Тема: Активные формы и методы обучения на уроках биологии и во внеурочное время. Разработала: Егорова Татьяна Валерьевна учитель биологии, химии биологии, химии 1 квалификационной категории 1 квалификационной категории МБОУ «Никольская СОШ» 2013 год.
Моё педагогическое кредо: « Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику – он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви к делу. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он совершенный учитель». Л.Н.Толстой.
концепция Исторический опыт Банк идей Уроки Авторские программы
Цели педагогической концепции: «Активные формы и методы обучения в биологии». Формирование и развитие гармоничной личности; Формирование и развитие гармоничной личности; Активизирование познавательной деятельности учащихся; Активизирование познавательной деятельности учащихся; Развитие волевых усилий в учении; Развитие волевых усилий в учении; Обучение учащихся самостоятельной познавательной деятельности; Обучение учащихся самостоятельной познавательной деятельности;
Учитель должен: создать атмосферу поиска, создать атмосферу поиска, выстраивать диалоговое общение с учениками, выстраивать диалоговое общение с учениками, провоцировать появление вопросов и желания найти ответы, провоцировать появление вопросов и желания найти ответы, выстраивать доверительные отношения, выстраивать доверительные отношения, учитывать интересы мотивации ребенка, учитывать интересы мотивации ребенка, давать право учащимся в принятии значимых решений, давать право учащимся в принятии значимых решений, развивать «открытое мышление». развивать «открытое мышление».
Ученик должен уметь: Свободно ориентироваться в огромном потоке информации; Свободно ориентироваться в огромном потоке информации; Выделять главное; Выделять главное; Сравнивать и классифицировать; Сравнивать и классифицировать; Находить скрытые составляющие; Находить скрытые составляющие; Критически оценивать; Критически оценивать; Обобщать и систематизировать; Обобщать и систематизировать; Устанавливать взаимосвязи и взаимозависимости; Устанавливать взаимосвязи и взаимозависимости;
Ожидаемые результаты: Расширение кругозора; Расширение кругозора; Повышение уровня творческой активности; Повышение уровня творческой активности; Развитие нестандартного мышления, наблюдательности; Развитие нестандартного мышления, наблюдательности; Формирование познавательной активности. Формирование познавательной активности.
Форма обучения Индиви- дуальная Групповая Коллективная
МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ Словесный Наглядный Практический Наглядный Каждый метод обучения является активизирующим.Активизируется самостоятельная, творческая поисковая деятельность. Использование методов зависит от творчества учителя. Грани между ними относительны.
Словесные методы ДИСКУССИЯ САМОСТ-Я РАБОТА С УЧЕБНИКОМ САМОСТ-Я РАБОТА С ДИДАК. МАТЕРИАЛОМ ПРОБЛЕМНОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ САМОСТ-Е РЕШЕНИЕ РАСЧЕТНЫХ И ЛОГИЧ-Х ЗАДАЧ ЛЕКЦИЯ ЭВРИСТИЧЕ СКАЯ БЕСЕДА РАССКАЗ
Наглядный метод Практический метод И К Т ЧАСТИЧНО ПОИСКОВЫЙ ДЕМОНСТ-Й МЕТОД ОПОРНЫХ СИГНАЛОВ САМОНАБЛЮ -ДЕНИЯ ЭКСПЕРИМЕНТ ЛАБОРАТОР- НАЯ РАБОТА
Типы уроков: Урок -лекция; Урок -лекция; Урок –семинар; Урок –семинар; Урок-зачет; Урок-зачет; Урок- консультация; Урок- консультация; Учебные экскурсии; Учебные экскурсии; Урок- викторина; Урок- викторина; Урок-состязание; Урок-состязание; К В Н К В Н Урок- ролевая игра; Урок- ролевая игра; Урок-путешествие; Урок-путешествие; Урок-презентация; Урок-презентация; Интегрированные уроки и др... Интегрированные уроки и др...
ИНТЕГРИРОВАННЫЕ УРОКИ «Байкал- священное море» (8 кл) «Энергетика мира» (10 кл). «Вода в природе»(8 кл) «Белки» (11 кл) «Природные ресурсы»(9 кл)
Интегрированные уроки развивают: Гибкость мышления; Гибкость мышления; Оригинальность мышления; Оригинальность мышления; Глубину, целенаправленность, широту мышления; Глубину, целенаправленность, широту мышления; Любознательность.; Любознательность.; Критичность мышления. Критичность мышления.
Формы организации нестандартных уроков: Ролевые игры; Ролевые игры; Уроки- суды, спектакли; Уроки- суды, спектакли; Конференции; Конференции; Семинары; Семинары; Дискуссии; Дискуссии; КВН; КВН; Исследования; Исследования; Уроки- презентации; Уроки- презентации; Эвристическая беседа и др Эвристическая беседа и др Дают возможность учитывать индивидуальные способности, осуществлять дифференцированный подход.
Элементы устного народного творчества Стихи. Пословицы. Поговорки. Частушки. Афоризмы.
Вопросы медицины: ОКАЗАНИЕ ДОВРАЧЕБНОЙ ПОМОЩИ ПРИ ТРАВМАХ, ОБМОРОЖЕНИЯХ, ТЕПЛОВЫХ И СОЛНЕЧНЫХ УДАРАХ ВРЕДНОЕ ВЛИЯНИЕ АЛКОГОЛЯ, КУРЕНИЯ, НАРКОТИЧЕСКИХ ВЕЩЕСТВ. МЕДИЦИНСКИЕ ТЕРМЕНЫ.
Информационно- компьютерные технологии Расширяют возможности подачи информации; Расширяют возможности подачи информации; Развивают интерес к предмету, внимание, наблюдательность, наглядно- образное мышление; Развивают интерес к предмету, внимание, наблюдательность, наглядно- образное мышление; Увеличивают плотность урока, объем информации; Увеличивают плотность урока, объем информации; Формируют навыки самоконтроля. Формируют навыки самоконтроля.
Использование Интернета позволяет: включать материалы сети в содержание урока; включать материалы сети в содержание урока; осуществлять самостоятельный поиск нужной информации учащимися; осуществлять самостоятельный поиск нужной информации учащимися; ликвидировать пробелы в знаниях; ликвидировать пробелы в знаниях; развивать любознательность; развивать любознательность; лучше понять жизнь на нашей планете; лучше понять жизнь на нашей планете; участвовать в исследовательских, научных и творческих проектах, участвовать в исследовательских, научных и творческих проектах,
Индивидуализация обучения – важная сторона урока во-первых, использование учебного материала различной степени сложности, учитывающей интересы и возможности разных категорий учащихся, поскольку сложный материал может оказаться не под силу некоторым учащимся для активного усвоения, но должен быть понятен всем. во-первых, использование учебного материала различной степени сложности, учитывающей интересы и возможности разных категорий учащихся, поскольку сложный материал может оказаться не под силу некоторым учащимся для активного усвоения, но должен быть понятен всем. во-вторых, поручение учащимся заданий для самостоятельной работы разной степени трудности, но в такой системе, чтобы слабые и средние учащиеся могли постепенно переходить от менее трудных заданий к более сложным. во-вторых, поручение учащимся заданий для самостоятельной работы разной степени трудности, но в такой системе, чтобы слабые и средние учащиеся могли постепенно переходить от менее трудных заданий к более сложным. в-третьих, возвращение слабых учащихся к более сложным заданиям предшествующих тем после изучения последующих, когда задания могут быть решены на новом уровне подготовки. в-третьих, возвращение слабых учащихся к более сложным заданиям предшествующих тем после изучения последующих, когда задания могут быть решены на новом уровне подготовки.
Индивидуальная работа; Индивидуальная работа; Кружки; Кружки; Тематические вечера; Тематические вечера; Олимпиады; Олимпиады; Экскурсии; Экскурсии; Походы; Походы; Ролевые игры; Ролевые игры; Элективные курсы; Элективные курсы; Научно- практические Научно- практические исследования. исследования.
Элективные курсы «Строение и свойства органических соединений» (10 кл). «Химия и повседневная жизнь человека» (9 кл). «Избранные вопросы биологии» (10 кл) « Воды Бурятии» (11 кл) «Живой организм и химия» (10 кл). « Общая экология» (11 кл)
Исследовательские работы: Коллективные; Коллективные; Групповые; Групповые; Индивидуальные. Индивидуальные.
Кружковая работа: « Юные исследователи» (8-9 кл) «В мире интересного» (5-7 кл)
Я всегда помню, что каждый мой ученик - человек со своими мыслями, взглядами, настроениями и вкусами. Я помню о том, что не я пришла их учить, а они пришли ко мне учиться.
Я хочу пожелать своим коллегам: Вдохновляйте своих учеников Вдохновляйте своих учеников на добрые поступки; на добрые поступки; Вызывайте у учеников умственный голод; Вызывайте у учеников умственный голод; Дайте возможность ученикам гордится собой; Дайте возможность ученикам гордится собой; Заряжайте своим умением общаться. Заряжайте своим умением общаться.