РАЗВИТИЕ ВЫНОСЛИВОСТИ У ЮНЫХ ПЛОВЦОВ A. Р. ВОРОНЦОВ PhD, Russian State Academy of Physical Education РАЗВИТИЕ ВЫНОСЛИВОСТИ У ЮНЫХ ПЛОВЦОВ A. Р. ВОРОНЦОВ.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Спортивная подготовка Спортивная подготовка – это целесообразное использование знаний, средств, методов и условий, позволяющих направленно воздействовать.
Advertisements

Влияние современных методологических принципов в спорте на выстраивание системы отбора и подготовки спортивного резерва С.Л.Садырин, Генеральный директор.
СОВРЕМЕННАЯ МЕТОДИКА ТРЕНИРОВКИ ВЫСОКОКВАЛИФИЦИРОВАННЫХ ВЕЛОСИПЕДИСТОВ–ШОССЕЙНИКОВ.
Система многолетней спортивной подготовки Система многолетней спортивной подготовки к модулю 6. Многолетняя спортивная подготовка в ИВС.
Тестирование по физической культуре.. 1.Под физической культурой понимается: A) часть культуры и общества; A) часть культуры и общества; Б) процесс развития.
НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ СЕМИНАР Тема: Динамика развития физических качеств у девушек при занятии спортивной борьбой Автор: Нейман Татьяна Владимировна тренер-преподаватель.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ УТЯЖЕЛЕННОЙ СКАКАЛКИ В ТРЕНИРОВКЕ ЮНЫХ ВОЛЕЙБОЛИСТОВ Подготовила Е.Е.Григораш.
Семинар 2015 г.. Основная часть тренировки - нагрузочная Конкретизирует все реальные запланированные нагрузки. От спортсменов добиваются желаемой острой.
Построение тренировочных циклов Подготовили: Попова Маргарита Ермак Рената Группа ФК-41.
Морфофункциональные особенности женского организма Физическое развитие и телосложение женщин во многом отличаются от мужского. Рост и масса тела. Мышечная.
ВОЗРАСТНАЯ ДИНАМИКА ОСНОВНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ МЫШЕЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У СПОРТСМЕНОВ - ГРЕБЦОВ НА БАЙДАРКАХ И КАНОЭ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОМ.
Доктор биологических наук, доктор биологических наук, член-корр. РАО, профессор В.К. Бальсевич ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРОЦЕССОМ РАЗВИТИЯ КИНЕЗИОЛОГИЧЕСКОГО.
Применение метода «круговой тренировки» на уроках физической культуры.
СПОРТИВНЫЙ КРУЖОК ОФП. Общая физическая подготовка (ОФП) – это система занятий физическими упражнениями, которая направлена на развитие всех физических.
«Физиологические механизмы и резервы физических качеств в спортивном ориентировании»
« Третий « час » урока физической культуры в бассейне »( начальная школа ). Автор : Постникова Раиса Алексеевна Учитель физической культуры МОУ СОШ
Планирование и организация Введение в разработку тренировочных планов.
Тема 8 Особенности занятий избранным видом спорта или системой физических упражнений Тема 8 Особенности занятий избранным видом спорта или системой физических.
«ТЕХНОЛОГИЯ СПОРТИВНО ОРИЕНТИРОВАННОГО ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ПО ПРОЕКТУ В.К.БАЛЬСЕВИЧА В УСЛОВИЯХ МНОГОПРОФИЛЬНОГО ЛИЦЕЯ»
Лекция 7 Основы развития выносливостиЛекция 7 Основы развития выносливости.
Транксрипт:

РАЗВИТИЕ ВЫНОСЛИВОСТИ У ЮНЫХ ПЛОВЦОВ A. Р. ВОРОНЦОВ PhD, Russian State Academy of Physical Education РАЗВИТИЕ ВЫНОСЛИВОСТИ У ЮНЫХ ПЛОВЦОВ A. Р. ВОРОНЦОВ PhD, Russian State Academy of Physical Education © A. R. Vorontsov (Last upgrade – )

Главные Задачи МСТ : ОПТИМАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ОПТИМАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДВИГАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ ДОСТИЖЕНИЯ УСПЕХА В ВОЗРАСТЕ ВЫСШИХ ДОСТИЖЕНИЙ ФОРМИРОВАНИЕ СПЕЦИФИЧЕСКОГО ТЕЛОСЛОЖЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЕ СПЕЦИФИЧЕСКОГО ТЕЛОСЛОЖЕНИЯ И СОСТАВА ТЕЛА ФОРМИРОВАНИЕ СПЕЦИФИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ ФОРМИРОВАНИЕ СПЕЦИФИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ СПОРТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ОБУЧЕНИЕ ТЕХНИЧЕСКИМ НАВЫКАМ ОБУЧЕНИЕ ТЕХНИЧЕСКИМ НАВЫКАМ СПОРТИВНЫЕ ДОСТИЖЕНИЯ ЯВЛЯЮТСЯ ДЛЯ ЮНЫХ СПОРТСМЕНОВ ВТОРИЧНЫМИ КРИТЕРИЯМИ ПЕРСПЕКТИВНОСТИ

Подготовка юных пловцов ДОЛЖНА БЫТЬ СФОКУСИРОВАННОЙ НА ДОСТИЖЕНИИ ТЕХНИЧЕСКОГО СОВЕРШЕНСТВА и развитии ВЫНОСЛИВОСТИ Т.Е. – Мощности, Ёмкости и Эффективности систем энергообеспечения мышечной деятельности

George Haines, Swim Magazine, апрель 1996 …Tom Jager, Rick de Mont, Don Schollander, Mark Spitz & Matt Biondi – все они начинали со специализации в плавании на длинные и средние дистанции. Стоит только заглянуть в анналы истории плавания, чтобы оценить число спринтеров которые были хороши в юном возрасте в плавании на длинные и средние дистанции… …Tom Jager, Rick de Mont, Don Schollander, Mark Spitz & Matt Biondi – все они начинали со специализации в плавании на длинные и средние дистанции. Стоит только заглянуть в анналы истории плавания, чтобы оценить число спринтеров которые были хороши в юном возрасте в плавании на длинные и средние дистанции… +Jim Montgomery +Vladimir Bure +Alex Popov Peter van der Hoogenband +…+… +Mark Foster

Аэробная тренировка юных пловцов сопровождается значительным улучшением результатов во всем диапазоне дистанций [от 50 до 1500 м] Спринтерская тренировка способствует росту достижений только на коротких дистанциях Универсальные Эффект Аэробной тренировки Ограниченный эффект Анаэробной тренировки

ТРЕНИРОВКА ЮНЫХ ПЛОВЦОВ НА ВЫНОСЛИВОСТЬ : КАК ЧАСТО, КАК МНОГО И КАК БЫСТРО НУЖНО ПЛАВАТЬ (ТРЕНИРОВАТЬСЯ)? Существуют ли оптимальные величины объемов плавания за: неделю, месяц, год?

Как определить что объем и интенсивность тренировки соответствуют адаптационным способностям юных пловцов? Научные рекомендации: Научные рекомендации: образование, семинары и конференции, книги и журналы Практический опыт, видение, амбиции, ответственность Индивидуальный подход: Индивидуальный подход: возраст, уровень зрелости, способности, опыт тренировки Мониторинг нагрузок, динамики работоспособности, физиологического ответа, динамики роста и развития Систематический медицинский контроль Возможности для тренировки, tº воды и т.п. Изучение опыта лучших тренеров и обмен опытом!!! (стажировки, совместные тренировки и УТС) Наиболее эффективная форма Повышения квалификации тренеров

Личностные моменты тренер должен рекрутировать тех юных пловцов которые наилучшим образом «подходят» к его ПРОГРАММЕ и тренерской ФИЛОСОФИИ -- Установите стандарты для отбора на каждом этапе МСТ на основе: Отношения к тренировке, Уровня подготовленности, результатов, возраста, Биологической зрелости, etc…

…несмотря на то, что я был самым медленным пловцов в бассейне, я мог оценить собственный прогресс по секундомеру и чувствовать прогресс, даже несмотря на то, что я в течение длительного времени проигрывал соревнования… чувствовать прогресс, даже несмотря на то, что я в течение длительного времени проигрывал соревнования… John NABER:

Критерии для оценки и отбора юных пловцов Посещаемость: 1. Посещаемость: > «Хорошо» - > 85%, «отлично» - 100% Работа и результаты на тренировках: 2. Работа и результаты на тренировках: «настоящий» юный пловец начинается с результатов на тренировках (возраст и пол не имеют значения): 400 в/ст. быстрее 5.30, 1500 быстрее 22.30, 400 К/П быстрее , 200 м Батт. и 200 К/П - быстрее это показатели того, что мальчики и девочки готовы для полномасштабной тренировки на выносливость 3. Результаты на соревнованиях РАЗМЕСТИ ИНФОРМАЦИЮ О ТРЕНИРОВКЕ И СОРЕВНОВАНИЯХ, РЕЗУЛЬТАТЫ В ОСНОВНЫХ СЕРИЯХ И ТЕСТАХ, РЕЗУЛЬТАТЫ КУРСОВОК И СОРЕВНОВАНИЙ, НЕДЕЛЬНЫЕ И МЕСЯЧНЫЕ ОБЪЕМЫ, ОБЪЕМЫ С НАЧАЛА СЕЗОНА, ETC. НА ВИДНОМ МЕСТЕ

Объемы плавания (км), выполненные пловцами PRAWP KL в сезоне

Определи долговременные цели Спланируй содержание МСТ/ tool set «Отслеживай» движение к цели Оцени потенциал юного пловца Спланируй оптимальную прогрессию

«Ящик с инструментом» для тренера: «Ящик с инструментом» для тренера: Кроль – Основной способ развития кардио- респираторной выносливости Работа Ног – базовый элемент для элемент для техники, кондиции и core body strength!!! Баттерфляй – универсальный Способ силовой тренировки в воде Работа на steady state, прогрессивное увеличение объема плавания 80% плавания на ногах с контролем времени Интервально и дистанционно 20x50/15x100/10x200/ 5x400/ Комплекс: Второй способ для каждого Юного Пловца до Переход со способа на способ = Фактор развития + двигательное научение

Оптимальная тренировочная прогрессия Max. Использование времени каждой тренировки Постепенное увеличение числа занятий в неделю: 3-4/5-6 Постепенный переход на 2-разовые тренировки: В течение каникул (7-10 дней), 3-4 дневных лагерей, Чередование - неделя 1 раз в день/неделя 2 раза в день в течение нескольких недель Если требуются – день или неделя восстановления Переход на регулярные 2-разовые тренировки (9-10 тренировок в неделю)

Rick Benner – тренер Меган Кванн (American Swimming Magazine, 5, 2002)восемь уровней клубной программы : Новички: 3 раза в неделю x 30 мин Новички: 3 раза в неделю x 30 мин Начальное развитие: 3 x 45 мин Начальное развитие: 3 x 45 мин Pre-Age Group: 5 x 45 мин Pre-Age Group: 5 x 45 мин Age Group: 6 x 90 мин Age Group: 6 x 90 мин Pre-Senior: 8 x 120 мин [2 doubles] Pre-Senior: 8 x 120 мин [2 doubles] Senior: 9 x мин [3 doubles] Senior: 9 x мин [3 doubles] Национальный: 11 x мин [5 doubles] Национальный: 11 x мин [5 doubles] Olympic: 14 x min [2 triples] Olympic: 14 x min [2 triples]

Из возрастных групп в СЕНЬОРЫ: - прогрессия недельных объемов (тренер Mark Reagan, Australian Swimming, 1998) км км км км км км км км км За сезон

Больше объема и интенсивности для девочек с 11 до 17 лет

Тренировочная прогрессия Иана Торпа (Ian Thorpe) Возраст Тренировок в неделю Средний объем плавания в неделю 50 m100 m200 m 400 m В воде На суше километры В/ст 91x1 часxxx x1 часxxx x1 час3x30' x1.5 часов3x45' x2 часа3x30' 30-40/ x2 часа3x45' / / x2 часа3x1 час x2 часа3x1 час x2 часа3x1 час x2 часа3x1 час 50-80

Bob Bowman: Прогрессия Майкла Фелпса Michael PHELPS Возраст 9-10 лет: 4 тр-ки в неделю x 75 мин 5 тренировок x 90 мин В возрасте 10 лет – ranked 1 st на 200 к/пл. и 200 баттерфляй В years лет: 5 тр-ок в неделю x 120 мин Плавал с летними пловцами. Техническая подготовка БР, Батт. и кроль. В 12 лет – ranked 1 st in 50 и 100 батт./200 к/пл. В лет: 6 тр-к в неделю x 120 мин + 2 тр-ки x 90 мин 1999 – еще в 13 лет - ranked 1 st на 200 батт., 400 к/пл., 1500 м / / ПРОРЫВ: в возрасте между годами - 7 раз в неделю x 150 мин + 2 раза x 90 мин = 9 тренировок Летом: - 10 тренировок в неделю x минут Батт. – ключевой способ для талантливых юных пловцов !!!

Bob Bowman: Progression of Michael PHELPS 2000 летний Чемпионат – все еще 14 лет – 200 fly= финал / 200 к/п / 400 к/п aged 15 – Olympic Trials фокус на 200 fly (плыл также и к/п) Баттерфляй = «Провалил» комплекс Подготовка к Олимпиаде в Сиднее: Планирование Смена фокуса снова в воде полет в Австралию – КЭМП в Австралии: Стадия высших достижений – лет/тренировки 7 дней в неделю Зимой 6 тр-к x 180 мин + 5 тр-к x 120 мин В 2001 году – стал профессионалом turned to pro

они не знают собственных лимитов – что они могут и не могут выполнить Наиболее ценное качество у самых юных пловцов - они не знают собственных лимитов – что они могут и не могут выполнить – тренер должен составить программу соответствующую его/её видению перспективы и амбициям... с превеликой осторожностью Используйте данное качество с превеликой осторожностью и терпением ! -Тренировка это движение к пределам, а не за пределы возможностей Рациональная тренировка расширяет границы возможного для индивидов. Чрезмерная тренировка разрушает ранее достигнутые адаптации ОТДЫХ ЯВЛЯЕТСЯ НЕОБХОДИМОЙ СОСТАВНОЙ ЧАСТЬЮ ПРОЦЕССА АДАПТАЦИИ

- на уровне тренировки, недельного и большого циклов подготовки (адаптационные недели, если нужно – по ситуации) Чтобы избежать перетренировки и поддержать оптимальную скорость роста и развития нужно : - осторожно увеличивать объем нагрузок - поддерживать оптимальное соотношение аэробных и анаэробных нагрузок - давать оптимальный отдых на уровне тренировки, недельного и большого циклов подготовки (адаптационные недели, если нужно – по ситуации) Факт что дети и подростки восстанавливаются быстрее чем взрослые после аэробных и анаэробных нагрузок не означает, что их адаптационный резерв такой же большой как и у взрослых

Не объем плавания, а высокий объем интенсивного плавания и недостаток отдыха представляет потенциальную опасность для здоровья юных пловцов

Обратная сторона медали:слишком мало/слишком поздно..! Искусственное ограничение нагрузок может не позволить юным атлетам достичь своего полного физического потенциала Искусственное ограничение нагрузок может не позволить юным атлетам достичь своего полного физического потенциала Оптимальная трудность и продолжительность действия стимулов обеспечивает оптимальное развитие двигательных способностей Оптимальная трудность и продолжительность действия стимулов обеспечивает оптимальное развитие двигательных способностей Тренировка должна быть оптимизирована в соответствии с возрастом, биологической зрелостью, талантом, уровнем тренированности с учетом прогнозируемых на будущее уровнем способностей и достижений

Оптимальная прогрессия достижений в плавании на 400 м в/стилем для женщин © S.Gordon, © algorithm - G.Sokolovas

fast track vs slow track «Корридор»/ «Окно» возможностей сужается с возрастом год за годом ! Тренер и спортсмен – не опоздайте! Потенциальные Олимпийские чемпионы за 2 года до Игр должны войти в рейтинг лучших 50 пловцов Мира NB!

Как «быстро»? Интенсивность тренировки для юных пловцов Как «быстро»? Интенсивность тренировки для юных пловцов

Особенности ответа организма детей и подростков на тренировочные нагрузки разной интенсивности До ростового скачка размер сердца и просветы крупных сосудов малы. Организм может отвечать на увеличение интенсивности исключительно за счет увеличение ЧСС. На пре-пубертатной стадии развития даже аэробные нагрузки средней интенсивностиs могут сопровождаться очень высокими значениями ЧСС До ростового скачка размер сердца и просветы крупных сосудов малы. Организм может отвечать на увеличение интенсивности исключительно за счет увеличение ЧСС. На пре-пубертатной стадии развития даже аэробные нагрузки средней интенсивностиs могут сопровождаться очень высокими значениями ЧСС Длительная экспозиция интенсивностям, вызывающим высокую ЧСС – является фактором риска, ведущим к перетренировке Длительная экспозиция интенсивностям, вызывающим высокую ЧСС – является фактором риска, ведущим к перетренировке У pre-pubescent юных спортсменов основным методом развития выносливости должна быть «медленная», экстенсивная аэробная тренировка У pre-pubescent юных спортсменов основным методом развития выносливости должна быть «медленная», экстенсивная аэробная тренировка

Тренировочные режимы, рекомендуемые для пловцов возрастных групп (пульсовые зоны интенсивности) TR 1a + TR-1b – нагрузки на уровне аэробного порога и ПАНО [развитие «медленной» аэробной выносливости = аэробная эффективность и емкость= БВ-1 ]; TR-2 - ПАНО + TR-3 VO 2 max [=МПК аэробная мощность=БВ-2] IV – анаэробно-гликолитическая [специальная выносливость - SPE].

ЧСС как индикатор тренировочной интенсивности и стресса Определить ЧСС max ваших пловцов ЧСС max - (10-20 BBM/min)=скорость VO 2 max [примерно макс. скорость на 400 м] ЧСС max - (20-30 BBM/min)= ПАН [макс. скорость на 800 м] Минимальная интенсивность для Развития аэробной емкости и Эффективности = ЧСС max - 50 BBM в 9-11 лет уд/мин Мониторинг ЧСС во время восстановления Даже вреди летних можно найти Индивидов с очень низкой ЧСС как в покое так и во время плавания -

Особенности методики развития выносливости у юных пловцов 9-12 лет – рекомендуются более длительные интервалы отдыха между повторениями в сериях (30-60 сек) Такие интервалы способствуют лучшему отдыху и пловцы во время плавания могут лучше сконцентрироваться на технике выполнения движений (более плавные и правильные движения, контроль частоты гребков и «шага») Такие интервалы способствуют лучшему отдыху и пловцы во время плавания могут лучше сконцентрироваться на технике выполнения движений (более плавные и правильные движения, контроль частоты гребков и «шага») Длинные паузы позволяют тренеру делать его работу более качественно (объяснение и показ) Длинные паузы позволяют тренеру делать его работу более качественно (объяснение и показ) С возрастом длительность интервалов сокращается и объем плавания возрастает с целью обеспечения стимулирующей нагрузки (стресса) С возрастом длительность интервалов сокращается и объем плавания возрастает с целью обеспечения стимулирующей нагрузки (стресса)

: Тренировочные категории для юных пловцов

: БАЗОВАЯ ВЫНОСЛИВОСТЬ-1 БАЗОВАЯ ВЫНОСЛИВОСТЬ-1 БАЗОВАЯ ВЫНОСЛИВОСТЬ-2 БАЗОВАЯ ВЫНОСЛИВОСТЬ-2 RACE PACE (Специальная выносливость) RACE PACE (Специальная выносливость) RACE SPEED - СПРИНТ Тренировочные категории для юных пловцов [девочки до 13 & мальчики до 15 лет]

РАЗВИТИЕ БАЗОВОЙ ВЫНОСЛИВОСТИ - 1 («медленная аэробная выносливость» – ЧСС=30-50 BBM – beats below maximum)

РАЗВИТИЕ BE-1 ( =A1, A2) - ОСНОВНАЯ ФОРМА развития выносливости для пловцов 8-11 лет [ЧСС max – 50 BBM]< ЧСС< [ЧСС max – 35 BBM/min] Развитие BE-1 обеспечивается: Непрерывной циклической нагрузкой – плавание, кроссовый бег, бег на лыжах, гребля, езда на велосипеде Непрерывной циклической нагрузкой – плавание, кроссовый бег, бег на лыжах, гребля, езда на велосипеде Постепенным увеличением от тренировки к тренировке количества упражнений, повторений в сериях и частоты движений Постепенным увеличением от тренировки к тренировке количества упражнений, повторений в сериях и частоты движений Постепенным увеличением числа тренировок в недельном цикле, в мезо- и макро- циклах Постепенным увеличением числа тренировок в недельном цикле, в мезо- и макро- циклах Спортивные игры и фитнесс Спортивные игры и фитнесс

ОФП против СФП положительный перенос выносливости с других видов деятельности на плавание Неспецифические циклические упр. и кондиционная тренировка эффективны для развития ВЕ-1 у юных пловцов – для девочек – до лет, для мальчиков – лет. В более старших возрастах отсутствует положительный перенос выносливости с других видов деятельности на плавание Положительный перенос выносливости на плавание снижается с возрастом и наступлением биологической зрелости Положительный перенос выносливости на плавание снижается с возрастом и наступлением биологической зрелости

Плавательная тренировка БВ(BE)-1 включает: Дистанционное плавание с постоянной тли переменной скоростью на дистанциях от до м Экстенсивная интервальная тренировка на средних (300, 400, 500, 600 m) и коротких (25, 50, 100, 150, 200 м) отрезках Во всех возрастных группах развитие BE-1 может проводится с использованием плавания кролем на груди и на спине, на ногах; путем выполнения технических упр.

Высокий уровень развития BE-1 – важная предпосылка для эффективного развития BE-2, - способности выполнять работу, требующую максимальной мобилизации аэробных возможностей

БАЗОВАЯ ВЫНОСЛИВОСТЬ-2 -- БАЗОВАЯ ВЫНОСЛИВОСТЬ-2 --«быстрая» аэробная выносливость - ЧСС=15-30 BBM

Виды физической деятельности, развивающие BE-2 у детей на пре-пубертатной и пубертатной стадиях развития ( возраст 8-12 лет для девочек, лет для мальчиков) : Быстрый кроссовый бег Лыжные гонки Гребля Круговая тренировка со средним сопротивлением и высокой плотностью СПЕЦИАЛИЗИРОВАННАЯ ТРЕНИРОВКА В ПЛАВАНИИ

Развитие BE-2 во время плавания: повторное проплывание дистанций training (1-4 x м - отдых 1-4 мин) – ЧСС=20-25 уд. ниже макс. Развитие BE-2 во время плавания: повторное проплывание дистанций training (1-4 x м - отдых 1-4 мин) – ЧСС=20-25 уд. ниже макс. Повторная тренировка на средних и длинных отрезках (5-8 x м, i =30-2) ЧСС=20-25 ударов ниже максимума Повторная тренировка на средних и длинных отрезках (5-8 x м, i =30-2) ЧСС=20-25 ударов ниже максимума Интервальная тренировка на коротких отрезках (25, 50, 100, 150 m) при большом числе повторений в сериях и коротком отдыхе и ступенчатом повышении скорости плавания (60-80 x 25 m rest = 7-10 sec; x 50 m rest = sec; x 150m, etc.). Интервальная тренировка на коротких отрезках (25, 50, 100, 150 m) при большом числе повторений в сериях и коротком отдыхе и ступенчатом повышении скорости плавания (60-80 x 25 m rest = 7-10 sec; x 50 m rest = sec; x 150m, etc.). Для детей 8-11 лет – нормальная практика – использование повторений на коротких и средних отрезках (25, 50, 100, 150, 200 м) т.к. им трудно удерживать эффективную технику на более длинных отрезках. Более длинные дистанции (400, 800, 1000) можно эпизодически использовать время от времени как «challenge» - соревнование внутри бригады Начиная с лет – более частое использование длинных отрезков/ дистанций : 400, 500, 800, 1000, even 1500 – [уже к возрасту 12 лет и мальчики и девочки овладевают «взрослой» техникой плавания]

! Лучший тип нагрузок для развития МПК(VO 2 max) - Ступенчатое увеличение интенсивности: Ступенчатое увеличение интенсивности: 7x200 or 10x100 step-test, 15x200 [улучшение в блоках x 3], 10x400 [улучшение в блоках х 4/3 /2/1], 40x50 [улучшение в блоках x 5 или 10]... Оптимальное время экспозиции На уровне 80-95% от МПК =10-15 min

ПРИМЕР ПРОГРЕССИВНОЙ СЕРИИ (БРАСС девочки)

ТРЕНИРОВКА НА СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ СКОРОСТИ («RACE PACE TRAINING»): (Развитие специальной выносливости - SPE)

RACE-PACE TRAINING «Дробное плавание» - серии х ½, ¼ or части дистанции, проплываемые с соревновательной скоростью. Интервалы времени – короткие, но достаточные для поддержания заданной скорости и темпа Скорость и темп – или по лучшей раскладке или прогнозируемые (модельные) Для пловцов лет рекомендуется выполнять 1-2 серии в неделю в течение 2-3 недель, для пловцов лет серии в неделю в течение 4-6 недель вполне достаточно Фокус на целевую скорость и ЧГ при условии поддержания совершенной техники плавания и отличной выполнении поворотов и финиша

RACE-PACE TRAINING Вклад аэробной и анаэробной систем метаболизма зависит от дистанции на для которой тренируется спортсмен, его возраста и уровня биологической зрелости Такая тренировка развивает чувство скорости и оптимального сочетания темпа и шага на данной скорости Техника и соотношение SR/SL очень важны и должны выдерживаться, особенно на фоне нарастающего утомления Пловцы обучаются пониманию зависимости между тренировочными результатами (временами на отрезках) и соревновательными результатами и раскладками. Это положительно влияет на уверенность спортсменов и развивает навыки контроля усилий по ходу дистанции

n x ( 2 x ½ race i=5-15) отдых 1-4 мин n x (3-4 x ¼ race i=5-10) отдых 2-4 мин n x (8 x race i=10-20) отдых = 4-6 мин n x (4 x + ½ race) отдых = 3-6 мин Серии «Return speed» (скорость на последней ½, ¼ или дистанции – «Top end speed») Серии «Starting speed» (скорость на первой ½, ¼ или дистанции) n x (½ race pace/ ½ moderate) отдых 2-3 мин

Примеры тренировки для развития SPE на короткие и средние дистанции: 1-5 x (4 x 100 м or 8 x 50 м i= 5-10 с) отдых 5 мин 3-8 x (4 x 25 м i=5-10 с) отдых = 3-5 мин 3-6 x (4x50 м i= с) отдых 3-5 min 4-6 x ( or м i=10-15 с) с отдыхом 4-6 мин между сериями

Примеры серий для стайеров: 1-3 x (8-15 x 100 м; i=5-20 с); отдых 4-6 мин 1-3 x (4 x 200 м i=20-30 с) активный отдых между сериями 5-8 мин 5-10 x (4 x 100 м i=10-15 с) с отдыхом 3-7 мин между сериями

Тренировка FRONT END SPEED n x 50 со старта, способ #1 в 50/150 м восстановление] Тренировка BACK END SPEED n x [ No.1способ в 50/150 recovery] (50 ##1,2 – контролируемая скорость, #3 скорость «race pace») 1-4x[8x25 в 60/55/50/45/40/35/30] Контроль соотношения «темп/шаг»

Для юных пловцов 8-12 лет основной формой развития анаэробных возможностей и SPE являются соревнования (дистанции 50, 100, 200 м) Тренировка финишного ускорения «TOP END SPEED»: 5-8 x[25 м на ногах под водой- отдых с + 25!!! С контролем темпа, удерживая «шаг» 5-6х[8х25 в 60, 55, 50, 45, 40, 35, 30 – удерживая максимальную скорость, темп и шаг ]

Мониторинг тренировочных нагрузок и тестирование выносливости у пловцов возрастных групп

Как обеспечить эффективную прогрессию? Оцените свою собственную программу тренировки: 1. Мониторинг нагрузок для группы и индивидов (недельные и месячные объемы плавания, объемы за Макроцикл и за Сезон) 2. Выполнение тестов и контрольных серий, мониторинг результатов тестов, ЧСС, RPE, темпа и шага 3. Анализ соревновательной деятельности 4. Сделайте информацию доступной для обсуждения с родителями и спортсменами

Недельные объемы плавания (м) у двух девочек. Возраст на начало сезона years До 24 марта 2002 – в основном 6 тренировок в неделю, затем 8-9 тренировок

Мониторинг динамики работоспособности с помощью стандартных тренировочных серий Серии, используемые в определенные периоды подготовки каждого макроцикла MC , 3000 м, 10x400 м, 3x[4x50 м I=20] Тесты, используемые периодически внутри каждого MC: - 7x200 m step-test, 3x200 m [время 3/4/5 или 4/5/6 отрезков Step-test], 4-8x50 max отдых 30], «Двойная дистанция», «Cold Swims» (основная дистанция), 10x100 на ногах Мax в 2.15; Тренировочные серии, модифицированные в соответствии с фазой тренировки м вместо 2000,м x[3x50 on 50] 1-3x[3x50 on 50]

Отслеживаниепрогрессарезультатов по месяцам

Тестирований выносливости у юных пловцов Аэробная эффективность и емкость – прикидки на дистанциях 1500, 2000, 3000 m / 20 мин тест, 30 мин тест Аэробная эффективность и емкость – прикидки на дистанциях 1500, 2000, 3000 m / 20 мин тест, 30 мин тест ПАНО - максимально 800 м ПАНО - максимально 800 м МПК [VO 2 max ]- 400 м МПК [VO 2 max ]- 400 м Степ-тест 7x200 м с ЧСС, раскладкой, ЧГ x 50 m и субъективной оценкой интенсивности Степ-тест 7x200 м с ЧСС, раскладкой, ЧГ x 50 m и субъективной оценкой интенсивности

Анаэробная ёмкость м мax скорость, дробное плавание [6x50 м or 4x50 м с максимальной интенсивностью и отдыхом с] - ЧСС, суммарное время, Темп и Шаг x 50 м. Анаэробная ёмкость м мax скорость, дробное плавание [6x50 м or 4x50 м с максимальной интенсивностью и отдыхом с] - ЧСС, суммарное время, Темп и Шаг x 50 м. Анаэробная мощность - 50, 100 м мax [раскладка = 15, 20,25, 30, 35 м, 50, 75 м, последние 25 и 15 м, Темп и Шаг х 25 м, количество гребков х 50] Анаэробная мощность - 50, 100 м мax [раскладка = 15, 20,25, 30, 35 м, 50, 75 м, последние 25 и 15 м, Темп и Шаг х 25 м, количество гребков х 50] Тестирований выносливости у юных пловцов

Результаты степ-теста 7x200 м у двух 13-летних девочек-пловчих [Брасс]

Тестирование лактата (Lactate) у юных пловцов – за и против Стоимость проб высокая [?] Требует подготовленного персонала согласие родителей необходимо!!! Безопасность для здоровья [согласие родителей необходимо!!!] Оправдано во время УТС для членов юношеской сборной команды Недостаток литературных данных для сравнения и оценки

Результаты степ-теста 7x200 м : год спустя… Lactate mmol/l

ВОПРОСЫ ??? СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ

СТРУКТУРА МСТ СТРУКТУРА МСТ MСТ подразделяется на периоды/стадии в соответствии с особенностями роста и развития. Каждая стадия имеет специфические задачи и содержание Ранние стадии МСТ имеют целью построение аэробной базы и обучение основам техники спортивных движений, укрепление здоровья, развитие у юных спортсменов интереса к плаванию и трудолюбия Более высокие стадии МСТ имеют целью развитие специфических двигательных способностей, ограничивающих достижения у элитным спортсменов, развитию специальных технических навыков до высшей степени автоматизма, созданию сильной и стабильной спортивной мотивации

Дети и юноши Дети и юноши MСТ -- LTAD MСТ -- LTAD

Содержание этапа: - обучение основам техники Плавания с использованием большого числа Подготовительных и специальных упражнений/ игр «Частота» занятий постепенно увеличивается с 3 до 4-6 раз в неделю Продолжительность увеличивается с Это автоматически увеличивает общую нагрузку И приводит к повышению общей и плавательной выносливости 1.СТАДИЯ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЙ СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ Оптимальный возраст для начала МСТ - в плавании лет девочки/8-10 лет мальчики. Продолжительность этапа года Задачи: Оценка предрасположенности к плавания на основе телосложения, плавучести, некоторых элементарных характеристик спортивного таланта к плаванию, приучение к труду Оценка предрасположенности к плавания на основе телосложения, плавучести, некоторых элементарных характеристик спортивного таланта к плаванию, приучение к труду

Физические качества у детей 5-7(8) лет Растут очень медленно. – Слишком раннее начало МСТ В плавании увеличивает продолжительность МСТ Без существенного прогресса в спортивных результатах Многие дети теряют интерес к плаванию из-за раннего начала специализации, ведущего к психическому утомлению N.B.! Акцент на развлекательном аспекте!!! 1.

2. ЭТАП БАЗОВОЙ ТРЕНИРОВКИ Средний возраст начала лет для девочек и лет для мальчиков Средняя продолжительность этапа года Средняя продолжительность этапа года Фокус этапа – на построении функциональной базы: развитие аэробной емкости и эффективности, Совершенствование техники плавания всеми способами, развитие силы мышц туловища, гибкости, мышечного баланса, стабильности суставов прогрессивное увеличение общего годового объема плавания и объема тренировки на суше. На последнем году этапа объем достигает: км для девочек и км для мальчиков

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ: Поздняя специализация: все юные пловцы на этапе базовой тренировки должны рассматриваться как «средневики» и специалисты комплексного плавания (400 м) (- за исключением девочек- брассисток) -75% общего объема плавания = экстенсивная аэробная тренировка на «steady state» на мощности 60-70% of VO 2 макс. Акцент на аэробную тренировку до в во время ускорения роста % общего объема плавания = экстенсивная аэробная тренировка на «steady state» на мощности 60-70% of VO 2 макс. Совершенствование техники и эффективности гребков (соотношение SR/SL): сперва на низких аэробных скоростях, затем на быстрых аэробных скоростях и на соревновательной скорости Совершенствование техники и эффективности гребков (соотношение SR/SL): сперва на низких аэробных скоростях, затем на быстрых аэробных скоростях и на соревновательной скорости Постановка эффективной работы ног с раннего возраста - 80% от плавания на ногах – с контролем скорости (времени) Пиковое увеличение объема плавания – непосредственно перед скачком роста. Постепенное увеличение интенсивности (до и во время пубертата) Пиковое увеличение объема плавания – непосредственно перед скачком роста. Постепенное увеличение интенсивности (до и во время пубертата)

3. ЭТАП УГЛУБЛЕННОЙ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ Для девочек этот этап начинается между 12 и 14 годами. Для мальчиков (из-за более позднего созревания) – между 13 и 15. Продолжительность этапа года Готовность юных спортсменов к увеличению нагрузок должна определяться на основе биологической зрелости индивидов, текущих результатов и тренировочной «истории» Готовность юных спортсменов к увеличению нагрузок должна определяться на основе биологической зрелости индивидов, текущих результатов и тренировочной «истории»

3. На последнем году этапа общие объем плавания км для мальчиков / для девочек 65-70% аэробная тренировка, 15-25% объема – race pace training (La & VO 2 max ), 5-6% - алактатные нагрузки (спринт) Развитие функциональной мощности и емкости с помощью специализированной плавательной тренировки: «Перенос» выносливости, развитой в других циклических упражнениях, (бег, гребля, лыжи) на плавание снижается после лет Участие в соревнованиях – на уровне «взрослых» национальных чемпионатов и юношеских чемпионатов Мира и юношеских чемпионатов Мира И Европы

В лет пока еще «специализироваться» в комплексе ( м) и на 200 м в избранном способе, позднее – специализироваться в 1-2 избранных способах (на 1-2 дистанциях а каждом из них). Тренироваться к выступлениям на этих дистанциях На случай установления «плато» в спортивных достижениях после завершения матурации - иметь 2-3 «запасные» дистанции». Лучше, чтобы это были средние или длинные дистанции адаптационной (восстановительной) неделей с объемом км Поддерживать устойчивый средний объем плавания км в неделю на протяжении периода 4-5 недель, с последующей адаптационной (восстановительной) неделей с объемом км (принцип «отдых по требованию») Модели Соревновательной деятельности Внедрять в систему функциональной и технической подготовки Модели Соревновательной деятельности ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ:

Средний возраст для начала тренировки к высшему спортивному мастерству лет - девочки/ лет - мальчики 4. ЭТАП СПОРТИВНОГО СОВЕРШЕТСТВОВАНИЯ Для девушек лет и юношей лет важным фактором улучшения результатов является сохранение резерва для повышения объема и интенсивности плавания На этом этапе планируется выход на максимальные объемы плавания: км в год для спринтеров, км – для средневиков ( м) км и более для пловцов-стаейров Этот этап фокусируется на конечной цели МСТ достижении максимальных спортивных результатов

Индивидуализация и специализация тренировки на основе моделей соревновательной деятельности Дальнейшее совершенствование техники плавания, стартов и поворотов Последовательное улучшение Качества Тренировки -- Race pace, Race speed, maximal speed (HVO) Развитие максимальной и функциональной силы Развитие специальной силы в воде Использование соревнование как важнейшей формы специальной тренировки (2-3 соревнования средней трудности/важности перед главными стартами сезона (макро-цикла) ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ