Мифы и легенды народов севера. Презентация к уроку

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Снег и заяц Художник Литвин-Синявская Татьяна Говорит как-то снег зайцу: - Что-то у меня голова заболела. - Наверное, ты таешь, оттого у тебя и голова.
Advertisements

Снег говорит зайцу: «Что-то у меня голова заболела»
«Яблоки Гесперид». Цели: - выявление значения образа Геракла для мировой художественной культуры, осмысление значений имён героев, упомянутых в мифе;
Тест по литературному чтению класс Учитель начальных классов Глазунова Ж.О МАОУ СОШ 47 г.Калининград 2012 год.
Скандинавские боги Материал к уроку литературы в 5 классе Подготовила учитель русского языка и литературы МОУ СОШ 46 г.Белгорода Захарова Л.Н.
Из мифологии.. Под понятием «миф» подразумевают попытки людей объяснить редкие, необычайные, особенные явления в природе; события, а также сюжеты, воспроизведенные.
Библейские сказания Выполнила: Самарина Яна 5 класс «А»
Волк: Уф! Совершенно ужасная погода. Почему правительство не смотрит за этим! Коноплянка: Фью, Фью. Старая земля умерла и они укутали ее в белый саван.
Художественные послания предков.. Произведения декоративно-прикладного искусства с древних времён раскрывают представления человека о строении мира и.
Презентация на тему «История возникновения лыж» Ученицы 4 «А» класса ГОУ СОШ 72 Макушичевой Елизаветы г. Москва.
Проектная работа по искусству учащихся 8 класса МОУ Новобурановская СОШ Учитель Леонова Н.А год.
ЛИТЕРАТУРАЛИТЕРАТУРА ИСТОРИЯИСТОРИЯ. «Гости из ставшего во многом непонятным прошлого и бесконечно далекого, сказки все же соединяют нас с ним. Они тоже.
Проект по теме : «Мифы как предыстория искусства слова » по теме : «Мифы как предыстория искусства слова »
Размышление над страницами рассказа «Лев старца Герасима» Лескова Н. С.
Ангелы в небе высоком живут. Цель :обогащение представлений, образов и понятий, связанных с социокультурными источниками; приобщение к глубинным (смысловым,
Сочиняем волшебную сказку. "Солнечный зайчик"
>;) Вам, наверно, кажется, что правила записи чисел и правила вычислений с ними всегда были такими же, как сейчас. На самом деле, люди сначала очень.
«Калевала» «Калевала» - это карело – финский эпос. Сложился он, по мнению ученых, 2 тысячи лет назад в восточной области нынешней Финляндии. Название.
Презентацию сделал Владислав Зорин. * Ханты и манси, два близкородственных по языку и культуре финно-угорских народа, проживают на севере Западной Сибири.
Хитрая Лиса В одном лесу жила Лиса. Она была очень хитрая. Плутовка всех обманывала: охотника, собаку, зайку, волка. Однажды захотела Лиса полакомиться.
Транксрипт:

«Мифы и легенды северных народов» Составители: Команда «Северяне» 2012 г.

ВВЕДЕНИЕ Мифы, легенды, былины, сказки - всё это один жанр - своеобразная фэнтези наших предков. Записывали: не было бумаги - вырубали на скалах; не умели еще писать - пели под гусли, или передавали рассказами из поколения в поколение. Вот так всё это до нас и дошло. Цель презентации: показать, как переплетается мифологический жанр с жизнью и появлением северных народов.

План презентации: 1. Коренные народы Крайнего Севера. 2. Из истории. 3. Мифологический жанр. 4. Мифы народов севера.

Это народы численностью менее 50 тысяч человек, проживающие в северных районах России, в Сибири и на российском Дальнем Востоке на территориях традиционного расселения своих предков, сохраняющие традиционные образ жизни, хозяйствование и промыслы и осознающие себя самостоятельными этническими общностями.

История Первые представители Homo sapiens проникли на побережье Северного ледовитого океана около лет назад. Об этом свидетельствуют стоянки древних людей в долине р. Усы «Мамонтовая курья» (Республика Коми) и в устье р. Яна «Берелех» (Республика Саха (Якутия)). Проникновение и освоение древними людьми высоких широт существенно повысили адаптивные возможности Homo sapiens как вида. В условиях постоянной борьбы с холодом и стихией формировались северные адаптивные типы популяций человека. В результате таких адаптивных изменений со временем произошла мутация гена меланина, что привело к улучшению выживаемости индивида в данных условиях. Побуждающими факторами мутации послужила низкая интенсивность ультрафиолетового излучения, что характерно для районов севера. Внешнее проявление мутации светлая кожа. Наверное, народ саами является самым древним народом в Арктике. Можно сказать с уверенностью, что этот народ населяет северную часть Скандинавии, Финляндию и Кольский полуостров в России в течение почти 8 тысяч лет. Кроме этого, саами является первым из коренных народов Арктики, описанных в истории. В 550 г до н.э. византийский историк Прокопиус описал их как диких животных, не имеющих ни одежды, ни обуви, только выделанные шкуры животных; по его словам, они не были знакомы с сельским хозяйством, жили только охотой и не пили вина.

МИФОЛОГИЧЕСКИЙ ЖАНР (от гр.mythos предание) жанр изобразительного искусства, посвященный событиям и героям, о которых рассказывают мифы древних народов. Мифы, легенды, предания есть у всех народов мира, и они составляют важнейший источник художественного творчества. Этот жанр очень украшает художественное творчество, вносит в него таинственность и загадочность. Со сказкой мы не расстаёмся с детства. Она вносит в нашу жизнь красоту, волшебство и доброту!

Народы Севера и Сибири создали своеобразную культуру, в том числе богатое устное народное творчество фольклор. Наиболее распространённым жанром фольклора являются сказки. Сказка скрашивала тяжёлое существование людей, служила любимым развлечением и отдыхом: рассказывали сказки обычно на досуге, после трудового дня. Но сказка играла и большую воспитательную роль. В недалёком прошлом сказки у народов Севера и Сибири являлись не только развлечением, но и своего рода школой жизни. Молодые охотники и оленеводы слушали и старались подражать героям, которые прославлялись в сказках. Сказки рисуют яркие картины жизни и быта охотников, рыбаков и оленеводов, знакомят с их представлениями и обычаями. Героями многих сказок являются бедняки. Они бесстрашны, ловки, сообразительны и находчивы. В сказках фигурируют разнообразные элементы волшебства, вещие силы, духи хозяева стихий (подводного царства, подземного и небесного миров, духи воды, земли, леса, огня и т. д.), смерть и оживление. Большое место в фольклоре народов Севера и Сибири занимают сказки о животных. Они по-своему объясняют повадки и внешний вид животных, рассказывают о взаимопомощи человека и зверя. Основная мысль сказки проста: на земле не должно быть места страданиям и бедности, зло и обман должны быть наказаны.

Легенды северных народов так же суровы и восхитительны, как тот край, где они возникли. Их боги поступали не всегда достойно. Высшей добродетелью считалась отвага, иногда в ущерб морали. Это объясняет нам причины, по которым христианство вытеснило древние верования скандинавовв. Истина заключается в том, что истории этих богов едва ли более моральны, чем сказка о герое, жестоко обманывающем короля, с целью завладеть принцессой. Такие легенды способствуют нашему пониманию духовной жизни этого времени, будят смелость и воображение, которое всегда было необходимо нации первопроходцев, исследователей и искателей приключений. Хотя герои саг и легенд далеки от совершенства, их истории очень увлекательны. Сам Шекспир, любивший страстные истории, позаимствовал сюжет «Гамлета» из древней скандинавской саги.

Интерес к этим легендам заключается в их схожести с легендами других стран. Замерзшие реки и ядовитый иней, созданные Имиром до создания Солнца и Земли, напоминают нам воды из Библии, над которыми витал во тьме Божий дух. Греческие боги в человеческом обличье сражались с титанами, а греческие герои побеждали чудовищ. Суровая история северных народов и условия их жизни сформировали глубоко индивидуальный дух мифов и легенд. Боги Асгарда, как и люди, в них верившие, находились в постоянной борьбе добра и зла, света и тьмы, тепла и холода. Их бурный темперамент противостоял темным силам, от которых Земле суждено было в конце концов погибнуть в Судный день. Мир наводняли великаны и удивительные монстры. Голодные «волки тьмы» преследовали на небесах Солнце и Луну.

Герой в легендах проходит через множество испытаний и каждое принимает с ликованием, хотя его жизнь коротка и счастливые развязки редки. Древние легенды, исполненные суровым духом Севера, всегда новы и восхитительны. Они позволяют нам глубже понять верования древних скандинавских народов и возникшую на их основе литературу.

Герои сказаний, легенд и мифов народов Севера Беовульф Беовульф герой северного и англосаксонского эпоса, одолевший двух ужасных чудовищ - Гренделя в королевстве данов и дракона королевства гаутов. Брунхильд Брунхильд героиня скандинавов-германской мифологии, самая воинственная и самая прекрасная валькирия, бросившая вызов самому Одину. Вяйнямейнен Вяйнямейнен главный герой карело-финского эпоса, сын богини-демиурга Луоннотар. Этот мудрый старец, маг и чародей, был одарен сверхъестественными способностями, но ему на протяжении всей жизни фатально не везло в любви. Кримхильда Кримхильда героиня германского эпоса "Песнь о Нибелунгах", жена Зигфрида, после смерти героя ставшая женой гуннского короля Аттилы. Известна совершенной красотой, которая побуждала на подвиги и обрекала на смерть доблестных воинов. Нибелунги Нибелунги в германо-скандинавской мифологии и эпосе все владельцы золотого клада (сокровищ и магического кольца силы) карлика-цверга Андвари, который ранее украл проклятое золото у Рейнских дев. Сигурд Сигурд в скандинавов-германской мифологии и эпосе великий герой, сын Сигмунда и Сиглинд, воспитанник колдуна-кузнеца Регина, брата дракона Фафнира, стерегущего проклятый золотой клад карлика Андвари. Старкад Старкад герой скандинавской мифологии, безжалостный и жестокий воин-викинг, с именем которого связано огромное количество подвигов. Представлял собой уродливого великана с клыками, выступающими изо рта, и с шестью руками. Хаддинг Хаддинг сын датского короля Грама. Герой воспитывался в Швеции среди великанов, где его обучили искусству магии. Хаддингу покровительствовал бог Один, являвшийся герою в облике одноглазого великана. Хегни Хегни герой германо-скандинавской мифологии. Имеет противоречивые черты. Эддические песни изображают Хёгни безупречным героем. В саге о Тидреке и в "Песни о нибелунгах" Хёгни приобретает отрицательные черты. Он предательски убил великого Зигфрида (Сигурда), а затем спрятал золотой клад нибелунгов на дне реки. Хельги Хельги герой скандинавской мифологии. Имя Хельги можно перевести с древнеисландского как "посвященный" или "священный". Хельги покровительствовали девы-воительницы, которых называли валькириями.

Мифы народов севера:

Снег и заяц Снег говорит зайцу: – Что-то мне нехорошо. – Наверное, ты таешь, оттого тебе и плохо, – ответил заяц. Сел на пенек и горько-горько заплакал. – Жалко, жалко мне тебя, снег. Я все по снегу бегал, круглые дырки делал. От лисицы, от волка, от охотника в снег зарывался, прятался. Как без тебя жить буду? Любая ворона, любая сова меня увидит, заклюет. Пойду я к Хозяину леса, попрошу его, пусть он тебя, снег, сохранит для меня. Стал заяц плакать, Хозяина леса просить. А солнце уже высоко ходит, жарко припекает, снег тает, ручьями бежит с гор. Затосковал заяц, еще громче заплакал. Услышал зайца Хозяин леса. Просьбу его выслушал и сказал: – С солнцем спорить не берусь, снег сохранить не могу. Шубу твою белую сменю на серенькую, будешь ты летом легко прятаться среди сухих листьев, кустарника и травы, никто тебя не заметит. Обрадовался заяц. С тех пор всегда меняет зимнюю шубу на летнюю.

Легенды о полярном сиянии Жили некогда в тундре дедушка и внук. И была у них собака по кличке Айя, которая помогала охотиться и пасти оленей. Однажды дед вернулся с охоты опечаленный - в тундре на него напал волк. Собака спасла хозяина от волка, но была ранена. И пока дед волка прогонял, Айя куда-то пропала. Тем временем в тундре стемнело - не найти уже потерявшуюся собаку. Мальчик горько заплакал, но тут подлетел к нему сокол и велел поджечь ветку в костре. Взял сокол ветку в клюв и взмыл высоко-высоко в небо. И расступилась тьма, а сокол всё летал над тундрой кругами, пока внук с дедушкой искали собаку. Айя нашлась, когда ветка уже догорала. Сокол улетел, а в северном небе с тех пор часто загорается костёр, чтобы осветить путь тем, кто хочет совершить доброе дело.

Белка. Раньше, когда белый свет только возник, белки еще не было. Люди голодом пропадали. На земле жили два брата и сестра. Есь решил помочь людям, из девки белку сделать. Раз братья ушли из чума, тогда девка белкой и сделалась, на дерево полезла. Старуха ее за бесем схватила, разорвала так у нее хвост появился. Не удержала старуха девку, та на дереве осталась. Братья пришли, дерево рубить стали, она на другие прыгает. Так и не поймали. У белки от человека только большой палец остался и под мышками кусочек белого мяса. Люди и сейчас это не едят, выбрасывают. Белка-девка сначала только орехами питалась, потом научилась грибы сухие есть, веточки

=3354&Itemid Список использованных информационных ресурсов: