Презентация к уроку по теме: Презентация "Что такое наблюдение? Виды педагогических наблюдений.Алгоритм действия педагога при наблюдении.".

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
«Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования муниципального бюджетного.
Advertisements

Методические рекомендации по составлению аналитической справки по итогам мониторинга.
сканирование0001
Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов МБДОУ « Филимоновский детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности.
СИСТЕМА МОНИТОРИНГА В СООТВЕТСТВИИ С ФГТ Подготовила: старший воспитатель Торопова С.Н.
Метод педагогического наблюдения -это организованное исследование педагогического процесса в естественных условиях.
Презентация основной образовательной программы дошкольной разновозрастной группы МОУ Козская СОШ.
Консультация по реализации программы «Развитие +» в МБДОУ 31.
Будже Тамара Андреевна, заведующая организационно-технической лабораторией отдела оценки качества дошкольного образования Современные требования к качеству.
Диагностика личностно-социального развития дошкольников в соответствии с «Программой развития и воспитания детей в детском саду «Детство» под редакцией.
Что такое ФГТ «Федеральные государственные образовательные требования» – нормы и положения, обязательные при реализации основной общеобразовательной программы.
Воспитатель МБДОУ «Детский сад «Берёзка» Павлоградского Муниципального района Омской области Клок Антонина Александровна.
Наблюдение – это метод познания психолого-педагогических явлений, основанный на целенаправленном восприятии и фиксировании исследователем явлений или.
Тема: «Совместная работа дошкольного учреждения и семьи по развитию математических представлений у детей дошкольного возраста на современном этапе»
Презентация основной общеобразовательной программы дошкольного образования в соответствии с ФГОС муниципального дошкольного образовательного учреждения.
Подготовила: Задорожнева О. А. старший воспитатель МДОБУ «Детский сад 9» г. Бузулук, 2014.
Сваталова Тамара Александровна, доцент кафедры дошкольного образования, к.п.н.
Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программе дошкольного образования.
Автор проекта : Перькова Нина Александровна Воспитатель МДОУ д / с 7 « Солнышко » г. Ершов Саратовская область 2010 год.
Целевые ориентиры дошкольного образования Колчева Н.И., методист ОДиНОО.
Транксрипт:

«Наблюдение – как метод проведения образовательного мониторинга в детском саду». Презентацию подготовила воспитатель ГБДОУ детский сад 34 Красногвардейского района г.СПб Фисан Елена Григорьевна

Вопросы. Что такое наблюдение? Виды педагогических наблюдений. Алгоритм действия педагога при наблюдении. Способы фиксации наблюдений. Принципы на которые опираются при использовании метода наблюдения. Преимущества и недостатки метода наблюдения.

1. Что такое наблюдение? Наблюдение – это целенаправленное, преднамеренное, специальным образом организованное и фиксируемое восприятие исследуемого объекта, обусловленное задачей наблюдателя и не требующее от него «вмешательства» путём создания специальных условий. Наблюдение – это метод сбора данных с целью последующего анализа. Наблюдение – ведущий метод проведения мониторинга в детском саду.

2. Виды наблюдений. НАБЛЮДЕНИЕ ВКЛЮЧЁННОЕ ОПОСРЕДОВАННОЕ ЗАКРЫТОЕ НЕВКЛЮЧЁННОЕ ДИСКРЕТНОЕ НЕПРЕРЫВНОЕ ОТКРЫТОЕ НЕПОСРЕДСТВЕННОЕ

Что обозначает каждый вид наблюдения? 1. Непосредственное наблюдение – это наблюдение, когда педагог сам выступает наблюдателем происходящего педагогического явления. Опосредованное (косвенное) наблюдение – это наблюдение, когда к его проведению привлекаются другие лица (студенты, другие педагоги и др.). Методика проведения таких наблюдений должна быть заблаговременно отработана теми, кто будет их вести. 2. Включённое наблюдение – это наблюдение, когда педагог включён в процесс взаимодействия с теми за кем наблюдает. Оно может быть открытым и закрытым. При открытом наблюдении дети знают, что за ними ведётся наблюдение. Если же участники не осведомлены, что они в поле зрения наблюдателя, то речь идёт о закрытом наблюдении. При закрытом наблюдении применяется записывающая аппаратура: видеокамера, фотоаппарат, диктофон. Не включённое наблюдение – это наблюдение со стороны. 3. Непрерывное (сплошное) наблюдение – это наблюдение, которое предполагает фиксацию всех наблюдаемых факторов, проявлений, качеств, реакций и т. д. от начала до конца какого-либо процесса. Дискретное (выборочное) наблюдение – это наблюдение по определённым параметрам. Чаще всего педагогами используется метод открытого включённого наблюдения.

3. Алгоритм действия при наблюдении. Определение цели и задач Определение объекта наблюдения Определение ситуации наблюдения Способ фиксации результатов наблюдения

4. Действия педагога. 1. Определелить цель и задачи наблюдения. Например: выявить особенности освоения ребёнком способов познания, изучить поведение ребёнка в ситуации совместной деятельности и т. д.. 2. Определить объект наблюдения. Например: определить группу от 3 до 5 детей, за которыми будет вестись наблюдение в течении дня, каждый день мы меняем детей и в течении 2-3 недель все дети смогут попасть в поле зрения педагога. 3. Выбрать ситуацию наблюдения, когда наиболее целесообразно наблюдать проявления ребёнка в соответствии с поставленной целью, чтобы не нарушать естественного течения образовательного процесса. 4. Выбрать способ фиксации результатов наблюдения.

5. Способы фиксации наблюдений.

Карта наблюдения 1. Цель: изучение особенностей проявления интегративного качества «Любознательный, активный» в разных видах деятельности. Объект наблюдения: Иванов Петя, 5 лет 9 месяцев. Процедура организации и проведения: наблюдение в свободной деятельности и НОД. Виды деятельности. Активность Самостоятельность Инициативность Ответственность Нестандартность, оригинальность Упорство в достижении результатов Любознательность Сензитивность к новым стимулам, избирательность. Познавательный компонент Диагностическая ситуация «Путешествие в пустыне» стр.340 «Мониторинг в детском саду» «Детство- Пресс» 2011 Дидактическая игра «Кто где живёт» лото «Животные» Наблюдение на прогулке «Три состояния воды». Трудовое поручение в уголке природы «Поливка растений» Интерактивная игра с математическим содержанием «Дом для поросят» … и т. д..

Карта наблюдения 2. Цель: изучение особенностей проявления интегративного качества «Любознательный, активный» в познавательной деятельности. Объект наблюдения: дети подготовительной группы в количестве 20 человек. Процедура организации и проведения: наблюдение проводится в естественных условиях. Фамилия, имя ребёнка Проявляет интерес к новым предметам, событиям, явлениям, которые непосредственно не наблюдает. Задаёт вопросы об известных ему предметах, событиях, явлениях для получения новой, неизвестной информации Самостоятельно исследует предметы, если их свойства и использование не известны Интересуется прошлым и будущим взрослых и сверстников Проявляет интерес к различным областям знаний Активно участвует в организованных формах образовательной деятельности, задаёт вопросы, обращает внимание на ошибки сверстников и свои ошибки, предлагает свои варианты решения стоящей перед ним задачи и прочее Инициирует общение и взаимодействие со сверстниками и взрослыми, самостоятельно предлагает способы позитивного общения и взаимодействия Сочетает, интегрирует различные усвоенные движения и действия в зависимости от особенностей ситуации и своих целей 1. Иванов Петя 2. … 3. … 4. … 5. … и т. д Петров Егор

1 Результаты наблюдения не должны получать эмоциональную или этическую оценку педагога. Это конфиденциальная информация, используемая воспитателем только для помощи ребёнку при организации образовательного процесса. 2 Педагогическая диагностика осуществляется в привычной для ребёнка обстановке. 3 При проведении наблюдений происходит процесс сравнения проявлений конкретного ребёнка и идеальной нормы развития. Это сравнение помогает воспитателю понять в чём могут проявляться проблемы ребёнка, какие достижения для него характерны, мешает ли ребёнку недостаточное развитие какой-либо характеристики, какие качества целесообразно у него развивать. 4 Наблюдение должно проводиться в течении не менее двух недель.

7. Преимущества метода наблюдения. Наблюдение позволяет непосредственно охватить и зафиксировать конкретную картину проявлений развития, предоставляет много живых, интересных фактов, отражающих особенности и качества конкретного ребёнка. Наблюдение позволяет одновременно охватить поведение нескольких детей по отношению друг к другу или к определённым задачам, предметам и т. д.. Наблюдение позволяет произвести исследование независимо от готовности наблюдаемых субъектов. Оперативность получения информации. Относительная дешевизна метода.

8. Недостатки метода наблюдения. На результаты наблюдений могут повлиять: настроение наблюдателя; его предубеждение ( искажение восприятия тем больше, чем сильнее наблюдатель стремится подтвердить свою гипотезу); его усталость (в результате чего наблюдатель перестаёт замечать важные изменения, делает ошибки при записях ); адаптированность наблюдателя к происходящему.

9. Наблюдения в разных видах деятельности: в ситуациях применения детьми культурно- гигиенических навыков и навыков самообслуживания; в ситуациях игровой деятельности; на прогулке; в образовательной ситуации; при экспериментировании; в уголке природы; в НОД; при выполнении поручений; во время проведения детских праздников; при общении детей с родителями. и т.д.

Наблюдение в режимном моменте. Наблюдение в игре.

Наблюдение на прогулке. Наблюдение в образовательной ситуации.

Наблюдение в уголке природы. Наблюдение в уголке экспериментирования.

Наблюдение в НОД. Наблюдение во время проведения праздника.

Наблюдение при выполнении поручений. Наблюдение в бассейне.

Наблюдение в проблемной ситуации. Наблюдение при общении с родителями.

Метод наблюдения относится к мало формализованным методам мониторинга. Эти методы дают очень ценные сведения о ребёнке, особенно когда предметом изучения выступают такие явления, которые мало поддаются объективизации (например: ценностные ориентации, отношение ребёнка к различным явлениям) или являются чрезвычайно изменчивыми по содержанию ( динамика целей, состояний, настроений и т. д.). Малоформализованные методики очень трудоёмки. Только наличие высокого уровня культуры проведения наблюдения помогает избегать влияния случайных и побочных факторов на результаты обследования. Спасибо за внимание.