Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемЛюбовь Саянова
1 Философия Нового времени План: 1. Общая характеристика философии и культуры Нового времени 2. Эмпиризм (Ф.Бэкон) 3. Рационализм (Р.Декарт. Б.Спиноза). Литература: Введение в философию: в 2 ч. М ч. 1. с
2 Эмпиризм: Ф.Бэкон ( гг.) Т.Гоббс ( гг.) Дж.Беркли ( гг.) Д.Юм ( гг.) Эмпиризм: Ф.Бэкон ( гг.) Т.Гоббс ( гг.) Дж.Беркли ( гг.) Д.Юм ( гг.) Рационализм: Р.Декарт ( гг.) Б.Спиноза ( гг.) Г.Лейбниц ( гг.) Рационализм: Р.Декарт ( гг.) Б.Спиноза ( гг.) Г.Лейбниц ( гг.) Эмпиризм + рационализм: Дж. Локк ( )
3 Просвещение: 18 в. Франция: Ш.Монтескье ( гг.) Вольтер ( гг.) Ж.-Ж..Руссо ( гг.) Д.Дидро ( гг. ) Ж..Ламетри ( гг.) П.Гольбах ( гг.) К.А.Гельвеций ( гг.) 18 в. Германия: Г.Лессинг ( гг.) И.В.Гете ( гг.) И.Г.Гердер ( гг.)
4 16-17 вв.: Возникновение науки: физика (механика), математика, астрономия, химия. ботаника (И.Кеплер, Г.Галилей, И.Ньютон, П.Бейль, К.Линней). Создание научного инструментария: телескоп, термометр, микроскоп, ртутный барометр. Философия и наука Нового времени – отражение новых общественных отношений. Эпоха первоначального накопления капитала. Меняется образ мира, человека и науки. Предмет науки – изучение природы Автономия науки от религии. ХАРАКТЕРИСТИКА ФИЛОСОФИИ НОВОГО ВРЕМЕНИ вв.: Возникновение науки: физика (механика), математика, астрономия, химия. ботаника (И.Кеплер, Г.Галилей, И.Ньютон, П.Бейль, К.Линней). Создание научного инструментария: телескоп, термометр, микроскоп, ртутный барометр. Философия и наука Нового времени – отражение новых общественных отношений. Эпоха первоначального накопления капитала. Меняется образ мира, человека и науки. Предмет науки – изучение природы Автономия науки от религии. ХАРАКТЕРИСТИКА ФИЛОСОФИИ НОВОГО ВРЕМЕНИ
5 1. Задача философии – разработка научного метода: ЭМПИРИЗМ и РАЦИОНАЛИЗМ 2. Просветительская тенденция. 3. Создание научных методов (индукция, дедукция, анализ, синтез…) 4. Ориентация на абсолютную истину.
6 Род. 22 января 1561 г. в Лондоне Учёба в Кэмбриджском университете (Тринити- колледж) ( ) Служба в английском посольстве во Франции ( ) Адвокатская практика (с 1579 г.) Член парламента ( с 1584 г.) Генеральный прокурор (с 1613 г.) Лорд-хранитель печати (с 1617 г.) Лорд-канцлер ( ) Ум. 9 апреля 1626 г. в Лондоне Фрэнсис Бэкон ( ) Париж Кембридж Лондон
7 Фрэнсис Бэкон ( ) Л.-Ф. Рубийяк Бюст Фрэнсиса Бэкона (1751, Кембридж, Тринити-колледж) Опыты, или наставления нравственные и политические (1-е изд. – 1597, 2-е изд. – 1612, 3-е изд. –1625) О мудрости древних (1609) Великое восстановление наук О достоинстве и приумножении наук (1605) Новый Органон (1620) История ветров (1622) История жизни и смерти (1623) Новая Атлантида ( ?) Основные сочинения
8 Ф.Бэкон «Опровержение философии»1608 Переход от «философии слов» к «философии дела». Наука – средство решения социальных проблем. Основное орудие познания – чувства, опыт, эксперимент и построенное на них знание. «Новый Органон» изложение новой логики.
9 «ЗНАНИЕ – СИЛА» Союз философии с естествознанием. Создание новой науки. Предмет – природа, цель – власть человека над природой, средство – индуктивный метод. ИНДУКЦИЯ – переход от частного к общему, от опыта к теории. Классификация наук: 1. Науки о природе (исследование действующих причин явлений) 2. Магические науки (исследование конечных причин явлений) Союз философии с естествознанием. Создание новой науки. Предмет – природа, цель – власть человека над природой, средство – индуктивный метод. ИНДУКЦИЯ – переход от частного к общему, от опыта к теории. Классификация наук: 1. Науки о природе (исследование действующих причин явлений) 2. Магические науки (исследование конечных причин явлений)
10 Что такое эксперимент? З таблицы: 1. Сущности (позитивных инстанций) 2. Отклонения в ближайшем (негативных инстанций) 3. Степеней или сравнения.
11 Индуктивная логика Таблицы отклонения, или отсутствия в ближайшем Не обнаруживается, чтобы кометы (если и их причислять к метеорам) производили очевидное и постоянное действие на увеличение жары… Огненные метеоры. 3 Лучи солнца не производят тёпла в средней (как её называют) области воздуха. Обычно этому даётся неплохое объяснение, а именно что эта средняя область не приближена достаточно ни к теплу солнца, откуда исходят лучи, ни к земле, которая их отражает. Это можно видеть на вершинах гор (если они не чрезмерно высоки), где постоянно пребывает снег. Солнечные лучи, отражённые и собранные, как, например, среди гор или в стенах и особенно в зажигательных зеркалах. 2 Лучи Луны, звёзд и комет не оказываются тёплыми для осязания… Солнечные лучи, особенно летом и в полдень. 1 Примеры отсутствия в ближайшем Примеры присутствия
12 Индуктивная логика Таблицы отклонения, или отсутствия в ближайшем … так называемый блуждающий огонь, который иногда налетает на стену, содержит мало тепла. Возможно, он подобен пламени винного спирта, которое спокойно и мягко. Всякое пламя. 6 Извержения пламени происходят в холодных областях не менее, чем в тёплых, как, например, в Гренландии и в Исландии; равным образом и деревья в холодных областях иногда более воспламеняемы и более смолисты, чем в тёплых. Таковы ель, сосна и другие. Извержение пламени из горных недр и т. д. 5 Бывают сверкания, которые дают свет, но не жгут, и они всегда бывают без грома. Воспламеняющиеся молнии. 4 Примеры отсутствия в ближайшем Примеры присутствия
13 Индуктивная логика Таблицы отклонения, или отсутствия в ближайшем … нет ни одной осязаемой жидкости, которая была бы тепла по своей природе и постоянно оставалась бы таковой. Тепло наводится только на время... Кипящие или нагретые жидкости. 9 Недостаточно исследовано, в каких местах и в почве какой природы обычно истекают тёплые источники. Поэтому здесь не присоединяется отрицательный пример. Естественные горячие источники. 8 … гнилое дерево … светит ночью и, однако, не отдаёт теплом... Раскалённые тела. 7 Примеры отсутствия в ближайшем Примеры присутствия
14 Индуктивная логика Таблицы степеней, или сравнений Ф. Бэкон. «Новый Органон». В-третьих, должно представить разуму примеры, в которых исследуемая природа присутствует в большей и в меньшей степени. Это возможно или посредством сопоставления роста и уменьшения этого свойства в одном и том же предмете, или посредством сравнения его в различных предметах.
15 Учение о «призраках» («идолах») разума Есть четыре вида идолов, которые осаждают умы людей Идолы площади Идолы рода Идолы пещеры Идолы театра
16 Учение об «идолах» разума Идолы рода Идолы рода находят основание в самой природе человека, в племени или самом роде людей, ибо ложно утверждать, что чувства человека есть мера вещей. Наоборот, все восприятия как чувства, так и ума покоятся на аналогии человека, а не на аналогии мира. Ум человека уподобляется неровному зеркалу, которое, примешивая к природе вещей свою природу, отражает вещи в искривлённом и обезображенном виде. Ф. Бэкон. «Новый Органон».
17 Учение об «идолах» разума Идолы пещеры Идолы пещеры суть заблуждения отдельного человека. Ведь у каждого помимо ошибок, свойственных роду человеческому, есть своя особая пещера, которая ослабляет и искажает свет природы. Происходит это или от особых прирождённых свойств каждого, или от воспитания и бесед с другими, или от чтения книг и от авторитетов, перед какими кто преклоняется, или вследствие разницы во впечатлениях, зависящей от того, получают ли их души предвзятые и предрасположенные или же души хладнокровные и спокойные... Ф. Бэкон. «Новый Органон».
18 Учение об «идолах» разума Идолы площади (рынка) Существуют ещё идолы, которые происходят как бы в силу взаимной связанности и сообщества людей. Эти идолы мы называем, имея в виду порождающее их общение и сотоварищество людей, идолами площади. Люди объединяются речью. Слова же устанавливаются сообразно разумению толпы. Поэтому плохое и нелепое установление слов удивительным образом осаждает разум. Ф. Бэкон. «Новый Органон».
19 Учение об «идолах» разума Идолы театра Существуют, наконец, идолы, которые вселились в души людей из разных догматов философии, а также из превратных законов доказательств. Их мы называем идолами театра, ибо мы считаем, что, сколько есть принятых или изобретённых философских систем, столько поставлено и сыграно комедий, представляющих вымышленные и искусственные миры. Ф. Бэкон. «Новый Органон».
20 Идолы познания: 1.Рода. 2.Пещеры. 3.Театра. 4.Площади. З пути познания: Муравья. Паука. Пчелы. 1.Рода. 2.Пещеры. 3.Театра. 4.Площади. З пути познания: Муравья. Паука. Пчелы.
21 Т.Гоббс Разработка опытно-экспериментального метода. 2 рода знания: 1. Знание факта. 2. Научное знание. Искусство определений. Создание концепции языка. Позиция номинализма (слова – метки). Учение о государстве и обществе.
22 Дж.Локк. «Опыт» Критика врожденных идей. Ощущения – единственные окна в мир. Идеи: простые и сложные; первичных и вторичных качеств; реальные и фантастические, адекватные и неадекватные.
23 Рене Декарт ( ) Род. 31 марта 1596 г. в Лаэ (ныне Декарт) Учится к коллеже Ла Флеш ( ) Годы путешествий ( ) Ульмское «озарение» (10 ноября 1619 г.) Жизнь в Париже ( ) В эмиграции в Нидерландах ( ) Поездки в Париж (1644, 1647, 1648) Переезд в Швецию (1649) Ум. 11 февраля 1650 г. в Стокгольме Париж Лаэ Ла Флеш Ульм Лейден Стокгольм
24 Рене Декарт ( ) Рене Декарт (копия утраченного портрета работы Ф. Хальса) Мир, или Трактат о свете (1633) Рассуждение о методе (1637) Размышления о первой философии (1641) Первоначала философии (1644) Основные сочинения
25 Рационализм Р.Декарт Дуализм: признание двух субстанций. Материя (протяжение) Дух (мышление) Метод – математическая дедукция. Дедукция- переход от общего к частному, от теории к опыту, от теорий более общих к теориям меньшей общности.
26 Сомнение есть акт мысли. Я сомневаюсь, следовательно я мыслю. Следовательно, моё собственное существование – несомненная истина. Гносеология Декарта «Я мыслю, следовательно, существую» Но раз моя уверенность в собственном существовании зиждется на факте мышления, значит я есть мыслящее существо. Я могу усомниться во всём, но только не в том, что я сомневаюсь, ибо самим фактом сомнения я лишь подтверждаю, что сомневаюсь. Но я не мог бы мыслить, если бы не существовал. Я мыслю, следовательно я существую. Cogito ergo sum
27 Принцип методического сомнения. Я сомневаюсь – следовательно, я мыслю, я мыслю, следовательно, я существую cogito ergo sum Главная идея Декарта – первичность разума по отношению к бытию и познанию. Принцип свободы. Модель свободного познания – математика мыслящее «я» - первая реальность. Интеллектуальная интуиция – это твердое и отчетливое представление, которое рождается в уме и не вызывает сомнения.
28 Учение Декарта о врожденных идеях. Врожденные идеи: Бог (существует); «число»; «воля», «тело», «душа», «структура»… Сведение мышления к сумме приемов. «Правила для руководства ума». Знание – характер самообоснования. Врожденные идеи – выражают внутреннюю структуру мышления. Учение Декарта о врожденных идеях. Врожденные идеи: Бог (существует); «число»; «воля», «тело», «душа», «структура»… Сведение мышления к сумме приемов. «Правила для руководства ума». Знание – характер самообоснования. Врожденные идеи – выражают внутреннюю структуру мышления.
29 Научный метод познания Декарта 1. Первое правило – принимать за истинное все то, что воспринимается в ясной и отчетливой форме. Т.е. самоочевидно (разумная интуиция). 2. Второе правило – делить каждую сложную вещь, ради успеха ее изучения до самых простых, ясных и самоочевидных вещей ( простота).
30 3. Третье правило – в познании мыслью идти от простых элементарных, наиболее доступных вещей к вещам более сложным и трудным. 4. Четвертое правило – «энумерация»: осуществлять полные перечни. Обзоры. Не упуская ничего из внимания. Ориентирует на достижение полноты знания. Требует наиболее полных классификаций, полной индукции. 3. Третье правило – в познании мыслью идти от простых элементарных, наиболее доступных вещей к вещам более сложным и трудным. 4. Четвертое правило – «энумерация»: осуществлять полные перечни. Обзоры. Не упуская ничего из внимания. Ориентирует на достижение полноты знания. Требует наиболее полных классификаций, полной индукции.
31 Дуализм духа и материи Су бстанции их атрибуты Субстанция (лат. substantia, под-лежащее, перевод греч. ύπόστασις ) – то, что существует самостоятельно (само по себе), нечто устойчивое и постоянное (в отличие от изменчивого и преходящего). Дух Материя Атрибут (лат. attributum, приданное, приписанное) – определяющий признак (качество, предикат) субстанции, достаточный для её идентификации и необходимый для её существования. Мышление Протяжённость
32 Проблема взаимодействия субстанций «Шишковидная железа» Лев! Бежим ! Локализуемая Декартом в мозгу шишковидная железа преобразует чувственные (физические) воздействия в мысли и мысли – в физические действия.
33 Проблема взаимодействия субстанций Психофизический параллелизм Арнольд Гейлинкс ( ) Пример двух часов Материальные и духовные процессы согласованы, подобно тому как две пары часов показывают одно и то же время, хотя они и не взаимодействуют между собой – об этом позаботился Мудрый Часовщик.
34 А. Гейлинкс подчеркивал противоположность духа и тела и доказывал невозможность их взаимовлияния в человеке (психофизический параллелизм). Взаимоотношения души и тела иллюстрировал примером двух часов, так заведенных Богом, что ход их постоянно согласован (пример этот в дальнейшем использован Г. Лейбницем для теории предустановленной гармонии. В основе этики Гейлинкса лежал принцип: «Где ничего не можешь, там и не желай ничего».
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.