Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемАртем Чаадаев
1 МБДОУ «Детский сад 19 «Капелька» Г. Обнинск 2014 г
2 Цель педсовета: Цель педсовета: Внедрение технологии проектно-исследовательской деятельности. Повышение качества коммуникативной функции речи у участников образовательного процесса. Литература: Литература: Технология А.И.Савенкова «Я исследователь» «Развивающие технологии» Савенков А.И. Интернет ресурсы. Опыт работы педагогов ДОУ.
3 Актуальность проблемы. Метод проектов как средство развития коммуникативной функции речи. Обогащение предметно-развивающей среды в результате реализации исследовательских проектов Применение методических и дидактических основ в организации и проведении исследовательской деятельности с детьми. Презентация проекта «Какие бывают загадки». Развитие коммуникативной функции речи детей в процессе организации проектно-исследовательской деятельности Выработка общего решения и индивидуальных рекомендаций.
5 Эта функция проявляется в том, что речь служит средством передачи информации от человека к человеку. Данная функция речи, в свою очередь, становится возможной для реализации потому, что в речи, в используемых в ней словах может храниться определенная информация. Обмениваясь друг с другом словами, воспринимая их как понятия, несущие в себе соответствующую информацию, люди тем самим обмениваются и соответствующими, содержащимися в этих понятиях, знаниями.
6 использование речи для сообщения другим какой - либо информации или побуждения их к действиям. Словарь практического психолога. М.: АСТ, Харвест. С. Ю. Головин коммуникативная функция речи…
7 Речевое развитие -владение речью как средством общения и культуры; -обогащение активного словаря; -развитие речи; -развитие речевого творчества; -развитие культуры речи, фонематического слуха; -знакомство с книжной культурой; - формирование звуковой аналитико- синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
8 Развитие пассивной и активной речи «возьми» «покажи» «принеси» «найди» «Куда ходил?» «Что принес?» «Куда положил?»
9 Развитие активной речи «Куда ходил?» «Что принес?» «Куда положил?» «Где взял?» «Расскажи, что ты видишь на картинке» «Расскажи, что делают ребята?» «Расскажи, как ты построил замок?»
10 Науки ведь потому и называются естественными, что в их основе лежит опыт, эксперимент, наблюдение. Исследования присутствуют во всех видах совместной деятельности индивидуально или коллективно главное это всегда интересно, неожиданно, необычно и для ребёнка выполнимо, относительно быстро происходит и даёт результат. Нельзя упрекать за неудачи, испорченный материал, а важно разобраться почему не получилось. Важно выслушать и услышать ребёнка его мысли, мнение.
11 АКТУАЛЬНОСТЬ И НОВИЗНА ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ПОДХОДА В ОБРАЗОВАНИИ СОСТОИТ В: формировании разных видов деятельности; учёте психологических особенностей и потребностей детей; обращении к жизненному опыту; обогащении знаний и умений в рамках конкретного, интересующего вопроса; интегративности ( объединяет в себе различные методы и приёмы); взаимном интересе, умении добывать знания; изменении взаимоотношений детей и взрослых в сторону сотрудничества.
12 Работать по этой технологии может каждый, так как это интересно и детям и взрослым. Ребёнок – исследователь с рождения, но осознанно что-то делает в 5 лет (старший дошкольник), а готовить ребёнка к этой деятельности можно с раннего возраста. Способность к интеллектуальным усилиям, исследовательские умения, логика и смекалка сами по себе не окрепнут. Мышление и творческие способности активно формируются и ярко проявляются в речи ребёнка, в разных формах его вербального творчества. Важно, чтобы была атмосфера лаборатории. Форма работы: со всеми детьми, с подгруппой, индивидуально, кружок.
13 Кадровые условия Материально- технические условия Психолого- педагогические условия Финансово- экономические условия Предметно- пространственная среда Требования к условиям
14 Предметно-средовая модель -наличие дидактического материала, действие с которым, автоматически развивает ребенка; -ненавязчивая позиция взрослого; -поддержка детской активности; -свободный выбор предметного материала; -ориентация на возраст; -самостоятельная деятельность детей; - разнообразие видов детской деятельности.
17 Что входит в структуру деятельности? Субъект Объект Цель Средства Результат Средства ОЦЕНКАОЦЕНКА Рефлексия Корректировка
18 выделение и постановка проблемы (выбор темы исследования); выработка гипотез, предположений; поиск и предложение возможных вариантов решения; сбор материала; обобщение полученных данных; подготовка материалов исследования к защите (сообщение, доклад, макет и др.); защита.
19 НЕОБХОДИМО НАУЧИТЬ ДЕТЕЙ СЛЕДУЮЩИМ УМЕНИЯМ: Видеть и озвучивать проблемы; Формулировать и задавать вопросы; Выдвигать гипотезы; Давать определение понятиям; Классифицировать; Наблюдать; Умения и навыки проведения экспериментов; Структурировать полученный в ходе исследований материал; Делать выводы,суждения и умозаключения; Объяснять, доказывать и защищать свои идеи. для этого предусмотрено много упражнений:
20 ПОД ПРОБЛЕМОЙ ПОНИМАЕТСЯ ЯВНО СФОРМУЛИРОВАННЫЙ, А ЧАЩЕ КОМПЛЕКС ВОПРОСОВ И ЗАДАЧ, ВОЗНИКАЮЩИХ В ХОДЕ РАБОТЫ И ЗАСТАВЛЯЮЩИХ ЗАДУМАТЬСЯ. ПРОБЛЕМА – ЭТО ЗАТРУДНЕНИЕ, НЕОПРЕДЕЛЁННОСТЬ, ТРЕБУЮЩИЕ КАКИХ-ТО ДЕЙСТВИЙ. ТАКИМ ОБРАЗОМ ПРОБЛЕМА – ЭТО ЗАТРУДНЕНИЕ, НЕОПРЕДЕЛЁННОСТЬ, ТРЕБУЮЩИЕ КАКИХ-ТО ДЕЙСТВИЙ. «Смотреть на мир чужими глазами» - если смотреть на один и тот же объект с разных точек зрения, то обязательно увидишь что-то новое. Например: читаем рассказ : « Утром небо покрылось чёрными тучами, и пошёл снег. Крупные снежные хлопья падали на дома, деревья, тротуары, газоны, дороги….» Задание: продолжи рассказ, но сделать это надо несколькими способами: Ты просто гуляешь… Ты водитель грузовика…. Ты летчик отправляющийся в полёт… Ты ворона, сидящая на дереве…. Зайчик или лисичка в лесу…. «Составьте рассказ от имени другого персонажа» «Составьте рассказ, используя данную концовку» «Когда мы вышли на улицу, снегопад уже закончился». «Маленький щенок приветливо вилял хвостом». Сколько значений у предмета?». Задание найти как можно больше вариантов нетрадиционного, но при этом реального использования этого предмета. «Назовите как можно больше признаков предмета» стол может быть: красивым, большим, новым, высоким, пластмассовым, письменным, детским, удобным… Игра « Волшебные превращения» На основе этой игры проводим мысленный эксперимент: Что будет, если воду греть? Что случиться со снегом в группе? Что будет если поджечь бумагу? И т.д.
21 Планирование исследований по теме недели, через образовательные области и виды деятельности.
22 2. ВЫДВИГАТЬ ГИПОТЕЗЫ, ПРЕДПОЛОЖЕНИЯ. «Давайте вместе подумаем ….. Как птицы узнают дорогу домой? (Почему поют птицы? Почему металлические самолёты летают?) И вот какие могут быть гипотезы: «птицы определяют дорогу по солнцу и звёздам», «птиц ведут те, кто уже летал на юг», «птицы сверху видят деревья, траву, цветы и они показывают им дорогу» Таким образом гипотезы, предположения, провокационные идеи позволяют ставить реальные и мысленные эксперименты. Для того чтобы научиться вырабатывать гипотезы, надо научиться размышляя, задавать вопросы. При каких условиях эти же предметы могут быть совершенно бесполезны и даже вредны (Цветы, одежда, посуда…) Для этого используем слова: Может быть…. Предположим …. Допустим … Возможно … Что если … ПРЕДСТАВЬТЕ, ЧТО… Воробьи стали размером с орла Дед Мороз не пришел к детям Щенок во время прогулки был очень тревожен Поиск причин. Что произойдёт? Оценка гипотез. Разработать критерии или требования (Легко, быстро, безопасно, комфортно, кто, дорого…)
23 3. ЗАДАВАТЬ ВОПРОСЫ: Подбираем и читаем стихотворение с большим количеством разных героев. (Например Г.Комаровского и Г. Ладонщикова «У меня друзей немало») Задание: задать вопросы каждому герою стихотворения = много типов вопросов: установления сходства и различия; установления причинно-следственных связей и др. Игра «Угадай, о чем спросили» Что хотите узнать об этом предмете? (Кукла, рукомойник…) Алгоритм Цицерона (Кто- что –где – чем- зачем- как- когда?) О чём может спросить детей О чём может спросить детей врач, плотник, сова, папа…? Опиши предмет = ответь на вопросы: что это, чем отличается от…, чем похож с…? Узнай, уточни: дорогу, возраст, адрес, увлечения, количество, цвет..
24 4. ДАВАТЬ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯМ: Понятия – одна из форм логического мышления. Определение понятия – это процесс придания термину, обозначающему тот или иной предмет, смысла и значения, раскрывает сущность понятия либо проясняет значение термина. Определение понятий решает следующие задачи: Отличить и ограничить предмет от всех иных; Раскрыть сущность предмета. Сравнение. Позволяет выявить сходство и различие предметов. ( Например, стихотворение И.Бунина «Листопад». Подобрать сравнения для таких объектов слон, попугай, велосипед, дерево) Различие - прием, позволяющий установить отличие данного предмета от сходных с ним предметов Еще одно развивающее упражнение сравнивать собственные описания с описанием этих же предметов не ученых-классиков, а товарищей по группе. Детям предлагаем описать какой-то предмет (например: камень, стол, дом и др.) или живое существо (например, какую-либо птицу, животное, рыбу и др.), а затем сравнить эти описания и выбрать в ходе коллективного обсуждения наиболее полное, точное и при этом краткое. ( яблоко – помидор)
25 Важным средством развития умений давать определения понятиям у детей являются обычные загадки. Таковыми они становятся тогда, когда мы смотрим на них не просто как на забаву, а как на веселое, но все же вполне серьезное задание. Отгадка загадки это ее определяемая часть, а формулировка это вторая половина определения, его определяющая часть.
26 Новизна проекта заключается в следующем: Работа над загадками представлена во всех образовательных областях. Использование интегрированного подхода в проекте позволяет ежемесячно решать речевые задачи в совместной деятельности не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов, а также привлекая родителей к тесному сотрудничеству.
27 Дети за время реализации проекта: Узнали о разных видах загадок; Обогатили свой словарный запас; Стали активнее выражать свои мысли, строить грамматически правильные предложения; Смело вступают в диалог, выдвигают гипотезы, делают выводы.
28 Расширение проекта, добавление новых тем, форм работы; Участие проекта в «Конкурсе проектов»; Презентация проекта в детском саду и на сайте ДОУ. Материал к аттестации
29 Наблюдение - ЭТО САМЫЙ ПОПУЛЯРНЫЙ И ДОСТУПНЫЙ МЕТОД ИССЛЕДОВАНИЯ. ЧТОБЫ НАБЛЮДАТЬ ВАЖНО ИМЕТЬ НАБЛЮДАТЕЛЬНОСТЬ – ЭТО СПЛАВ ВНИМАТЕЛЬНОСТИ И МЫШЛЕНИЯ. 1. Поставим перед детьми яркую игрушку или предмет, много деталей. Рассматриваем долго и спокойно. Затем предлагаем закрыть глаза. Затем убираем и просим детей вспомнить и назвать все детали. Затем вместе вспомнить, что назвали, а что нет. 2. Нарисовать предмет по памяти. 3. Парные картинки, содержащие различия. Найти два одинаковых предмета. 4. Найти ошибки художника 5. Классификация, или как найти сходства и различия
30 Сколько групп можно составить из слов: Яблоко, клён, слон, дуб, мышь, самолёт, банан, яхта, автомобиль, собака, апельсин, сосна. Категориальное объединение (фрукты, деревья, животные, транспорт) Функциональное объединение (предметы потребления, живые существа, поддерживающие равновесие в природе) Пространственное объединение (живут в дикой природе, имеют специальные помещения) Аналитическое объединение (могут быть жёлто- зелёными, имеют 4 ноги, могут иметь округлые формы)
31 6. УМЕНИЯ И НАВЫКИ ПРОВЕДЕНИЯ ЭКСПЕРИМЕНТОВ: 1. Мысленный эксперимент: Что можно сделать из куска бумаги? На что похожи облака? Что будет, если все станут выше ростом? Если бы озеро было столом, чем были бы лодки? с отражениями геометрических тел. ( какая тень соответствует каждому изображению?) Кто самый трусливый, а кто трусливый? ( белка, заяц, воробей, попугай) Представьте: мальчик играя в футбол, разбивает окно. Что скажет ему милиционер? Хозяйка этого окна? Бабушка? Его родители? 2. Экспериментирование: Определяем плавучесть предметов. Магнит и металлы. Как вода исчезает.
32 7. ДЕЛАТЬ ВЫВОДЫ И УМОЗАКЛЮЧЕНИЯ: 1. « Как люди смотрят на мир»: На листе бумаги(на доске) нарисовать несложные композиции из геометрических тел и линий не изображающих ничего конкретного. –«Что здесь изображено?».Выслушав всех - « Кто же прав?» – « Все правы по своему» – « Так как разные люди на мир смотрят по-разному». 2.«Объясните значение выражения» ( Несложные, знакомые пословицы и поговорки – обсуждаем коллективно) 3.Скажите, на что похожи: Узоры на ковре, Очертания деревьев за окном, 4. Поиск предметов имеющих общие признаки: Назовите предметы, которые одновременно твёрдые и прозрачные …блестящие, синие, твёрдые. Назовите как можно больше живых существ с признаками: добрый, шумный, подвижный, сильный.
33 Информирование родителей о результатах исследовательской деятельности
34 Пути преодоления: 1. Слабая заинтересованность детей и родителей. Пути преодоления: Совместные мероприятия с детьми и родителями. Информирование родителей с помощью информационных стендов. Пути преодоления: 2. Непостоянство состава детей в течение непосредственно-образовательной деятельности. Пути преодоления: Индивидуальная работа с отсутствующими детьми, изготовление памяток для родителей, информирование детей и родителей по итогам недели.
35 Ребёнок почувствовавший себя исследователем, овладевший искусством эксперимента, побеждает нерешительность и неуверенность в себе. У него просыпаются инициатива, способность бодро преодолевать трудности, переживать неудачи и достигать успеха, умение оценивать и восхищаться достижением товарища и готовность прийти ему на помощь. Вообще опыт собственных открытий – одна из лучших школ характера. Очень ценно то, что дети не ждут от нас сиюминутного ответа, а стараются сами найти ответ, говоря: - «Я думаю… Я знаю… Я видел...», таким образом, умеют рассуждать, обмениваться мнениями, знаниями - активно развивается речь ребёнка.
36 1. Создать методическую базу (специальная литература, картотеки, тематическое планирование, методические разработки, проекты, презентации) по познавательно-исследовательской деятельности. Отв Ст. воспитатель 2. Обогатить в группах предметно-развивающую среду для развития познавательного интереса детей, а именно - организовать в группах центры по исследованию, экспериментированию (на конкурсной основе). Отв. Педагоги 3. Включение технологии Савенкова А.И. «Я исследователь», «Развивающие технологии» - в образовательный процесс ДОУ через реализацию проектной деятельности, экспериментирование, коллекционирование, и другие формы работы. 4. Обучить этим технологиям родителей воспитанников через мастер- классы, открытые мероприятия на Неделе мастерства, использование презентации педсовета и др. формы педагогического просвещения родителей
37 СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.