Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемТамара Стрелавина
1 Кафедра нервных болезней с курсом медицинской реабилитации ПО Тема: Синдромы дефицитарности. лекция 4 для студентов V курса, обучающихся по специальности – КЛИНИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ асс. Швецова И.Н. Красноярск, 2014 г.
2 План лекции: 1. Актуальность темы 2. Синдромы дефицитарности 3. Клиническая картина 4. Выводы
3 Актуальность Нейропсихологический метод занимает особое место в ряду научных дисциплин, обращенных к проблеме онтогенеза в норме и патологии. Только он позволяет оценить и описать те системно- динамические перестройки, которые сопровождают психическое развитие ребенка с точки зрения его мозгового обеспечения. Понять глубинные механизмы его психического статуса и спланировать адекватную онтогенезу именно этого, конкретного ребенка программу психолого- педагогического сопровождения.
4 Функциональная дефицитарность подкорковых образований (базальных ядер) мозга «ленивый», «невнимательный», «неуправляемый» эмоциональная лабильность быстрая пресыщаемость неадекватные реакции на происходящее Из биографических данных: с раннего детства излишняя чувствительность, капризность, неуправляемое поведение, патологическое упрямство излишняя полнота или худоба явления энуреза до 10–12 лет изменения аппетита и формулы сна истощаемость неустойчивое внимание логоневроза
5 Функциональная дефицитарность подкорковых образований (базальных ядер) мозга обилие синкинезии, дистоний, вычурных поз и ригидных телесных установок первичное нарушение праксиса поз
6 Функциональная дефицитарность подкорковых образований (базальных ядер) мозга Речь вычурная, резонерская. Светская беседа с ними развернутое действо, в котором дети, как правило, пытаются блеснуть всеми своими достаточно обширными познаниями. Элементы заикания и дизартрии
7 Функциональная дефицитарность подкорковых образований (базальных ядер) мозга нет стойкого дефекта при выполнении экспериментальных тестов сниженной общей нейродинамики показатели амнестической деятельности, письма, чтения в рамках возрастных нормативов или даже превосходя их недостаточность фоновых компонентов психической деятельности: плавность, переключаемость, трудности удержания уровня тонуса. исполнительная сторона графических функций (письма, рисунка) крайне затруднена и наводит на метафору «как курица лапой» Основным радикалом является несбалансированность тонизирования поведения за счет внешних социальных условий и внутренней ауто стимуляции; это явление сопряжено со слабостью нейродинамического и эмоционально-аффективного аспектов психической деятельности.
8 Функциональная дефицитарность стволовых образований мозга 1. Дисгенетический синдром накопление дизэмбриогенетических стигм: лицевая асимметрия асимметрия глазных щелей неправильный рост зубов различного рода дистонии, включающие как гипер-, так и гипотонус в проксимальных и дистальных отделах конечностей (который в процессе выполнения нагрузочных проб имеет тенденцию к асимметричному изменению) обилие пигментных пятен, родинок сочетаются с явлениями дизонтогенеза ритмики мозга (ЭЭГ), специфическими особенностями гормонального и иммунного статуса.
9 Дисгенетический синдром с целым рядом нейродинамических и эмоциональных отклонений, включает как латеральные (лево- и правополушарные), так и межполушарные патологические стигматы, которые актуализируются на всех уровнях функционирования вербальных и невербальных психических процессов. в двигательной сфере накопление амбидекстральных черт и псевдо леворукости. Наблюдаются грубые дефекты как реципрокных, так и синергических сенсомоторных координации с обилием синкинезии, вычурных поз и патологических ригидных установок. Дефицитарен динамический праксис.
10 Дисгенетический синдром В оптико-гностической сфере инверсия вектора (горизонтального и вертикального) и фрагментарность восприятия, с тенденцией к левостороннему игнорированию. грубая патология всех уровней и аспектов пространственных представлении с обилием реверсий и отчетливыми латеральными отличиями в правой и левой руке. Патогномоничными для нижнестволовых дисфункций являются не 180-, а 90-градусные реверсии при копировании. В амнестической сфере обнаруживаются выступающие на первый план дефекты избирательности памяти вне зависимости от ее модальности при относительно сохранном объеме и прочности. Имеет место отчетливая тенденция к актуализации феномена реминисценции.
11 Дисгенетический синдром В речевой сфере тенденция к амбилатерализации полушарий мозга и задержка дебюта формирования доминантного по речи полушария вплоть до 10–12 лет. При заинтересованности в патологическом процессе нижних отделов ствола кривая продуктивности воспроизведения с левого уха отличается «платообразным характером» (она устойчиво высока вне зависимости от порядкового номера группы слов), а с правого «качели образным» (высокий процент воспроизведения 2-й группы сменяется игнорированием 3-й, затем опять подъем (5-я группа), спад (7-я группа) и т. д.). Аналогичные кривые при поражении верхних отделов ствола имеют вид реципрокных «качелей».
12 Дисгенетический синдром На первом плане дефект фонетико-фонематического анализа на фоне стертой дизартрии и тенденция к каноническим проявлениям (несформированность и обедненность самостоятельной речевой продукции с обилием вербальных «штампов» и аграмматизмов, задержка становления обобщающей и регулирующей функций слова). Основным патогенетическим радикалом здесь является системная задержка и искажение серебро генеза как комиссуральных, так и полушарных систем, приводящие к дефицитарности и атипии психического функцию генеза.
13 Дисгенетический синдром Функциональный статус правого полушария как вторично дефицитарный (где гипофункция задних отделов зачастую сочетается с гиперфункцией передних). Левое полушарие, функционально развивающееся как бы в условиях постоянного «обкрадывания», демонстрирует дефицит третьего порядка по отношению к функциональному статусу стволовых образований правого полушария. Вместе с тем иногда фасадом данного синдрома (особенно у девочек) выступает типичная грубая «лобная» симптоматика, нехарактерная для детей. Отличительной чертой дисгенетического синдрома является его возрастная динамика, актуализирующаяся внешне в резкой элиминации дефектов. Однако сенсибилизированное нейропсихологическое обследование всякий раз выявляет ту же дефицитарность, что и в младшем возрасте, но в модифицированном варианте.
14 Дисгенетический синдром Оптико-пространственная недостаточность, практически отсутствующая в правой руке, остается неизменной в левой. Фонетико-фонематическая несформированность, как бы отсутствующая в непосредственной речи, по-прежнему вредоносно влияет на эффективность памяти и письма; остается множество литеральных парафазий и контаминации при воспроизведении дихотических эталонов.
15 Дисгенетический синдром Достаточная РК рук при увеличении времени выполнения пробы и исключении речевого контроля (зафиксированный язык) приобретает следующий вид: 1. нарастает тонус мышц и появляются вычурные позы в левой руке 2. постепенное соскальзывание на одноименные движения 3. нарастают как оральные синкинезии (с гипертонусом языка, его подергиваниями и поворотами в такт движениям), так и содружественные движения во всем теле 4. постепенно нарастает и тонический, и кинетический дефицит в правой руке.
16 Дисгенетический синдром Внешняя элиминация дисгенетического синдрома в онтогенезе происходит вследствие компенсирующего влияния речевого опосредствования. Созревание той или иной психической функции протекает у этих детей преимущественно не за счет латерализации и межполушарной организации самих психологических факторовв и меж факторных связей, т. е. наблюдается не динамика факторовв генеза изнутри, но опосредствование его извне путем сращивания с речевой маркировкой.
17 Дисгенетический синдром С одной стороны, это классический (по Л.С. Выготскому) процесс ведь логика развития ребенка перманентно включает речевое опосредствование широкого круга невербальных явлений. Но в нашем случае механизм оречевления опирается на несформированный первично сенсомоторный базис, что приводит к повышению энергозатрат психики, поскольку процесс вербализации чрезвычайно энергоемок. Образуется порочный круг, внутри которого недостаточными оказываются и сами речевые функции (конечно, наиболее вредоносно это для высших форм организации речевой деятельности), и деформированные невербальные аспекты психики.
18 Атипия психического развития Право или леворукость одно из важнейших его психофизиологических свойств, отражение которого актуализируется в типе мозговой организации психических процессов. Имеется ввиду генетические левши, амбидекстры и правши с семейным левшеством. Атипия психического развития одна из особенностей лиц с наличием фактора левшества. Церебральный онтогенез их обладает специфическими чертами: 1. не дифференцируются внутри- и межполушарные связи 2. менее избирательны 3. выявляется отставание в развитии биоэлектрической ритмики мозга
19 Атипия психического развития Конкретный психологический фактор у левши может быть «совмещен» с абсолютно не адекватной ему зоной мозга (например, оптико-гностический с левой височной областью, а фонематический слух с теменными структурами) Его становление в онтогенезе идет не непосредственно, а опосредованно и многоканально. Соответственно выстраиваются психические функции и межфункциональные связи. Кроме того, если для правшей естественна определенная последовательность факторов- и функцию генеза, у левшей она менее предсказуема.
20 Атипия психического развития Практически все дети-левши изыскивают самые немыслимые внешние и внутренние средства, позволяющие альтернативно, без опоры на первичный (в традиционном понимании) фактор, решать проблемы, прямо связанные с его актуализацией (пренебрегая фонетико-фонематическим факторовм, мальчик 9 лет, ввиду своей вопиющей безграмотности, решил заучивать слова наизусть, а потом просто воспроизводил их по памяти).
21 Атипия психического развития На фоне явной незрелости фактора у левшей развивается психическая функция, требующая его как первичного, базисного. Феноменологически это функциогенез ниоткуда. Пример: В 6 лет при полном отсутствии координантных и квазипространственных представлений (зато с прекрасно разработанным структурно-топологическим факторовм, который в онтогенезе правшей часто так и остается в зачаточном состоянии) мальчик с легкостью овладел математическими приемами II–III классов, решал сложнейшие головоломки и т. д.
22 Атипия психического развития Как он объяснил, сочетания цифр и уравнений кажутся ему необычайно красивыми. По всей видимости, счет для него не связан генетически с традиционным факторовм; пространственные, в том числе математические, манипуляции подчиняются здесь законам гештальта, красоты, т. е. больше производны от интуиции, чем от конкретных познавательных процессов.
23 Атипия психического развития власть над собственным факторовгенезом обрывается там, где в психическую деятельность должны включаться процессуальные, динамические параметры, что также обусловлено их мозговой организацией.
24 Атипия психического развития Поздний дебют моторных компонентов любой функции и обнаруживающие себя в течение всей их жизни чисто динамические трудности в речи, памяти, движениях (здесь нет дополнительных возможностей для формирования фактора: кинетика в широком смысле либо актуализируется плавно, сукцессивно, в заданном направлении, либо, напротив, «буксует» на каждом шагу).
25 Атипия психического развития Традиционны задержки речевого развития, овладения письмом, чтением: ведь все это требует организованной парной работы полушарий. У них изначально и пожизненно отсутствует упроченная пространственно-временная система координат, что и проявляется в феноменах «зеркальности», «эффектах времени».
26 Атипия психического развития Отсутствие у него пространственных навыков и во внешнем, и во внутреннем плане, на макро- или микроуровне (читать, писать, рисовать, считать, вспоминать, интерпретировать сюжетную картинку можно начать с любой стороны). Когда необходимо сканирование большого перцептивного поля это усугубляется хаотичностью и фрагментарностью. Сориентирован на адаптацию внешнего мира к своему уровню (упорные попытки аутокоррекции).
27 Атипия психического развития Полноценно не формируется средний уровень психической регуляции уровень психических операций и автоматизмов. 1. Дети привлекают максимум внешних, осознаваемых средств для овладения теми навыками, которые у правшей формируются и закрепляются независимо от их желания. 2. Левша всякий раз изобретает свой способ овладения миром правшей. Самый высокий ранг у левшей уровень самоконтроля.
28 Атипия психического развития Опора на богатый арсенал средств на порядок увеличивает количество степеней свободы для достижения той или иной цели, что и констатируется постоянно в леворукой популяции как повышенная креативность, способность к нетривиальным решениям и пр. Это свидетельство слабости, ненадежности адаптивных механизмов, изнашиваемости нервной системы, что и наблюдается у левшей, в том числе в онтогенезе частые аффективные срывы, тенденция к эмоционально-личностной незрелости, психосоматическим пароксизмам.
29 Выводы: Психические функции ребенка приобретенные Они преодолевают длительный путь, начиная с внутриутробного периода. Путь формирования гетерохронен и асинхроничен Разнонаправленные процессы в определенные периоды синхронизируются, чтобы создать в совокупности целостный ансамбль психической деятельности, способный адекватно отреагировать на те требования, которые предъявляет ребенку окружающий мир, и прежде всего, социальное окружение.
30 Литература: Основная: 1. Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека и их нарушения при локальных поражениях мозга / А.Р. Лурия. // СПб.: Питер Марютина Т.М. Психофизиология / Т.М. Марютина, И.М. Кондаков //М.: МГППУ Психофизиология. Учебник для вузов / Под ред. Ю.И. Александрова // СПб.: Питер Цветкова Л.С. Нейропсихология и афазия: новый подход. // М.: Московский психолого- социальный институт, Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК» Цветкова Л.С. Афазиология – современные проблемы и пути их решения // М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК» Хомская Е. Д. Х = Нейропсихология: 4-е издание. // СПб.: Питер 2005 Дополнительная 1. Вартанян И.А. Физиология сенсорных систем / И.А. Вартанян. // СПб.: Лань Корсакова Н. К., Московичюте Л. И. Клиническая нейропсихология. // М.: МГУ Бурлакова М.К. Речь и афазия. // М.: Медицина А. Р. Лурия и современная психология / Под ред. Е. Д. Хомской, Л. С. Цветковой, Б. В. Зейгарник. // М.: МГУ 1982 Электронные ресурсы 1. ИБС КрасГМУ 2. БМ Мед Арт 3. БД Ebsco 4. БД Медицина
31 Спасибо за внимание!
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.