Общие технологии социальной работы. Лекция

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Диагностика и мониторинг в начальной школе МОУ СОШ 2 г. Краснокамска учитель Леткеман Л.П.
Advertisements

«Специфика методов в социальной психологии». 1. Активная дискуссия о предмете социальной психологии развернулась в конце 1950-х – начале 1960-х гг. ХХ.
Основные вопросы психодиагностики. Психологическая диагностика наука о конструировании методов оценки, измерения, классификации психологических и психофизиологических.
МОНИТОРИНГ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА РАЗНЫХ СТУПЕНЯХ ОБУЧЕНИЯ.
Диагностика сформированности УУД в 5 классе в рамках введения ФГОС.
Социально-психологическая адаптация студентов вузов, проживающих в общежитии Соискатель: магистрант гуманитарного факультета Шигорина Е.В. Диссертация.
«Система медико- психолого- педагогического сопровождение учащихся»
К чему приводит формирующая, «знаниевая», не развивающая парадигма.
Организация мониторинга удовлетворенности потребителей качеством образования в процессе реализации Проекта.
« Виноградовский урок : цель, содержание, технологии ». Струкова Тамара Николаевна Учитель начальных классов.
Семинар на тему: «Оценка уровня освоения детьми дошкольного возраста основной общеобразовательной программы» диагностика и мониторинг.
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «сибирский федеральный университет» ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИКИ,
Аспекты работы классного руководителя Занятие 3: Диагностические методы изучения личности учащегося Руководитель: заместитель директора по воспитательной.
МБДОУ детский сад «Ромашка»с.Пуштулим Диагностика физической подготовленности детей. Воспитатель Александрова Галина Васильевна.
Психолого-педагогический мониторинг как важный компонент в создании благоприятных условий для развития и воспитания школьников.
Дошкольная педагогика. Дошкольная педагогика как наука: предмет, основные понятия и функции Объектом педагогики выступают те явления действительности,
ГОБОУ ЦПМСС МО Мониторинг как технология оценки реализации инклюзивного процесса в образовательных организациях Учитель-дефектолог: Ященко Е. Н.
Педагогические технологии Доклад подготовлен Малон Л.В.
Мониторинг и диагностика. Сравнительный анализ.. Мониторинг – от латинского слова НАДЗИРАЮЩИЙ, наблюдение, оценка и прогноз состояния какого-либо явления.
Название компетентности в проф. стандарте : Владение психолого - педагогическими технологиями по работе с учащимися ( в том числе инклюзивными ), необходимыми.
Транксрипт:

Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования « Петровск - Забайкальское медицинское училище (техникум)» ОБЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ Преподаватель: ОП.02 « Теория и методика социальной работы» Лоншакова О.Н. Петровск-Забайкальский 2013

ПЛАН ЗАНЯТИЯ 1. Сущность и характеристика социальной диагностики 2. Социально-диагностические методы в социальной работе 3. Сущность и содержание социальной адаптации 4. Технология социальной работы по регулированию адаптивных процессов 5. Сущность и содержание социальной терапии 6. Основные формы и методы терапевтического воздействия, применяемые в социальной работе 7. Консультирование как технология, процесс консультирования 8. Технология посредничества Петровск-Забайкальский 2013

Термин «социальная диагностика» получил распространение в конце 20 начале 30-х гг. XX века. В настоящее время «социальная диагностика» утвердилась как важнейшее направление в социальной работе. Термин «диагностика» («диагноз» в переводе с греческого распознавание, определение) заимствован из медицины. Петровск-Забайкальский 2013

Цель диагностики состояния социального объекта установление достоверности информации о нем и окружающей его среде, прогнозирование его возможных изменений и влияния на другие социальные объекты, а также выработка рекомендаций для принятия организационных решений, социального проектирования действий по оказанию социальной помощи. Петровск-Забайкальский 2013

В социальной диагностике учитываются две группы факторов: социальные (внешние) и биологические (внутренние). Часто задача состоит в том, чтобы дать клиенту целостную характеристику с позиции медико- биологических, психолого-педагогических и социально-экономических параметров.

Социальная диагностика весьма сложный и ответственный вид деятельности специалистов социальной работы. Она требует соответствующего профессионального мастерства, поскольку затрагивает судьбы людей, различных социальных групп. На основе социального диагноза выделяются приоритеты и осуществляется выбор в оказании той или иной социальной помощи. В связи с этим социальный работник должен соблюдать ряд социально- этических требований принципов диагностики. Петровск-Забайкальский 2013

Принцип конфиденциальности. Неразглашение результатов социального диагноза без персонального согласия на это лица, которое являлось объектом исследования. Если это дети, то на разглашение результатов обследования обязательно требуется согласие родителей или заменяющих их лиц. Принцип научной обоснованности. Результаты анализа должны быть, как минимум, валидными (достоверными) и надежными. Принцип ненанесения ущерба. Диагностические результаты ни в коем случае не должны быть использованы во вред человеку, который подвергся исследованию. Принцип объективности. Выводы исследования должны делаться на основе научно обоснованных, объективных данных и не должны зависеть от субъективных установок тех, кто проводит исследование или пользуется его результатами. Петровск-Забайкальский 2013

Принцип эффективности. Не следует предлагать человеку такие рекомендации, которые по итогам диагноза для него бесполезны, могут привести к нежелательным или непредсказуемым последствиям. Социальная диагностика важнейший компонент социальной технологии и сфера деятельности практического социального работника. Технология социальной диагностики включает в себя принципы, алгоритм процедур и способов проверки различных методов исследования социальных процессов. В основе диагностики лежит проблема анализа и обобщения факторов, характеризующих социальное развитие человека, социальных групп, общества. Петровск-Забайкальский 2013

экспертная оценка включает следующие этапы: 1. формулирование цели решения имеющихся проблем; 2. сбор и систематизацию информации о формах поведения клиента; 3. изучение ресурсов личности и среды, которые могут быть использованы для достижения поставленных целей; 4. поиск дополнительных источников информации, общение с другими людьми, которых желательно вовлечь в работу, и план их вовлечения; 5. определение методов воздействия для достижения желаемых результатов; 6. выбор критериев прогресса для оценки результатов; 7. выявление помех и препятствий и разработка плана их преодоления. Петровск-Забайкальский 2013

Среди методов диагностирования личности следует выделить следующие. Наблюдение метод, который используется при изучении внешних проявлений поведения человека, по которым можно составить представление о нем. Существуют различные разновидности наблюдения. Беседа в социальной диагностике метод получения и корректировки информации на основе вербальной коммуникации. Петровск-Забайкальский 2013

Анкетирование метод сбора статистического материала путем формализованного опроса диагностируемых. Вопросник (опросник-личностный) совокупность методических приемов для изучения и оценки отдельных свойств и проявлений личности. Каждая из методик представляет собой стандартизированную анкету, состоящую из набора утверждений, с содержанием которых испытуемый может либо согласиться, либо не согласиться (да, нет, не знаю). Метод экспертной оценки. Это опрос экспертов путем анкетирования и интервьюирования. Иногда социальная проблема нуждается в оценке компетентных лиц экспертов, имеющих глубокие знания о предмете или объекте исследования. Петровск-Забайкальский 2013

Социометрия это метод опроса и алгоритм для математической обработки первичных измерений. Суть ее сводится к исчислению разнообразных персональных и групповых индексов. Мониторинг это организация постоянного отслеживания информации, включенное наблюдение, оценка и анализ социальных ситуаций в фокусе их изменения, с прогнозированием этих изменений на определенную перспективу. Методы тестирования. Особенно широко распространены. Их существует множество, и они разделяются на группы по ряду признаков: индивидуальные и групповые (коллективные), вербальные и невербальные; количественные и качественные, общие и специальные и др. Петровск-Забайкальский 2013

Тест-опросник тщательно продуманные и проверенные вопросы, по ответам на которые можно судить о психологических качествах испытуемого. Тест-задание оценка психологии и поведения человека на базе того, что он делает. Испытуемый выполняет специальные задания, по которым можно судить о наличии степени развития, или отсутствии у него изучаемого качества. Петровск-Забайкальский 2013

Под социальной адаптацией понимается процесс активного приспособления человека к новым для него социальным условиям жизнедеятельности. В процессе адаптации человек выступает объектом воздействия социальной среды и активным субъектом, осознающим влияние этой среды. Полная социальная адаптация человека включает физиологическую, управленческую, экономическую, педагогическую, психологическую и профессиональную адаптацию. Петровск-Забайкальский 2013

Управленческая (организационная) адаптация. Без управления невозможно предоставить человеку благоприятные условия (на работе, в быту), создать предпосылки для развития его социальной роли, влиять на него, обеспечивать деятельность, отвечающую интересам общества и личности. Экономическая адаптация. Это сложнейший процесс усвоения новых социально-экономических норм и принципов экономических отношений индивидов, субъектов. Для технологии социальной работы здесь важен так называемый «социальный блок», включающий адаптирование к реальной социальной действительности размеров пособий по безработице, уровню зарплаты, пенсий и пособий. Петровск-Забайкальский 2013

Педагогическая адаптация. Это приспособление к системе образования, обучения и воспитания, которые формируют систему ценностных ориентиров индивида. Психологическая адаптация. В психологии адаптацию рассматривают как процесс приспособления органов чувств к особенностям действующих на них стимулов с целью их лучшего восприятия и предохранения рецепторов от излишней нагрузки. Процесс психологической адаптации человека происходит непрерывно, поскольку постоянно изменяются социально-экономические условия жизни, политические и морально- этические ориентации, экологическая обстановка и т.д. Петровск-Забайкальский 2013

Профессиональная адаптация это приспособление индивида к новому виду профессиональной деятельности, новому социальному окружению, условиям труда и особенностям конкретной специальности. Успех профессиональной адаптации зависит от склонности адаптанта к конкретной профессиональной деятельности, совпадения общественной и личной мотивации труда и других причин.

четыре качественные стадии социальной адаптации: первая (начальная) стадия, когда адаптирующийся индивид улавливает лишь правила поведения, но система ценностей социума внутренне им не признается; вторая стадия (терпимость), когда как социальная среда, так и индивид признают равноценность эталонов поведения в отношении друг друга; третья стадия приспособления, «аккомодации» связана со взаимными уступками: индивид признает и принимает систему ценностей среды, но и представители этой среды признают некоторые его ценности; четвертая стадия полной адаптации, «ассимиляции», когда индивид отказывается от прежних образцов и ценностей и полностью принимает новые. Петровск-Забайкальский 2013

Слово «терапия» в переводе с греческого означает «забота, уход, лечение». Социальная терапия как определенная форма вмешательства (интервенции) в мир клиента может быть рассмотрена как метод «лечения», влияющий на психические и соматические функции организма; как метод влияния, связанный с обучением и профессиональной ориентацией; как инструмент социального контроля; как средство коммуникации. Объектом социальной терапии могут быть не только сам клиент с его проблемами и его самые близкие люди, но и работа, жилье, соседи, друзья, знакомые и т.д.

Важные терапевтические общие и частные методы. Трудовая терапия. Она основана на тонизирующем и активизирующем действии труда на психофизическую сферу человека. Особое значение трудовая терапия приобретает при психических расстройствах. Трудовая терапия позволяет организовать совместную деятельность, облегчая при этом взаимоотношения между людьми, снимая состояние напряженности и беспокойства, болезненные переживания. В целом трудовая терапия является универсальным видом социального развития, поддержки и помощи различным категориям населения.

Арттерапия лечение искусством. Существует несколько вариантов этого метода: использование уже существующих произведений искусства через их анализ и интерпретацию клиентами; побуждение клиентов к самостоятельному творчеству; использование произведений искусства и самостоятельное творчество клиентов; творчество самого специалиста лепка, рисование и др., направленное на взаимодействие с клиентом. Логотерапия, или разговорная психотерапия Натурпсихотерапия, или лечение природой. Иногда этот метод называют ландшафттерапией. Значение этого метода будет возрастать вследствие урбанизации социальной среды, ухудшения экологической обстановки, роста отчужденности человека от природы.

Консультирование это вид социальной работы, в ходе которого специалист социальной работы помогает клиенту изучить и понять суть существующей проблемы и предложить различные варианты, которые могут быть использованы для ее решения.

В практике социальной работы встречаются и широко используются несколько типов консультирования, а именно: общее консультирование клиентов специалистами социальной работы. специальное консультирование клиентов по направлению социальных работников специалистами социальных служб или учреждений. обучающее консультирование специалистов социальных служб и организаций работниками вышестоящих организаций и учреждений. Оно включает работу с персоналом, разъяснение содержания законов, социальной политики, программ, процедур, направленных на улучшение социального обслуживания населения. договорное консультирование специалистами социальных организаций по различным организационным, экономическим, профессиональным и иным вопросам.

Проведение любой консультации предполагает соблюдение основных принципов: Целесообразность и целеустремленность. Консультация должна иметь конкретную цель, решать строго определенную задачу, проблему. Добровольность и ненавязчивость. Консультируемый вправе в любое время отказаться от помощи консультанта. Эффективность консультации определяется ценностью идей, а не статусом консультанта. Методическая грамотность и компетентность. Ядром технологии процесса консультирования является установление доверительных взаимоотношений консультанта и консультируемого. Грамотный консультант должен обладать широкой эрудицией и быть компетентным в области обсуждаемой проблемы, уметь методически грамотно, убедительно вести консультации.

ЭТАПЫ КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ выявление причин, побудивших клиента к обращению за консультацией; анализ, оценка и диагностика проблемы; формулировка проблемы и определение целей консультации; установление стратегии и плана действий; осуществление соответствующих действий; оценка результатов консультации и выводы. Консультация в социальной работе обычно подразумевает формулирование рекомендаций, советов по содержанию, приемам и формам поведения и жизнедеятельности, по руководству подчиненными, доведения до клиента дополнительной информации.

Технология посредничества Посредническая деятельность осуществляется тогда, когда социальный работник не может предложить пути и средства разрешения проблем клиента самостоятельно или в своем учреждении. Тогда он рекомендует и содействует приему клиента в соответствующем учреждении, организации или специалистом, который может их разрешить.

Этапы посредничества 1. определение проблемы клиента, оценка возможностей ее решения; 2. оценка и выбор учреждения, способного наилучшим образом решить проблему; 3. помощь клиенту в установлении контакта и содействие в приеме соответствующим учреждением.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!!!