Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемОлег Братухин
1 А. В. Шувалов Теоцентрическая методологическая установка в системе психологического человекознания
2 Теоцентрическое направление в психологии опирается на традиции русского идеализма ; оформляется в период второй половины XIX – первой половины XX вв.; связано с именами Н. Я. Грота, Л. М. Лопатина, В. А. Снегирева, В. И. Несмелова, Н. О. Лосского, С. Л. Франка, В. В. Зеньковского, И. А. Ильина, других мыслителей ; составляет богатейший пласт оригинальных подходов к внутреннему миру человека, его духовно - нравственной сфере.
3 Методологическая установка Теоцентрическая Аксиологический аспект Ориентация на традиционные духовно - нравственные и культурные каноны, примат ценности и достоинства человека Первооснова человеческого в человеке Трансцендентная человеческая сущность Оценка человеческой природы Реалистическая : в человеке противоборствуют разнообразные потенции – от благородных до безобразных, в мотивах и поступках могут быть проявлены и одни, и другие Образ человека Человек как духовная личность ( образ и подобие Божие ) Нормативный вектор развития и саморазвития человека Универсализация – выход за пределы сколь угодно развитой индивидуальности, вхождение в пространство универсального со - бытия Антропологический эталон Человек, преображенный в деятельном стремлении к Добру и Истине
4 Социоцентрическое направление в психологии ориентировано на рассмотрение проблемы человека с позиций материалистической философии ( К. Маркс, Ф. Энгельс, Н. Г. Чернышевский, Н. А. Добролюбов, другие философы ); оформляется в период XIX – XX вв.; ассоциируется с работами П. Ф. Лесгафта, И. М. Сеченова, В. М. Бехтерева, Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, Б. Г. Ананьева, других ученых ; нацелено на объективное познание человеческой природы средствами естественных наук.
5 Методологическая установка Социоцентрическая Аксиологический аспект Ориентация на общественные нормы и идеалы, примат социальных моделей должного Первооснова человеческого в человеке Родовая человеческая сущность Оценка человеческой природы Нейтральная : человек от рождения не добр и не зол, не нравственен и не безнравственен, не духовен и не бездуховен Образ человека Человек как « социальная единица » ( субъект социального функционирования ) Нормативный вектор развития и саморазвития человека Адаптация - продуктивное приспособление и взаимодействие с наличными условиями социокультурной действительности Антропологический эталон Всесторонне развитая гармоничная личность
6 Персоноцентрическое направление в психологии сложилось на ниве западной культуры и ментальности ; оформилось на рубеже гг.; среди его основателей Г. Олпорт, К. Роджерс, А. Маслоу, Ш. Бюлер, Р. Мэй, Э. Шостром, другие психологи и антропологи ; выступило против редуцированного восприятия человека в науке, сосредоточив исследовательскую и практическую деятельность на специфически человеческих проявлениях и общечеловеческих ценностях.
7 Методологическая установка Персоноцентрическая Аксиологический аспект Ориентация на « общечеловеческие » гуманистические ценности, примат прав и свобод человека Первооснова человеческого в человеке Индивидуальная человеческая сущность Оценка человеческой природы Оптимистическая : человек по своей природе добр и наделен врожденным, естественным стремлением к личностному росту Образ человека Человек как уникальная личность ( индивидуальность ) Нормативный вектор развития и саморазвития человека Самоактуализация – максимально полное воплощение человеком своих способностей и возможностей Антропологический эталон Self-made-man « Self-made-man » – человек, создавший себя сам
8 Методологические аспекты психологического человекознания персоноцентризмсоциоцентризм теоцентризм
9 Теоцентрическая методология полагает в качестве онтологической первоосновы трансцендентную сущность : единство человеческих душ в Боге ; обращена к полноте человеческой реальности в единстве ее духовно - душевно - телесных проявлений ; рассматривает человека не самого по себе, а в контексте его связей и отношений с ближними и дальними людьми, прошлыми и будущими поколениями ; признает метафизический план бытия, метаантропологическую перспективу развития и устремления человека : « Я сораспялся Христу, и уже не я живу, но живет во мне Христос » ( Гал. 2: 19-20); рассматривает педагогическую деятельность и психологическую помощь как антропопрактики.
10 Психологическая картина развития с позиций диалектико - материалистического подхода Исходит из представления о противостоянии индивида и социума : принадлежность индивида к социуму и одновременно стремление быть независимым от него. Описывается как диалектическое взаимодействие ( единство и противоположность ) механизмов идентификации и обособления в социальной общности ; реверсивная смена « шагов » социализации ( врастания индивида в мир человеческой культуры и общественных ценностей ) и « шагов » индивидуализации ( оформления уникального и неповторимого Я, приобретения индивидом все большей самостоятельности и относительной автономности ).
11 Психологическая картина развития с позиций телоцентрического подхода Исходит из представления о единстве человека и мира. Описывается как сочетание процессов социализации, индивидуализации и универсализации человеческого бытия ; совершенствование механизмов развития и существования от подражания через идентификацию и рефлексию к самотрансценденции и синергии ; движение от начальной, естественной созависимости через наращивание самообладания и актуализацию самобытности к самоодолению и полноте универсального со - бытия.
12 Наставление преподобного аввы Дорофея, христианского подвижника VI-VII вв.
13 Эвристическая ценность Эвристическая ценность антропологической ( геоцентрической ) теории развития состоит в том, что в ней постулируется антиномия человеческой субъективности ( самости ): она есть средство (« орган ») саморазвития человека, и она же должна быть преодолена ( преображена ) в его духовном возрастании и нравственном совершенствовании.
14 Уровни развития и бытия человека 1. В качестве субъекта ( функциональное и обыденное ): выжить, приспособиться и продуктивно взаимодействовать с наличными условиями жизни. 2. В качестве индивидуальности ( единичное и уникальное ): обрести себя и свое место в жизни, раскрыть и созидательно реализовать свои дарования, состояться социально, профессионально, творчески. 3. В качестве личности ( целостное и над - обыденное ): найти путь к Богу и достойно исполнить свое человеческое назначение на земле.
15 Сравнение психологических моделей здоровья Параметры сравнения Психологические модели здоровья Персоноцентрическая ( гуманистическая ) Теоцентрическая ( антропологическая ) Вектор развития СамоактуализацияУниверсализация бытия Основа психологического здоровья Личностный рост как утверждение самости в стремлении к полноценному функционированию в условиях индивидуальной жизни Духовное возрастание как одоление самости в стремлении к децентрации, самоотдаче и любви Максима психологического здоровья Самотождественность : « быть самим собой » Устремленность к полноте бытия : « быть выше себя » Образ нормы Самобытность, самодостаточность Самоодоление, синергийность
16 Теоцентрическая ориентация в психологической практике признание в человеке неисчерпаемого духовного начала, проявленного в личностном способе жизни ; соотнесение преходящих наличных проблем и переживаний ( фокус психологической помощи ) и духовного плана бытия ( контекст психологической помощи ); соподчинение локальных задач и отдельных приемов психологической помощи общему духовно - личностному контексту : важно, с каким эффектом для личности достигаются те или иные эмоциональные, интеллектуальные и поведенческие изменения, инициированные психотехническими средствами ; предпочтение диалогических форм психологической помощи, содействие человеку в установлении / восстановлении контакта с его « духовным Я ».
17 Установки психологической помощи Персоноцентрический подход Теоцентрический подход Психологическая помощь исходит из презумпции индивидуальной этики, и в силу этого осуществляется как бы « по ту сторону добра и зла » Психологическая помощь затрагивает духовно - душевную сущность человека и в силу этого соотносима с нравственными аспектами жизни, с проявлениями « проблемы добра и зла » Эмпатическое слушание, феноменологическое проникновение Диалогические формы контакта, ориентированные на пробуждение в человеке его « духовного Я » Фасилитация личностного роста человека не директивным и психотерапевтическими средствами, безоценочное отношение : человека нужно принимать таким, каков он есть Доминанта на Другом и участная вненаходимость : сопереживание и вера в человека в сочетании со стремлением к объективности по отношению к отрицательным проявлениям его нрава
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.