Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 7 лет назад пользователемЯн Тимошкин
1 «Великая цель образования – это не знания, а действия». Герберт Спенсер Реализация системно- деятельностного подхода в образовательном процессе посредством современных образовательных технологий Я слышу, и я забываю, Я вижу, и я помню Я делаю, и я понимаю. Конфуций
2 Предметные опыт получения, преобразования и применения предметных знаний система знаний – основа научной картины мира Метапредметные универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные) - основа умения учиться межпредметные понятия Личностные ценностно-смысл. установки личностной позиции, соц.компетентности, основы российской и гражданской идентичности, саморазвитие, мотивация ФГОС: новый образовательный результат Миссия школы – воспитание гражданина России: высоконравственного, творческого, компетентного, успешного, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, Отвечающего требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального, поликультурного и поли конфессионального состава российского общества РЕЗУЛЬТАТЫ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
3 СТАРЫЙ РЕЗУЛЬТАТ Процесс обучения Способы оценки ЗНАНИЯ часто понимаемые как большой набор, а не система УМЕНИЯНАВЫКИ
4 ВСЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА УЧЕНИКА, ВСЯ СИСТЕМА ОТНОШЕНИЙ ВНУТРИ ШКОЛЫ НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ ЛИЧНОСТНЫЕ Умение оценивать свои и чужие поступки, стремление к созидательной деятельности ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ Умение добывать, преобразовывать и представлять информацию КОММУНИКАТИВНЫЕ Умение донести свою позицию, понять других, договориться, чтобы сделать что-то сообща РЕГУЛЯТИВНЫЕ Умение организовывать свои дела: ставить цель, планировать, получать и оценивать результат
5 КАК ПОЛУЧИТЬ НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ?
6 Школа «комфортного саморазвития» Процесс обучения Что и как оценивается? Внеклассная жизнь Отношения: учителя-дети -родители Требования к педагогам и детям Оформление школы Для педагога – терпение и любовь к детям. Дети принимаются такими, какие они есть. Цель: раскрытие каждого Средства – личностно ориентированные Неформальное общение в т.ч. на уроках, активные формы Преобладание положительных оценок за ЛЮБУЮ деятельность, вплоть до отказа от отметок Прежде всего – детскими работами Дружеские отношения, не зависящие от учебных успехов, активное участие родителей Большое количество различных кружков, секций, походы и т.п. Результаты по ФГОС: Регулятивные – самостоятельность, Познавательные – от высоких до низких, Коммуникативные – общительны, умеют договариваться, взаимодействовать с разными людьми Личностные – положительное отношение к миру, мотивированность, свободолюбие, справедливость.
7 Основная педагогическая задача – создание и организация условий, инициирующих детское действие Как учить? обновление средств обучения Ради чего учить?ценности образования Чему учить?обновление содержания Системно-деятельностный подход Вектор смещения акцентов нового стандарта Основной результат – развитие личности ребенка на основе учебной деятельности формирование универсальных способов действий
8 Деятельностный подход к обучению предполагает: наличие у детей познавательного мотива (желания узнать, открыть, научиться) и конкретной учебной цели (понимания того, что именно нужно выяснить, освоить); «Прежде чем вводить новое знание, надо создать ситуацию… необходимости его появления». (Г.А. Цукерман)
9 формирование у школьников умения контролировать свои действия – как после их завершения, так и по ходу; включение содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач.
10 Основной принцип построения деятельностной технологии – цикличность разворачивания образовательного процесса. Пятилетний (1, 2-4 и 5 классы) Годовой (три фазы учебного года) Тематический (учебная задача) – ПУЗ, РУЗ, РЧЗ
11 В жизни нам постоянно приходится решать проблемы! А учит ли этому школа? Структура традиционного урока 1. Учитель проверяет д/з учеников 2. Учитель объявляет новую тему 3. Учитель объясняет новую тему 4. Учитель организует закрепление знаний учениками Решение проблем в жизни 1. Жизнь ставит нас в ситуацию затруднения. Мы формулируем цель: «Чего мы хотим добиться?» 2. Мы обдумываем варианты решения, определяем, хватит ли знаний и умений. 3. Мы пытаемся решить проблему (при необходимости добывая новые знания) 4. Получив результат, мы сравниваем его с целью. Делаем вывод – добились своего или нет.
12 Условия развития УУД цель методика текст Передача готовых знаний Объяснить все так, чтобы ученик запомнил и пересказал знания Репродуктивные вопросы – повторение и запоминание чужих мыслей Необходимо исключить Нужно стремиться Развитие умений по применению знаний Учитель-режиссер. Ученик сам открывает новые знания через содержание УМК. Продуктивные задания – получение нового продукта – своего вывода, оценки. Применение знаний в новых условиях. Перенос знаний.
13 Учебный процесс в деятельностной модели обучения представляет собой: 1.взаимодействие, учитель – организатор учебной, коллективно-распределенной деятельности учеников, равноправный участник диалога. 2. решение коммуникативных (проблемных) задач. Принципы деятельностной педагогики 1) Принцип деятельности - заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании. 2) Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей. 3) Принцип целостности – предполагает формирование учащимися обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук).
14 4) Принцип минимакса – заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний). 5) Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стресс о образующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения. 6) Принцип вариативности – предполагает формирование учащимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора. 7) Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности.
15 Образовательные пространства деятельностной технологии Урок (коллективное действие) – место решения системы учебных задач Учебное занятие - место групповой работы по поиску причин ошибок и способов их устранения Урок - мастерская – место индивидуальной коррекции действий учащихся Урок - консультация – место «умных» вопросов (определения границы знания и незнания ребенка по его запросу) Урок – презентация – место предъявления достижений учащихся (результат их самостоятельной домашней работы)
16 Класс ЛичностныеРегулятивные ПознавательныеКоммуникативные 1 класс 1. Ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья». 2. Уважать к своей семье, к своим родственникам, любовь к родителям. 3. Освоить роли ученика; формирование интереса (мотивации) к учению. 4. Оценивать жизненные ситуаций и поступки героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм. 1. Организовывать свое рабочее место под руководством учителя. 2. Определять цель выполнения заданий на уроке, во внеурочной деятельности, в жизненных ситуациях под руководством учителя. 3. Определять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя. 4. Использовать в своей деятельности простейшие приборы: линейку, треугольник и т.д. 1. Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела. 2. Отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике. 3. Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие. 4. Группировать предметы, объекты на основе существенных признаков. 5. Подробно пересказывать прочитанное или прослушанное; определять тему. 1. Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях. 2. Отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу. 2. Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить. 3. Слушать и понимать речь других. 4. Участвовать в паре. Характеристика результатов формирования УУД на разных этапах обучения в начальной школе
17 Смысловые акценты УУД Русский язык Литературное чтение Математика Окружающий мир личностные жизненное само- определение нравственно- этическая ориентация смыслообразование нравственно- этическая ориентация регулятивные целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, алгоритмизация действий познавательные общеучебные моделирование (перевод устной речи в письменную) смысловое чтение, произвольные и осознанные устные и письменные высказывания моделирование, выбор наиболее эффективных способов решения задач широкий спектр источников информации познавательные логические формулирование личных, языковых, нравственных проблем. Самостоятельное создание способов решения проблем поискового и творческого характера анализ, синтез, сравнение, группировка, причинно- следственные связи, логические рассуждения, доказательства, практические действия коммуникативные использование средств языка и речи для получения и передачи информации, участие в продуктивном диалоге; самовыражение: монологические высказывания разного типа. Каждый учебный предмет в зависимости от его содержания и организации учебной деятельности учащихся раскрывает определенные возможности для формирования универсальных учебных действий.
18 Психологическая терминология Педагогическая терминология Язык ребенка Педагогический ориентир. Личностные универсальные учебные действия. Воспитание личности (Нравственное развитие; и формирование познавательного интереса) «Я сам».Что такое хорошо и что такое плохо «Хочу учиться» «Учусь успеху» «Живу в России» «Расту хорошим человеком» «В здоровом теле здоровый дух!» Регулятивные универсальные учебные действия. самоорганизация «Я могу»«Понимаю и действую» «Контролирую ситуацию» «Учусь оценивать» «Думаю, пишу, говорю, показываю и делаю» Познавательные универсальные учебные действия. исследовательская культура «Я учусь».«Ищу и нахожу» «Изображаю и фиксирую» «Читаю, говорю, п онимаю»«Мыслю логически» «Решаю проблему» Коммуникативны е универсальные учебные действия культуры общения«Мы вместе»«Всегда на связи» «Я и Мы». Показателем успешности формирования УУД будет ориентация школьника на выполнение действий, выраженных в категориях: знаю/могу, хочу, делаю.
19 Тип урока Формируемые УУД метапредметные результатыличностные результаты Урок постановки учебной задачи Регулятивные: контроль, оценка, целеполагание. Коммуникативные Самоопределение Смыслообразование Нравственно-этическое оценивание Урок решения учебной задачи Регулятивные: планирование, контроль, коррекция, оценка. Коммуникативные Познавательные: логические действия, работа с информацией, формирование ИКТ-компетентности. Самоопределение Смыслообразование Нравственно-этическое оценивание Урок моделирования и преобразования модели Познавательные: знаково- символические. Коммуникативные Смыслообразование Нравственно-этическое оценивание Урок решения частных задач с применением открытого способа действия Регулятивные: контроль, коррекция, оценка, планирование, самоорганизация. Коммуникативные Познавательные Самоопределение Смыслообразование Нравственно-этическое оценивание Урок контроля и оценки Регулятивные: контроль, оценка. Начальные формы познавательной рефлексии. Самоопределение Начальные формы личностной рефлексии. Формирование универсальных учебных действий у младшего школьника на уроках различного типа
20 Анализ урока с позиции формирования УУД Основные параметры I Личностные универсальные учебные действия 1Работает над смыслообразованием: 2-установление связи между учебной деятельностью и мотивом -формирование нравственно- эстетических ценностей II Регулятивные универсальные действия 1Учит планировать, строить алгоритм деятельности, прогнозированию 2Учит находить наиболее рациональные способы выполнения задания 3Учит самооценке, самоконтролю выполняемой работы 4Учит работать по образцу, по алгоритму 5Учит организации рабочего места, рациональному размещению учебных средств
21 III Чтение. Работа с текстом. 1. Уделяет на уроке внимание процессу чтения 2. Находят в тексте конкретные факты, сведения 3. Определяют тему и главную мысль 4. Обучает продуктивным методам с учебником и др. источниками информации 5.5. Учит работать с планом, тезисами, конспектом, схемами, таблицами, диаграммами 6. Учит ориентироваться в словарях и справочниках. IV Коммуникативные универсальные учебные действия 1. Развивает внимание учащихся 2. Обучает умению слушать и записывать содержание и объяснения учителя или ответ ученика 3. Развивает монологическую, диалоговую речь, учит ставить вопросы 4. Учит правилам участия в коллективной деятельности 5. Учит постановке вопросов 6. Учит способам взаимодействия, учебного сотрудничества
22 IV Коммуникативные универсальные учебные действия 1. Развивает внимание учащихся 2. Обучает умению слушать и записывать содержание и объяснения учителя или ответ ученика 3. Развивает монологическую, диалоговую речь, учит ставить вопросы 4. Учит правилам участия в коллективной деятельности 5. Учит постановке вопросов 6. Учит способам взаимодействия, учебного сотрудничества
23 V Познавательные ( логические ) действия 1. Работает над формированием логических умений: анализ, синтез; сравнение; обобщение и классификация; доказательство; выдвижение гипотез и их обоснование; построение цепочек рассуждений. 2. Опирается на уже известное учащимся, их субъективный опыт. Учит формулировке проблемы/ 3. Работает над формированием знаково - символическими действиями; -моделирование; -преобразование моделей с целью выявления законов 4Вводит умение практически 5Осуществляет межпредметные связи
24 Литература для изучения: Дусавицкий «Урок в начальной школе. Реализация системно-деятельностного подхода». Воронцов «Организация учебного процесса в начальной школе» Матвеева «Деятельностный подход в начальной школе»
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2023 MyShared Inc.
All rights reserved.