Проект (младшая группа) на тему: «Организация предметно-развивающей среды (ПРС) в группе ДОУ в соответствии с ФГОС»

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
«Организация предметно-развивающей среды (ПРС) в группе ДОУ в соответствии с ФГОС» «На развитие личности ребенка влияет не только наследственность и воспитание,
Advertisements

«Создание развивающей предметно-пространственной среды (РППС) в группе 1 в условиях реализации ФГОС ДО»
Построение игровой среды в детском саду в рамках ФГОС Выполнили воспитатели: МБДОУ «ЦРР - детский сад 99» Аврамова. З.А. Стебенькова. А.В.
ДС 101 группа 3 Организация предметно-развивающей среды
ДС 101 Завалий О.В. «Организация ПРС в группе ДОУ»
Тема: «Условия для создания и использования предметно-развивающей среды в группах младшего дошкольного возраста в соответствии ФГОС» Подготовила : старший.
Предметно-развивающая среда в ДОУ как условие поддержки развития ребенка подготовила:Маркушина Т.И г.
Мастер-класс: «Организация предметно-развивающей среды в связи с введением ФГОС» МДОУ детский сад общеразвивающего вида 226.
«В ногу со временем: изучаем ФГОС ДО» «ФГОС – ориентир развития системы дошкольного образования РФ. Развивающая предметно-пространственная среда.» Выполнила:
ФГОС – федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.
Требования ФГОС к развивающей предметно – пространственной среде, как к одному из условий реализации основной образовательной программы.
Нормативно-правовые документы ФЗ «Об образовании в РФ» от СанПин (постановление от ) Приказ Минобрнауки России.
«В ногу со временем: изучаем ФГОС ДО» «ФГОС – ориентир развития системы дошкольного образования РФ. Развивающая предметно-пространственная среда.»
ЦЕНТРЫ РАЗВИТИЯ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ МБДОУ «Детский сад 13» г.
Предметно-развивающая среда в условиях реализации основной общеобразовательной программы «Предметная развивающая среда» система материальных объектов.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение : центр развития ребенка - детский сад первой категории 36 Обновление содержания дошкольного.
«Развитие мелкой моторики рук детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования» Подготовила Гусарова Ирина Александровна воспитатель ГБДОУ.
ВСЕРОССИЙСКАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ «ДОШКОЛЬНОЕ ДЕТСТВО: ДОСТУПНОСТЬ И КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ СТАНДАРТИЗАЦИИ» «ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение 4 «Миасский детский сад комбинированного вида «Радуга» ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО.
« Создание предметно-развивающей среды во 2 младшей группе для решения задач комплексно- тематического планирования » Разработала Оспанова Надежда Александровна,
Транксрипт:

Тема: «Организация предметно-развивающей среды (ПРС) в группе ДОУ в соответствии с ФГОС» Подготовили : Воспитатели - Тришина Ю.Ю. г.Тольятти г. Проект Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад 153 «Олеся» Девиз проекта «На развитие личности ребенка влияет не только наследственность и воспитание, но и немаловажное значение играет среда, в которой пребывает ребенок»

Содержание п/п Наименование слайда 1Визитная карточка проекта 4 2Понятия (терминология)5 3Основные направления работы по проекту Этапы реализации проекта 6 41.Организационно-подготовительный этап 7 Проблема и ее актуальность Методологическая основа проекта Материально-технические ресурсы 8 Нормативно-правовая основа 9 Цель и задачи проекта 10 Планируемый результат 11 Стратегия и тактика построения развивающей среды в группе 12 Педагогические характеристики построения ПРС Основные составляющие при создании ПРС в группе 13 Варианты (линии) изменения предметно-развивающей среды Условия для создания ПРС в группе 14 Особенности организации ПРС в группе Принципы организации ПРС15 Функциональные требования Психолого-педагогические требования к ПРС16 Использование технологий в создании ПРС

Учет развивающих видов детской деятельности при организации ПРС в группе (согласно требований ФГТ и ФГОС) 17 Учет реализации основных направлений развития детей при создании ПРС в группе : Учет образовательных областей Факторы, которые следует учитывать при организации ПРС Внедренческий (Основной) этап: 19 Краткое описание помещения и участка группы Построение предметно-развивающей среды в группе (план-схема) 20 Презентация центров деятельности в группе и участка группы Заключительный этап 23 Мониторинг Сравнительный анализ мониторинга ПРС группы Вывод (Заключение) 24 7 Дальнейшее развитие проекта в перспективе работы группы 25 8Методические рекомендации по размещению игровых материалов в групповой комнате Рекомендация по организации ПРС27 10Список используемой литературы 28 Приложение

Методическая тема проекта : «Создание предметно-развивающей среды в группе ДОУ в соответствии с ФГТ и ФГОС к условиям реализации ООП ДОУ» Творческое название проекта : «Создание предметно-развивающей среды во 2 –ой младшей группе МБУ д/с 153 «Олеся».» Девиз проекта: «На развитие личности ребенка влияет не только наследственность и воспитание, но и немаловажное значение играет среда, в которой пребывает ребенок» Тип проекта: информационно-исследовательский, практико - информационный, ориентированный, познавательно- творческий. Вид проекта: внутренний, групповой, межпредметный, долгосрочный. По количеству участников: коллективный Участники проекта: администрация, педагоги, родители, дети. Предмет проекта: совместная деятельность педагогов с родителями по организации предметно-развивающейся среды в группе Продукт проектной деятельности: оформление предметно-развивающей среды во 2-ой младшей группе ДОУ Продолжительность проекта: годовой. Обеспечение проекта: материально-техническое; учебно-методическое оснащение; информационное обеспечение Тематическое поле: интеграция образовательных областей во 2-ой младшей группе ДОУ Место проведения(заказчик ): Самарская область, город Тольятти, МБУ дет/сад 153 «Олеся» Визитная карточка проекта

«Что такое предметно-развивающая среда?» (терминология) Среда развития ребёнка в структуре ФГОС и ФГТ – это комплекс материально-технических, санитарно -гигиенических, социально- бытовых, общественных, эргономических, эстетических, психолого-педагогических, духовных условий, обеспечивающих организацию жизни детей и взрослых в ДОУ. Развивающая предметная среда - совокупность природных и социальных культурных предметных средств, ближайшего и перспективного развития ребенка, становления его творческих способностей, обеспечивающих разнообразие деятельности; обладает релаксирующим воздействием на личность ребенка, обеспечивает разные виды его активности Формирование предметно-развивающей среды – динамичный процесс который позволяет воспитателю проявлять творчество, привлекая к работе родителей, организовывать взаимодействие специалистов по формированию развивающего пространства в группе

Внедренческий (Основной) этап: Практическая реализация проекта. Создание предметно - развивающей среды, отработка взаимодействия с воспитателями и узкими специалистам, с родителями воспитанников группы ДОУ Заключительный этап: Подведение итогов. Оформление материалов по проекту. Создание презентации. Э Этапы реализации проекта Организационно- подготовительный этап: Изучение методической литературы по данной теме, подготовка Формирование проблемы, цели задач проекта. Основные направления работы по проекту: 1 Профилактическое 2. Образовательное 3. Развивающее 4. Духовно-нравственное 5. Трудовое 6.Гражданско- патриотическое 7. Социальное 8.Воспитательное

Проблема ( согласно анализа существующих условий в группе в связи с введением в практику работы ФГТ и ФГОС к структуре ООП ДОУ ) Создать необходимые условия для гармоничного развития детей дошкольного возраста, изменить традиционные способы организации предметно-развивающей среды, с учетом особенностей восприятия мира современным ребенком. Заинтересовать родителей в организации предметно- развивающейся среды. Актуальность проблемы В соответствии с ФГТ и ФГОС программа должна строиться с учётом принципа интеграции образовательных областей. Решение программных образовательных задач предусматривается не только в совместной деятельности взрослого и детей, но и в самостоятельной деятельности детей, а так же при проведении режимных моментов. Интегративным результатом реализации указанных требований является создание развивающей образовательной среды, так чтобы каждый компонент предметной развивающей среды был предназначен для детского коллектива в целом, но при этом окружающая среда давала возможность каждому ребенку заниматься любимым делом, проявлять и демонстрировать свою индивидуальность и творчество. Индивидуализированная среда в данном случае служит не только условием развития личности ребёнка, но и показателем профессиональной компетентности педагога. Как известно, основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности для них является игра. Именно поэтому педагоги-практики испытывают повышенный интерес к обновлению предметно-развивающей среды ДОУ. Правильная организация и умелое включение ребенка в активное взаимодействие с окружающим предметным миром является одним из условий эффективности организационного образовательного процесса ДУ. 1. Организационно-подготовительный этап

Методологические основы проекта Научно-психологические основы развития образования и основы организации развивающей среды, как неотъемлемой части такого образования применительно к дошкольной ступени намечены в трудах выдающихся отечественных ученых двадцатого столетия – Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина. В этом направлении работали и работают их последователи Л.А. Венгер, Ф.А. Сохин, Н.Н. Поддьяков, О.М. Дьяченко, Г.Г. Кравцов. Это психологическое движение сочеталось с аналогичными поисками в области педагогической теории исследования А.П. Усовой, Н.В. Ветлугиной, С.Л. Новоселовой, В.А. Петровского, Л.Л. Стрелковой. Материально-технические ресурсы (необходимые для выполнения проекта): подбор исторической, художественной и методической литературы, подбор наглядного материала (презентации, иллюстрации, фотографии, зарисовки), подготовка материала для продуктивной деятельности, дидактические, сюжетно-ролевые игры, выставки творческих работ детей совместно с родителями создание условий для проведения открытых мероприятий (оформление групповой комнаты, музыкального зала), использование интерактивных технологий (мультимедийный экран, проектор, цифровой фотоаппарат, музыкальный центр, ноутбук) Материалы Интернет.

Нормативно-правовая основа регламентирующая выбор оборудования, учебно-методических и игровых материалов для построения предметно-развивающей среды : Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении» (приказ Министерства образования и науки РФ (Минобрнауки России) от 27 октября 2011 г. 2562; зарегистрирован в Минюсте РФ ) «Санитарно эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»» Сан ПиН ( Пост. Главного гос. сан. врача РФ от 15 мая 2013 г. N 26 Зарег. в Минюсте РФ 29 мая 2013 г Регистр. N Приказ Минобразования и науки Р Ф (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» Зарегистрирован в Минюсте РФ 14 ноября 2013 г. Регистр.N «Федеральные государственные требования к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования» (утв. приказом Минобрнауки России от 20 июля 2011 г. 2151, регистрационный от 14 ноября 2011 г. Министерства юстиции РФ). Письмо Минобрнауки от г о реализации приказа Минобрнауки России от «Примерный перечень игрового оборудования для учебно-методического обеспечения дошкольных образовательных учреждений Письмо Минобразования России от г. 61/19-12 «О психолого-педагогических требованиях к играм и игрушкам в современных условиях» Письмо Минобразования России от ин/14-03 «О направлении Примерных требований к содержанию развивающей среды детей дошкольного возраста, воспитывающихся в семье» Требования ФГТ к среде ДОУ (проект). Перспективный план работы по организации воспитательно-образовательной деятельности группы Устав ДОУ Годовой план работы ДОУ

Цель проекта Создание предметно-развивающейся среды, комфортных и благоприятных условий для полноценного проживания детей дошкольного детства, их гармоничного развития и саморазвития, формирования основ базовой культуры личности, всестороннего развитие психических и физических качеств в соответствии с ФГОС. Привлечь внимание родителей к проблеме создания предметно-развивающей среды в ДОУ Задачи проекта 1. Изучить и внедрить в практику новых подходов к организации предметно-развивающей среды, обеспечивающих полноценное развитие дошкольников. 2. Организовать развивающую среду, способствующую эмоциональному и психическому благополучию в своевременном всестороннем развитии каждого ребенка с учетом их потребностей, наклонностей и интересов. 3. Создать условия для обеспечения разных видов деятельности дошкольников (игровой, двигательной, интеллектуальной, самостоятельной, творческой, художественной, театрализованной), их интеграция и творческая организация (креативность) в целях повышения эффективности воспитательно- образовательного процесса 4. Организовать единство подходов к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи

Планируемый результат Реализация проекта обеспечит целостность педагогического процесса и создаст окружающее пространство, удовлетворяющее потребности актуального, ближайшего и перспективного творческого развития каждого ребенка. Создаст творческую атмосферу в работе педагогов. Будет способствовать свободному ориентированию в пространстве и времени, поможет воспитанникам легко адаптироваться к особенностям школьной жизни. Возрастет интерес родителей созданием предметно-развивающей среды в группе.

Педагогические характеристики построения ПРС (работах педагогов О.А.Артамоновой, Т.М.Бабуновой, М.П.Поляковой) Безопасность Доступность Яркость, привлекательность. Постоянство Свобода выбора. Насыщенность Стратегия и тактика построения развивающей среды в группе определяются особенностями личностно – ориентированной модели воспитания, нацеленной на содействие становлению ребенка как личности.

Основные составляющие при создании ПРС в группе 1. Пространство 2. Время 3. Предметное окружение Варианты (линии) изменения предметно-развивающей среды времени освоенности стратегического и оперативного изменения единый комплекс различных модальностей: цветовой, звуковой, кинестетической

Условия для создания ПРС в группе Реализуемой в ДОУ образовательной программы; Требования нормативных документов; Материальных и архитектурно-пространственных условий ; предпочтений, субкультуры и уровня развития детей; Общих принципов построения предметно-пространственной среды Опора на личностно-ориентированную модель взаимодействия между воспитателем и ребенком. Особенности организации предметно- развивающей среды в группе Накопление опыта предметно – познавательной и коммуникативной деятельности, развитие познавательных интересов и творческое отражение впечатлений в различных видах продуктивной деятельности участие педагогов, детей и родителей в преобразовании предметно – развивающей среды.

Принципы организации ПРС 1. Информативности 2. Вариативности, 3. Полифункциональности, 4. Педагогической целесообразности, 5. Трансформируемости, 6. Интеграции образовательных областей, 7. Учета полоролевой специфики. 8. Учет ЗБР (зоны ближайшего развития). Функциональные требования Функция сохранения единого образовательного пространства в условиях содержательной и организационной вариативности дошкольного образования Функция гуманизации дошкольного образования, ориентирующая на приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья ребенка свободного развития его личности в современном обществе и государстве. Функция защиты ребенка от некомпетентных педагогических воздействий в условиях Функция вариативности дошкольного образования. Функция повышения эффективности и качества дошкольного образования. Критериально-оценочная функция

Психолого-педагогические требования к ПРС Сообразность педагогической ценности, Соответствие реализации образовательных областей, Гендерная принадлежность, Соответствие развивающей функции, Качественные характеристики игр и игрушек, Учёт основной формы работы с детьми, Продуктивная деятельность, Познавательно – исследовательская направленность, Стимулирование двигательной активности Региональность Оптимальность, Сертифицированность, Интегративность, Использование технологий в создании ПРС Технология личностно-ориентированного образования Игровые технологии Технология»Дебаты» Развивающее обучение Проектные методы обучения Исследовательские методы Проблемное обучение Информационно-коммуникативные технологии Технология моделирования Здоровьесберегаюшиие технологиии

Учет развивающих видов детской деятельности при организации ПРС в группе (согласно требований ФГТ и ФГОС) Игровая; Двигательная; Познавательно-исследовательская ( детское эксперементирование); Коммуникативная; Продуктивная Музыкально-художественная; Трудовая; Чтение художественной литературы Учет реализации основных направлений развития детей при создании ПРС в группе : - физическое - познавательно-речевое - художественно-эстетическое - социально-личностное Основные направления развития детей вносятся партнером-взрослым, и затем реализуются ребёнком в свободной самостоятельной деятельности – индивидуально или совместно с другими детьми Учет образовательных областей Музыка; Художественное творчество; Чтение художественной литературы ; Коммуникация; Познание; Труд; Социализация; Безопасность; Здоровье; Физическая культура

Факторы, которые следует учитывать при организации ПРС : Следует всячески ограждать детей от отрицательного влияния игрушек, которые: провоцируют ребенка на агрессивные действия и вызывают проявление жестокости, провоцируют игровые сюжеты, связанные с безнравственностью и насилием, вызывают нездоровый интерес к сексуальным проблемам, выходящим за компетенцию детского возраста. Антропометрические факторы, обеспечивающие соответствие росто-возрастных характеристик параметрам предметной развивающей среды. Мебель должна находиться в соответствии с требованиями САНПиН, ФГТ и ФГО Предметная развивающая среда должна способствовать реализации образовательных областей в образовательном процессе, включающем: 1) совместную партнерскую деятельность взрослого и детей; 2) свободную самостоятельную деятельность самих детей в условиях созданной педагогами предметной развивающей образовательной среды, обеспечивающей выбор каждым ребенком деятельности по интересам и позволяющей ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально.

Краткое описание помещения и участка группы Помещение и участок группы соответствуют государственным санитарно- эпидемиологическим требованиям, нормам и правилам пожарной безопасности. В группе оборудованы отдельная спальная и раздевальная комнаты, туалетная комната. В групповых комнатах созданы центры активности, подобраны разнообразные дидактические пособия, аудиоматериал, игрушки соответствующие интересам детей, возрастными и личностными особенностями. Мебель подобрана в соответствии с ростом и возрастом детей. Развивающая предметная среда группы оборудована с учетом возрастных особенностей детей, связана между собой по состоянию и стилю. Однако предметно-развивающая среда еще не полностью соответствует ФГТ. Территория участка группы благоустроена: большое количество зеленых насаждений, разнообразные породы деревьев и кустарников, разбиты газоны 2. Внедренческий (Основной) этап:

Балкон Приемная комната(раздевалка) спальная комната Игровая комната Туалетная комната Построение предметно-развивающей среды в группе Зона для спокойной деятельности Зона для деятельности, связанной с экстенсивным использованием пространства Обозначения Рабочая зону. Центр математического и сенсорного развития Центр конструктивной деятельности Центр физического развития и сохранения здоровья ребенка Центр изобразительной деятельности Центр музыкально- театрализованной деятельности Центр природы и эксперементирования Центр «Будем говорить правильно » Центр «уединения» Центр «ПДД и безопасность Центр сюжетно-ролевых игр

Центры музыкально- театрализованной деятельности Центр природы и эксперементирования Центр «Будем говорить правильно» Центр сюжетно-ролевых игр Участок группы

Центр «ПДД и безопасность Центр изобразительной деятельности Центр сенсорного и математического развития Центр физического развития и сохранения здоровья ребенка Центр изобразительной деятельности Центр «уединения»

Мониторинг Проведение мониторинга построения ПРС группы проводится 2 раза (на основном – подготовительном и заключительном этапах ) путем экспресс – анализа Критериями положительных результатов выполнения проекта являются анализ выполнения поставленной цели, уровня реализации поставленных задач анализ, знаний и умений детей. Изучение уровня организации ПРС проводится на основании ФГТ и ФГОС к ООП ДУ. Отслеживание результатов эффективности проходит через самоконтроль педагогов, через контроль со стороны администрации ДОУ, а также через отношение самих детей к ПРС группы и мнения родителей. Результаты мониторинга могут использоваться исключительно для оптимизации дальнейшей работы по организации предметно-развивающей среды группы Проведение экспресс – анализа ( заключительный этап) Сравнительный анализ мониторинга ПРС группы Заключительный этап Формирующий этап 3. Заключительный этап

Вывод (Заключение) Правильно организованная предметная развивающая среда, направленная на личностно - ориентированное развитие ребёнка, стимулирует общение, любознательность, способствует развитию таких качеств, как инициативность, самостоятельность, творчество. Предметная среда, организованная с учётом индивидуализации пространства жизни ребёнка, отличается динамизмом. Дети чувствуют себя компетентными, ответственными и стараются максимально использовать свои возможности и навыки. Важно ещё то, что работа по обновлению предметной среды объединяет всех участников образовательного процесса: педагогов, детей и родителей. Такая предметная развивающая среда не остаётся постоянной, она всегда открыта к изменениям, дополнениям в соответствии с меняющимися интересами детей. В ходе реализации проекта формируются ключевые компетентности Технологическая ИнформационнаяСоциально-коммуникативная - Умение планировать этапы своей деятельности. - Умение довести начатое дело до конца. - Умение устанавливать причинно-следственные связи. Умение ориентироваться в информационных источниках. - Умение делать выводы из полученной информации. - Умение задавать вопросы по данной теме. - Умение получать необходимую информацию в общении. - Умение принимать участие в коллективных делах. - Умение уважительно относиться к окружающим людям. - Умение взаимодействовать по системе ребёнок – взрослых

Дальнейшее развитие проекта в перспективе работы группы Подготовка презентации группы для родителей Участие родителей в организации ПРС группы сказки» Участие воспитанников в организации ПРС Организация ПРС педагогами

Методические рекомендации по размещению игровых материалов в групповой комнате. Все материалы для свободной самостоятельной деятельности должны быть доступны детям и иметь постоянное место Так как дети 3-4 лет не умеют взаимодействовать и предпочитают игры рядом, но не вместе; поэтому надо размещать строительный материал в нескольких местах группы. Постройки детей из строительного материала и конструкции сохраняются до тех пор, пока не будут разрушены или разобраны самими детьми. Рисунками и поделками дети имеют право распорядиться сами – забрать домой или использовать в игре, поместить на выставку для оформления декора группы По окончании работы надо побуждать детей к совместной уборке материала, раскладывая его по цвету и форме и на свои места, где должен стоять материал

Рекомендация по организации ПРС 1. Среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции. Но самое главное – она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка с опорой на личностно-ориентированную модель взаимодействия между воспитанниками и взрослыми 2. Необходимо гибкое и вариативное использование пространства. Среда должна служить удовлетворению потребностей и интересов ребенка. 3. Форма в дизайне детского сада ориентирована на безопасность и возраст детей. 4. Организуя предметную среду в групповом помещении необходимо учитывать закономерности психического развития, показатели их здоровья, психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень общего и речевого развития, а также показатели эмоционально-потребностной сферы. 5. Пространство группового помещения должно быть полифункционально. Элементы декора должны быть легко сменяемыми 6. Цветовая палитра должна быть представлена теплыми, пастельными тонами. 7. При создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности. 8.Предметно-развивающая среда группы должна меняться в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения, образовательной программы

Список используемой литературы 1..Доронина Т.Н., Короткова Н.А. Материалы и оборудования для детского сада. М.: Элти-Кудиц, 2003 г 2..Комарова О.А. Предметно-игровая среда ДОУ//Управление ДОУ Микляева Н. В. Предметно развивающая среда детского сада в контексте ФГТ,. серия Библиотека Воспитателя / Н. В. Микляева. - М.: Сфера. 4. Новоселова С., Павлова Л. Н. Развивающая предметная среда: Методические рекомендации по проектированию вариативных дизайн – проектов развивающей предметной среды в детских садах и учебно-воспитательных комплексах. 2-е изд. – М.: Айресс Пресс, Нищева Н. В. Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду. принципы построения, советы, рекомендации / Н. В. Нищева. - Спб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, Петровский В.А. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении. М., Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду. Принципы построения, советы, рекомендации./Сост. Нищева Н. В. - СПб., Рыжова Н. А. Развивающая среда дошкольных учреждений [Текст]: из опыта работы / Н. А. Рыжова. - М.: ЛИНКА-ПРЕСС, Федяева Н. В., Белодед Г. А. Организация игрового пространства в ДОУ в контексте ФГТ. СПб, Приложения. 10. ФГТ к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования в соответствии с приказом МО от 20 июля 2011 г //Дошкольное воспитание Ясвин В.А. Образовательная среда от моделирования к проектированию. М., 2000.