Внеклассная деятельность в образовательной системе в соответствии с ФГОС(2010) Функциональная грамотность Духовно нравственное развитие Образовательная.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России Стандарты второго поколения.
Advertisements

Концепция духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России как методологическая основа разработки и реализации федерального государственного.
характер современного национального воспитательного идеала; цели и задачи духовно-нравственного развития и воспитания детей; систему базовых национальных.
Образование (в законе) единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека,
ДУХОВНО- НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ МОУ – Теренгульская СОШ.
КОНЦЕПЦИЯ ДУХОВНО- НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ ГРАЖДАНИНА РОССИИ.
Стандарт – социальная норма, общественный договор между семьей, обществом и государством СЕМЬЯ Личностная успешность Социальная успешность Профессиональная.
Основные подходы к проектированию ООП (основной образовательной программы) в соответствии с требованиями ФГОС Малярчук Т.А., заместитель директора по УВР.
второго поколения ФГОС второго поколения определяет ФГОС определяет Требования к структуре основных общеобразовательных программ Требования к результатам.
Роль школы в духовно - нравственном воспитании и развитии обучающихся Богомолова И. Н., директор ГБОУ СОШ 546.
Государственная политика в области воспитания в условиях перехода на ФГОС.
Концепция духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России 2010 год.
Воспитательный компонент Федерального государственного стандарта.
Единичный проект модернизации образовательной системы основной ступени Проблемно-ориентированный анализ образовательных целей освоения обучающимися основной.
Универсальные учебные действия. В соответствии с ФГОС в программе представлено четыре вида УУД: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные.
Закон «Об образовании» Статья 12. Образовательные программы 1.Образовательные программы определяют содержание образования. Содержание образования должно.
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (далее Концепция) разработана в соответствии с Конституцией Российской.
Метапредметные результаты обучения русскому языку на современном этапе (по ФГОС ООО)
Учитель начальных классов Полищук Е.Н.. Целевые установки формирование основ гражданской идентичности личности; формирование психологических условий развития.
Транксрипт:

Внеклассная деятельность в образовательной системе в соответствии с ФГОС(2010) Функциональная грамотность Духовно нравственное развитие Образовательная компетенция (Экзистенциальный,объектный,соци альный,оценочный) Метапредметные результаты (регулятивные,коммуникативные,познавательные) Личностные результаты Предметные связи (школьные предметы) Технологии, методы, приемы (учебное сотрудничество, проектов и жизненных задач, проблемно-диалогическая, продуктивного чтения, групповой работы, ИКТ, ролевые игры, постановка пьес, тематические мероприятия, дискуссии) Внеурочная деятельность

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ - способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней. В отличие от элементарной грамотности как способности личности читать, понимать, составлять простые короткие тексты и осуществлять простейшие арифметические действия, Ф.Г. есть атомарный уровень знаний, умений и навыков, обеспечивающий нормальное функционирование личности в системе социальных отношений, который считается минимально необходимым для осуществления жизнедеятельности личности в конкретной культурной среде.

Духовно нравственное развитие и воспитание, формирование и развитие личности. В сфере личностного развития воспитание обучающихся должно обеспечить: -готовность и способность к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию, самооценке, пониманию смысла своей жизни, индивидуально ответственному поведению; - готовность и способность к реализации творческого потенциала в духовной и предметно продуктивной деятельности, социальной и профессиональной мобильности на основе моральных норм, непрерывного образования и универсальной духовно нравственной установки «становиться лучше»; - укрепление нравственности, основанной на свободе, воле и духовных отечественных традициях, внутренней установке личности поступать согласно своей совести; - формирование морали как осознанной личностью необходимости определённого поведения, основанного на принятых в обществе представлениях о добре и зле, должном и недопустимом; - развитие совести как нравственного самосознания личности, способности формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную самооценку своим и чужим поступкам; - принятие личностью базовых национальных ценностей, национальных духовных традиций; готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию, критически оценивать собственные намерения, мысли и поступки; - способность к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, принятию ответственности за их результаты, целеустремленность и настойчивость в достижении результата; - трудолюбие, бережливость, жизненный оптимизм, способность к преодолению трудностей; осознание ценности других людей, ценности человеческой жизни, нетерпимость к действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, физическому и нравственному здоровью, духовной безопасности личности, умение им противодействовать; - свободолюбие как способность к сознательному личностному, профессиональному, гражданскому и иному самоопределению и развитию в сочетании с моральной ответственностью личности перед семьёй, обществом, Россией, будущими поколениями; - укрепление веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество перед прошлыми, настоящими и будущими поколениями

Основной задачей образования в области изучения иностранного языка является развитие образовательной компетентности Структура образовательной компетенции представлена в единстве четырех ее составляющих: экзистенциальной, объектной, социальной и оценочной.

Экзистенциальный компонент. Основными характеристиками этого компонента образовательной компетенции выступают: ценностное отношение к предмету и процессу образования в целом. Развитие данного компонента образовательной компетентности обеспечивает формирование мотивации учащихся и развитие их креативности. В рамках данного компонента образовательной компетенции осуществляются следующие важнейшие задачи воспитания, определенные в Концепции модернизации образования: «формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности.

Объектный. Этот компонент характеризует процесс создания школьником собственной образовательной деятельности и обеспечения ее функционирования на всех этапах движения от задачи к воплощенному результату, выраженному в определенном виде компетентности и включает коммуникативную компетенцию (способность человека к выбору и реализации программ речевого поведения в зависимости от его способности ориентироваться в различной обстановке) и учебно-познавательную компетенцию( способность учащихся к автономному обучению, включающая как специальные, так и общеучебные приемы и виды учебной деятельности).

Социальный компонент - способность и готовность школьников к включению в совместно-распределенную деятельность в образовательном процессе и других сферах общения, включает: социальную компетентность (желание и умение вступать в коммуникативный акт с другими людьми); социолингвистическую компетентность( умение выбрать нужную лингвистическую форму, способ выражения, в зависимости от условий коммуникативного акта); социокультурную компетентность ( --знакомство с национально-культурной спецификой речевого поведения носителей языка, с теми элементами социокультурного контекста, которые релевантный для порождения и восприятия речи с точки зрения носителей языка (обычаями, правилами, нормами, социальными условностями, ритуалами, страноведческими знаниями и т.д.).

Оценочный компонент- Оценочный компонент- способность школьника к оценке своей деятельности, своей личности в целом и своей коммуникации с другими людьми как механизма саморазвития

УУД В результате изучения всех без исключения предметов у выпускников должны быть сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия.

Личностные. Нравственно-оценочные. Общее представление о мире как о многоязычном и поликультурном сообществе; осознание языка, в том числе иностранного, как основного средства общения между людьми; знакомство с миром зарубежных сверстников с использование средств изучаемого иностранного языка; внутренняя позиция школьника, адекватная мотивация учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы, ориентация на моральные нормы и их выполнение, способность к моральной децентрации(один из механизмов развития познавательных процессов личности, формирования ее моральной зрелости и совершенствования навыков общения; функционирует на основе способности к восприятию точки зрения другого человека).

Регулятивные. Организационные. (овладение всеми типами учебных действий, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию (в том числе во внутреннем плане), контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение, развивает социолингвистическую, социокультурную компетентность и самооценку).

Познавательные. Интеллектуальные. Овладение умением координированной работы с разными компонентами учебно-методического комплекса, использование знаково-символических средств, в том числе овладение действием моделирования, а также широким спектром логических действий и операций, включая общие приемы решения задач. постановку и решение проблемы, умение делать предварительный отбор источников информации для поиска нового знания, добывать новые знания (информацию) из различных источников и разными способами, перерабатывать информацию для получения необходимого результата, в том числе и для создания нового продукта, преобразовывать информацию из одной формы в другую и выбирать наиболее удобную для себя форму

Коммуникативные Языковая адаптивность, необходимое вживание в языковую среду, умение выбирать адекватные языковые и речевые средства, умения учитывать позицию собеседника (партнера), организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно передавать информацию и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи. универсальные учебные действия обеспечивают социальную компетентность и учёт позиции других людей, умение разрешения конфликтов, управление поведением партнёра, умение выражать свои мысли, договариваться с людьми, согласуя с ними свои интересы и взгляды, для того чтобы сделать что-то сообща.

Внеклассная деятельность Вовлечение учащихся во внеклассную деятельность открывает широкие возможности при обучении иностранному языку в рамках образовательного процесса для решения задач, которые ставит современное общество школе, позволяет более успешно работать над получением личностных и метапредметных результатов. При организации внеклассных мероприятий учитель не лимитирован временными рамками урока, имеет больше возможности личных контактов с учеником, что позволяет лучше раскрыть потенциал учащегося, в некоторых случаях разрешить конфликтные ситуации. Внеклассные мероприятия позволяют расширить возможности не только образовательного, но и воспитательного аспектов становления личности с учетом современных требований. Участие во внеклассных мероприятиях способствует социальной адаптации через преодоление психологического барьера, что является важным фактором как в изучении иностранного языка, так и формировании становления полноценной личности, уверенной в собственном потенциале.

технологии, методы и приемы Универсальные учебные действия могут быть сформированы только при выполнении обучающимися учебной работы определенного вида на основании использования педагогами технологий, методов и приемов организации учебной деятельности, адекватных возрасту обучающихся. При правильном выборе темы и организации, внеклассные мероприятия могут быть ориентированы на реализацию нового образовательного стандарта обучения иностранным языкам.

постановка пьесы В качестве одного из самых распространенных внеклассных мероприятий может быть предложена учащимся постановка пьесы. Подготовка к постановке включает в себя несколько этапов: -знакомство с содержанием пьесы, ее исторического контекста и ее собственного сюжета; -знакомство с диалогами, данными в пьесе или текста; отбор «актеров» на данные роли; заучивание ролей и репетиции; -отработка наиболее сложных моментов; -подготовка костюмов; -генеральная репетиция; - представление. Во время подготовки к постановке пьесы учитель работает над многими аспектами языка, а также над более общими аспектамиобучения, вовлекая учащихся в совместное творчество. Нужно отметить, что процесс подготовки к постановке более важен, чем само представление, хотя от этого результат не становится менее значимым. Учащиеся получают огромное удовольствие от финального представления. Правильный выбор пьесы способствует развитию коммуникативной и учебно- позновательной компетенций учащихся. Пьеса, как один из ведущих способов развития социальной компетентности учащихся, одновременно является и способом усвоения речевых моделей общения, которые характерны для носителей изучаемого язык. К тому же, пьеса содействует вторичной социализации личности, так как позволяет учащимся усвоить социальные нормы поведения, типичные для носителей изучаемою языка. Тем самым работа над постановкой пьесы способствует развитию социолингвистической и социокультурной компетентности учащихся.

Другие внеклассные мероприятия Необходимо отметить особую роль организации и проведения школьных мероприятий таких, как научно-практических конференций, посвященных глобальным проблемам современности(экологическим,научно- техническим,молодежным), историческим событиям(военным победам России, научно-техническим достижением страны) выдающимся людям и их вкладу в развитие человечества, викторин, вечеров о традициях изучаемого языка, реалиях англоязычных стран и России. Они позволяют охватить такой аспект социокультурной компетенции, как знание культурного наследия стран изучаемого языка, особенно литературы, которая объединяет в себе и язык, и культуру страны. Рамки школьной учебной программы изучения иностранного языка не позволяют осуществить это в нужном объеме. Однако существует тот пласт культуры, без знания которого невозможно понять ее носителей. К таким реалиям относятся фольклор, переломные, ключевые периоды в истории, а также исторические деятели, писатели, поэты и философы, оказавшие значительное влияние на развитие менталитета носителей языка.

Работа по подготовке к таким мероприятиям может состоять из нескольких этапов: - сбор информации (включая проведение интервью); - анализ и обработка информации; Особо важным является использование аутентичных лингвистических средств. Основными источниками получения информации являются печатные материалы, аудио- и видеозаписи, Интернет, собственный опыт учащихся, знания, получаемые на других предметах Подготовительная работа имеет огромное значение для развития социального компонента образовательной компетентности, так как учит не только речевым моделям социального общения, но и развивает межпредметные связи и социокультурные стратегии, отражает современную тенденцию в образовании - ориентацию на исследовательскую, поисковую модель обучения. Ученики максимально полно используют знания и опыт, приобретенные в процессе изучения различных гуманитарных и общественных дисциплин. Без них невозможно успешное выполнение различных видов проблемных заданий, которые стоят перед учениками на подготовительном этапе. Знания, полученные на уроках географии, истории, литературы, биологии, химии и другие умения и навыки, сформированные в ходе обучения в школе, помогают ученикам получать, обобщать, систематизировать материал для того, чтобы сделать мероприятие интересным.

Принцип актуализации Подготовка и организация внеклассных мероприятий приучает школьников творчески мыслить, планировать свои действия, прогнозировать возможные варианты решения задач и самостоятельно выбирать способы и средства их реализации. При подготовке и проведении внеклассных мероприятий, соблюдаются еще один очень важный принцип: принцип актуализации. Будучи не ограниченным рамками школьных программ, которые имеют тенденцию быстро устаревать, учитель может предлагать самые современные темы для проведения внеклассных мероприятий.

сравнительный принцип При построении внеклассных мероприятий очень полезным оказывается сравнительный принцип. Путем сравнительного изучения иностранной и родной культуры осуществляется другие очень важные принципы: принцип взаимосвязанного поликультурного и билингвального развития личности учащегося; принцип дидактической культуросообразности; принцип культурной вариативности; принцип приоритета творческих проблемных заданий и; принцип культурной рефлексии. Учащиеся одновременно формируют ряд умений и навыков, составляющих основу социокультурной компетентности в рамках иноязычной коммуникативной компетентности, что позволяет им в дальнейшем осуществлять кулыуроведческое образование и самообразованне. Сравнительное изучение культур России и стран изучаемого языка способствует сформированию представления о культурном разнообразии как о норме сосуществования культур в современном поликультурном мире с одной стороны. С другой стороны, учащиеся определяют свое место в спектре культур, что является неотъемлемым элементом формирования общепланетарного мышления. Таким образом, изучение ИЯ, в частности развитие социокультурной компетенции как неотъемлемой части образовательных компетенций, способствует развитию аналитических способностей учащихся с одной стороны, и с другой стороны, формированию у них способности к социальной адаптации на основе лучшего понимания своей собственной страны и культуры, формированию базовых нравственных ценностей: патриотизм-любовь к Родине, служение Отечеству; социальная солидарность свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство; гражданственность служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания; семья любовь и верность, здоровый образ жизни,уважение к родителям; труд и творчество уважение к труду, творчество и созидание, целеустремлённость и настойчивость; наука ценность знания, стремление к истине, научная картина мира; религии представления о вере, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога; искусство и литература красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие; природа эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание; человечество мир во всём мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество.

Описание основных технологий и методов работы по формированию УУД, применяемых при организации и проведении внеклассных мероприятий. Учебное сотрудничество Педагог воспринимает ребенка как равноправного партнера, активного, влиятельного участника учебного процесса, организует взаимообщение, диалог. Участники процесса эмоционально открыты и свободны в своих высказываниях. Ребенок свободно пользуется помощью педагога или сверстников. При таком сотрудничестве педагог выступает в роли организатора, который действует опосредованно, а не прямыми указаниями. Такое общение максимально приближено к ребенку. Организация работы в паре, группе, самостоятельная работа с использованием дополнительных информационных источников. Учебное сотрудничество позволяет формировать коммуникативные, регулятивные, познавательные и личностные универсальные учебные действия.

Творческая, проектная,учебно – исследовательская деятельность Художественное, музыкальное, театральное творчество, конструирование, формирование замысла и реализация социально – значимых инициатив и др. Работа над проектами гармонично дополняет в образовательном процессе классно-урочную деятельность и позволяет работать над получением личностных и метапредметных результатов образования в более комфортных для этого условиях, не ограниченных временными рамками отдельных уроков. Нацеленность проектов на оригинальный конечный результат в ограниченное время создает предпосылки и условия для достижения регулятивных метапредметных результатов. Совместная творческая деятельность обучающихся при работе над проектами в группе и необходимый завершающий этап работы над любым проектом – презентация (защита) проекта – способствуют формированию метапредметных коммуникативных умений. Личностные результаты при работе над проектами могут быть получены при выборе тематики проектов.

Контрольно – оценочная и рефлексивная деятельность Самооценка является ядром самосознания личности, выступая как система оценок и представлений о себе, своих качествах и возможностях, своем месте в мире и в отношениях с другими людьми. Центральной функцией самооценки является регуляторная функция. Происхождение самооценки связано с общением и деятельностью ребенка. На развитие самооценки существенное влияние оказывает специально организованное учебное действие оценки. Условия развития действия оценки учебной деятельности: постановка перед учеником задачи оценивания своей деятельности (оценивает не учитель, перед ребенком ставится задача оценки результатов своей деятельности); предметом оценивания являются учебные действия и их результаты, способы взаимодействия, собственные возможности осуществления деятельности; организация объективации для ребенка изменений в учебной деятельности на основе сравнения его предшествующих и последующих достижений; формирование у обучающегося установки на улучшение результатов своей деятельности (оценка помогает понять, что и как можно совершенствовать);

Трудовая деятельность Самообслуживание. Планомерный труд развивает положительные качества личности: организованность, дисциплинированность, внимательность, наблюдательность. Трудовая деятельность позволяет формировать личностные универсальные учебные действия.

Описание роли образовательных технологий в формировании универсальных учебных действий. Проблемно диалогическая технология даёт развернутый ответ на вопрос, как научить учеников ставить и решать проблемы. В соответствии с данной технологией осуществляется введение нового материала, постановка учебной проблемы и поиск её решения. Постановка проблемы – это этап формулирования темы урока, мероприятия или вопроса для исследования. Поиск решения – этап формулирования нового знания. Постановку проблемы и поиск решения ученики осуществляют в ходе специально выстроенного учителем диалога. Эта технология, прежде всего, формирует регулятивные универсальные учебные действия, обеспечивая выращивание умения решать проблемы. Наряду с этим происходит формирование и других универсальных учебных действий: за счёт использования диалога – коммуникативных, необходимости извлекать информацию, делать логические выводы и т.п. – познавательных.

Технология продуктивного чтения. Технология формирования типа правильной читательской деятельности (технология продуктивного чтения). Цель - понимание текстов: в явном виде, не явном и главное. Средство – активные приёмы на 3-х этапах работы с текстом. Технология формирования правильной читательской деятельности (технология продуктивного чтения) обеспечивает понимание текста за счёт овладения приемами его освоения на этапах до чтения, во время чтения и после чтения. Эта технология направлена на формирование коммуникативных универсальных учебных действий, обеспечивая умение истолковывать прочитанное и формулировать свою позицию, адекватно понимать собеседника (автора), умение осознанно читать вслух и про себя тексты учебников; познавательных универсальных учебных действий, например, – умения извлекать информацию из текста. Реализация этой технологии обеспечена методическим аппаратом учебников и тетрадей по литературному чтению и другим предметам