Презентация к уроку (русский язык, 5 класс) на тему: Презентация Урок русского языка «Что изучает стилистика. Понятие о стиле и речевой ситуации"

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Стили языка. Что изучает стилистика. Понятие о стиле и речевой ситуации.
Advertisements

Стили речи Прочитайте и сравните тексты 1. С самого утра перепадает мелкий дождик, сменяемый по временам тёплым солнечным сиянием. Небо то всё заволакивается.
Нужно ясно понимать, Что задача не простая. Мысль словами выражать - Суть стилистики такая. Диссертация, беседа, Речь, статья или роман? Заявление на соседа,
Урок русского языка в 5 классе. РЕЧЬ Разговорная Книжная 1..Научно-деловая 2. Художественная.
Давным-давно жили по соседству двое детей: мальчик Кай и девочка Герда. Однажды зимой они сидели у окна и смотрели, как на улице кружаться снежинки. -
Изучаем правила поведения в природе дома и в детском саду.
РЕЧЬ Сила речи состоит в умении выразить многое в немногих словах. Сила речи состоит в умении выразить многое в немногих словах. Плутарх Плутарх Горельцева.
Презентация к уроку по теме: «Дружба и любовь на страницах сказки Х.К Андерсена «Снежная королева» Литературная викторина Выполнила учитель русского языка.
Урок чтения в 6 классе по теме: «Обобщающий урок по сказке Г. – Х. Андерсена «Снежная королева»»
Подготовили: ученики 5-а класса гимназии 47 Иванов Виктор Петрова Ольга.
Функциональные стили речи. Функциональные стили речи : Исторически сложившаяся система речевых средств, используемых в той или иной сфере человеческого.
Отрывок. Разговор с Вороном. История четвертая. Принц и Принцесса.
СТИЛИ РЕЧИ Презентация преподавателя русского языка Ситчихиной Елены Михайловны.
Правила поведения в школе Вот это стол, за ним сидят. Вот это стул, на нём сидят.
Виды речевой деятельности Выполнила: Бакенова Айгерим.
Что мы знаем о типах и стилях речи? Интерактивный тренажёр для повторения типов и стилей речи Степанова Н.А., учитель МБОУ «Прутская СОШ»
Стили речи 1. Разговорный стиль 2. Научный стиль 3.Официально-деловой стиль 4. Публицистический стиль 5. Художественный стиль.
Описание природы. Урок развития речи в 6 классе Работу выполнил учитель русского языка и литературы МОУ СОШ 7 г.Ейска Волосенкова Наталья Леонидовна.
Уроки развития речи в 7 классе Описание внешности человека Цели: найти характерные особенности, главное во внешности конкретной личности и суметь передать.
Психологический портрет героини повести Тони Магуайр «Только не говори маме» Работа ученицы 9 «А» класса МБОУ СОШ 183 Тупицыной Анастасии.
Транксрипт:

Урок русского языка «Что изучает стилистика. Понятие о стиле и речевой ситуации.» Михайлова Светлана Петровна Учитель русского языка и литературы 5 класс

Расскажите по плану о назначении одежды, в которую одеты ребята: )Куда можно пойти в этой одежде? 2) С какой целью её надевают? 3)Как называется такая одежда?

1) Разыскивается. Ушёл из дома и не вернулся мальчик. Приметы: волосы темно-русые, глаза большие, голубые. Одет был бедно: в синее пальто, на руках – большие рукавицы. При себе имел детские салазки. В последний раз его видели на площади, когда он прицепил свои салазки к большим саням, которые скрылись в переулке. 2) (?) совсем посинел, даже чуть не почернел от холода, но не замечал этого: поцелуи (?) королевы сделали его не чувствительным к стуже, да и само сердце его превратилось в кусок льда… Он смотрел на льдины и всё думал, думал до того, что голова у него заболела. Мальчик сидел на одном месте, бледный, неподвижный, словно неживой. Могло показаться, что он замёрз. 3) - Карр! Эта бедная девчушка ищет своего названого братца. Ей нужно пробраться во дворец, чтобы увидеть нашего принца. Вдруг это он! Наш принц, как и её брат, был одет бедно, за словом в карман не лезет… Доррогая, мы должны помочь бедняжке! - Ах, как трогательно!

2) Кай совсем посинел, даже чуть не почернел от холода, но не замечал этого: поцелуи Снежной королевы сделали его нечувствительным к стуже, да и само сердце его превратилось в кусок льда… Он смотрел на льдины и всё думал, думал до того, что голова у него заболела. Мальчик сидел на одном месте, бледный, неподвижный, словно неживой. Могло показаться, что он замёрз. 3) - Карр! Эта бедная девчушка ищет своего названого братца. Ей нужно пробраться во дворец, чтобы увидеть нашего принца. Вдруг это он! Наш принц, как и её брат, был одет бедно, за словом в карман не лезет… Доррогая, мы должны помочь бедняжке! - Ах, как трогательно! 1) Разыскивается. Ушёл из дома и не вернулся мальчик. Приметы: волосы темно-русые, глаза большие, голубые. Одет был бедно: в синее пальто, на руках – большие рукавицы. При себе имел детские салазки. В последний раз его видели на площади, когда он прицепил свои салазки к большим саням, которые скрылись в переулке.

Любое наше высказывание мы создаем с учётом речевой ситуации (с кем говорим? где? с какой целью?). Речь – одежда для наших мыслей! РС с кем говорим? с одним человеком (1 - 1) со многими людьми (1 - много) где где? в официальной обстановке (о/о) в неофициальной обстановке (н/о) с какой целью? общение сообщение воздействие

Выпишите примеры, которые обозначают неофициальную (непринужденную) обстановку: Дома, на работе, в школе на уроке, в школе на перемене, на экскурсии в музее, на прогулке в лесу, в магазине, в поликлинике, в общественном транспорте, в гостях у друга, в библиотеке. Ответ: дома, в школе на перемене, на прогулке в лесу, в гостях у друга.

Распределите примеры на три группы с учётом цели высказывания: а) общение, б) сообщение, в) воздействие (воздействовать можно на поведение, на чувства, на воображение): Отвечать урок, здороваться, делать замечание нарушителю дисциплины, делиться с товарищами летними впечатлениями, делать доклад в кружке, объяснять задачу однокласснику, приглашать ребят в поход, обсуждать с ними маршрут, давать сведения о местности. общение сообщение воздействие Здороваться, делиться с товарищами летними впечатлениями, обсуждать с ребятами маршрут. Отвечать урок, делать доклад на кружке, приглашать друзей в поход, давать сведения о местности. Делать замечание нарушителю дисциплины, объяснять задачу однокласснику.

Определение речевой ситуации: 1) Разыскивается. Ушёл из дома и не вернулся мальчик. Приметы: волосы темно-русые, глаза большие, голубые. Одет был бедно: в синее пальто, на руках – большие рукавицы. При себе имел детские салазки. В последний раз его видели на площади, когда он прицепил свои салазки к большим саням, которые скрылись в переулке. РС 1 - много о/о (газетная рубрика «Разыскивается») сообщение

Определение речевой ситуации: 2) Кай совсем посинел, даже чуть не почернел от холода, но не замечал этого: поцелуи Снежной королевы сделали его нечувствительным к стуже, да и самое сердце его превратилось в кусок льда… Он смотрел на льдины и всё думал, думал до того, что голова у него заболела. Мальчик сидел на одном месте, бледный, неподвижный, словно неживой. Могло показаться, что он замёрз. РС 1 - много о/о (художественное произведение) воздействие

Определение речевой ситуации: 3) - Карр! Эта бедная девчушка ищет своего названого братца. Ей нужно пробраться во дворец, чтобы увидеть нашего принца. Вдруг это он! Наш принц, как и её брат, за словом в карман не лезет… Доррогая, мы должны помочь бедняжке! - Ах, как трогательно! РС н/о (диалог) общение

Что такое стиль? Стиль Стиль (от лат. stilus) – способ выражения мысли, который определяется речевой ситуацией. Стилистика Стилистика – наука о стилях речи.

Что у нас в тетради? Речевая ситуация. Любое наше высказывание мы создаём с учётом речевой ситуации. Неофициальная обстановка: дома, в школе на перемене, на прогулке в лесу, в гостях у друга. Определение цели высказывания: Определение речевой ситуации трёх текстов. Стиль Стиль (от лат. stilus) – способ выражения мысли, который определяется речевой ситуацией. Стилистика Стилистика – наука о стилях речи. общение сообщение воздействие Здороваться, делиться с товарищами летними впечатлениями, обсуждать с ребятами маршрут. Отвечать урок, делать доклад на кружке, приглашать друзей в поход, давать сведения о местности. Делать замечание нарушителю дисциплины, объяснять задачу однокласснику.