Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемЭдуард Рахимов
1 «Базовая культура личности: структура и содержание основных компонентов»
2 Это готовность и способность к жизненному самоопределению, что открывает возможность достижения гармонии с собой и окружающей жизнью
3 Демократическое воспитание – это сотрудничество поколений, совместная выработка ценностей, норм, задач, социальной деятельности, то есть духовное творчество старших и младших, продуктом которого является жизненная позиция.
4 Самоопределение: чувство собственного достоинства самопожертвования высокий уровень самосознания Формируется на двух уровнях Индивидуального достоинства для себя: Достоинства перед обществом на уровне общественного достоинства
5 «В формировании целей воспитания теория педагогики должна исходить из необходимости развития у детей качеств помогающих человеку реализовать себя и как неповторимую индивидуальность, со своими специфическими запросами и индивидуальными способностями социальной самореализации. При этом необходимо выделить совершенно самостоятельный вопрос «как жить?». Как построить свой индивидуальный образ жизни, выбрать оптимальный режим проживания индивидуальной жизни в нормальных, а не в экстремальных условия – важнейшая задача в системе целей воспитания».
6 Под содержанием воспитания соображают систему познаний, убеждений, навыков, свойств и черт личности, устойчивых привычек поведения, которыми должны овладеть учащиеся в согласовании с поставленными целями и задачками.
7 В базе современной идеологии воспитания лежат идеи, одна из которых - реализм целей воспитания. Настоящая цель сейчас - разностороннее развитие человека, опирающееся на его способности и дарования. Средство заслуги данной цели - освоение человеком базисных основ культуры. Отсюда центральное понятие содержания воспитания - «базовая культура» личности.
8 Виды воспитания: умственное, нравственное, трудовое, физическое воспитание; гражданское, политическое, интернациональное, нравственное, эстетическое, трудовое, физическое, правовое, экологическое, экономическое.
9 Понятие о мировоззрении. Одной из ведущих задач воспитания базовой культуры личности является формирование мировоззрения школьников.
10 внешнее и внутреннее объективное и субъективное мировоззрение У человека, достигшего того уровня развития, когда его можно назвать личностью, все свойства и качества приобретают определенную структуру, логическим центром и основанием которой становится мировоззрение.
11 «Культура и богатство страны могут быть изменены простым критерием: в какой мере семья занимается воспитанием своих детей. Так, в Америке, Франции, Германии, в других развитых странах функции воспитания берет на себя семья. Она отвечает за ребенка перед законом и перед требованиями общественной морали, а школа решает те же проблемы лишь в учебном процессе и не несет ответственности за поведение школьников на улице».
12 Интересные подходы, которые более всего отвечают возможностям обновления воспитательной деятельности в нашей стране представлены в концепциях Бондаревской Е.В., Газмана О.С., Таланчук Н.М.
13 Реализация базового содержания воспитания опирается на принципы гуманизации и теснейшим образом связана с гуманитаризацией образования. Бондаревская Е.В. (Ростов –на-Дону) выдвигает общую цель: воспитание как возрождение человека культуры и нравственности. В концепции для реализации цели определены содержательные базовые компоненты, которые включают: - Интернализацию детьми универсальных общечеловеческих ценностей, сохранение совокупного духовного опыта человечества; - Овладение детьми основными сферами жизнедеятельности современного человека, гуманизирующими личность и отношения между людьми; - Освоение материальных и духовных ценностей общечеловеческой и национальной культуры; - Формирование опыта гражданского поведения: участие в гражданских делах, проявление гражданских чувств, отстаивание прав человека, противодействие аморальным явлениям и другое; - Накопление опыта эмоционально-насыщенных ситуаций гуманного поведения; - Овладение детьми ситуациями реальной ответственности, самостоятельности.
14 Газмана О.С. Выдвинутая цель – обеспечить каждому школьнику базовое образование и культуру как основу для жизненного самоопределения. Основные задачи педагогической работы направлены на формирование способности личности к культурной самореализации, самоорганизации и самореабилитации. Основные направления воспитательной деятельности отражены в целевых программах. «Здоровье»; «Учение»; «Общение»; «Досуг»; «Семья». При этом реализация программ происходит с обеспечением процессов самоопределения, самореализации, самоорганизации, самореабилитации, которые выступают важнейшими компонентами саморазвития личности и становятся основными направлениями педагогической работы.
15 Система ролей включает в себя: В сфере «Семья» – сыновне-дочернюю, супружескую, отцовскую, отцовско-материнскую; выдвигает задачи воспитания и самовоспитания – формирование супружеской, педагогической культуры, формирование чувства долга и ответственности перед родителями; В коллективе – профессионально-трудовой, экономическую, организаторской - управленческую, коммуникативную и другие задачи воспитания – формирование профессиональных знаний, умений, экономической, коммуникативной культуры и организаторских способностей; В сфере «Общества» – патриотическую, национально-интернациональную, политическую, правовую, нравственную и экологическую; задачи воспитания – формирование основных компонентов этих культур; В сфере «Мир» – геосоциальную и интерсоциальную; В сфере «Я – Сфера» - субъекта материальных и духовных потребностей, учения, самовоспитания, творчества, психорегулятивную; задачи воспитания выражаются в формировании здоровых потребностей, умении самообразования и самовоспитания, развития творческих способностей, умений ставить жизненные цели, саморегуляции».
16 Идеи ненасилия породили интересные воспитательные подходы. Определение Насилие - форма принуждения со стороны первой группы людей (одного человека) по отношению к другой группе (одному человеку) с целью приобретения или сохранения определенных выгод и привилегий, завоевания политического или другого господства. Понимание Насилие - это идеологический, жизненный этический принцип, в основе которого лежит признание ценности всего живого, человека и его существования, отрицающий принуждение как способ решения политических, экономических, нравственных, эстетических, этнических и межличностных проблем и конфликтов.
17 сферы функционирования общественного сознания, где ненасилие выступает в качестве центрального момента мировоззренческой системы: религиозно-этическую, философско-этическую, общественно-политическую и психолого- педагогическую».
18 Свобода как обращенность ребенка к собственному опыту. Одним из основоположников такого подхода является Жан Жак Руссо. «свобода – одно из естественных прав человека и никому не дано отбирать этого права. Ребенок должен сам извлекать уроки из естественных последствий своих поступков, что будет являться стимулом для возникновения правильного представления о том, как нужно вести себя в той или иной ситуации. Следовательно, воспитание – это ненасильственное воздействия взрослого, а средство свободной ориентации ребенка в окружающем мире.»
19 Свобода как самопроизвольная деятельность ребенка. М.Монтессори: школа должна давать простор свободным и естественным проявлениям личности ребенка. Учитель не должен вмешиваться в деятельность ребенка, тем более настаивать на чем-то, заставлять прилагать усилия и тому подобное. все, что должно проявиться, проявиться, если этому не мешать. Фактически же получается, что ребенок не свободен, разве можно говорить о свободе, когда признается, что все заранее запрограммировано наследственностью.
20 Свобода как действие и самостоятельное творчество. Л.Н.Толстой: выступает за признание прав ребенка, вмешательство воспитателя в развитие убеждений и характера детей. Основной акцент делается на естественно складывающуюся атмосферу сотрудничества между учителем и учеником, которое полностью исключает принуждение. К.Н.Вентцель: освобождение ребенка и представление ему всех положительных данных для развития его индивидуальности, его свободной личности. Говоря об основном методе воспитания, отмечает, что этот метод должен быть методом освобождения в ребенке творческих сил, методом пробуждения и поддержания в нем духа искания, исследования творчества.
21 Свобода как возможность осуществлять сознательные выборы. К.Роджерс: свобода, как осуществление выбора, достигается лишь в том случае, если человек приобретает способность быть самим собой, прислушивается к себе, принимает себя, ориентируется не на мнение других, а на собственный опыт, в то же время учиться понимать и принимать других. Нельзя людям навязывать что-либо, принуждая их делать то, что кажется кому-то необходимым.
22 Личность находится в центре обучения, образования. Соответственно все образование, центрируясь на обучающемся, на его личности, становится антропоцентрическим по цели, по содержанию и формам организации. Психологическая служба является органическим компонентом современной системы образования, обеспечивающим своевременное выявление и максимально полное использование в обучении и воспитании детей, их интеллектуального и личностного потенциала, имеющихся у ребенка задатков, способностей, интересов и склонностей. Педагогическая служба призвана также обеспечить своевременное выявление резервов педагогического развития детей, их реализация в обучении и воспитании. Психологическая служба должна в течение всего детства держать под контролем процессы обучения и воспитания детей с целью повышения качества обучения и воспитания. Образование, как объединение обучения и воспитания, является средством развития личности и формирования ее базовой культуры на различных возрастных уровнях.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.