Проект по развитию речи (старшая группа) по теме: "Дидактические игровые упражнения по развитию темпо-ритмической организации речи у детей ЗПР"

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Актуальность проблемы семейного воспитания детей с нарушениями речевого развития определяется успешной работой с семьями воспитанников дошкольного образовательного.
Advertisements

МКДОУ «Детский сад 7» города Лиски Воронежской области Взаимосвязь учителя – логопеда и воспитателей в коррекции речи детей в условиях логопедической группы.
БЛИЦ – ОПРОС Тема «Взаимодействие логопеда и воспитателей логопедических групп»
Сагитова Заира Рауфовна Учитель – логопед высшей категории.
МАДОУ 7 Взаимодействие учителя-логопеда и родителей детей в коррекционно-речевой работе.
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Детский сад 8 комбинированного вида» Бавлинского муниципального района РТ ПО СЕКРЕТУ ВСЕМУ СВЕТУ Степанова.
Г. Чебаркуль, Продолжительность проекта: Актуальность В наше время большинство детей испытывают трудности в произношении звуков в тех словах, которые.
НДОУ «Д ЕТСКИЙ САД 137 ОАО «РЖД» Взаимодействие логопеда и воспитателя в реализации лексической темы Учитель-логопед высшей категории: Яковлева Елена Владимировна.
МДОУ «Березовский детский сад комбинированного вида 1» Тема проекта: «Волшебный мир звуков и букв» Срок реализации проекта: 2008 – 2010гг. Сысуева Ольга.
Муниципальная общеобразовательная школа – интернат «Общеобразовательная школа – интернат среднего (полного) общего образования 17 «Юные спасатели МЧС»
ЦЕЛЬ: Формирование и стимуляция мотивированного отношения родителей к коррекционной работе с ребёнком.
Учитель-логопед ОБУСО «Маловишерский социальный приют для детей» Алексеева Елена Васильевна.
Компьютерные технологии в коррекционной работе Позволяют активизировать компенсаторные механизмы и достичь оптимальной коррекции нарушенных функций. Применяются.
- «ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА В УСЛОВИЯХ В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО САДА.» УЧИТЕЛЯ - ЛОГОПЕДЫ ДЕТСКОГО САДА 111 БОХАН Р.А. ПЕТРОВАН.П.
Презентация логопедического кабинета Условия, созданные для коррекционной работы на логопункте корпуса 2 Учитель –логопед первой квалификационной категории.
Коррекция нарушений звукопроизношения при дизартрии.
Занятия с логопедом. Речь занимает чрезвычайно важное место в развитии ребёнка. Непременным условием нормального развития речи является своевременное.
Логопедическая работа с детьми в условиях ГБОУ общеразвивающего вида. ГБОУ д/с 300 ЮЗАО г.Москвы Учитель-логопед Ишанова Ирина юрьевна.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ « Формирование правильного звукопроизношения у детей дошкольного возраста»
Проект " Мир на кончиках пальцев ". Актуальность Актуальность данного проекта заключается в том, что целенаправленная и систематическая работа по развитию.
Транксрипт:

Проект Дидактические игровые упражнения по развитию темпо-ритмической организации речи у детей ЗПР. ГКДОУ 7 «Дюймовочка» детский сад компенсирующего вида город- курорт Ессентуки Учитель – логопед: О.Н.Ермакова

ритм, Основа всей жизни человека ритм, данный каждому его природой, дыханием. К. Станиславский

Темпо – ритмическая организация речи Темпо – ритмическая организация речи объединяет и координирует все составляющие устной речи. Опыт работы показывает, что в последнее время увеличилось количество детей с дизартрией В структуре дефекта дизартрии – нарушение темпо – ритмической организации ребенка, что в свою очередь негативно сказывается на развитии звуко слоговой структуры речи и является препятствием в формировании качественного произношения. Спастико – паретический синдром в артикуляционной мускулатуре, встречающееся примерно у 40% детей – также следствие нарушения темпо - ритмической стороны речи, но лишь судорожного характера. Данные речевые проблемы впоследствии могут отрицательно сказаться на формировании письменной речи и привести к нарушению чтения и письма.

Актуальность проблемы : Дидактические игры повышают интерес ребенка к занятию, стимулируют его мотивацию к устранению дефекта, улучшая качество коррекционной работы. Упражнения рекомендованы к реализации, как на логопедических занятиях, так и в домашних условиях с детьми с дизартрией, спастика – паретическим синдромом в артикуляционной мускулатуре, при нарушении звуко слоговой структуры речи у детей с алалией, дизартрией, ДЦП и интеллектуальной недостаточностью.

Цель: Развитие темпо-ритмической организации речи у детей ЗПР(дизартрией, ДЦП, алалией и умственной отсталостью).

Задачи: коррекция звуко слоговой структуры слов. обучение движению кистью руки в заданном темпе; обучение чередованию движений рук в различном темпе; обучение сочетанию согласованных движений кисти руки с ритмической организацией высказывания и проговариванием в заданном темпе и ритме; формирование правильного речевого дыхания. автоматизация и дифференциация поставленных звуков.

Участники проекта : Дети старшего дошкольного возраста с ЗПР(дизартрией, ДЦП, алалией и умственной отсталостью).

Стратегия достижения поставленных целей: Дидактические упражнения проводятся как часть коррекционно –образовательной деятельности различной направленности в течение 3-7 минут. Упражнения необходимо выполнять: с четкой артикуляцией; с равномерным распределением выдоха; соблюдением умеренного и медленного темпа; синхронизируя произнесение и движение. Вначале тренировка послогового ритма производится в замедленном темпе. По мере овладения навыком темп речи ускоряется. Использование игровых упражнений в домашних условиях с родителями позволит закрепить навыки, полученные на занятиях.

Педагогический проект «Дидактические игровые упражнения по развитию темпо-ритмической организации речи у детей ЗПР.» рассчитан на 6 месяцев. Реализация проекта будет проходить в три этапа: Диагностический Основной Заключительный.

I.Подготовительный: определение темы, цели и задач, содержания проекта, прогнозирование результата; изучение научно – методической литературы по данной проблеме; создание условий для реализации проекта: подготовка и изготовление наглядного материала; подбор упражнений и игр для развития дыхания, голоса, подвижности органов артикуляционного аппарата, мимической мускулатуры, создание сборников речевых подвижных и пальчиковых игр; составление плана проекта.

II. Основной. 1. Содержание деятельности: 1. проведение диагностического обследования; 2. составление методических разработок коррекционных занятий на предстоящий цикл реализации программ реабилитации; 3. проведение коррекционно – развивающих занятий с использованием элементов логоритмики; 4. консультирование воспитателей и родителей по данной проблеме; 5. проведение мастер – классов для родителей с целью обучения их практическим навыкам работы с детьми в домашних условиях.

2. Содержание деятельности воспитателей: проведение рекомендованных логопедом упражнений, подвижных и пальчиковых игр в течение дня и во время проведения режимных моментов; закрепление изученного материала

3. Содержание деятельности родителей: участие в занятиях по развитию темпо - ритмической организации речи у детей ; закрепление изученного материала по заданию в процессе повседневного общения с ребенком; проведение упражнений, речевых подвижных и пальчиковых игр в домашних условиях

Формы работы с детьми: Подгрупповые занятия с использованием темпо – ритмических упражнений и игр : «быстро - медленно», «веселый язычок», «пальчики играют», «веселый ветерок». Индивидуальные занятия: «послушай повтори», «веселые упражнения язычком», «ходим со словечком». Дидактические игры в совместном блоке (прогулка, режимные моменты) «делай то, что я скажу, а не то, что покажу». «ножки топают, ручки хлопают».

Формы работы с педагогами: Консультация для педагогов: «использование скороговорок и чистоговорок в работе с детьми с целью формирования выразительности речи у детей ЗПР с различными речевыми проблемами»; Семинар – практикум: «Дидактические игровые упражнения по развитию темпо-ритмической организации речи у детей ЗПР». Пятиминутки: подбор игровых темпо – ритмических упражнений для использования на занятиях: пальчиковые, артикуляционные гимнастики (тетрадь взаимосвязи специалиста и воспитателей) Круглый стол для педагогов «Ритм, речь, слоговая структура, выразительность речи».

Формы работы с родителями: Консультация для родителей : «Рекомендации по выработке темпо –ритмической организации речи, через игровые приемы» Консультация для родителей : «Развитие тонких движений пальцев рук» Семинар – практикум для родителей: «Домашняя игротека» Родительское собрание: «Формирование выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста ». Круглый стол для родителей и воспитателей по результатам проделанной работы за период работы. Индивидуальное консультирование. Информационные стенды(родительские уголки): « Для чего нужна артикуляционная гимнастика»; «Игры и упражнения которые способствуют развитию тонких движений пальцев рук»» «Для чего нужны пальчиковые игры».

Месяц Вид деятельности Ответственный декабрь Сбор сведений о темпо – ритмической организации речи у детей с ЗПР (дизартрией, ДЦП, алалией и умственной отсталостью). Учитель-логопед 1 этап. Диагностический

Месяц Вид деятельности Ответственный Декабрь Семинар-практикум для воспитателей презентация: «Дидактические игровые упражнения по развитию темпо- ритмической организации речи у детей ЗПР». -формирование речи у детей старшего дошкольного возраста ; -взаимосвязь в развитии тонкой моторики рук, темпо-ритмической организации речи и речевой функции; -обучающий практикум: «Использование дидактических игр и упражнений по развитию темпо-ритмической организации речи у детей»: -пальчиковый игротренинг; - речевой тренинг: чистоговорки, скороговорки; -обсуждение, обмен мнениями. Учитель-логопед Январь Консультация для родителей «Рекомендации по выработке темпо –ритмической организации речи, через игровые приемы» - подбор игровых приемов; - создание речевой зоны; - систематичность контроля речи. Учитель-логопед 2 этап. Основной этап

Февраль Круглый стол для педагогов «Ритм, речь, слоговая структура, выразительность речи». -Особенности ритмичной окраски речи у детей с дизартрией и ДЦП; - формирование выразительности речи детей с ДЦП через чистоговорки; - формирование слоговой структуры слова у детей с легкой степенью умственной отсталости. -обсуждение, обмен мнениями. Учитель- логопед Март Семинар – практикум для родителей «Домашняя игротека» -игра – основной вид деятельности ребенка; -классификация детских речевых игр; -рекомендации родителям по организации игрового пространства в семье. Учитель- логопед Апрель Родительское собрание «Формирование выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста ». -психологическая готовность ребенка к выступлению на утренниках; -предупреждение нарушений слоговой структуры слова у детей с алалией детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями; -формирование графических навыков и умений – эффективная подготовка речи детей по средствам чистоговорок и скороговорок; - решение проблемных ситуаций родителей Учитель- логопед

Месяц Вид деятельности Ответственный Апрель Опрос и анкетирование педагогов и родителей, обследование детей.Учитель-логопед Май Круглый стол для родителей и воспитателей по результатам проделанной работы за период работы. - отчет учителя-логопеда по коррекционной работе с детьми старшего дошкольного возраста, результаты обследования детей на конец периода обучения; -рекомендации для родителей по работе с детьми Учитель-логопед 3 этап. Заключительный этап

Пальчики «шагают»

Игра на внимание и ритм.

Весёлая, сказочная пальчиковая гимнастика!

Веселый «ветерок».

Поем гласные звуки по «ступеничкам»

Учимся правильно говорить звуки!

Поиграем с пальчиками.

Учимся считать с ритмом.

Ожидаемые результаты При реализации проекта «Дидактические игровые упражнения по развитию темпо- ритмической организации речи у детей ЗПР» рассчитываем получить следующие результаты: будет решена одна из проблем – проблема разработки новых игровых упражнений по коррекции темпо – ритмической организации речи ребенка. Родители перестанут отстраняться от работы по исправлению речевых дефектов у детей, т.к. овладеют необходимыми педагогическими знаниями, умениями и навыками. Воспитатели преодолеют возникающие определенные трудности в применении дидактических игр повышающих интерес ребенка к занятию, стимулирующих его мотивацию к устранению дефекта, улучшая качество коррекционной работы ребенком.

диагностика: темпо-ритмической организации речи у детей ЗПР.

Выводы: Выводы: Осознанное включение воспитателей в совместный с учителем– логопедом коррекционный процесс позволит значительно повысить эффективность совместной работы. Возникнет понимание того, что создание единого речевого пространства развития ребенка возможно при условии тесного сотрудничества педагогов и специалистов. Учитель – логопед:О.Н.Ермакова