Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемЛидия Подгаевская
1 Человек Аюпова Ф.Ф.
2 2. Человек 2.1. Человек 2.2. Природные и социальные факторы о становлении человека Индивид. Индивидуальность. Личность Бытие человека. Деятельность Творчество Цель и смысл жизни человека 2.7. Личность, ее социализация и воспитание: 2.8. Самопознание, поведение, свобода и ответственность личности Внутренний мир человека. Сознательное и бессознательное Познание мира: чувственное и рациональное, истинное и ложное Многообразие форм человеческого знания. Научное познание Науки, изучающие человека
3 Высказывания о человеке Демокрит: человек часть космоса, «единого порядка и строя природы». Человек – микрокосмос, часть гармоничного мира. Аристотель: человек – живое существо, наделенное разумом и способностью к общественной жизни. Декарт: «Мыслю, значит существую». Специфика человека в разуме. Франклин: человек – животное, производящее орудия. Кант: человек принадлежит двум мирам: природной необходимости и нравственной свободе. Фейербах: человек – венец природы. Ницше: главное в человеке не сознание и разум, а игра жизненных сил и влечений. Марксистская концепция: человек – продукт и субъект общественно-трудовой деятельности.
4 А. Шопенгауэр «Человек – есть существо ущербное, это «халтура природы». З.Фрейд «Человек – это машина, приводимая в движение постоянным комплексом сексуальной энергии». Достоевский «Человек – это тайна, я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком. Рабле «Человек – животное, которое смеется». Протагор «Человек – есть мера всех вещей». Платон «Человек – двуногое животное без перьев».
5 Науки, изучающие человека: 1) Биология 2) Медицина 3) Экология 4) Психология 5) Антропология
6 Антропогенез – процесс становления и развития человека. Связан с социогенезом – становлением общества. Современный тип человека появился 50 – 40 тыс. лет назад. Природные факторы, повлиявшие на выделение человека: 1) Изменение климата. 2) Исчезновение тропических лесов. Социальные факторы: 1) Трудовая деятельность (человек изменяет природу в соответствии со своими потребностями). 2) Развитие речевого общения в процессе труда (развитие мозга и гортани). 3) Регулирование семейно-брачных отношений (экзогамия). 4) Неолитическая революция (переход от собирательства и охоты к скотоводству и земледелию, от присваивающего к производящему).
7 Религиозное представление: 1) божественное происхождение человека; 2) признание души, как источника жизни, как того, что выделяет человека из царства животных; 3) человек – обладатель бессмертной души от бога; 4) человек сотворен по подобию бога.
8 Научные представления о происхождении человека: 1) Теория естественного отбора (эволюционная). 2) Влияние труда. 3) Космическое происхождение (теория палеовизита) Проблема происхождения человека остается тайной.
9 Человек, по своей сути – существо био социокультурное (био – часть природы, социокультурное – часть общества). Как часть природы, принадлежит к высшим млекопитающим и образует особый вид. Проявляется биологическая природа в анатомии и физиологии. Человек, как социальное существо, неразрывно связан с обществом. Человек становится человеком только вступая в контакт с другими людьми.
10 Отличия человека от животных: 1) Способность изготавливать орудия труда и использовать их, как способ производства материальных благ. 2) Человек способен к социальной целенаправленной творческой деятельности. 3) Человек преобразует окружающую действительность, создает необходимые ему материальные и духовные ценности. 4) Человек обладает высокоорганизованным мозгом, мышлением и членораздельной речью. 5) Человек обладает самосознанием. 6) Прямохождение. 7) Развитие руки, кисть с развитым большим пальцем. 8) Существо общественное
11 Индивид – один из людей. Единичный представитель человеческого рода и как член какой-то социальной группы.
12 Индивидуальность (биолог.) – специфические черты, присущие определенной особи, организму в силу сочетания наследственных и приобретенных свойств. ----| |---- (психология) – целостная характеристика определенного человека через его темперамент, характер, интересы, интеллект, потребности и способности. Способности – индивидуальные особенности личности, позволяющие ей успешно заниматься определенной деятельностью. Формирование способностей происходит на основе задатков. Характер (от греч. «печать», «чеканка») – индивидуальное сочетание устойчивых особенностей личности, проявляющихся в типичных способах поведения. Индивидуальность (философия) – неповторимое своеобразие индивида, включая и природные и общественные черты.
13 Личность (термин Карамзина) – активный участник свободных действий, как субъект познания и изменения мира. Личностными признаются такие качества, которые определяют образ жизни и самооценку индивидуальных способностей, социализация, умение самостоятельно принимать решения, наличие силы воли. 2) Рассматривается личность через набор функций и ролей. Человек проявляет себя в самых разных обстоятельствах.
14 Факторы формирования личности Наследственные Природо-географическая среда Социальные
15 Социализация – это освоение различных социальных ролей, а также усвоение этических и культурных ценностей и норм общества, которое начинается в раннем детстве и продолжается до глубокой старости. Успех процесса социализации зависит от факторов: семья, школа, друзья, окружение. 15
16 Этапы социализации длительный процесс вхождения, адаптации и постижения различных общественных ролей имеет свои этапы. Этапы социализации, или ее периоды, разделяют на первичные и вторичные. Первичные начинаются в детстве, когда в основном формируется личность человека. Это очень важные и значимые ее периоды, существенную роль в которых играет самое близкое окружение (родители, другие родственники и друзья), это становление и развитие межличностных отношений. Первичные периоды социализации – это периоды постижения и освоения межличностного общения, они способствуют тому, что человек становится полноценным членом общества 16
17 Развитие личности идет через самоидентификацию (отождествление себя с другими людьми и обществом в целом или его группами), поиск своего «Я», субъективное переживание своей неповторимости, индивидуальности. Социальная среда оказывает влияние на формирование личности. Формирование индивидуального «Я» дополняется «Я» социальным. В этом возникают противоречия.
18 Деятельность – человеческая форма активного отношения к окружающему миру, связанная с целенаправленным изменением и преобразованием как внешнего мира, так и самого человека.
19 Структура деятельности человека: Субъект, с его мотивами и потребностями, интересами, знаниями и навыками. Цель Средства достижения цели (приемы, способы действия, деньги, орудия, предметы) Действия Объект – то, на что направлена деятельность. Результат
20 Гоббс «Цель оправдывает средства» Макиавелли «Какие бы средства для этого не употребить (государю), их всегда сочтут достойными и одобрят». К. Маркс «Цель для которой требуются неправые средства, не есть правая цель»
21 Мотивы - побуждения к деятельности, связанные с удовлетворением потребностей Потребности Убеждения Социальные установки Интересы Убеждения Влечения – психическое состояние, выражающее неосознанную или недостаточно осознанную потребность.
22 Потребности 1Физиологические 2Потребности в безопасности 3Социальные 4Потребности в уважении (статусные) 5Духовные А Одежда Б Жилье В Самосохранение Г Защита от врагов Д Любовь Е Дружба Ж Духовная близость З Самоуважение И Признание К Самовыражение Л Развитие своих возможностей и способностей
23 1 Материальная (практическая) - Духовная. 2. Созидательная - Разрушительная 3. Социально-преобразовательная деятельность (политическая и правовая деятельность, регулирующая социальную жизнь людей). Коммуникативная (процесс общения). Игровая деятельность. Творчество Обучение Труд
24 Игра Творчество Обучение Форма деятельности в условных ситуациях Деятельность, порождающая нечто качественно новое. Специально организованная, активная самостоятельная познавательная, трудовая, эстетическая деятельность.
25 Познание Духовная деятельность, направленная на приобретение и развитие знания. Формы познания: - чувственное (ощущение, восприятие -целостное отражение предметов, ситуаций и явлений, возникающих при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств. представление) - рациональное (понятие, суждение, умозаключение)
26 Процесс познания От живого созерцания – к абстрактному мышлению – к практике
27 Критерии истины: В XVII – XVIII веках: спор ученых об источниках знаний и о том, разум, или чувства являются определяющими в познавательной деятельности человека. Мнения разделились: 1) Рационалисты (разум): есть некие врожденные идеи, задачи мышления, независимые от чувственного познания. Критерием истины считают разум и за истинные принимают теоретически обоснованные знания. 2) Эмпирики (от греч. эмпирио – опыт): решающая роль в познании – чувственный опыт. Истинность знания обеспечивается опытными данными: что дается нам в ощущениях, то есть в действительности. Цель науки в чистом описании фактов чувственного познания. Критериями истины также могут считаться практика
28 Цель познания – достижение истины. Относительная истина- неполное ограниченное знание Абсолютная истина – полностью исчерпывает предмет и не может быть опровергнута при дальнейшем развитии познания
29 Познание Ненаучное (мифы, художественное познание, паранаука) Обыденное (жизненная практика, народная мудрость и здравый смысл) Научное Чувственное Естественное Социальное Рациональное самопознание
30 Методы познания Синтез Дедукция Индукция Анализ Теория Эксперимент Научное наблюдение Лабораторный опыт Производственное испытание Моделирование
31 самопознание Я – концепция – целостный образ собственного «Я» : Реальное «Я» (какой Я сейчас) Идеальное «Я» (каким я должен быть) Динамическое «Я» ( каким хочу стать) Фантастическое «Я» (каким хотел бы быть, если бы это было возможно)
32 Смысл жизни рассматривается через разумность и осознанность жизни. Если человек представляет направленность своего жизненного пути, сознательно выстраивает иерархию ценностей, правильно определяет свои возможности и стремится к их реализации, тем самым он задает смысл своему существованию.
33 Задача человека заключается не в том, чтобы изменить мир, а в том, чтобы изменить свое отношение к нему. Цель – мыслительный ориентир, к которому устремляются дела и поступки человека. Свободный человек несет ответственность за все совершенное им, а не оправдывает свои действия обстоятельствами. Смысл жизни человека: 1) Каждый человек должен стремиться к сохранению и воспроизводству жизни. 2) Смысл жизни в самой жизни. 3) Человек должен дополнить биологическое существование социально-значимым. Деятельность человека должна быть востребована, признана и положительно оценена другими людьми
34 Ответственность – выражает способность личности самостоятельно управлять своей деятельностью, отвечать за действия и поступки, добровольно выполнять какие-либо требования. Виды ответственности: гражданская правовая индивидуальная Коллективная совесть (это эпическая категория, выражающая высшую форму способности личности к моральному самоконтролю, к самостоятельному формированию для себя нравственных обязанностей).
35 Свобода личности является основой социального и правового положения человека в обществе. Формы проявления: 1) Внутренняя свобода, присущая человеку и отличающая его от других живых существ. 2) Свобода от ограничения и насилия, от неравноправия и различных форм дискриминации в обществе. Свобода проявляется в запрещении предпринимать по отношению к личности действия, противоречащие человеческому достоинству и ущемляющие права. 3) Свобода – как деятельностная характеристика личности. Свобода предполагает выбор различных вариантов различного отношения человека к миру. «Свобода» носит социальный, конкретно-исторический характер. Свобода – познанная необходимость. Свободы и права граждан закреплены документально во Всеобщей декларации прав человека от 1948 года, принятой ООН. В 1966 году – документы об экономических, социальных и культурных правах. Поведение человека должно соответствовать нормам права и морали.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.