Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 8 лет назад пользователемВалентин Галанин
1 Наталья Геда, Специалист по дистанционному образованию ГБОУ СОШ 277 Скажи мне - и я забуду. Покажи мне - и я запомню. Вовлеки меня - и я научусь.
2 Проект (в буквальном переводе с латинского projectus– «брошенный вперед») :план, замысел, текст или чертеж чего-либо, предваряющий его создание, но не в меньшей степени – и практическая реализация этого плана, замысла. Метод проектов это способ достижения образовательной цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом (проф. Е. С. Полат); это совокупность приёмов, действий учащихся в их определённой последовательности для достижения поставленной задачи решения проблемы, лично значимой для учащихся и оформленной в виде некоего конечного продукта. Учебный проект индивидуальная или совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность или нескольких детей и взрослых, имеющая значимую для исполнителя (исполнителей) цель, понятные и исполнимые методы и способы деятельности, направленные на достижение результата по решению какой-либо проблемы,
3 Школьная программа не связана с окружающей ребёнка жизнью, и не готовит его к ней. Школьная программа никак не использует, не развивает реальные интересы ребёнка, игнорирует, подавляет их, тем самым, выращивает исполнителя, а не творца. Школьная программа пассивна, в ней нет действия, активности, так свойственных маленьким детям и подросткам, и столь важных для активной жизненной позиции вырастающих членов общества. Школьная программа не приучает детей к труду, заставляя их вместо полезных для других людей дел «вызубривать» не нужные никому сведения, выращивая в детях «выученную беспомощность», инфантилизм. Школьная программа не способствует, а препятствует образованию подлинных неформальных связей и совместных интересов у детей и взрослых, в особенности – у детей и родителей.
4 Детство не должно быть для ребёнка только периодом подготовки к будущей жизни, а должно быть полноценной жизнью, частью его жизни. Образование должно базироваться не столько на тех знаниях, которые когда-нибудь в будущем ему пригодятся, сколько на том, что остро необходимо ребёнку сегодня, на проблемах его актуальной (здесь и сейчас) жизни. Образование должно не только давать ребёнку сумму определённых знаний, но, прежде всего, помогать решать его актуальные жизненные проблемы, учить ребёнка жить в этом мире, работать с другими людьми и, в том числе, активно и самостоятельно получать необходимые для этого знания. Тем самым, всякая деятельность с детьми (в том числе и обучение) должна строиться с учетом их интересов, потребностей, основываясь на личном опыте ребёнка. Основной задачей проектного метода является исследование ребенком/детьми вместе с одним или несколькими взрослыми окружающего мира – от собственной квартиры или семьи до дальних Галактик.. Это должно происходить в совместной деятельности детей и взрослых. Всё, что ребята делают, они должны делать с желанием, «от всего сердца». Всякое действие они должны (одни, с другими детьми, с родителями, другими взрослыми) максимально самостоятельно спланировать, выполнить, проанализировать, оценить и, естественно, понять, зачем они это сделали. Дж. Дьюи ( )
5 Начало и середина XX века – американская педагогика, «прагматизм», «новая школа»: Д. Дьюи, У. Килпатрик Начало и середина XX века, Россия, коммуны, трудовая школа, С. Шацкий С середины XX века – повсеместно в Европе и Америке В России – под запретом с 1931 года С 90-х годов XX века – возрождение интереса к проектному методу благодаря работам Е. Полат – разработчику методов дистанционного обучения С 17 декабря 2010 года – метод проектов вошел в новый ФГОС основного общего образования: Начало и середина XX века – американская педагогика, «прагматизм», «новая школа»: Д. Дьюи, У. Килпатрик Начало и середина XX века, Россия, коммуны, трудовая школа, С. Шацкий С середины XX века – повсеместно в Европе и Америке В России – под запретом с 1931 года С 90-х годов XX века – возрождение интереса к проектному методу благодаря работам Е. Полат – разработчику методов дистанционного обучения С 17 декабря 2010 года – метод проектов вошел в новый ФГОС основного общего образования:
6 Или «внутренний учебный материал», вытекающий из природы и интересов ребенка. Это значит, что основным материалом для изучения должны быть не привнесённые «извне» тексты, формулы, никак не связанные с конкретной ситуацией ребёнка, с его личным опытом, интересом. Материалом для обучения должен стать собственно личный опыт детей, опыт их взаимодействия с другими детьми и взрослыми, опыт самоощущения, решения разных жизненных задач, в том числе, и интеллектуальных М. М. Эпштейн
7 Доминирует прагматический, деятельностный подход Инструменты учебы формируются как приложения к процессу практической деятельности У ребенка не формируется целостной картины мира, глубокой системы знаний, он рано специализируется Подходящий способ обучения для будущего ремесленника и исполнителя ( в любой области, от ручного труда до творчества ) Основное Доминирует смысловой подход Проекты рождаются как практические приложения к овладеваемым ребенком инструментам учебы Проекты направлены на углубление умения самостоятельно ставить и решать учебные и практические задачи, в т.ч. Планировать их и управлять ими Проекты направлены на укрепление мотивации ребенка к учебе: ребенку приятно и полезно видеть, как полученные знания конкретизируются и обретают зримую форму Вспомогательное
8 Этапы развития интересов Период Ведущий вид деятельности Проект 4-6 лет Рассеянных интересов Игра Освоение новых видов деятельности через игру (ролевую, свободную, дидактическую) 7-9 лет Непосредств енных интересов Ручной труд, освоение простейших инструментов учебы, поверхностное знакомство с науками и искусствами Ребенок и его среда обитания: животные, растения, явления природы, семья, друзья. Ребенок и его интересы, увлечения: книги, фильмы, путешествия, развлечения, лакомства, коллекционирование, спорт и т.д. Проект выполняется в основном в зримой, конкретной форме (модель, макет, альбом с фотографиями, рисунками, мастер- класс по изготовлению чего-либо и т.д.) лет Конкретных специализированных интересов Дифференциация изучаемых предметных областей, формирование устойчивых интересов, навыков, усложнение инструментов учебы и приемов практической деятельности, в т.ч. творческой Те же темы +ребенок и его первые попытки исследования и осмысления окружающего мира. Простые проекты по постановке, проведению и интерпретации простейших опытов и экспериментов с формулировкой выводов. Написание простейших эссе лет Простых абстрактных интересов Конкретные ЗУНЫ сменяются абстрактными систематическими представлениями о внешнем и внутреннем мире. Выделяются 2-3 предметные обрасти, в которых достигаются максимальные результаты Выполнение классического учебного или творческого проекта по одной или нескольким темам одного или разных учебных предметов лет Сложных абстрактных интересов Выделяется единственная предметная область, (естественные или гуманитарные науки, творчество и т.д.), для изучения которой ученик продолжает совершенствовать свои инструменты учебы и творчества. Классический учебный проект по материалу нескольких взаимосвязанных тем по взаимосвязанным предметам (физика, география, биология или история, искусство, литература, философия). Сложные научные исследования. Сложные эссе.
9 Исследовательские (например, наблюдение какого-либо природного явления): должны иметь хорошо продуманную структуру, цели, методику Творческие (например, написание эссе на какую-либо тему): могут не иметь четкой структуры, но должны иметь продуманную, изящную форму и оригинальное содержание Приключенческие, игровые (например, ролевая игра): имеют, в первую очередь, организационно-коммуникативное значение Информационные (например, доклад на какую-либо тему): должны охватывать и обобщать большой круг источников Практико-ориентированные (например, исторический костюм): должны представлять собой изделие/продукт, имеющее практическую ценность Социально-ориентированные (например, концепция подросткового клуба по интересам): должны иметь четкую ориентацию на интересы той или иной социальной группы
10 Основания для классификации Виды проектов Содержание проекта Монопредметные (выполняются на материале конкретного предмета) Межпредметные (интегрируется смежная тематика нескольких предметов)) Надпредметные (выполняются на основе изучения сведений, не входящих в школьную программу) Включенность проектов в учебные планы Текущие (выполняются самостоятельно, по ходу изучения той или иной темы) Итоговые (по результатам выполнения проекта оценивается освоение учащимися определенного учебного материала за определенный период ) Продолжительность выполнения проекта Краткосрочные (может быть осуществлен за несколько дней); Среднесрочные (от недели до месяца); Долгосрочные (от месяца до нескольких месяцев). Количество участников проекта Парные (над одним проектом работают партнеры); Индивидуальные ( собственно-индивидуальные, или внутри большого проекта); Групповые (принимают участие в работе сформированные группы) Территориальный признак Внутренние или региональные проекты (внутри одной школы, между школами) внутри региона, одной страны (с помощью телекоммуникаций, Интернет-сети). Международные проекты (с участием представителей различных стран)
11 Классификация учебных проектов (по проф. Коллингсу, США) Проекты игр: игры, танцы, драматические постановки Конструктивные проекты: создание полезного продукта: костюма, орудия, домашней утвари, кулинарного изделия, работающей модели прибора, механизма и т.д. Исследовательско- информационные проекты : доклады, исследования, описания опытов, экспериментов, Экскурсионные проекты: изучение проблем, связанных с окружающим миром, т.е, с природой и обществом Повествователь- ные проекты: рассказ в разнообразной форме: эссе, стихотворение, пьеса, рассказ, картина, песня, музыкальное произведение
12 Проект может быть полностью находиться в рамках учебной программы (например, серия опытов по курсу физики или химии того или иного класса; моделирование механизмов; постановка спектакля в рамках школьного курса литературы; разработка игры по станциям по тому или иному предмету), а может частично или полностью выходить за ее рамки (например, доклад по минералогии или геологии; ролевая игра по произведению в стиле фэнтези; эссе на философскую или политическую тему). Связь с учебной программой Должно быть понятно, представлено логично и удобно для восприятия. Самостоятельные исследования учащихся иллюстрируются. Цели и тема проекта ясно изложены. Проект характеризуется оригинальностью замысла, исследовательским подходом к собранным и проанализированным материалам, использованием широкого спектра первоисточников. Содержание проекта Не допускается копирование готовых материалов из интернета и других источников без ссылки на автора цитаты. Соблюдение авторских прав Мультимедиа Материалы проекта могут (но не обязаны) содержать в себе элементы мультимедиа, усиливающие впечатление от презентации и помогающие лучше понимать сложную для восприятия информацию.
13 Введение метода проектов в повседневную учебу домашних учеников может научить их: приобретать знания и развивать прикладные умения и навыки самостоятельно; пользоваться приобретенными знаниями для решения конкретных (исследовательских, творческих, изобретательских, практических) задач; систематизировать и анализировать полученную информацию; пользоваться исследовательскими методами, уметь их анализировать с разных позиций; делать выводы и заключения; излагать собранную информацию систематично, последовательно, логично и корректно излагать свои мысли, эмоции, наблюдения ярко, образно и выразительно, используя разные виды и жанры искусств, разные стили, материалы и методы; воплощать свои замыслы в зримую форму, реализовывать проект в форме конечного продукта, пригодного к использованию в реальной жизни; работать в разнообразных группах, выполняя разные социальные роли; получать эффектный результат решения проблемы в процессе совместной деятельности; планировать свою работу и доводить до конца каждый ее этап и весь проект в целом; нести ответственность не только за свою часть проекта, но и за всю работу группы в целом; связно излагать свои мысли в устной форме, публично защищать перед публикой свой проект Введение метода проектов в повседневную учебу домашних учеников может научить их: приобретать знания и развивать прикладные умения и навыки самостоятельно; пользоваться приобретенными знаниями для решения конкретных (исследовательских, творческих, изобретательских, практических) задач; систематизировать и анализировать полученную информацию; пользоваться исследовательскими методами, уметь их анализировать с разных позиций; делать выводы и заключения; излагать собранную информацию систематично, последовательно, логично и корректно излагать свои мысли, эмоции, наблюдения ярко, образно и выразительно, используя разные виды и жанры искусств, разные стили, материалы и методы; воплощать свои замыслы в зримую форму, реализовывать проект в форме конечного продукта, пригодного к использованию в реальной жизни; работать в разнообразных группах, выполняя разные социальные роли; получать эффектный результат решения проблемы в процессе совместной деятельности; планировать свою работу и доводить до конца каждый ее этап и весь проект в целом; нести ответственность не только за свою часть проекта, но и за всю работу группы в целом; связно излагать свои мысли в устной форме, публично защищать перед публикой свой проект
14 внеучебные интересы, увлечения, хобби; интересы в области дополнительного образования (спорт, рисование, музыка, творчество); учебные интересы; практический интерес (стремление победить в конкурсе), желание быть признанным, оцененным Ребенок (дети) с учетом учебной ситуации; с учетом способностей ребенка (детей) в соответствии с потребностями ребенка (детей) в развитии тех или иных качеств характера, получении того или иного опыта, достижении того или иного результата с учетом собственных интересов и свойств характера Родители
15 Стадии Деятельность взрослого Деятельность ребенка 1. Разработка проектного задания 1.1. Выбор темы проекта Отбирает возможные темы и предлагает их ребенку (детям) (в виде исключения, для первого раза) Ребенок (дети) выбирает одну наиболее интересную тему из списка, предложенного взрослым Взрослый предлагает ребенку (детям) самостоятельно составить список возможных тем проекта (при наличии у него (них) опыта самостоятельно проектной деятельности) Ребенок (дети) представляет на рассмотрение взрослому список интересных для него тем, а взрослый выбирает из них одну с учетом интересов и потребностей ребенка Взрослый совместно с ребенком (детьми) составляет список тем методом мозгового штурма (обычный способ) Ребенок (дети) вместе со взрослым обсуждают список тем и принимают совместное решение по окончательной теме проекта 1.2. Выделение подтем проекта и составление плана-графика проекта Взрослый совместно с ребенком (детьми) предварительно вычленяет подтемы и предлагает ребенку (детям) проработать каждую из них в одиночку или в группах. Оценивает время на выполнение каждой подтемы, выставляет сроки В случае группового проекта – каждый ребенок берет на себя выполнение одной роли (операции, подтемы) и предлагает сроки выполнения. В случае индивидуального – ребенок осознает, какие подтемы (операции, элементы проекта) он гарантированно может выполнить сам, какие потребуют помощи взрослого и в какие сроки он может уложиться Подготовка материалов к исследовательской/ творческой и т.д. работе Взрослый совместно с ребенком (детьми) разрабатывает задания, вопросы для поисковой деятельности и составляет список литературы и т.д. В свою очередь, ребенок (дети) пытается выполнить ту же операцию самостоятельно - сформулировать вопросы, поставить задачи, подобрать литературу и другие источники получения информации. Затем взрослый и ребенок сравнивают и объединяют свои наработки Выбор формы проекта Взрослый предлагает разные варианты конечного исполнения проекта Ребенок (дети) предлагают свои.
16 Стадии Деятельность взрослого Деятельность ребенка 2. Разработка проекта Взрослый консультирует, координирует работу ребенка (детей), мотивирует его, стимулирует его деятельность Ребенок (дети) осуществляют поисковую/творческую деятельность 3. Оформление результатов Взрослый подвергает критике полученные результаты, указывает на ошибки, недоделки, просчеты, предлагает помощь Ребенок (дети) сводит все элементы собранной информации (материала) вместе, обрабатывает их и выдает результат в материальной форме. После внесения критики и рефлексии со стороны взрослого вносит в проект необходимые изменения, усовершенствования 4. Презентация Взрослый передает готовый проект на экспертизу специалистов ГБОУ СОШ 277 Составляет итоговую презентацию с описанием проекта 5. Защита проекта Готовит ребенка (детей) к публичному представлению проекта Учатся уверенно, корректно и кратко представлять свою работу, аргументировано защищать ее
17 Виды презентаций проектов Видеофильм Выставка Игра с залом Газета, журнал Научный доклад Пресс- конференция Спектакль Ролевая игра Радио- передача Мастер-класс Интернет- сайт Экскурсия Серия опытов Презентация изобретения Игра по станциям
18 Для расширения границ семейного образования Для поощрения инициативы, таланта, увлеченности учеников и их родителей Для расширения кругозора и мотивации домашних учеников Для повышения качества учебы и расширения форм аттестации Зачем? В форме очного конкурса учебных проектов (для учащихся из Санкт-Петербурга и области, в форме онлайн-конференции (для иногородних) Участие в конкурсе учебных проектов является добровольным выбором семьи и не обязательно для аттестации Участие в конкурсе освещается на сайте школы, поощряется сертификатами и призами. Победители конкурса в рамках программных дисциплин автоматом получают оценку «отлично» за аттестацию по данному предмету Каким образом? На учебных площадках 277 школы (для учащихся из Санкт-Петербурга) На базе «Виртуальной школы» ( для иногородних Где? – для учеников из Санкт-Петербурга – для иногородних Когда?
19 На сайте 277 школы в разделе «Экстернат» будет создана рубрика, посвященная конкурсу учебных проектов Заявки на участие в конкурсе будут приниматься через специальную регистрационную форму Условия участия, требования к структуре проекта, формы презентации и защиты проекта, методика их оценки будут изложены в «Положении о конкурсе учебных проектов» Он-лайн консультации по планированию и выполнению проектов на базе сайта будет проводить специалист по дистанционному образованию Геда Н. А и, при необходимости – учителя-предметники 277 школы. Оценивать учебные проекты будет экспертная комиссия, в которую войдут методисты, представители попечительского совета, родители учеников и сами ученики 277 школы На сайте 277 школы в разделе «Экстернат» будет создана рубрика, посвященная конкурсу учебных проектов Заявки на участие в конкурсе будут приниматься через специальную регистрационную форму Условия участия, требования к структуре проекта, формы презентации и защиты проекта, методика их оценки будут изложены в «Положении о конкурсе учебных проектов» Он-лайн консультации по планированию и выполнению проектов на базе сайта будет проводить специалист по дистанционному образованию Геда Н. А и, при необходимости – учителя-предметники 277 школы. Оценивать учебные проекты будет экспертная комиссия, в которую войдут методисты, представители попечительского совета, родители учеников и сами ученики 277 школы
20 Проект «Наш дом» Wiki-стенгазета «О домашних питомцах»: 925bb74fd 925bb74fd Wiki-стенгазета «О динозаврах»: 41b11c00f 41b11c00f Сочинение-эссе «Моя семья»: 0B6FkLb_d4i0oV3hDQ1MzSmhzX0k/edit 0B6FkLb_d4i0oV3hDQ1MzSmhzX0k/edit
21 Тема проекта Свет в нашей жизни Категория уч-ся: 6– 9 классы Тип проекта Информационно-исследовательский Предметная область(ти): Естествознание (физика, биология) Образовательные цели: Актуализировать и расширить знания по разделам: 1.«Оптика» (физика 9 класс) 2.«Органы чувств» (Биология 8 класс) 3.«Фотосинтез» (Биология 7,9 класс) Развивающие цели: Способствовать: 1. Формированию информационной культуры 2. Развитию логического и диалектического мышления 3. Развитию умений анализировать, синтезировать информацию 4. Развитию умений представлять и защищать проект в устной и письменной форме По материалам МОУ СОШ 88 г.Ярославля
22 Проблемный вопрос Темы исследований 1. Как обитатели Земли воспринимают свет? 1. Как развивался глаз на протяжении эволюции. 2.Фотосинтез. 3. Цветочные часы (фотопериодизм) 4. Движутся ли растения (фототаксис) 2. Зачем человеку очки? 1. Оптические приборы 2. Строение глаза. 3. В чем сходство глаза и фотоаппарата? 4. Дефекты зрения 5. Какие бывают очки? 6. Как правильно подобрать очки? 3. Как происходит восприятие света глазом? 1. Почему ночью все кошки серы? 2. Свет и цвет. 3. В чем различие глаза и фотоаппарата? 4. Почему летом в черной одежде жарко? 1. Чем отличается белое тело от черного. 2. Чернее черного. 5. Как распространяется свет? 1. Солнечное затмение 2. Почему блестит сапог? 3. Как ловить рыбу вилкой? (Сломанная ложка) 4. Полярные «шапки» 5. Почему снег белый?
23 Образовательные пространства «Миры увлечений», двухдневный семинар по проектному методу обучения математике от американского специалиста, профессора College of Staten Island, City University of New York, Ирины Ефимовны Люблинской, 4 и 5 февраля, с до 15.00:http: //vk.com/worldofedu, «Афиша на январь и февраль»//vk.com/worldofedu, «Афиша на январь и февраль» М. М. Эпштейн, На исторических перекрестках. Метод проектов: Е. С. Полат, Метод проектов: 13xOCJ50yaEkIzYq2kuRf3nbzVDewud6fcIkMzFqyrq4/edit#!
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2023 MyShared Inc.
All rights reserved.