Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемАлина Шишманова
1 Информационная компетентность младших школьников
2 Свойства информации Объективность; Достоверность; Полнота; Точность; Актуальность; Полезность (ценность).
3 Классификация информации: 1. По форме отображения: визуальная; аудиальная; смешанная. 2. По качеству (степени надёжности): достоверная вероятностно-достоверная ложная 3. По сферам деятельности предприятия: экономическая; управленческая; социальная; технологическая. 4. По виду носителя: электронная, машинописная. 5. По форме представления: цифровая; буквенная; кодированная. 6. По возможности использования: необходимая; достаточная; избыточная. 7. По источнику возникновения (по пользователям): внутриорганизационная; внешняя. 8. По времени поступления: периодическая; постоянная; эпизодическая; случайная. 9. По роли в процессе управления: аналитическая; прогнозная; научная; нормативная. 10. По степени преобразования: первичная; производная; обобщенная. 11. По направлению движения входящая; исходящая.
4 Этапы информационного обмена 1. Отбор информации: Случайный, целенаправленный; Выборочный, сплошной; Предписанный, инициативный; Произвольный, основанный на критериях; 2. кодирование информации – облечение в форму, понятную получателю; 3. передача информации; 4. получение, расшифровка, осмысление информации.
5 Человек способен запомнить 10 % того, что он прочитал 20 % того, что он услышал 30 % того, что он увидел 70 % того, что он сам сказал 80 % того, что он сам сказал и сделал 90 % того, что объяснил другому
6 Помехи при обмене информацией: 1. стереотипы; 2. отсутствие интереса; 3. различное понимание символов, в которых передается информация; 4. физические и психологические факторы (импульсивность, излишняя эмоциональность, усталость, слабая память, рассеянность).
7 Сравнительные характеристики каналов передачи информации Тип канала передачи информации Преимущества канала Недостатки канала Письменное сообщение Документированность, возможность многократного обращения к сообщению для его декодирования У отправителя нет возможности оперативно контролировать правильность приема сообщения Устное сообщение У отправителя есть возможность оперативно контролировать правильность приема сообщения Не сохраняется (без дополнительных мер); должно быть декодировано оперативно
8 8 Выпускник начальной школы Любознательный, интересующийся, активно познающий мир Владеющий основами умения учиться Любящий родной край и свою страну Уважающий и принимающий ценности семьи и общества Готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и школой Доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнера, умеющий высказать свое мнение Выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих Требования к результатам освоения основной образовательной программы
9 Компетентность - свойство личности, определяющееся ее внутренними особенностями протекания психологических процессов, неповторимым опытом взаимодействия с окружающей действительностью и уникальной палитрой оттенков восприятия и переживания фактов этого взаимодействия.
10 Компетентность владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности Компетентность уже состоявшееся личностное качество (характеристика) человека.
11 Компетенция - это соответствие унифицированному набору требований или полномочий, задаваемому извне параметрами соответствующей социальной роли под компетенцией понимают наперед заданное требование к образовательной подготовке ученика
12 ВИДЫ КОМПЕТЕНЦИЙ: КЛЮЧЕВЫЕ СПЕЦИАЛЬНЫЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ
13 ВИДЫ КОМПЕТЕНЦИЙ : КЛЮЧЕВЫЕ – универсальные, применимые в различных жизненных ситуациях, относятся к общему образованию в целом, готовность учащихся самостоятельно действовать в ситуации неопределенности при решении актуальных для них проблем. СПЕЦИАЛЬНЫЕ – предметные, формируются в рамках конкретных учебных предметов. ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ – не столь универсальны, как ключевые. Их проявление ограничивается той или иной профессиональной деятельностью.
14 КЛЮЧЕВЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ КОММУНИКАТИВНАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ТОЛЕРАНТНОСТЬ
15 СТРУКТУРА КОМПЕТЕНЦИИ ЗНАНИЯ ЦЕННОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ К ЗНАНИЯМ ГОТОВНОСТЬ К ПРИМЕНЕНИЮ ЗНАНИЙ ПОЗИТИВНЫЙ ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЯ ЗНАНИЙ
16 - это соответствие требованиям к освоению представлений о свойствах и видах информации, универсальных действий по поиску, отбору, фиксации, интерпретации и оценки информации, устойчивого позитивного опыта их применения и системы мотивов, отношений и ценностей информационной деятельности младших школьников. Информационная компетенция
17 Психологических особенностей детей 7–го года жизни совершенствуется нервная система, интенсивно развиваются функции больших полушарий мозга, усиливаются аналитическая и синтетическая функции коры; внимание еще непроизвольно, недостаточно устойчиво, ограничено по объему; мышление развивается от эмоционально-образного к абстрактно-логическому; развивается речь, формируется исключительно важное умение – устно и письменно излагать свои мысли; учатся самостоятельно распоряжаться своей памятью и подчинить ее задачам обучения: возможностям самоконтроля при заучивании; формируются навыки самопроверки, знания рациональной организации учебного процесса и т.д.
18 7-8 лет - перестройка всех систем мозга, происходят мощнейшие энергетические процессы - все базовые компоненты делают скачок - энергетические затраты в 2-3 раза превосходят энергетические затраты взрослого человека В этот переломный период ребенка нельзя перегружать. 9–10 лет - совершенствуется мозговая организация; - созревают зрительное восприятие, механизмы произвольного внимания, возникает установка на прием информации и ее анализ, появляется саморегуляция; Деятельность ребенка становится более эффективной, менее напряженной. В этом возрасте создаются благоприятные условия для обучения ребенка.
19 Учебные действия (умения), характеризующие информационную деятельность 1. Поиск, селекция (отбор), фиксация информации; 2. Преобразование, интерпретация и применение информации; 3. Оценка достоверности информации
20 Поиск, селекция, фиксация информации Предполагает умение упорядочивать информацию по заданному основанию, сравнивать между собой объекты, выделяя два-три существенных признака, понимать инструкцию к выполнению задачи, а также информацию, представленную в явном и неявном виде, переданную разными способами: словесно, в виде таблицы, рисованной схемы и т.д.
21 Мелки упали на слова На плакат упали цветные мелки и закрыли части слов. Какие слова скрываются за мелками? Прочитай и назови их.
22 Отгадай загадку Прочитай загадку: У норы она сидит И добычу сторожит. Сама мохнатенькая, Да усатенькая, Шкурка полосатенькая. Зелёные глаза – Всем мышам гроза. Кто это? Нарисуй её так, как она описана в загадке. Проверь, похож ли твой рисунок на описание в загадке.
23 Завтрак Это страница из кулинарной книги. Рассмотри ее. Таблица времени приготовления блюд: Маша торопится в школу. Что она может приготовить на завтрак за 10 минут? Напиши ответ:____________________________ Сколько надо времени, чтобы приготовить манную кашу и бутерброд? Ответ:_______________
24 Преобразование, интерпретация и применение информации Предполагает умение устанавливать простые связи, делать элементарные выводы, основываясь на личном опыте, находить аргументы, подтверждающие выводы, сопоставлять и обобщать информацию, отвечать на поставленные в задаче вопросы.
25 Алфавит Вставь в цепочку недостающие буквы алфавита
26 Зайка Прочитай стихотворение А. Барто «Зайка». Зайку бросила хозяйка – Под дождем остался зайка. Со скамейки слезть не мог, Весь до ниточки промок. Представь, что ты – Зайка. Расскажи о том, что с тобой случилось? Придумай хорошую концовку этой истории. Нарисуй её.
27 Оценка достоверности информации Предполагает умение высказывать оценочные суждения и свою точку зрения, на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность информации, представленной в разных видах, обнаруживать недостоверность получаемых сведений, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов.
28 Алфавит Прочитай ряды букв: О П Р М Н Х Ц Ч Ш Щ В Г Д Ж З Ъ Ь Э Я Ю Проверь, все ли буквы стоят в алфавитном порядке? Подчеркни ошибки. Исправь их – покажи стрелками правильный порядок букв.
29 Инструменты Рассмотри картинки. Назови все предметы. Что такое рубанок? Проверь себя по толковому словарю. Для чего нужен рубанок? Кто работает рубанком? Запиши ответ: _________________________________ Чем рубят деревья? Топором или рубанком? Подчеркни правильный ответ.
30 Допиши буквы Рассмотри таблицу. Части букв уже написаны. Допиши буквы. Буквы нельзя повторять. Проверь себя. Сравни буквы, которые получились у тебя и у твоего соседа по парте.
31 Вопросы Репродуктивные - неинтересны. Ответ на них повторение уже известного. Расширяющие знания - позволяют узнать новое об изучаемом объекте, уточнить известное, но не претендуют на значительное усложнение знания. Развивающие - вскрывают суть, обобщают, содержат в себе исследовательское начало.
32 Рассказ учителя о терморегуляции животных «Африканский слон имеет огромные уши. Удивительная величина их не случайна: это своеобразный холодильник животного. Уши слона пронизаны густой сетью кровеносных сосудов. Горячая кровь отдает свое тепло воздуху и возвращается в тело слона на несколько градусов холоднее. Чтобы увеличить поток отходящего от ушей воздуха, слон ими все время обмахивается...» Репродуктивные вопросы: Зачем африканскому слону большие уши? Почему слон все время машет ушами? Почему уши слона пронизаны большим количеством кровеносных сосудов? Расширяющие вопросы: Какова площадь ушей слона? На сколько градусов остывает кровь в ушах? Какова нормальная температура крови слона? Развивающие вопросы: У каких еще животных температура регулируется с помощью ушей? Какие другие способы остывания есть у животных? Почему бы слону просто не сидеть в воде, пока жарко? Что делает с ушами слон, когда ему холодно?
33 ВИДЫ типовых задач в начальной школе вербальные (слово, его части); текстовые (предложение, текст); словарные (все доступные для восприятия младших школьников словари и справочники, энциклопедии); табличные (все возможные таблицы); графические (графические, логические, вербальные, предметные, рисованные схемы). компьютерные и др.
34 Уровни информационной деятельности при работе с вербальными источниками информации Поиск, селекция, фиксация информации: найти из нескольких вариантов слово, соответствующее поставленной задаче; обозначить найденное слово любым удобным способом (маркированием, галочкой, стрелкой и т.д.) узнать буквы, слова по частям, элементам, символическим обозначениям; Преобразование, интерпретация и применение информации: преобразовать слова в образы и, наоборот, перевести один вид информации в другой (в слуховую, зрительную, графическую и т.д.); найти смысл в словах; применить словесную информацию в новых условиях. Оценка достоверности информации: установить соответствие на основе оценки достоверности словесной информации; инструментом оценки достоверности является слово или его часть.
35 Уровни информационной деятельности при работе со словарными источниками информации Поиск, получение, фиксация информации: найти значение слова в словаре, с помощью взрослого; найти слово в орфографическом словаре на заданную букву. Преобразование, интерпретация и применение информации: прочитать текст, предложение; подчеркнуть, выделить незнакомое слово; найти определение незнакомого слова в словаре (справочнике, энциклопедии); заменить незнакомое слово в предложении на известное. Оценка достоверности информации: установить соответствие на основе валидности источника информации; проверить с помощью словаря правильность употребления незнакомых слов и правильность толкования новых понятий; оценить правильность выбора словаря (справочника) как достаточного источника информации.
36 Уровни информационной деятельности при работе с табличными источниками Поиск, получение, фиксация информации: уметь ориентироваться в структуре таблицы, знать ее составные части (столбец, строка и т.д.) найти по таблице информацию в соответствии с поставленной задачей; заполнить таблицу в соответствии с поставленной задачей. Преобразование, интерпретация и применение информации: преобразовать текстовую информацию в табличный вид; заполнить таблицу по образцу; распределить слова по графам, в соответствии с поставленной задачей; сделать вывод по итогам заполнения таблицы. Оценка достоверности информации: установить соответствие на основе соотнесения различных граф таблицы; оценивать правильность заполнения таблицы и достоверность вносимой в нее информации; проконтролировать себя не только выполняя вычисления, но и логически; критически оценивать сделанные выводы, по итогам заполнения различных граф таблицы.
37 Уровни информационной деятельности при работе с графическими источниками информации: Поиск, получение, фиксация информации: выбрать графический знак из нескольких вариантов в соответствии с поставленной задачей; обозначить найденный графический знак или слово его обозначающее любым удобным способом (маркированием, галочкой, стрелкой и т.д.) найти слово, соответствующее начерченной схеме и наоборот, схему, соответствующую слову (рисунку). разгадывать ребусы, анаграммы, чайнворды и т.д. Преобразование, интерпретация и применение информации: преобразовать слова, предложения в графические знаки (схемы) и наоборот, перевести один вид информации в другой (слуховую, зрительную, графическую и т.д.); найти смысл в знаково-символических обозначениях; применить способы свертывания информации в новых условиях, при решении задач графического плана. Оценка достоверности информации: установить соответствие на основе правильности связей компонентов в различных системах; инструментом оценки достоверности является графический символ, или условное обозначение слова, явления, предмета.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.