Презентация к уроку по теме: Доклад на методическом объединении

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ПЕДСОВЕТ «Ш КОЛЬНЫЙ УЧЕБНИК – ПРОБЛЕМЫ, ПОИСК, РЕЗУЛЬТАТЫ»
Advertisements

Учебник – неизменная основа для различных вариантов урока.
Повестка педсовета I. Объявление темы педсовета, постановка целей. II. Постановка проблемы. Выступление заместителя директора по УВР и участников творческих.
Презентация к педсовету «Учебник – неизменная основа для различных вариантов урока» МОУ СОШ 2 г.Унеча Брянской области Замдиректора по УВР Бауло Елена.
«Формы организации познавательной деятельности с учащимися, способствующие самостоятельному усвоению знаний на уроках математики»
Учебник – это основное средство обучения. Дидактические функции учебника: Мотивационная Информационная Контрольно-корректирующая.
Самостоятельная работа как способ развития мышления и познавательного интереса учащихся.
Методы обучения Метод (буквально путь к чему-то) означает способ достижения цели, определенным образом упорядоченную деятельность.
Выполнила: уч. биологии Андреева Ю.В. Муниципальное общеобразовательное учреждение лицей 29.
Как стать педагогом, востребованным сегодня детьми и обществом? Чем овладеть, чтобы добиться взаимопонимания и взаимодоверия с воспитанниками, их родителями,
«РАЗРАБОТКА МЕТОДИКИ ПО РАБОТЕ СНАУЧНОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ» Учитель начальных классов МОУ СОШ 6 г. Балашиха Романова Марина Витальевна.
Тема: «Формирование общих учебных умений и навыков на основе организации учебной деятельности младших школьников». Учитель начальных классов МОУ СОШ с.
Методика проведения семинарских занятий. Самостоятельная работа слушателей.
Самостоятельная деятельность обучающихся - форма организации учебной, познавательной деятельности без непосредственного участия преподавателя, но по его.
«Роль и место самостоятельной работы с учебником на уроках математики» Недостаточно овладеть мудростью, нужно также уметь пользоваться ею. Цицерон.
Технология дифференцированного обучения. Критерии деления учащихся на группы: объем имеющихся знаний; культура умственного труда; уровень познавательной.
Роль домашних заданий в успешном обучении детей «Только те знания становятся убеждениями человека, которые им самостоятельно обдуманы, пережиты.»
Цель программы - Развитие у ребёнка интереса к познанию своей страны и её духовного величия, её значимости в мировых масштабах. Задачи: создание условий.
Исследователь воспитатель консультант организатор навигатор работы со знанием руководитель проектов специалист, способный к изменениям в своей профессиональной.
Формирование универсальных учебных действий на уроках литературы на ступени основного общего образования Учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ 176.
Транксрипт:

Выступление на методическом объединении Тема: Роль школьного учебника в подготовке к уроку. Обучение учащихся правильным навыкам работы с учебником. Подготовила : учитель начальных классов МБОУ «Большеберезниковская СОШ» Буянкина Нина Александровна.

Психологи утверждают, что неспособных учеников нет. А есть дети, которые могут учиться и которые не могут учиться. Учителя имеют ясное представление о результатах усвоения школьниками пройденного материала, а каким трудом получен результат и усвоен материал – остается скрытым. Неумение учиться не обязательно приводит к неуспеваемости ученика, и поэтому не всегда обращает на себя внимание учителя. Чаще оно бывает причиной того, что школьники учатся ниже своих возможностей. Либо достигают успеха ценой тяжелого труда. Очень важно научить их разумно учиться. Зачастую учащиеся учатся этому стихийно, неуправляемо, лишь подражая взрослым или своим сверстникам, заимствуя не всегда рациональные способы и приемы учения, а иногда примитивные и даже вредные (вроде зубрежки). Поэтому задача учителя состоит в том, чтобы научить детей учиться, сформировать у них учебные навыки, в том числе приемы работы с учебником. И что удивительно, не так просто убедить учащихся, что учебник – это их помощник, что учебник является как справочником, в котором ученик может найти материал и уточнить то, что он забыл или недостаточно усвоил, так и источником новых знаний. Учебник является важнейшим источником вопросов, задач и заданий, которые учитель ставит перед учащимися или которые они находят самостоятельно. Научить школьника приёмам работы с учебником, с книгой – это значит научить его учиться. Важно научить ученика самостоятельно работать с книгой, вырабатывать умения и навыки осмысленного чтения и осознанного усвоения изложенного в ней материала. Эффективных результатов работы с учебником можно добиться только при хорошей ее организации. И сейчас мне хочется поговорить о том, что же относится к основным средствам обучения.

К основным средствам обучения относятся: ш школьный учебник; у учебные материалы, дополняющие учебник (сборники упражнений, справочники, словари); н наглядные пособия различных типов.

Школьный учебник - это специальная книга, излагающая основы научных знаний по предметам, предназначенная для достижения учебных целей.

Структурные компоненты учебника: теоретические сведения; теоретические сведения; аппарат организации работы (вопросы, задания); аппарат организации работы (вопросы, задания); иллюстративный материал и аппарат ориентировки (указатели, оглавление, заголовки и т. п.). иллюстративный материал и аппарат ориентировки (указатели, оглавление, заголовки и т. п.).

Основные и дополнительные тексты В основных текстах описываются факты и явления языка и речи, даются определения понятий, перечисляются их основные признаки, делаются выводы и обобщения, предлагаются задания и упражнения, на основе которых формируется система умений и навыков, выводятся правила и т. п. В основных текстах описываются факты и явления языка и речи, даются определения понятий, перечисляются их основные признаки, делаются выводы и обобщения, предлагаются задания и упражнения, на основе которых формируется система умений и навыков, выводятся правила и т. п. В дополнительных текстах даются материалы для справок, примечания, разъяснения, образцы рассуждений или способы применения правил) и т.п. В дополнительных текстах даются материалы для справок, примечания, разъяснения, образцы рассуждений или способы применения правил) и т.п. Аппарат организации работы включает те вопросы и задания, которые организуют наблюдения учащихся над фактами и явлениями, способствуют систематизации и обобщению изученного, направляют деятельность учащихся в процессе формирования у них умений и навыков. Аппарат организации работы включает те вопросы и задания, которые организуют наблюдения учащихся над фактами и явлениями, способствуют систематизации и обобщению изученного, направляют деятельность учащихся в процессе формирования у них умений и навыков. Иллюстративный материал (рисунки, схемы, таблицы, графические обозначения и т. п.) способствует более глубокому осознанию изучаемых явлений, поэтому он тесно связан с основным учебным текстом, наглядно представляет то, о чем в нем говорится, дополняет, конкретизирует его. Иллюстративный материал (рисунки, схемы, таблицы, графические обозначения и т. п.) способствует более глубокому осознанию изучаемых явлений, поэтому он тесно связан с основным учебным текстом, наглядно представляет то, о чем в нем говорится, дополняет, конкретизирует его.

Аппарат ориентировки (указатели, заголовки, оглавление) помогает учащимся понять внутреннюю структуру учебника, дает представление о содержании и построении учебного материала, позволяет ориентироваться в содержании учебника в целом, быстро найти нужные сведения и т. п.

Учебник предназначен и для учащихся, и для учителя. Для ученика он является источником информации, справочным пособием, средством овладения умениями. Для ученика он является источником информации, справочным пособием, средством овладения умениями. Для учителя - это источник методической системы. С помощью учебника он определяет методы работы со школьниками на разных этапах освоения материала. Для учителя - это источник методической системы. С помощью учебника он определяет методы работы со школьниками на разных этапах освоения материала.

Реализация индивидуализации и дифференциации обучения в учебниках. Материалы учебников позволяют дифференцировать задания для различных групп школьников с учетом их индивидуальных возможностей и интересов. Индивидуальный подход может быть реализован как в ходе освоения теории, так и в процессе формирования умений. Материалы учебников позволяют дифференцировать задания для различных групп школьников с учетом их индивидуальных возможностей и интересов. Индивидуальный подход может быть реализован как в ходе освоения теории, так и в процессе формирования умений.

Эффективные приемы и формы работы с учебником на уроках: С амостоятельное ознакомление учащихся с правилом; С амостоятельное ознакомление учащихся с правилом; Поиск в учебнике ответов на вопросы учителя; Поиск в учебнике ответов на вопросы учителя; Пользование справочными материалами учебника; Пользование справочными материалами учебника; Самостоятельная работа учащихся (выполнение упражнений; решение задач, примеров); Самостоятельная работа учащихся (выполнение упражнений; решение задач, примеров); Работа по памяткам; Работа по памяткам; Работа с чертежами, схемами, таблицами; Работа с чертежами, схемами, таблицами; Чтение текста,нахождение в тексте ответа на вопрос; Чтение текста,нахождение в тексте ответа на вопрос; Чтение, деление на части, составление плана; Чтение, деление на части, составление плана; Составление рассказа, сочинения по рисунку; Составление рассказа, сочинения по рисунку; Нахождение отрывка к рисунку; Нахождение отрывка к рисунку; Чтение по ролям,конкурсное чтение; Чтение по ролям,конкурсное чтение; Нахождение и чтение образных слов и описаний; Нахождение и чтение образных слов и описаний; Чтение стихотворений, расстановка пауз; Чтение стихотворений, расстановка пауз; Чтение сносок; Чтение сносок; Нахождение слов на заданное правило и многое другое. Нахождение слов на заданное правило и многое другое.

Основными признаками хорошего учебника являются: д доступное научное изложение, формирующее у ученика логичность, доказательность мышления, познавательную активность и интересы; в ведущая роль теоретических положений, определяющих систему и характер практических навыков и умений; удачный подбор фактов, пояснений, примеров, иллюстраций, позволяющих усвоить содержание научного материала; и интересные упражнения, практические работы, задания на сообразительность, пытливость мысли; с связь учебного материала с жизнью и бытом людей; х хорошее оформление; с соответствие учебника школьной программе. Многие учебники отличаются этими качествами.

Общеучебные умения учащихся: Ориентирование в учебнике (найти нужную страницу, упражнение, текст и т. д.). Ориентирование в учебнике (найти нужную страницу, упражнение, текст и т. д.). Восприятие задания (что делать, когда это изучалось, основные этапы выполнения задания и т. д.). Восприятие задания (что делать, когда это изучалось, основные этапы выполнения задания и т. д.). Выполнение задания (сюда же входит проверка). Выполнение задания (сюда же входит проверка). Работа с текстом (соответствие теме, нахождение ключевых моментов, подобные задания и т. д.). Работа с текстом (соответствие теме, нахождение ключевых моментов, подобные задания и т. д.). Выполнение заданий с ориентированием на условные обозначения (выделение текста с помощью цвета, штрихов, рамок и другие обозначения). Выполнение заданий с ориентированием на условные обозначения (выделение текста с помощью цвета, штрихов, рамок и другие обозначения). Работа со словарем. Работа со словарем. Работа с дополнительной литературой (для самостоятельного изучения). Работа с дополнительной литературой (для самостоятельного изучения).

Роль школьного учебника ( анкета для ученика) Да НетИногда 1. Любишь ли ты свой школьный учебник? 2. Как правильно работать с учебником при подготовке домашнего задания Знаю Не знаю Знаю, но не выполняю 3. Любишь ли ты работать на уроке с учебником? 4. Много ли дополнительной литературы ты читаешь к уроку?

Роль учебника в подготовке к уроку ( анкета для учителя) ДАИНОГДАНЕТ Часто ли вы используете работу с учебником на уроке?122 С желанием ли учащиеся включаются в данный вид деятельности?1031 На каком этапе вы чаще всего используете работу с учебником? На этапе закрепления, изучения нового материала, повторения, на практике, при выполнении д/з, при знакомстве с новыми терминами. Какую роль в подготовке к урокам вы отводите школьному учебнику? Главную, основную, большую, важную, первостепенную. Обучаете ли вы учащихся правильным навыкам работы с учебником? Да- 14

Памятка ученику для работы с учебником Ознакомься с содержанием учебника, условными обозначениями, структурой: темами, блоками, оглавлением, есть ли словарь, лексико-грамматический справочник. Ознакомься с содержанием учебника, условными обозначениями, структурой: темами, блоками, оглавлением, есть ли словарь, лексико-грамматический справочник. Используй сноски и комментарий при чтении текста. Используй сноски и комментарий при чтении текста. Следуй рекомендациям, данным авторами учебника в специальных памятках. Следуй рекомендациям, данным авторами учебника в специальных памятках. Умей пользоваться опорами при пересказе текста. Умей пользоваться опорами при пересказе текста. Картинки, таблицы и схемы подскажут и помогут тебе составить диалог или рассказ. Картинки, таблицы и схемы подскажут и помогут тебе составить диалог или рассказ.

Памятка учителю для работы с учебником Ознакомьтесь с примерной программой и с УМК (учебно-методическим комплектом) к определенному классу и его главной составляющей - учебником (его содержанием и структурой). Ознакомьтесь с примерной программой и с УМК (учебно-методическим комплектом) к определенному классу и его главной составляющей - учебником (его содержанием и структурой). Используйте различные формы и приемы работы с учебником при обучении чтению, говорению, письму, решению примеров, задач, упражнений. Используйте различные формы и приемы работы с учебником при обучении чтению, говорению, письму, решению примеров, задач, упражнений. Используя материал учебника, научите учащихся работе с текстом учебника (делить его на части, составлять план для пересказа, ставить вопросы, искать ключевые слова, составлять диалоги на его основе, решать учебные задачи, составлять схемы, планы). Используя материал учебника, научите учащихся работе с текстом учебника (делить его на части, составлять план для пересказа, ставить вопросы, искать ключевые слова, составлять диалоги на его основе, решать учебные задачи, составлять схемы, планы). Побуждайте ученика к самостоятельному приобретению знаний, научите его использовать сноски, комментарии, словарь, справочник. Побуждайте ученика к самостоятельному приобретению знаний, научите его использовать сноски, комментарии, словарь, справочник. Дифференцируйте задания, учитывая разный уровень подготовки учащихся, с целью подбора доступных для слабых учащихся. Дифференцируйте задания, учитывая разный уровень подготовки учащихся, с целью подбора доступных для слабых учащихся.

ВЫВОД: Задача образования в школе состоит не только в том, чтобы дать ученикам теоретические и практические знания в различных областях, но и, что очень важно, научить их добывать эти знания самостоятельно. И помощником в этой работе может служить обычный школьный учебник. Школьный учебник непосредственно предназначен ученику, но в силу этого он выступает в качестве орудия труда и для учителя. Рациональный подход и овладение методикой работы с учебником является залогом успешной профессиональной деятельности. И поэтому нужно: 1. Активно вводить работу с учебником на различных этапах урока. 2. Применять разнообразные приемы и формы работы с учебником. Активнее использовать возможности учебника для развития познавательной активности обучающихся.