Методическая разработка по логопедии по теме: Презентация для учителей-логопедов "Организационная сторона деятельности логопункта и ПМПк в ДОУ"

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Организация сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в рамках ПМПк ДОУ.
Advertisements

Психолого-медико-педагогический консилиум в организации образования.
СЛУЖБА ППМС СОПРОВОЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ Н.И. Черкасова Заместитель руководителя стажировочной площадки.
Кайгородова Настасия Амерзановна – председатель ПМПк Симакова Валентина Владимировна – педагог - психолог Краевое государственное бюджетное специальное.
МДОУ 139 «Дельфин» Портфолио Учителя-логопеда Худяковой Елены Михайловны г.Ярославль 2015г.
В советском обществе идеалом работника был исполнитель. Современная эпоха требует созидателя В советском обществе идеалом работника был исполнитель. Современная.
Опыт работы учителя-логопеда Ведель Ольги Павловны в условиях логопункта МБДОУ «Плешановский детский сад 1»
Районное методическое объединение учителей-логопедов.
Система работы в логопункте ГОУ Борский психологический центр Автор: учитель- логопед Денисова Лариса Геннадьевна Государственное образовательное учреждение.
Отчет о работе ГМО учителей-логопедов Оксимец Ольга Александровна.
Ц ЕЛЬ СОЗДАНИЯ ЛОГОПУНКТА Логопедический пункт создается в дошкольном образовательном учреждении в целях оказания помощи воспитанникам, имеющим нарушения.
Коррекционно – развивающая работа учителя – логопеда с детьми с ОВЗ в условиях ДОУ. Учитель – логопед Херувимова Я.Н.
Аналитический отчет за 2010 – 2011 учебный год Учитель – дефектолог: М.Н.Буланова Аналитический отчет за 2010 – 2011 учебный год Учитель – дефектолог:
Организация психолого- медико-педагогического сопровождения воспитанников с особыми образовательными потребностями в условиях ДОУ.
Психолого-медико-педагогический консилиум (ПМПк) – постоянно действующий, объединенный общими целями, скоординированный коллектив специалистов, реализующий.
Психолого-медико- педагогический консилиум в общеобразовательной школе.
Причины обращений в ПМПк Тяжелая адаптация ребенка в ДОУ Нарушения эмоционально- волевой и коммуникативной сферы Низкая познавательная активность Низкий.
Организация работы дошкольного логопункта. Нормативно-правовое обеспечение Закон РФ «Об образовании». «Типовое положение о дошкольном образовательном.
Муниципальное бюджетное специальное (коррекционное)образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная.
Рабочая документация. Приказ о создании ПМПк образовательного учреждения Положение о ПМПк образовательного учреждения ( на основе городского положения.
Транксрипт:

Автор : Матвеева Виктория Викторовна, Учитель-логопед МБДОУ д/с 14 «Крепыш» комбинированного вида Щелковского муниципального района Московской области 2013

В современной системе дошкольного образования основательно раскрыты научно-методические подходы к разработке задач и содержания логопедической помощи детям дошкольного возраста. Однако вопрос организационной стороны деятельности учителей- логопедов, до сих пор остается открытым как для опытных, так и для начинающих специалистов. Одна из причин – отсутствие единого сборника примерных форм, образцов необходимого практического материала, который смог взять бы на себя разъясняющую функцию.

Важную роль в организации работы логопедического пункта имеет создание «Положения о логопедическом пункте». Одним из главных пунктов в этом положении являются- права и обязанности сторон, с которыми знакомят родителей на первом организационном родительском собрании под подпись. При спорных вопросах о деятельности логопункта можно всегда опереться на это положение. На первом педсовете обязательно утверждается приказ о работе логопункта в новом учебном году. В положении о логопункте МДОУ, с которым я знакомим родителей в начале учебного года, начиная со средней группы, я довожу до сведения родителей, в каких случаях возможно отчисление ребенка: - пропуски детского сада более 3 месяцев по неуважительной причине - систематическое невыполнение требований учителя-логопеда

При проведении логопедического обследования воспитанников ДОУ важно увидеть динамику развития речи ребенка в течении учебного года. Приведенный ниже листок обследования и динамики речевого развития позволяет это увидеть. Группа дата Состояние артик.пар ата Состояние фонематич. восприятия Состояние звукопроизношения Состояние общей и мелкой моторики Состоя- ние связной речи Условная группа Начало года Конец года

По результатам обследования каждый из детей, начиная со средней группы, может быть отнесен к одной из групп. Дети второй младшей группы из-за возрастных особенностей развития речи относятся к подгруппам по несколько другим параметрам: Условные обозначения: 1 гр. – выраженное отставание в речи 2 гр. – значительное отставание в речи 3 гр. – незначительное отставание в речи 4 гр. – развитие речи в пределах допустимой нормы Образец таблицы: Список детей 2 младшей гр. Фамилия, имя ребенка Дата рождения Речевое развитие примечание Начало года Конец года

Дети других возрастных групп, не прошедшие ПМПк и ПМПК относятся к следующим группам : 1 группа. Речевое развитие ребенка соответствует возрасту (дефектов звукопроизношения нет, либо дефекты возрастные, фонематическое восприятие не нарушено) 2 группа. Речевое развитие ребенка подлежит динамическому наблюдению ( имеются незначительные дефекты звукопроизношения, находящиеся на грани возрастной нормы, либо звук находится на стадии автоматизации). Такие дети подлежат осмотру и при необходимости переводятся в следующую категорию. 3 группа. Речевое развитие ребенка нуждается в коррекции, имеются дефекты звукопроизношения, не соответствующие возрасту. 4 группа. Дети нуждающиеся в специальных условиях воспитания и обучения ( т.е. в переводе в специальный детский сад).

Для детей средней группы таблица по результатам обследования следующая : Фамилия, имя ребенка Дата рожден Логопедическое заключение ПМПК или состояние речевого развития (условная группа) Дата зачисления на логопункт Примечание

Список детей подготовительной группы отличается от предыдущих, п.ч. многие дети завершили курс занятий на логопункте. Список детей подготовительной группы: Фамилия, имя ребенка Дата рожд. Логопедичес кое заключение ПМПК Дата зачисления на логопункт Дата отчисления с занятий Примечание Речь N

Приведенные выше таблицы по группам целесообразно разложить по папкам: « Журнал обследования речи детей___группы логопункта МБДОУ»которые включают в себя листы обследования и динамики речевого развития Текущая документация логопункта должна быть тоже систематизирована и понятна. Для этого лучше завести специальный журнал «Перспективный план коррекционной работы логопункта». Содержание плана : 1. Задачи коррекционной работы. 2. Схема взаимодействия участников коррекционного процесса. 3. План работы на учебный год. 4. Режим работы учителя-логопеда. 5. Примерное распределение рабочего времени. 6. Нормативные документы: -Письмо Минобразования России от 14 декабря 2000 г « Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения» Зачисленные на логопункт дети, различных возрастных групп, прошедших ПМПК и ПМПк

-«Положение о логопедическом пункте при ДОУ с приложениями» 7. Выписка из протокола ПМПК по отбору детей. 8. Выписка из протокола ПМПК по выпуску детей, зачисленных на логопункт в предыдущем учебном году. 9. Лист учета детей зачисленных на индивидуальные логопедические занятия. 10. Лист учета детей, ожидающих зачисления на индивидуальные логопедические занятия. 11. Лист отчисления детей с индивидуальных логопедических занятий. 12. Лист динамического наблюдения. 13. Дети, нуждающиеся в специальных условиях воспитания и обучения. 14. План работы логопеда на учебный год с родителями.

Эффективность коррекционного процесса во многом зависит от позиции, которую занимают родители. Чтобы родители серьезно относились к развитию речи ребенка, хорошо зарекомендовали себя «Экраны звукопроизношения» которые находятся в «Уголке логопеда» в раздевалке. Существуют случаи, когда логопед приглашает родителей на консультацию по вопросам автоматизации звукопроизношения дома, постоянного невыполнения просьб и требований, а они не приходят. Тогда стоит пригласить письменно, используя следующую форму:

Логопункт МБДОУ Приглашение на консультацию Уважаемая_____________________________________________ Приглашаю Вас на консультацию к учителю-логопеду МБДОУ д/с в____с __00 до __00. Довожу до вашего сведения,что ваш ребенок __________________________________________ зачислен на логопункт МБДОУ _____для занятий с логопедом. Согласно п.3.6. « Положения о логопедическом пункте при муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении детского сада» где указанно : 1.« Родители обязаны знать индивидуальные отклонения в формировании речи ребенка, слышать ее дефекты, обращать внимание на чистоту произношения. 2. В случае, когда родители систематически ( более 3 месяцев) не обращают внимание на закрепление правильного произношения, не выполняют задания учителя-логопеда, с письменного уведомления ребенок отчисляется с логопункта МБДОУ». Дата_________________

Планируя свою работу с родителями необходимо оформить «Журнал консультирования родителей»: датаФ.И. ребенка и родителей (или законных представителей) Тема консультации Рекоменда ции Примечание

Бывают случаи когда дети, зачисленные на занятия пропускают детский сад более 3 месяцев по неуважительной причине, систематическое не выполняют требований учителя-логопеда, не прислушиваются к рекомендациям. Учителю-логопеду на логопункте приходится предупреждать таких родителей об отчислении, предлагаю текст, который я использую ниже. Проработав в течении 12 лет на логопункте я столкнулась с родителями, которые не хотят видеть серьезные речевые проблемы, задержку психоречевого развития а иногда и умственную отсталость. Логопед старается, посылает к разным специалистам а родители, ничего делать не хотят. К 6-ти годам, они вдруг понимают, что проблема никуда не ушла и начинают обвинять всех, кроме себя. Чтобы раз и навсегда избежать таких неприятных ситуаций предлагаю всем завести «Журнал исходящей документации логопункта» В него заносятся все выданные направления, а главное результат. Все направления и приглашения даются в 2-х экземплярах под подпись, один образец остается у логопеда.

Логопункт МДОУ д/с П Р Е Д У П Р Е Ж Д Е Н И Е Ваш ребенок ________________________________________ Зачислен на логопункт МДОУ д/с для занятий с логопедом. Довожу до вашего сведения о нарушении Вами п.3.6. « Положения о логопедическом пункте при муниципальном дошкольном образовательном учреждении детского сада__» где указанно : 1.« Родители обязаны знать индивидуальные отклонения в формировании речи ребенка, слышать ее дефекты, обращать внимание на чистоту произношения. 2. В случае, когда родители систематически ( более 3 месяцев) не обращают внимание на закрепление правильного произношения, не выполняют задания учителя-логопеда, с письменного уведомления ребенок отчисляется с логопункта МДОУ». С предупреждением ознакомлен(а)______________________ Дата_________________

Журнал регистрации исходящей документации логопункта МБДОУ дата Исходящий документ Результат

Организационная сторона деятельности ПМПк на логопункте в ДОУ На первом педсовете важно утвердить состав ПМПк ДОУ. Заседания ПМПк проводятся один раз в 2 месяца. Совещание может быть также созвано экстренно, в связи с острой конфликтной ситуацией. Этапы реализации комиссии в ДОУ: 1. Индивидуальное обследование ребенка специалистами комиссии. 2. Коллегиальное обсуждение: определение образовательного маршрута и коррекционной помощи. 3. Согласование деятельности специалистов по коррекционно- развивающей работе. 4. Реализация рекомендаций комиссии ( составляется план коррекционных мероприятий) 5. Оценка эффективности коррекционно-развивающей работы.

Для учителя-логопеда важно знать как правильно оформить документацию, которая необходима при любой проверке или аттестации. На первом заседании в учебном году важно протоколом утвердить список детей, направленных на ПМПК района для уточнения речевого заключения и зачисления на коррекционные занятия. Протокол 1. Дети, направленные на ПМПК Щелковского муниципального района – для уточнения речевого заключения и зачисления на коррекционные занятия: Ф.И.О. ребенка Дата рождения Причина направления Нарушение звукопроизношения, ЛГК и связной речи. Для уточнения речевого заключения.

На втором заседании ПМПк для учителя-логопеда важно утвердить список детей зачисленных на логопункт и оставленных для дальнейшей коррекционной работы. Протокол 2 включает в себя: 1. Коллегиальное обсуждение, определение образовательного маршрута коррекционной помощи специалистов детям: 2. Обсуждение дальнейшей коррекционной работы на учебный год для детей зачисленных на логопункт и оставленных для дальнейшей работы. Дети,зачисленные на логопункт: Ф.И.О. ребенкагруппа Речевое заключение

Дети оставленные для дальнейшей коррекционной работы : Ф.И.О. ребенкагруппа Речевое заключение Последний протокол в учебном году будет выглядеть так: Протокол ___ 1. Коллегиальное обсуждение, определение образовательного маршрута коррекционной помощи детям: 2. Коллегиальное обсуждение дальнейшей коррекционной помощи детям выпущенным с коррекционных занятий на логопункте и оставленных для дальнейшей коррекционной работе. Решение: 1)Направить родителей детей____ на консультацию к 2)Порекомендовать родителям детей____ продолжить коррекционную работу на логопункте школы и наблюдение у врача психиатра.

3.Дети, выпущенные с коррекционных занятий логопункта ДОУ в ___учебном году.: Ф.И.О. ребенка Речевое заключение при зачислении на занятия Речевое заключение при отчислении с занятий Примечание 4. Дети, оставленные для дальнейшей коррекционной работы: Ф.И.ребенкагруппа Речевое заключение

Представленные выше документы не являются обязательными и утвержденными. Тесная взаимосвязь со всеми участниками коррекционного процесса на заседаниях ПМПк очень помогает в работе. Потому что все в курсе коррекционного процесса, ни один ребенок в группе не остается без внимания. Так как учитель-логопед на логопункте должен знать и видеть всех детей ДОУ, то такая постановка работы является по моему мнению наиболее актуальной и проверенной временем и опытом в собственном ДОУ.

ЛИТЕРАТУРА: 1. Степанова О.А. Организация логопедической работы в дошкольном образовательном учреждении. М., Боровцова Л.А. « Документация учителя-логопеда ДОУ» Издательство «Сфера», 2010 г.. – 65 с. 3. Медико-психолого-педагогическая служба в ДОУ /Под ред. Е.А.Каралашвили. – М. 2006