Проект по литературе (10 класс) на тему: Устное народное творчество в поэме Н.А. Некрасова "Кому на Руси жить хорошо"

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
«Кому на Руси жить хорошо». Цели урока Раскрыть историю замысла поэмы. Отметить сказочный колорит «Пролога», фольклорно-песенную основу текста. Проанализировать.
Advertisements

«Фольклорные мотивы в поэме Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»
«Горькая доля народа пореформенной России» «Горькая доля народа пореформенной России»
Новаторство Н.А. Некрасова: сближение поэтического языка с разговорным, поэтических и прозаических жанров, использование фольклора в поэме «Кому на Руси.
«Кому на Руси жить хорошо» как истинно народное произведение.
Творческий путь Н.А.Некрасова (Автор: Кулиш Евгения)
Н.А. Некрасова Работу выполнила ученица 10 класса: Змеева Кристина.
Н.А.Некрасов «Кому на Руси жить хорошо».Фольклорная основа поэмы,своеобразие образного строя,языка,ритмики. Урок учителя русского языка и литературы Буряк.
Русский язык. Олимпиада. 4 класс Учитель нач. кл. Куратова З.Н. МОУ НОШ «Открытие»
Поэма «Кому на Руси жить хорошо» как народное произведение.
МОУ «Средняя школа 11 им. И. А. Кабалина» ПРОЕКТ по литературному чтению на тему: «Пословицы и поговорки нашей жизни» Выполнила:.
Хаипова Е.В.. Композиция - построение художественного произведения, связь и расположение его частей Тема - круг событий, отраженных в произведении. То,
«Семья в пословицах и поговорках русского народа» Выполнили ученицы 8Бкласса: Алексеева Виктория Левицкая Оксана Руководитель проекта: Кирсанова Ольга.
Проект: «Моя большая родина Россия: костюмы, быт, обычаи». Нет края на свете красивей, Нет Родины в мире светлей! Россия, Россия, Россия, – Что может быть.
( ). Н.А.Некрасов вошел в литературу после Пушкина, но еще при жизни Лермонтова. Вершина гения русского поэта находится радом с этими великими.
Фольклор Народное творчество, зародившееся в глубокой древности, историческая основа всей мировой художественной культуры, источник национальных художественных.
Фольклор Выполнила: Таранкова Ксения Ученица 10 класса «А» МБОУ СОШ 9.
Николай Алексеевич Некрасов «Размышления у парадного подъезда» Урок литературы. 7 класс.
Моя роль - литературовед. Моя цель Моя цель была сравнить две могилы – в поэме о купце Калашникове и поэме Беглец, причем оба произведения написал М.Ю.
Двадцать четвёртое февраля. Н. А. Некрасов Фольклорное начало в поэме Н. А. Некрасова « Кому на Руси жить хорошо »
Транксрипт:

Проект на тему: Проект на тему: Устное народное творчество в поэме Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» Выполнила: Почекуева Виктория, ученица 10 Б класса МОУ школы 21 г.о. Тольятти

Цель: Цель: показать неповторимый национально - самобытный колорит поэмы через использование Н.А.Некрасовым разнообразных элементов фольклора. показать неповторимый национально - самобытный колорит поэмы через использование Н.А.Некрасовым разнообразных элементов фольклора. Задачи: Задачи: перечитать поэму; перечитать поэму; изучить сборники русских фольклористов Е.В.Борисова и П.Н.Рыбникова; изучить сборники русских фольклористов Е.В.Борисова и П.Н.Рыбникова; проанализировать критические статьи о поэме; проанализировать критические статьи о поэме; проработать словари русских пословиц, поговорок, загадок; проработать словари русских пословиц, поговорок, загадок; отобрать и выписать примеры использования автором разных жанров УНТ; отобрать и выписать примеры использования автором разных жанров УНТ; сделать вывод об их употреблении в поэме. сделать вывод об их употреблении в поэме.

Проблема: Какие фольклорные жанры просматриваются в поэме Н.А.Некрасова? Актуальность Актуальность : Используется на уроках литературы при изучении поэмы А. Н. Некрасова «Кому жить хорошо» в 10 классе.

Мир народной поэзии, так просто и естественно вошедший в поэму Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо», показывает, что поэт как - то Мир народной поэзии, так просто и естественно вошедший в поэму Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо», показывает, что поэт как - то по - новому обратился к народной жизни. Работая над поэмой, он усиленно занимается УНТ. Много выписок автор делает из различных сборников, в частности, из «Песен» фольклориста П.Н.Рыбникова и «Причитаний северного края» под редакцией Е.В.Барсова. А прототипом Матрёны Тимофеевны стала русская вопленица Ирина Федосова. Некрасов перерабатывает и дополняет народные произведения, стараясь сохранить традиции русской народной жизни.

Уже в «Прологе» Некрасов вводит сказочные элементы, такие как: птичка пеночка, скатерть самобранка, корявая Дурандиха, леший, корова с колокольчиком. Уже в «Прологе» Некрасов вводит сказочные элементы, такие как: птичка пеночка, скатерть самобранка, корявая Дурандиха, леший, корова с колокольчиком.

Поговорки и пословицы Её, как рыбу из моря, Века ловить – не выловить. Рассыпался горох На семьдесят дорог! Упрёшься – мир осердится, А мир дурак – доймёт!

Не в бровь, а прямо в глаз. Жалеть - жалей умеючи, На мерочку господскую Крестьянина не мерь! И рад бы в рай, Да дверь – то где? Матушка-рожь кормит всех дураков сплошь, а пшеничка- по выбору. Поговорки и пословицы

Загадки Летит – молчит, Лежит – молчит, Когда умрёт, Тогда ревёт. Вода – куда не глянь! Не лает, не кусается, А не пускает в дом.

Песни Глава «Крестьянка» словно соткана из народных обрядовых песен: «А брат… Поет: «Вставай,сестра» » «Спасибо жаркой банке» «Ах что ты, парень, в девице…» «Ты стань-ка, добрый молодец…» «Ты скажи, за что…» «Хорошо, светло…» «На горе стоит ёлочка» и другие. Песни не совпадают с биографией героини. Они лишь поэтическая параллель к рассказу о жизни Матрены Тимофеевны.

Песни У суда стоять ломит ноженьки, Под венцом стоять голова болит, Песня старая, песня грозная. На широкий двор гости въехали, Молоду жену муж домой привёз, А роденька – то как набросится!

Весёлая Весёлая - Кушай тюрю, Яша! Молочка- то нет! -Где ж коровка наша? - Увели, мой свет! Барин для прикладу Взял её домой…

Барщинная Барщинная Беден, не че сан Калинушка, Нечем ему щеголять, Только расписана спинушка. Да за рубахой не знать. С лаптя до ворота Шкура вся ворота, Пухнет с мякины живот…

Крестьянский грех Адмирал боровец по морям ходил, По морям ходил, корабли водил, Под Очаковым бился с турками, Наносил им поражение…

Голодная Стоит мужик – колышется. Идет мужик – не дышится. С коры его распучило, Тоска – беда измучила…

Солдатская Тошен свет, правды нет, Жизнь тошна, боль сильна Пули немецкие, пули турецкие. Пули французские, палочки русские! Тошен свет, хлеба нет, Крова нет, смерти нет…

Солёная Никто, как бог! Не ест, не пьёт. Меньшой сынок, Гляди – умрёт!...

Бурлак Плечами, грудью и спиной Тянул он барку бечевой. Полдневный зной его палил, И пот с него ручьями лил…

Русь Ты и убогая, Ты и обильная, Ты и могучая, Ты и бессильная, Матушка – Русь…

Легенда Зажгло грозою дерево, А было соловьиное на дереве гнездо. Горит и стонет дерево, Горят и стонут птенчики: -Ой, матушка! Где ты?

Молитва Молитва Открой мне, матерь Божия, Чем Бога прогневила я? Владычица! во мне Нет косточки не ломаной Нет жилочки натянутой, Кровинки нет непорченой, Кровинки нет непорченой, Терплю и не ропщу! Притча Притча «Ключи от счастья женского» – глубокое раздумье о судьбах человеческих. Плач из главы «Дёмушка» Плач из главы «Дёмушка» Злодеи! Палачи! Падите, мои слёзоньки Не на землю, не на воду, Не на Господень храм!…

Стиль «Кому на Руси…» имеет глубокие народные истоки и представляет собой сплав литературного языка, элементов фольклора и разговорный речи русского крестьянства… В поэтическую ткань поэмы вплетено более 70 народных пословиц и 30 загадок, тексты, мотивы и фрагменты народных песен, свадебных и похоронных причитаний; в ней слышатся отзвуки былин и народных легенд, завязка сюжета непосредственно связана с использованием сказочных мотивов. Рисуя народный быт, Некрасов часто упоминает о бытовавших в народе обычаях, приметах и поверьях. Автор вводит в поэму просторечную лексику, чисто народные речевые обороты, фразеологизмы, что придаёт произведению неповторимый национальный колорит.

Рефлексия В результате работы над проектом я углубила знания о русском фольклоре, о творчестве Некрасова и осознала, что Некрасов – гениальный поэт, потому что его поэзия открыла читателям духовный мир русского крестьянина, его нужды, стремления. В результате работы над проектом я углубила знания о русском фольклоре, о творчестве Некрасова и осознала, что Некрасов – гениальный поэт, потому что его поэзия открыла читателям духовный мир русского крестьянина, его нужды, стремления.