и свободной игрой детей, – баланс между деятельностью, инициированной взрослыми и инициированными самими детьми, – баланс между подражанием и творческим действием, – понятные нормы и границы, теплые отношения между взрослыми и детьми.
13 Модель дня Утро 1 половина дня. Свободная деятельность / организация игровой, проектной деятельности, физической активности с детьми, творческой деятельности и самовыражения/ Обед 2 половина дня Сон Свободная деятельность / организация игровой, проектной деятельности, физической активности с детьми, творческой деятельности и самовыражения/ Ужин События? Ситуации? Игра?
14 Временной отрезок Виды деятельности Совместная деятельность Самостоятельная деятельность Утро Прием детей Чтение «Малахитовая шкатулка» Рассматривание иллюстраций, книг, энциклопедий, конструирование Утро и по необходимости в течение дня Групповой сбор:1. Выставка камней, которые дети нашли на прогулке 2. Модель 3 вопросов -Рассказ о своем камне по желанию -Составление плана на день Утро Мастерские или занятия по образовательным областям Презентация воспитателя: «Недра Земли» -работа в центрах по выбору детей Утро, вечер Игра: сюжетно-ролевая, дидактическая, театрализованная, подвижные Игры по инициативе детей, используя атрибуты, изготовленные в мастерских В течение дня Режимные моменты В процессе сбора и возвращения с прогулки обратить внимание на то как лежат вещи в шкафу, придумать правило, как сделать в нем порядок. Дети сушат и складывают вещи Утро, вечер Работа с родителями Организовать экскурсию в музей.
15 Что является единицей образовательного процесса? НОД? Занятие? Путешествие? Игра? Событие? Ситуация? Проект?
16 Апробация шкал оценки среды: предварительные результаты Зоны благополучия Безопасность Гигиена Пространство Мебель Повышение квалификации Зоны неблагополучия Возможность уединения Возможность общаться с педагогом индивидуально Нерегламентированное общение Свободная игра Доступность материалов Готовность к культурному многообразию Вовлечение родителей
17 Проекты примерных программ «От рождения до школы» «Истоки» «Золотой ключик» «Открытия» «Программа Монтессори» «Березка» (Вальдорфская педагогика) «Тропинки» … Важно увидеть зазор, а не сходство!
18 Наименование программы по которым работают воспитатели %Количество «От рождения до школы» (Н.Е.Веракса, Т.С.Комарова, М.А.Васильева) %51 «Школа 2100» (А.А.Леонтьев,Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева и др.) %3,4 «Развитие» (Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко и др.) %4 «Истоки» ( Центр Дошкольное детство им А.В. Запорожец %0,6 «Мозаика»%41
19 «От рождения до школы» Преимущества Риски Традиционность (бывшая «Типовая» программа) Большое методическое обеспечение (в том числе «Школа 7 гномов», приложения) От младенческого возраста Традиционность (бывшая «Типовая» программа) Формат «занятий» - основной Содержание традиционного типа (программа В.В. Гербовой по развитию речи)
20 «Истоки»: под ред. Л.А. Парамоновой Преимущества Риски Традиция культурно- исторической психологии: «Центра Запорожца». Авторские программы Л.Парамоновой по конструированию по условиям Программа диалогической речи А.Г. Арушановой Парциальные программы по второму языку, изо и экологии Формат НОД - основной
21 «Золотой ключик»: Кравцова Е.Е., КравцовГ.Г. Преимущества Риски Традиция культурно-исторического подхода Готовность к школе = развитие произвольности, в том числе в игре Детоцентричная программа. Семейный тип отношений Разновозрастные группы Парная педагогика Событийная организация жизни Ценность игры и время для игры Характеристика возраста и критерии по годам Дидактический материал Нет младенческого возраста Дополнительные кадровые ресурсы Подготовка педагога необходима
22 «Золотой ключик»: примеры планирования Тема ЗадачиУсловия реализации Таинственное послание Создание обстановки приключенческого события. Обеспечение появления таинственного послания с далекого острова с просьбой ̆ о помощи. Создание вербального образа Дракона- людоеда. Бутылка, «побывавшая долгое время в океане»; Состаренное послание, карта мира. Куклы-роботы Придумывание собственных кукол- роботов, наделенных характером и особенностями детей ̆. Программирование кукол- роботов. Обучение кукол роботов Подручные материалы для изготовления кукол- роботов.
23 «Золотой ключик»: взрослый – играющий волшебник
24 «Открытия»: под ред. Е.Г. Юдиной Преимущества Риски Принципиально иная организация жизни: проекты, самоопределение Внятная организационная структура: круг, самоопределение, проекты, обсуждение Направленность на развитие самосознания детей Можно использовать содержание других программ Л.В.Свирская̆ «Методика ведения педагогических наблюдений» Необходимо специальное обучение педагогов
25 Я и мои произведения
26 «Тропинки»: В.Т. Кудрявцев Преимущества Риски Готовность к школе = развитие воображения Проблема как основная единица развивающего программного содержания. единство развивающей̆ и оздоровительной̆ работы с детьми Авторские программы по развитию речи О.С. Ушаковой, по подготовке к чтению Л.Е.Журовой, по развитию знаково-символической деятельности Н.Г. Салминой Нет программы для младенческого возраста Необходима специальная подготовка педагогов
27 Структура «Тропинок» 1) «Развитие культуры общения»: «Тропинка в мир людей̆», «Тропинка в мир труда»; 2) «Развитие культуры познания»: «Тропинка в мир свойств и качеств предметов», «Тропинка в окружающий̆ мир», «Тропинка в мир математики»; 3) «Развитие культуры речи»: «Тропинка в мир правильной̆ речи», «Тропинка к грамоте»; 4) «Развитие художественно-эстетической культуры»: «Тропинка в мир художественной литературы», «Тропинка в мир музыки», «Тропинка в мир изобразительного искусства»; 5) «Развитие культуры движений и оздоровительная работа»: «Тропинка в мир движения», «Тропинка к здоровью».
28 Программа М. Монтессори (под редакцией Е.А. Хилтунен). преимущества Риски Разработанные технологии взаимодействия с детьми Подробный список материалов и пособий Сенсорное развитие Развитие самостоятельности Необходимость приобретения материалов Необходимость обучения педагогов
29 Принципы программы Принцип сенситивных периодов Принцип актуального и ближайшего развития Принцип свободной работы детей в предметно- пространственной и развивающей̆ среде Принцип разновозрастной детской группы
31 «Березка»: вальдорфская педагогика (под ред. В.Загвоздкина). преимущества Риски Технология работы и взаимодействия с детьми Акцент на развитии воображения и эмоциональной сферы Принципы: Ритм и повторение Разновозрастные группы Опытное переживание мира Эстетическая среда Разновозрастные группы Вовлечение семьи Включение в традиционную культуру Необходима подготовка педагогов
32 Программа «Развитие» преимущества Риски Наглядное моделирование (Леонид Венгер) Средства – медиаторы – как основной механизм работы в зоне ближайшего развития ребенка. Не оформлена как проект примерной программы
34 Авторские программы Детский сад школы А.Н. Тубельского / «Медвежонок» Улан-Удэ Детский сад 16 Красноярск juznykh_sobranij/0-28 …
35 БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ!
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.