Организация психолого-педагогического сопровождение детей с ОВЗ в общеобразовательных организациях, реализующих инклюзивную практику ст. преподаватель.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Модель психолого- педагогического сопровождения образовательного процесса в условиях введения ФГОС общего образования Баранова Юлия Юрьевна, руководитель.
Advertisements

ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ Состав рабочей группы: Бичель Н. Г., учитель-дефектолог, руководитель рабочей группы; Крайсман В. А., педагог-психолог;
Модели интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья.
Вариативные модели и формы образования детей с ограниченными возможностями здоровья. С.В. Сухова руководитель ТПМПК, учитель-дефектолог высшей квалификационной.
Особенности организации обучения и воспитания детей с ОВЗ, детей-инвалидов в Федеральном законе от –ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
Модель и условия реализации адаптированной образовательной программы для детей с ОВЗ в образовательной ОВЗ в образовательнойорганизации ГБОУ Центр диагностики.
Адаптированная образовательная программа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
План: 1.Задачи разработки вариативных форм интегрированного обучения; 2.Условия интеграции; 3.Варианты организации интегрированного обучения. Модели интегрированного.
Проектирование программы коррекционной работы Куликова О.А., зав. кабинетом коррекционной педагогики БОУ ОО ДПО (ПК)С «ОИУУ»
Организация интегрированного (инклюзивного) образования детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательных организациях города Кировска.
Россия Первые инклюзивные образовательные учреждения появились в России на рубеже 1980 – 1990 гг. В Москве в 1991 году по инициативе московского Центра.
ФЗ ОТ Г. 273-ФЗ «ОБ ОБРАЗОВАНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ ОТ Г «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ.
Нормативно - правовая база в области обучения и воспитания лиц с ОВЗ.
Федеральный закон «Об образовании» от г. 273 Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от года 1155 «Об утверждении.
ХОЛОДНИКОВА НАТАЛЬЯ ВИКТОРОВНА ЗАВ.ОТДЕЛОМ СПЕЦИАЛЬНОГО(КОРРЕКЦИОННОГО) И ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «КОИРО» Нормативно-правовая база получения образования.
Акинина Ю.Д. ИКП РАО Актуальные проблемы сопровождения ребенка с глубоким нарушением зрения в условиях образовательного учреждения.
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КОНСИЛИУМА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ Н.Я. Семаго М.М. Семаго.
ПСИХОЛОГО- ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ С ОВЗ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ Муниципальное казенное учреждение «Управление образования города Кировска»,
Психолого-педагогическое сопровождение воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях образовательной интеграции магистрантка.
КАКИЕ ЕСТЬ ПУТИ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ ОРГАНИЗАЦИИ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ УЧРЕЖДЕНИЙ ДОП. ОБРАЗОВАНИЯ? Презентация студенток второго курса магистратуры Пенсаковой.
Транксрипт:

Организация психолого-педагогического сопровождение детей с ОВЗ в общеобразовательных организациях, реализующих инклюзивную практику ст. преподаватель кафедры психологии и специального образования ИПК и ПРО УР Наговицына Ольга Викторовна

середина 60-х годов – «медицинская модель» – сегрегация; середина 60-х –середина 80-х годов – «модель нормализации» – интеграция; середина 80-х годов – настоящее время – «социальная модель» – инклюзия. Концепции обучения детей с ограниченными возможностями здоровья

Глухие и слабослышащие дети Слепые и слабовидящие Дети с речевыми нарушениями Дети с двигательными нарушениями Дети с ЗПР Умственно отсталые дети Дети с расстройствами аутистического спектра Категории детей с ОВЗ

Интеграция – выборочное помещение учеников с ограниченными возможностями здоровья в обычные общеобразовательные школы или создание специальных классов, ученики которых часть учебного времени проводят со своими сверстниками с нормативным темпом развития. Инклюзия – глубокое погружение ребёнка в адаптированную образовательную среду и оказание ему и членам его семьи различных поддерживающих услуг. Дифференциация понятий «интеграция» и «инклюзия»

1–2 ребенка с ОВЗ включаются в обычные группы детского сада или классы Уровень психофизического развития близко к возрастной норме Дозировка времени интеграции отсутствует Содержание совместной деятельности не регламентируется Специальная помощь оказываться как внутри учреждения, так и вне Постоянная полная интеграция, инклюзия

Дети с ОВЗ обучаются в массовых группах или классах (2/3 дети с нормальным развитием, 1/з дети с ОВЗ) Дети с ОВЗ разных классов объединяются в один класс для проведения дефектологом ряда учебных занятий по специальным программам Время совместного пребывания дозируется, но при этом составляет большую часть дня Содержание и характер совместной деятельности регламентируются Специальная педагогическая помощь оказывается детям внутри учреждения педагогом- дефектологом Постоянная неполная интеграция (комбинированная)

Дети с ОВЗ являются воспитанниками специальной группы или учениками специального класса Часть дня отдельные дети с более высоким уровнем развития систематически вводятся в обычные группы (классы) по 1–3 человека Время интеграции дозируется Содержание совместной деятельности регламентируется Постоянная частичная интеграция

Дети, обучающиеся в специальных классах, и учащиеся обычных классов объединяются не реже двух раз в месяц для совместных прогулок, праздников, соревнований, отдельных мероприятий воспитательного значения Время интеграции дозируется Содержание совместной деятельности регламентируется Систематическая временная интеграция

Дети с ОВЗ, воспитываются в специальных учреждениях эпизодически объединяются с детьми из массовых учреждений на определенное время (лагеря отдыха, специально организованные праздники, конкурсы, выставки детских работ, кружки) Эпизодическая интеграция

Международные документы Федеральные документы Документы Правительства Российской Федерации Ведомственные документы Региональные документы Правовые основы и нормативные документы сопровождения детей с ОВЗ в образовательных учреждениях

Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 года Декларация о правах умственно отсталых лиц Декларация о правах инвалидов «Саламанкская декларация от 7–10 июня 1994 года) Конвенция о правах инвалидов от 13 декабря 2006 года Международные документы

Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ от Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» от Федеральные документы

Инклюзивное образование - обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико- педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий

Концепция долгосрочного социально- экономического развития Российской Федерации (2008–2020 годы), утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года 1662-р Государственная программа Российской Федерации «Доступная среда» на 2011–2015 годы, утвержденная Постановлением Правительства РФ от 17 марта 2011 г. 175 Документы Правительства Российской Федерации

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. 373 Проект концепции федерального образовательного стандарта обучающихся с ограниченными возможностями здоровья Ведомственные документы

Категория детей с ОВЗВарианты СФГОС 1-ц 2-ц 3-н/ц 4-инд Глухие дети ++++ Слабослышащие дети +++ Слепые дети ++++ Слабовидящие +++ Дети с речевыми нарушениями +++ Дети с двигательными нарушениями ++++ Дети с ЗПР +++ Умственно отсталые дети ++ Дети с расстройствами аутистического спектра ++++ ФГОС для обучающихся с ОВЗ

Анализ зарубежного и отечественного опыта по проблеме организации и содержания инклюзивного образования

В 1971 г. был принят первый закон о праве детей с особыми потребностями на обучение в массовых школах Максимальное количество детей в классе – 20 Максимальное количество детей с ОВЗ – 2; Коррекционные занятия «встроены» в занятия в классе; Специальные педагоги объединяются в команды с обычными школьными учителями; Обе категории педагогов взаимодействуют со всеми учащимися класса; Италия

Инклюзивные школы и детские сады Ресурсные центры Ресурсные школы Англия

В 2000 г. была принята доктрина инклюзивного образования включены дополнения и изменения в закон об образовании и нормативные документы Латвия и Эстония

В 2000 г. были созданы экспериментальные площадки. Итогом их деятельности в 2001 г. стал Закон об образовании детей с инвалидностью, в котором закреплены основы нормативно-правовой регуляции инклюзивных процессов Азербайджан

В 2009 г. стартовал первый проект по совместному обучению нормально развивающихся детей и детей с ограниченными возможностями здоровья «Инклюзивное образование для детей с особыми потребностями в Украине» Украина

обеспечение своевременного выявления и коррекции отклоняющегося развития; создание в образовательных учреждениях условий, необходимых для внедрения интегрированных форм образования детей с отклонениями в развитии Самарская область

формировалась базовая структура системы специального образования, расширялся спектр специальных образовательных услуг и форм их предоставления. Этап поддерживался областной целевой программой развития региональной системы комплексной реабилитации детей и подростков с проблемами в развитии на годы «Реабилитация» Первый этап реализации программы ( )

Внедрение результатов первого этапа в широкую образовательную практику региона, обеспечение доступности новых форм специального образования Этап поддерживался областной целевой программой «Организация образовательных ресурсов Самарской области для интеграции детей и молодых людей с проблемами в развитии на гг.» Второй этап ( )

Ребенок с ОВЗ обследуется на ПМПК. Родители выбирают школу, в которой они хотели бы обучать своего ребенка, затем с заключением ПМПК обращаются в ТАСО. Специалисты ТАСО с учетом рекомендаций ПМПК и пожеланий родителей формируют комплект необходимых для обучения ребенка ресурсов; материально-технические ресурсы направляются в образовательное учреждение. ТАСО организует обучение педагогов ТАСО решает вопрос об организации необходимого ребенку сопровождения силами сотрудников образовательного учреждения или обеспечивает участие сотрудников ТАСО в работе консилиума, а также организует поддержку ребенка. Территориальные агентства специального образования (ТАСО)

Ребёнок с ОВЗ Психолог ДефектологЛогопед УчительТьютор Руководитель Сущность процесса психолого- педагогического сопровождения

Субъекты инклюзивного образования Ребёнок с ОВЗ Педагогич. коллектив Родители Дети класса

Письмо Минобразования РФ от N 27/901-6 «О психолого- медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательного учреждения»

Психолого-медико-педагогический консилиум (ПМПк) - это постоянно действующий, объединенный общими целями, скоординированный коллектив специалистов, реализующий психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ОВЗ в соответствии с индивидуальной образовательной программой, а также осуществляющий сопровождение всех субъектов инклюзивной образовательной среды

Определение тактики Оценка эффективности Изменение образовательной траектории Выявление детей с ОВЗ Координация взаимодействия специалистов Разработка ИОП Основные задачи деятельности школьного психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк)

комплексная диагностика, развивающая и коррекционная деятельность, консультирование и просвещение педагогов, родителей, других участников образовательного процесса, деятельность по определению и корректировке компонентов индивидуальной образовательной программы Содержание работы специалистов сопровождения

диагностический поисково-вариативный практико-действенный аналитический Основные этапы психолого-педагогического сопровождения инклюзивного процесса

Оценка имеющихся ресурсов образовательного учреждения Оценка состава детей, нуждающихся в организации специальных образовательных условий Углубленная диагностика выявленных детей, которые по решению ПМПК, нуждаются в разработке ИОП и специальных образовательных условиях Консилиумное обсуждение детей, прошедших углубленное обследование всеми специалистами школьного консилиума) Диагностический этап

Обсуждение и детализация отдельных компонентов сопровождения ребенка специалистами школьного консилиума Разработка индивидуальной образовательной программы Поисково-вариативный этап

Осуществление программы психолого- педагогического сопровождения включаемого ребенка, других субъектов инклюзивной практики в соответствии с прописанными в индивидуальной образовательной программе направлениями деятельности специалистов сопровождения Практико-действенный этап

Анализ эффективности деятельности отдельных специалистов консилиума и оценка эффективности сопровождения ребенка в целом Аналитический этап

Руководитель консилиума Учитель-дефектолог Учитель-логопед Психолог Тьютор Технология психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ различными специалистами

анализирует потребности детей с ОВЗ; определяет стратегию поддержки; выделяет и анализирует основные цели в развитии ребенка; планирует всю работу специалистов по разработке и реализации ИОП; оценивает эффективность сопровождения Руководитель консилиума

коррекция познавательной деятельности; преодоление трудностей в овладении учебными знаниями, умениями и навыками Содержание работы учителя-дефектолога в работе с детьми с ЗПР

развитие слухового восприятия; развитие разговорной речи; развитие коммуникативной функции; Содержание работы учителя-дефектолога в работе с детьми с нарушением слуха

развитие зрительного восприятия; сенсорное и сенсомоторное развитие; развитие ориентировки в пространстве; развитие социально-бытовой ориентировки Содержание работы учителя-дефектолога в работе с детьми с нарушением зрения

расширение и обогащение словарного запаса; развитие познавательной деятельности; развитие пространственного восприятия и зрительно-моторной координации; развитие мелкой моторики. Содержание работы учителя-дефектолога в работе с детьми с нарушением речи

развитие ориентировки в пространстве; развитие зрительно-моторной координации и моторики; развитие познавательной деятельности; коррекция коммуникативной функции. Содержание работы учителя-дефектолога в работе с детьми с нарушением ОДА

организация поведения; развитие коммуникативной функции общения; сенсорное и сенсомоторное развитие; развитие познавательной деятельности; развитие пространственной ориентировки Содержание работы учителя-дефектолога в работе с детьми с расстройством аутистического спектра

коррекция нарушения в развитии устной и письменной речи учащихся своевременное предупреждение и преодоление трудностей в освоении учащимися общеобразовательных программ разъяснение специальных знаний по логопедии среди педагогов, родителей (законных представителей учащихся). Технологии индивидуального сопровождения ребенка с ОВЗ учителем-логопедом

Индивидуальная работа с ребенком, направленная на его социальное, эмоциональное и личностное развитие; Работа с семьей и координация ее взаимодействия со специалистами; Работа с учениками класса; Психологическая поддержка учителя; Особенности организации индивидуального сопровождения ребенка с ОВЗ педагогом- психологом

Тьютор персональный сопровождающий ребенка с ОВЗ (дефектолог) Тьютор помощник учителя (сопровождающий) Тьютор второй учитель в классе Подходы к деятельности тьютора

Следит за эмоциональным состоянием ребёнка Дозирует учебную нагрузку Вводит ученика с ОВЗ в детский коллектив Содержание работы тьютора

Индивидуальная образовательная программа документ, описывающий специальные образовательные условия для максимальной реализации особых образовательных потребностей ребенка с ОВЗ в процессе обучения и воспитания на определенной ступени образования. Технология разработки и реализации индивидуальной образовательной программы

Основная цель ИОП построение образовательного процесса для ребёнка с ОВЗ в соответствии с его реальными возможностями, исходя из особенностей его развития и образовательных потребностей.

Дети с ОВЗ, получающие образование в форме индивидуального обучения на дому; Дети с ОВЗ, получающие образование в форме дистанционного обучения; Дети с ОВЗ, обучающиеся в форме очного обучения в рамках реализации инклюзивной практики. Индивидуальная образовательная программа разрабатывается для следующих категорий обучающихся:

титульный лист пояснительная записка индивидуальный учебный план содержание программы мониторинг достижений обучающегося заключение и рекомендации Структура ИОП для ребенка с ОВЗ

1. Общие сведения 2. Создание «безбарьерной» среды 3.Психолого-педагогическое сопровождение 4. Организация освоения образовательной программы 5. Формирование социальной компетентности Структура ИОп

Кафедра психологии и специального образования Телефон кафедры ; ст. преподаватель Наговицына Ольга Викторовна